Договорные отношения в туризме
Система договоров и взаимных обязательств, вытекающих из договоров, заключаемых между туристскими организациями, а также между туристскими организациями и туристом. Д. о. в т. регламентируются Гражданским кодексом РФ, федеральными и местными законами. Основной документ Д. о. в т. – договор. Договор является согласованным волеизъявлением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 420). Виды договоров, используемые в туризме, – агентский; купли-продажи; аренды; найма жилого помещения; добровольного страхования; банковского вклада; перевозки; оказания услуг и др. Договор, согласно Гражданскому кодексу РФ, 1996. Ст. 154, является двусторонней либо многосторонней сделкой. В той части договоров, которые туристская организация заключает с гражданами, они являются договорами присоединения (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 428 и 779). В практике деятельности туристских организаций выступают предварительные договоры (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 429), согласно к-рым туроператор и турагент предлагают клиенту заключить в будущем основной договор на определенных существенных условиях с оплатой в установленный срок. Основные виды договоров, составляющие суть договорных отношений в туризме, следующие: •Договор агентский – соглашение, по к-рому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению др. стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 1005). В туризме принципалом выступает, как правило, Туроператор, вознаграждение, получаемое Агентом, имеет форму комиссионных.
•Договор возмездного оказания услуг-договор, по к-рому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 779). В туризме в качестве заказчика обычно выступает туроператор, а исполнителя – предприятия индустрии туризма, туристской инфраструктуры. В рамках туристских услуг осуществляется экскурсионное обслуживание, обеспечивается транспортное обслуживание, предоставляются питание и проживание, к-рые вместе с туром составляют единое целое. •Договор генеральный – соглашение о принципах сотрудничества или взаимоотношений. Связывает между собой ведущие туристские, транспортные фирмы, гостиничные цепи, претендующие на эксклюзивный характер взаимоотношений, и имеет, как правило, долговременный характер (не менее трех лет). Определяет цели и содержание туристского обмена, виды туристских поездок, порядок расчетов, предоставление туристского обслуживания. •Договор комиссии – договор, согласно к-рому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению др. стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 990). •Договор купли-продажи-по этому договору одна сторона (продавец) обязуется продать вещь (товар) в собственность др. стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 454). Эти общие положения развиваются для отдельных видов договоров (розничная купля-продажа, поставка товаров, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятий) в соответствующих статьях Гражданского кодекса РФ, 1996.
Гражданским кодексом РФ регулируются обязанности продавца и покупателя, последствия неисполнения пунктов договора, в т. ч. поставки товаров и услуг ненадлежащего качества, условия расчета за поставляемые товары и страхование, порядка поставки и доставки товаров и т. п. •Договор международный – документ, регламентирующий характер международного сотрудничества, в т. ч. в сфере туризма (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). •Договор перевозки – транспортное обслуживание туристов относится к т. н. возмездному оказанию услуг, когда согласно договору между перевозчиком и туристской организацией перевозчик осуществляет перевозку грузов, туристов и их багажа в соответствии с транспортными уставами и кодексами на основе тарифов и правил (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 784). •Договор поручения – договор, согласно к-рому одна сторона (поверенный) за вознаграждение обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 971). В туризме в качестве доверителя, как правило, выступает туроператор, а поверенных – предприятия Индустрии туризма, предоставляющие по договору поручения согласованные услуги, реже – Турагенты, продвигающие и реализующие на рынке туристский продукт туроператора. •Договор предварительный – соглашение, оформляемое туроператором в письменной форме на основании конкретного заказа туриста на формирование туристского продукта (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). •Договор розничной купли-продажи туристского продукта-в туризме Д. р. к. -п. – основной договор, к-рый Туроператор (продавец) заключает с Туристом (покупателем) о предстоящем Туре как товаре определенной комплектности, к-рый будет создан продавцом и передан туристу за определенную цену в конкретные сроки. При этом в соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» (Ст. 9) туроператор и турагент несут ответственность за достоверность информации о туристском продукте. (См. Путевка туристская. ) Содержание договора раскрывает конкретные условия, определяющие совокупность прав и обязанностей сторон, требования к порядку и срокам его реализации: условия о предмете договора; существенные условия; условия специальные, относительно к-рых должно быть достигнуто соглашение.
