Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация туризма. Классификация экскурсий




КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА

Выделение внутренне однородных таксонов туристской деятель­ности по принятым основаниям.

Вид туризма – 1) результат К. т. по тем или иным основани­ям; 2) маркировка, принятая тем или иным туроператором для ха­рактеристики туристского продукта или обозначения обслуживания группы. В. т. описывается определенным сочетанием категорий ту­ризма, напр.: групповой (1Г), национальный (ПН), внутренний (ШВ), организованный (IVO), релаксационный (VO), молодежный (VIM), водный (VIIB), экологический (VIII3), речной (IXP) или маркирует­ся: IA – ИН – ШВ – IVO – VO – VIM – VIIB – VIII3 – IXP.

Маркировка позволяет туроператору, обслуживающему группу туристов, принимать правильные и быстрые решения, имея косвен­ную информацию о ее составе, целях и т. п. Маркировка может быть конкретизирована, напр.: 1Г(30) – НН (Волга) – ШВ (Алтай) -IVO (8) – VO (2600) – VIM (14-16) – VIIB (т/х 2) – VIII3 (2) – IXP (Нижний Новгород – Астрахань) означает, что туроператор должен быть готов к обслуживанию туристской группы в составе 30 человек,

 

Основные классификации

КАТЕГОРИИ ТУРИЗМА

I Субьект деятельности

Индивидуальный

Групповой

Семейный

II Регион отдыха

Национальный

Международный

III Рынок

Внутренний

Иностранный

IV Способ организации

Самодеятельный

Организованный

V Цель

Релаксационный (отдых)

Реабилитационный (санаторный)

Рекреационный

VI Возраст

Детский

Молодежный

Средний

Третий

VII Транспорт Авто-мо-бильный

Автобус­ный

Водный

Пеше­ходный

Желез-нодорожный

Верховой
VIII Основная деятельность

Кон-грессный

Деловой

Позна­вательный

Спор­тивный

Экологи­ческий

IX Основные ресурсы

Горный

Морской

Лесной

Речной

                           

Пример классификации туризма

к-рые приехали на Волгу из Алтая на 8 дней с целью отдыха, запла­тив по 2600 руб.; в составе группы молодежь: 14 женщин, 16 мужчин; им предстоит водное путешествие на теплоходе в каютах 2 класса, 2 экологические экскурсии по маршруту Нижний Новгород – Астрахань.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

В основе К. э. лежит деление их по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передви­жения, форме проведения (см. рисунок на с. 97). По содержанию Экс­курсии подразделяются на обзорные (многоплановые), тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случай­но их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строятся такие экскурсии на показе самых различных объектов. Это памятники истории и культуры, здания и сооружения, природные объекты, места знаменательных событий, элементы благоустройства города, промышленные и с. -х. предприя­тия и др. В обзорных экскурсиях события и факты излагаются круп­ным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы. Если это историческая экскурсия, то в ее основу положено одно зна­чительное событие или несколько событий, объединенных одной те­мой, иногда охватывающих более продолжительный период време­ни. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изуче­ния могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях го­рода. Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп: исто­рические, производственные, природоведческие, искусствоведческие литературные, архитектурно-градостроительные. По своему содер­жанию исторические экскурсии подразделяются на следующие основ­ные подгруппы: историко-краеведческие (напр., «История возникно­вения города Перми», «Из истории Садового кольца» и т. д. ); архео­логические (напр., в Херсоне с показом вещественных исторических источников – раскопок); этнографические; военно-исторические (по местам военных действий – «Бородино» и т. п. ).

Производственные экскурсии делятся: на производственно-исто­рические; производственно-экономические; производственно-техни­ческие; профессионально-ориентационные для учащихся. Искусство­ведение объединяет следующие группы экскурсий: театральные (напр., «Екатеринбург театральный», «Цыганский театр в Москве» и др. ); историко-музейные с показом произведений монументальной скульп­туры, посвященной деятелям истории, культуры и науки; музейные -экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным художественным промыслам (Гжель, Палех, Федоскино, Дымково, Жостово, Хохло­ма), по местам жизни деятелей искусства («Чайковский в Клину», «Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др. ).

Литературные экскурсии обычно группируют следующим образом: литературно-биографические – по местам, к-рые хранят память о жизни и творчестве писателя, драматурга («Пушкин в Москве», «Куприн в С. -Петербурге», «Юношеские годы Л. Толстого» (Казань) и пр. ); исто­рико-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы («Литературная Москва 20-х гг. XX в. », «Писатели в Томске» и пр. ); литературно-художественные экс­курсии или экскурсии по местам, к-рые описаны в произведениях того или иного писателя («Белые ночи» (С. -Петербург), «По следам героев Шолохова», «Город Орел в произведениях Н. С. Лескова» и др. ).

Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы преду­сматривают показ памятников архитектуры определенного периода (напр., «Московская усадьба XVII века»), представление о творче­стве одного архитектора, планировка и застройка городов по гене­ральным планам, новостройки (показ современной архитектуры и хода строительства зданий и целых районов). Подобные экскурсии иногда относят к группе производственных.

Тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы при­родоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каж­дой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных усло­вий проведения экскурсии, ресурсов познавательного плана того или иного города, региона.

По составу участников экскурсии классифицируют следующим образом: для местного населения и приезжающих туристов; для взрос­лой аудитории и детей; для городского и сельского населения; для организованных групп (групповая экскурсия) и одиночных посети­телей (индивидуальная экскурсия). Особенности восприятия экскур­сионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику, продол­жительность их проведения.

По месту проведения экскурсии делятся на: городские, загород­ные, производственные, музейные. По способу передвижения экскур­сии делятся на пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что, зада­вая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляю­щем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскур­сионных объектов (памятники истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест. Нек-рые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, поезда метрополитена. По форме проведения экскурсии могут быть различными: массовка (ее участники передви­гаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из к-рых работает свой экскурсовод; такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праз­дники), прогулка (совмещает в себе элементы познавания с элемента­ми отдыха, проводится в лесу, парке, по морю, реке и т. п. ), лекция (рассказ преобладает над показом), концерт (посвящается музыкаль­ной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне ав­тобуса), «спектакль» (форма проведения литературно-художествен­ной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений

 


Классификация экскурсий

художественной литературы) и др. Правильная классификация экскурсий в бюро и музее обеспечивает условия для лучшей органи­зации работы с экскурсоводами, облегчает их специализацию, созда­ет основу для деятельности методических секций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...