Информация туристская. Инфраструктура туристская. История туризма
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТСКАЯ Необходимые и достоверные сведения: о правилах въезда в страну (место) временного пребывания туриста и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды (Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). Достоверность, надежность информации- соответствие распространяемой информации о туристском продукте реальному состоянию. Позиция ответственности турагента и туроператора при продвижении туристского продукта (Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИСТСКАЯ Комплекс действующих сооружений и сетей производственного (инфраструктура производственная), социального (инфраструктура социальная) и рекреационного (инфраструктура рекреационная) назначения, используемая для обеспечения жизнедеятельности туристов (см. Индустрия туризма). Инфраструктура рекреационная- комплекс действующих зданий, сооружений, артефактов, непосредственно не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для рекреационного обслуживания гостей, – стадионы, бассейны, корты, атлетические и оздоровительные комплексы, бани и сауны, парки отдыха, сады, зоопарки и т. п. (см. Деятельность рекреационная). ИСТОРИЯ ТУРИЗМА Временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии. В истории развития туризма различают четыре этапа: до нач. XIX в. – предыстория туризма; нач. XIX в. – нач. XX в. – элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг; нач. XX в. – до второй мировой войны – начало становления социального туризма; после второй мировой войны по настоящее время – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
Предыстория туризма- период развития туризма до нач. XIX в. Включает следующие этапы развития туризма: античный туризм, когда основными мотивами путешествий были: торговля, образование, паломничество, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков, когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени, когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция, увеличившая массив рабочего времени и впервые поставившая вопросы о необходимости рекреации рабочих и служащих. Этапы развития туризма в России-стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить пять этапов. Первый этап – просветительский (до 1890) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различных районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России. Эта социальная ориентация туризма сохраняется и поныне и существенно отличает российский туризм от туризма др. стран Европы и США. Второй этап – предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в к-ром явно прослеживаются два основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
Третий этап – организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в кон. 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, – социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т. д. Др. дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, к-рые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением (1928) Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой форме организации и планирования туризма, основанной на системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа. Четвертый этап – административно-нормативный (1969-1990) -характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.
Пятый этап – переходный (с 1990). В нем проявились нек-рые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ: 1) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка; 2) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству; активное развитие малых и средних туристских предприятий; 3) переход к тспользованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений; 4) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому с гимулированию туристского рынка на новой законодательной основе. Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались – право на отдых сознается (и это записано в Конституции РФ) как важная составляющая социальных завоеваний и свобод, и ущемление его создает социальную базу для массовых конфликтов и противостояний различного уровня и характера. Реальное содержание пятого этапа обозначится в ходе столкновения этих негативных результатов и позитивных тенденций и во многом будет зависеть от общей ситуации в стране, хода экономической и политической реформы, осознания властными структурами туризма как мощного мультипликатора рынка и важного фактора развития всей сферы услуг в России.
В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце XX в., устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века. Общества туристские в России. Общество Всесоюзное добровольное пролетарского туризма и экскурсий – образовано в 1930 на базе Общества пролетарского туризма (ОПТ). Задачи: широкое ознакомление народных масс со страной и природными богатствами, подлежащими освоению; организация массового обмена производственным опытом; активное участие в укреплении обороноспособности страны, здоровья людей; патриотическое воспитание и повышение культурного уровня трудящихся; участие туристов в общественно полезной работе. Туристско-экскур-сионная работа строилась по трем направлениям: производственному, сельскохозяйственному и краеведческому. Общество «Кавказское горное» – функционировало в Пятигорске (1902-1909), готовило платных руководителей экскурсий, проводило экскурсии членов общества по маршрутам. Общество любителей естествознания – организовано во 2-й пол. XIX в. в С. -Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге и др. городах с целью изучения природных богатств окружающих территорий и проведения экскурсий для любителей природы. Общество пролетарского туризма (ОПТ) РСФСР – массовое добровольное общество туристов. Образовано в 1928 на основе Российского общества туристов в результате объединения всех акционерных туристско-экскурсионных обществ и оргаиизацк. Государственного акционерного общества «Советский турист Украинского межпаевого экскурсионного товарищества и др. Руководящий орган: Центральный совет во главе с президиумом. Структура ОПТ: отделения (в крупных городах), первичные организации ячейки (на фабриках, заводах, в колхозах, учебных заведениях). Преобразовано в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий. Общество «Русское горное» – образовано в 1901. Просуществовало до 1927. Проводило изучение природных богатств России, организовывало походы, путешествия, экскурсии. Общество туристов Российское (РОТ) – создано (1905) на базе «Русского турингклуба» (см. Клуб). Организовывало туристские путешествия по России и за границей, религиозный туризм, экскурсии для педагогов, учебно-воспитательные поездки. При POl действовала комиссия по проведению образовательных экскурсии по России с отделениями при С. -Петербургском, Казанском, Киевском и др. учебных округах. Комиссия разрабатывала маршруты по Северу и Востоку России, Волге. РОТ издавало журналы «Русский турист», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль), Te°Pf™Ko-Me-тодическую и справочную литературу, путеводители. В 1928 PU1 было ликвидировано в связи с созданием Общества пролетарского туризма.
К
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|