Программа федеральная целевая. «развитие туризма в Российской Федерации». Продукт туристский
ПРОГРАММА ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ «РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Целевая программа развития туризма в РФ, которая положила начало государственному регулированию туристской деятельности, определила основные направления развития современной туристской индустрии в России. Утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996. Главная цель П. – создание в РФ современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристских услугах, а с др. -значительный вклад в развитие народного хозяйства страны, в т. ч. за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Предусматриваются два этапа ее реализации: 1995-1997 – формирование нормативно-правовой базы развития туризма, решение организационных вопросов, разработка Генеральной схемы развития и размещения зон и объектов туризма на территории РФ, содействие развитию материальной базы туризма в районах с наиболее высоким туристским потенциалом, развитие рекламы и информации об отечественном туристском продукте, кадровое и научное обеспечение развития туризма; 1998-2005 – завершение создания системы подготовки кадров для сферы туризма, модернизация существующей материальной базы, активизация строительства новых туристских объектов, развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению отечественного туристского продукта на мировом туристском рынке.
Финансирование мероприятий первого и второго этапов предусмотрено осуществлять за счет внебюджетных источников; средств федерального бюджета; бюджетов субъектов РФ. ПРОДУКТ ТУРИСТСКИЙ 1) Право на тур, предназначенное для реализации туристу (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996); 2) потребительский комплекс, включающий: тур + услуги туристско-экскурси-онные + товары; 3) совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия. П. т. состоит из трех частей: тур, туристско-экскурсионные услуги, товары. ПРОИЗВОДСТВО П. т. – 1) базовое понятие экономики туризма; 2) процесс превращения ресурсов в П. т. П. п. т. осуществляется на разных хозяйствующих субъектах: от натурального крестьянского хозяйства до современного предприятия. В неоклассической теории для анализа процесса П. п. т. обычно применяется производственная функция, к-рая показывает, какое сочетание ресурсов необходимо для эффективного производства. Издержки – 1) затраты, как правило денег, на покупку товаров и услуг; 2) расходы, понесенные для достижения цели, напр, расходы на производство определенных товаров. Все затраты фирмы, к-рые необходимы ей каждый раз при очередном новом цикле кругооборота капитала (фондов) в пределах простого воспроизводства; 3) сумма, израсходованная на оплату товаров и услуг, к-рая, т. о., более не является активом покупающей организации. В результативном отчете о прибылях и убытках издержки обычно отражаются как вычет из дохода; 4) сумма средств, затраченных наемным работником для выполнения порученной работы; 5) затраты на определенные товары и услуги за определенный период времени, отражающиеся в бухгалтерском учете как «полные издержки»; 6) прямые издержки на производство товаров и услуг, включающие расходы на приобретение сырья и рабочей силы, необходимых для производства единицы товара; 7) затраты плюс потери.
И. бухгалтерские – затраты фирмы, к-рые имеют явный характер и находят отражение на счетах бухучета. Подразделяются на постоянные и переменные издержки. И. валовые – общая сумма всех постоянных и переменных издержек. Денежное выражение экономических издержек, связанных с посетителями к. -л. территории за определенный период времени, без учета к. -л. выгод, связанных с данными посетителями. И. косвенные – накладные расходы: расходы по управлению и обслуживанию производства. И. обращения – текущие затраты на процесс обращения произведенной продукции: торговые издержки; издержки транспортировки и т. п. И. переменные – затраты фирмы, к-рые прямо пропорционально зависят от объема выпускаемой продукции и объема продаж. К переменным издержкам относятся: расходы на заработную плату; затраты на сырье, материалы, топливо, энергию; налог с продаж; затраты на рекламу; транспортные расходы; торгово-комиссионные затраты; почтовые и телеграфные расходы и т. п. И. постоянные – затраты фирмы, к-рые практически не зависят от объема выпускаемой продукции и от объема продаж. К постоянным издержкам относятся: амортизационные отчисления; содержание управленческого аппарата; оплата процентов по полученным фирмой займам; налоги на недвижимость; страховые взносы; выплаты за арендуемые помещения и т. п. И. предельные – прирост затрат фирмы, к-рые ей объективно необходимы для производства одной дополнительной единицы продукта. И. прямые – расходы на приобретение сырья и рабочей силы, необходимых для производства единицы продукции. И. социальные – общие издержки, связанные с к. -л. видом деятельности, включая частные издержки и косвенные издержки. И. транзакционные-1) затраты, к-рые несет фирма по защите своих выгод в условиях рыночного хозяйства. Термин «транзак-ционные издержки» введен американским экономистом Р. Коузом и отражает все увеличивающуюся долю затрат, которую фирма вынуждена нести в условиях разделения труда и рыночного хозяйства; 2) издержки на: поиск информации о ценах, контрагентах, рынках сбыта и т. п.; ведение переговоров, заключение контрактов, оформление сделок; измерение качества товаров, разработку стандартов, охрану фирменных знаков и торговых марок; определение и защиту прав собственности, всего правового режима с помощью юридической системы, а также потери от некорректного поведения контрагентов.