К существенным условиям договора относятся (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996. Ст. 10): информация о туроператоре/турагенте, включая данные о лицензии, юридический адрес, банковские реквизиты; сведения о туристе в необходимом объеме; достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта (программа пребывания, маршрут, условия безопасности, результаты сертификации туристского продукта); дата и время начала и окончания тура; порядок встречи, проводов и сопровождения туриста; права, обязанности и ответственность сторон; розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты; минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о переносе времени или отмене путешествия по причине недобора группы; условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон; порядок и сроки предъявления претензий туристом. В соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются; туроператор/турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что ненадлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Договором розничной купли-продажи предусмотрен порядок возмещения убытков и ущерба сторонам в случае расторжения договора, распространяемый и на сферу туризма. Возмещение убытков – право сторон на получение компенсации в случае расторжения договора либо невыполнения условий договора купли-продажи туристского продукта со стороны туроператора или турагента. Сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать двух размеров стоимости туристского продукта. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).
Возмещение ущерба – компенсация в денежной форме за утрату или повреждение, нарушение контракта, гражданское правонарушение или нарушение прав. Турист может расторгнуть договор без возмещения ущерба туристской организации, если увеличение общей стоимости тура превышает 10 % оговоренной в ваучере стоимости поездки. В этом случае он имеет право на возмещение всех сумм, выплаченных организации в порядке предоплаты данного тура (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). •Договор учредительный- соглашение, определяющее порядок и условия осуществления учредителями совместной деятельности по созданию предприятия в организационно-правовой форме, предусмотренной законом (общества, товарищества и т. п. ), а также ответственность перед третьими юридическими и физическими лицами. •Договор франшизы (франчайзинговый) – 1) передача исключительных прав и привилегий на сбыт товаров и услуг, охраняемых торговой маркой либо производимых на основе технологий франшизодателя. Регулируется Гражданским кодексом РФ, 1996. Гл. 54. Коммерческая концессия. Договор коммерческой лицензии (франшизы) в сфере Гостеприимства предусматривает использование средств индивидуализации франшизодателя (фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания) как гарантии определенного качества услуг (применение технологии и стандарта обслуживания, методов и систем управления гостиницей, рестораном -см. также Управление туризмом – вплоть до правил ведения бухгалтерской отчетности) и унифицированных методов подготовки менеджмента персонала, включая стажировку на предприятиях франшизодателя; включение франшизополучателя в общую систему маркетинга фирмы франшизодателя. Эту систему широко применяют Цепи гостиничные и ресторанные («Хилтон», «Ромада Иннз», «Интеркон-тиненталь», «Аккор» и др. ). Договор франшизы позволяет быстро и гарантированно внедрять унифицированные стандарты обслуживания, регулировать воздействие на рынок. Франшизодатель заинтересован в вовлечении в свою цепь новых членов и потому, как правило, имеет специально подготовленные для заинтересованных лиц документы, наиболее важным из которых является «Заявление об условиях» – документ, предоставляющий информацию о франшизодателе, характере его бизнеса, а также содержании франшизы и дополнительном оборудовании, к-рое обязан приобрести франшизополучатель в случае заключения контракта. Если предложение, содержащееся в «Заявлении об условиях», принято, подписывается договор – юридический документ, закрепляющий правоотношения между франшизодателем и франшизополучателем, где оговариваются условия работы предприятия в конкретных условиях, цена франшизы, а также выплаты вознаграждения за использование имущества. Договор коммерческой концессии (франшизы) подлежит государственной регистрации.
Репутация франшизодателя – гудвилл – цена накопленных нематериальных активов фирмы, денежная оценка неосязаемого капитала (деловая репутация, престиж торговой марки, опыт деловых связей). В туризме гудвилл учитывается при заключении франшизного контракта как неосязаемый капитал (нематериальные активы) фран-шизодателя, способный значительно усилить конкурентоспособность туристского продукта или услуги. •Договор фрахтования-1) документ, определяющий сроки и условия найма морского или воздушного судна; 2) договор, по к-рому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить др. стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров, багажа (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 787). • Договор хозяйственный – 1) основа хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных предприятий; 2) соглашение, заключаемое между туристско-экскурсионными предприятиями и организациями об установлении юридических прав и обязанностей в сфере их хозяйственной деятельности в целях организации хозяйственных связей, учета социально-экономических интересов и обеспечения оперативной самостоятельности. Оценка хозяйственно-финансовой деятельности туристско-экскурсионных предприятий осуществляется с учетом выполнения обязательств по хозяйственному договору. Квотирование безвозвратное- совокупность взаимных обязательств туроператора и объекта индустрии гостеприимства, предусматривающая: передачу туроператору без возможности отзыва права на реализацию квоты номеров (мест) на весь период действия договора; оплату туроператором полной стоимости квоты по оговоренной цене независимо от фактического числа прибывших туристов; предоставление туроператору заказанных услуг в полном объеме. Квотирование возвратное – совокупность взаимных обязательств туроператора и объектов индустрии гостеприимства, предусматривающая: передачу туроператору права на реализацию в течение определенного времени квоты номеров (мест); аннулирование квоты по желанию любой стороны по письменному уведомлению. Претензия туриста – может быть предъявлена туристской организации в течение 20 дней с момента окончания действия договора. При предъявлении претензии клиентом к туристской организации она вправе требовать возмещения от своих партнеров, нарушивших условия организации поездки, если данное условие содержится в договоре о совместной деятельности (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). Сделка – действие, направленное на установление либо изменение гражданских прав и обязанностей. В туристской практике наиболее распространенным видом С. является договор. С. Бартерная – экспортно-импортная операция по прямому обмену туристами, туристскими продуктами, туристскими услугами без использования валютных средств. В практике туризма распространены такие С. б., как обмены туристско-экскурсионных услуг на товары народного потребления без денежных расчетов между партнерами. С. компенсационная- соглашение, предусматривающее взаимную поставку туристов на равную стоимость. В отличие от обычной товарообменной сделки (бартера) представляет собой генеральное соглашение, в рамках к-рого заключается комплекс договоров, в частности, на поставку в кредит оборудования для предприятий и/или передачу «ноу-хау» с расчетами готовой продукцией после пуска предприятия или др. товарами. При заключении С. к. может быть предусмотрено частичное денежное покрытие расходов на обслуживание туристов. С. торговая международная – договор между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, о поставке установленного количества и качества товарных единиц и/или оказании услуг (в т. ч. туристских) в соответствии с согласованными сторонами условиями. Торговые международные сделки регулируются Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция, 1980) и Новой Гаагской конвенцией о праве, применяемом к договорам международной купли-продажи (1985). Данные нормативные акты распространяются и на международный туристский обмен. С. Туристская – разовый двусторонний договор об организации туристского обслуживания группы или туриста. Как правило, достигается в ходе переписки, переговоров. Соглашение в туризме – 1) взаимная договоренность по конкретной проблеме, вопросу, представляющему совместный интерес для двух или нескольких туристских организаций. В туристской практике имеются С. о сотрудничестве национальных, региональных и международных организаций; 2) форма сотрудничества туристских организаций с органами исполнительной власти, учреждениями и предприятиями, непосредственно между туристскими организациями; 3) договор, устанавливающий условия, принципы, взаимоотношения, права и обязанности сторон – участников С. на двусторонней и многосторонней основах в области культурного и научного сотрудничества. Вопросы туризма и обменов находят свое отражение в двусторонних договоренностях России со многими странами, напр. США, Италией, Францией, Бельгией, Ливаном, Сирией, Финляндией и др., или многосторонних актах, напр. Хельсинкском Заключительном акте СБСЕ, Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников СБСЕ, Рекомендательном законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма». В указанных С. зафиксированы меры по содействию туризму и обменам. С. агентское (то же, что к Договор агентский) – передача производителем туристского продукта (принципалом) услуг туристскому агенту, а также передача права на продажу как отдельных видов услуг, так и инклюзив-туров от имени и за счет принципала. С. а. содержит отдельные инструкции агенту по выполнению возложенных на него задач, ограничивает сферу и территорию действия агента, устанавливает права и обязанности в отношении принципала, порядок выплаты комиссионных. С. а. оформляется также и в виде выдаваемой туроператором или транспортной компанией (принципалом) лицензии. Лицензия предусматривает обязательное выполнение турагентом ряда позиций, касающихся размера оборота туристского агентства; квалификации персонала; местонахождения турагентства; установленных принципалом цены и размера комиссионных; обязательств турагента (напр., не предоставлять' скидки с цены др. агентам); особых ограничений (напр., все денежные средства, получаемые от продажи услуг, не принадлежат агенту и отделяются от его