И. частные – издержки, к-рые напрямую несут те лица и организации, которые их генерируют. И. экономические – суммарные жертвы, на к-рые приходится идти для достижения экономического результата. Включают наряду с фактическими издержками также и альтернативные издержки. Экономические издержки включают все бухгалтерские (явные) издержки и неявные издержки, или издержки упущенных возможностей. Эффективность П. п. т. – экономический результат от реализации конкретного П. т. в сравнении с затратами на достижение указанного результата: Е = где Е – эффективность; - эффект производства; – затраты. Удовлетворение – эмоциональная оценка туристом (туристской группой) проведенного путешествия или его элементов, проявляемая в том случае, если уровень туристского обслуживания оказывается выше приемлемого или ожидаемого уровня. «Если обслуживание оказывается в зоне приемлемого или ожидаемого, очень мало надежд на то, что удовлетворение будет получено. Только когда качество и уровень обслуживания в восприятии потребителя оказываются за пределами этой нейтральной зоны, он будет испытывать чувство удовлетворения или, наоборот, неудовлетворенности». П. т., представленный на рынок, выступает в качестве туристского предложения, он должен соответствовать потребностям туристов как в комплексе, так и по отдельным составляющим. Услуги и товары должны соответствовать предложенным маршрутам и целям туров. Напр., горнолыжный тур: проезд и размещение в местах горнолыжного спорта и отдыха (Альпы, Балканы, Пиренеи, Татры, Карпаты, Кавказ, Памир); услуги: размещение на горнолыжной турбазе, в гостинице, пользование специальными трассами горнолыжного спуска как для начинающих, так и для опытных туристов, подъемниками, бугелями, соответствующее питание и досуговое обслуживание; товары: карты, схемы районов отдыха и трасс, буклеты, горнолыжное снаряжение, солнцезащитные очки, головные уборы, мази и кремы, сопутствующие товары, сувениры местной промышленности и т. д.
В отличие от туристских услуг П. т. принимает форму товара. В широком смысле это экономическое благо, предназначенное для обмена. Очень важное отличие П. т. от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только на месте ее производства, то П. т. может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это кардинальное отличие и используют турагенты, когда продают путевку на путешествие. Приобретая путевку, покупатель еще не приобретает туристские услуги, хотя уже и заплатил деньги, но приобретает гарантии отдыха. Поэтому задача туроператора – включить в тур только необходимые услуги, достаточные для того, чтобы потребитель согласился понести транспортные издержки. П. т. как товар характеризуется потребительной стоимостью, т. е. полезностью, или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность П. т. определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к тому, чтобы создать такой туристский продукт, к-рый был бы ценен для максимально большого числа людей, т. е. по возможности он должен иметь массового потребителя. Тогда можно использовать и индустриальные технологии для производства П. т. Массовое потребление товаров определяется его меновой стоимостью – количественным отношением, в котором потребительные стоимости туристского продукта обмениваются на потребительные стоимости др. товаров. Иногда П. т. ассоциируют с туристским пакетом (пакет-туром или пэкидж-туром) – обязательным комплексом услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, к-рый имеет серийный характер и предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает только четыре обязательных элемента: туристский центр; транспорт; услуги размещения; трансфер. Этот набор туристских услуг и отличает туристский пакет от П. т. Действительно, приобретая пакет, включающий четыре обязательных базовых элемента, клиент имеет не только значительные скидки от туроператора, поскольку приобрел серийный П. т., он всегда может просить туроператора расширить его за счет включения других услуг или сможет это сделать самостоятельно непосредственно в туристском центре.