собственных средств; вся документация, относящаяся к продаже услуг и туров, может быть в любой момент проверена принципалом); обязательств турагента по рекламе; обязательств эксклюзивного характера. Типовые условия С. а. на Перевозки разработаны Международной ассоциацией авиационного транспорта (ИАТА). Эти условия предусматривают предоставление агенту права продажи авиабилетов и резервирования мест на авиалиниях ИАТА с получением за каждый проданный билет или произведенное резервирование комиссионного вознаграждения в размере 7, 5 %. Принципал выдает бланки авиабилетов и разрешает пользоваться своей торговой маркой, а также льготными туристскими тарифами для организации авиационных инклюзив-туров. С. генеральное – взаимная договоренность о принципах (основах) сотрудничества сторон (организаций-партнеров) в конкретной сфере туристско-экскурсионного обслуживания. В туризме практикуется заключение С. г. с транспортными министерствами, ведомствами, дорогами, управлениями, пароходствами, службами. Наличие С. г. – стабильное условие для перспективного и масштабного развития туристско-экскурсионной отрасли. (См. Агентство туристское генеральное. ) Сообщение – 1) обязательство, установленное контрактом, согласно к-рому каждая из сторон должна сообщить все факты, относящиеся к предмету контракта; 2) обязательство, установленное правом, согласно к-рому акционерная туристская компания обязана доводить до сведения акционеров всю коммерческую информацию. С. прямое смешанное- единый транспортный документ, определяющий взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров, багажа разными видами транспорта, а также порядок организации этих перевозок (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 778). Существенное изменение обстоятельств-основание для сторон туристского договора требовать его изменения или расторжения. К ним относятся: • ухудшение условий путешествия, изменение сроков его совершения; • недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось; • непредвиденный рост транспортных тарифов; • введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов; • резкое изменение курса иностранных валют (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). Убыток – 1) дефицит, превышение издержек над доходами; 2) выраженный в денежной форме ущерб, причиненный одному лицу (юридическому или физическому) противоправными действиями др. (юридического или физического). Именно в этом значении трактуется понятие убытка в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», где говорится о праве туриста на возмещение убытка и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора со стороны туроператора или турагента. Гражданский кодекс РФ предусматривает два вида убытка: реальный ущерб – расходы, к-рые юридическое или физическое лицо, чьи права нарушены, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества; упущенная выгода – доходы, к-рые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. При этом убытки, причиненные туристу, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки, установленной договором (Закон РФ «О защите прав потребителей». Ст. 13, 1996). Условие простое – гарантия, к-рую туроператор дает тур-агенту и к-рая побуждает турагента заключать договоры с клиентами. Если туристский продукт не соответствует данным туроператором гарантиям, турагент может получить возмещение убытков от туроператора, используя договор, хотя туроператор не является участником этого контракта. У. фундаментальное – условие в контракте туристской организации, имеющее настолько важное значение, что контракт становится бесполезным, если это условие будет опущено. У. путешествия-У., содержащиеся в письменном договоре между туристом и турагентом или туроператором: информация о туроператоре или турагенте (продавце); сведения о туристе (покупателе); достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта; дата и время начала и окончания путешествия и его продолжительность; порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон; розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты; минимальное количество туристов в группе; условия изменения и расторжения договора; порядок и сроки предъявления претензий туристом (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). Ущерб имущественный -в случае понесения клиентом У. и. во время тура туристская организация компенсирует У. в полном объеме, установленном документально либо зафиксированном страховыми обязательствами (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994). У. моральный – в случае нарушения условий тура, оговоренных в ваучере, турист может предъявить туристской организации иск на возмещение понесенного ущерба и компенсацию за испорченный отдых и У. м. (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994). Форс-мажорные обстоятельства- условия или обстоятельства непреодолимой силы, наступление к-рых невозможно предугадать заранее при заключении договора или соглашения и к-рые оказывают существенное влияние на ход выполнения договора: пожары, наводнения, землетрясения, эпидемии и т. п. Обычно в контрактах оговаривается, какие обстоятельства относятся к «непреодолимой силе» и как действуют стороны при их наступлении. Туристская организация может расторгнуть договор без возмещения убытков или аннулировать Ваучер при наличии форс-мажорных обстоятельств, препятствующих осуществлению тура или предоставлению услуг, при этом все суммы предоплаты возвращаются клиенту, если в ваучере не было оговорено иное (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994). При этом туристская фирма должна доказать, что данные обстоятельства обладают признаками чрезвычайности и непредотвратимое™ и что именно они обусловили невозможность для фирмы выполнить условия договора. Цена договорная – денежное выражение стоимости туристско-экскурсионных услуг, устанавливаемое по согласованию между производителем и потребителем туристского продукта в целях более полного учета индивидуальных запросов потребителей, предоставления новых, нетрадиционных видов услуг. Цена договорная является одним из важных инструментов стабилизации туристско-экскурсионного рынка на уровне платежеспособного спроса населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|