После заключения Шенгенской конвенции о безвизовом режиме в ряде стран Европы (1995) вопросы унификации требований к П. т. стали особенно актуальны. Поскольку тур, приобретенный в одном месте, потребляется в другом, то только полное согласование позиций туроператора, туристского агента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств. Согласно Международной конвенции по туристским контактам (Брюссель, 1970) такое согласование осуществляется на контрактной основе в форме ваучера, к-рый подписывают все участники соглашения: туроператор, турагент и турист. В специальной Директиве ЕС по пэ-кидж-турам от 15 июня 1990 приводятся обязательные требования к содержанию ваучера. Он должен включать полную информацию о туре: страна, город (туристский центр), куда направляется турист; средства транспорта, используемые для перевозки туриста; условия размещения туристов, включая расположение гостиницы, ее категорию, уровень комфорта, перечень обязательных услуг, включенных в стоимость тура; условия питания; даты начала и завершения тура; программу пребывания с разбивкой по дням с указанием включенных экскурсий и социокультурных мероприятий; паспортно-визовые формальности; медицинская страховка; минимально допустимое число участников тура; предельно возможные сроки аннулирования тура (в ЕС – не позднее 20 дней с его начала); комплексная цена тура; компенсация за несоблюдение сроков, программы и условий пребывания туриста; название и реквизиты туроператора и туристского агента (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). Согласно этому контракту туроператор несет ответственность за: соблюдение программы пребывания; соответствие рекламы и предоставляемой туристу информации фактическому комплексу услуг; произвольное изменение цены тура; достоверность информации о П. т. В случае нарушения одного из этих пунктов туроператор обязан компенсировать туристу не только материальный, но и моральный ущерб. Туристский пакет – часть П. т., точнее – обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету). Тур – первичная единица П. т., реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на предлагаемый маршрут и в конкретный срок. Обязательную программу (турпакет и комплекс услуг на маршруте, т. е. тур) туроператор оформляет в виде туристской путевки или Ваучера туристского – документа, в к-ром гарантированы все обязательные для фирмы и клиента услуги. Товары – специфическая материальная часть П. т., включающая туристские планы и карты городов, открытки, буклет, сувениры, туристское снаряжение и др., и неспецифическая часть П. т., куда входит большое число товаров, к-рые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов. Дополнительные туристско-экскурсионные услуги – услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме свободного выбора. Дополнительные услуги не входят в основную стоимость путевки: прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, рент-кар, хранение вещей, развлечения, резервирование мест, коммерческое TV, видео, приобретение билетов, пользование мини-баром и т. п. Эти услуги приобретаются туристами за дополнительную плату. Как свидетельствует статистика, структура стоимости П. т. при эксклюзив-турах из России в Европейские страны составляет: ТПр (100 %) = Т (30 %) + ДТЭУ (40 %) + Тв (30 %), где ТПр – стоимость П. т.; Т – стоимость тура; ДТЭУ – стоимость дополнительных услуг; Тв – стоимость купленных услуг. Таким образом, туроператор выручает 1/3 стоимости П. т. Гораздо больше туристы оставляют непосредственно в местной туристской индустрии, минуя услуги туроператора. Значительная часть расходов российских туристов за рубежом поступает в местный бюджет через торговлю. П. т. оценивается как суммарный объем товаров и услуг, производимых в сфере туризма. Он может быть оценен двумя способами: как сумма всех произведенных затрат или как сумма всех расходов туристов (туристских расходов), т. е. доход от туризма. В том и другом случае измеряется в стоимостном выражении валовой П. т. – суммарный объем товаров и услуг, производимых (потребляемых) в сфере туризма. Валовой П. т. как доход включает: 1) всю зарплату занятых в сфере туризма, к-рая является частью выручки от продажи произведенных туристских товаров услуг. Сюда включается также процент за предоставленный заем кредит); 2) выручку от сдачи в аренду помещений – комнат, апартаментов т. д.; 3) ссудный процент, к-рый получают предприниматели, работающие в туристской экономике, за то, что предоставляют деньги взаймы. Напр., процент за хранение денег в банке на депозитном счете; 4) прибыль – то, что остается после затрат на производство П. т. услуг. Затраты вычитаются из выручки от реализации туристских товаров и услуг. Это означает, что результат от реализации может быть для собственника и отрицательным (т. е. предприятие понесет убытки). Часть доходов может остаться в туристском бизнесе для дальнейшего использования. Валовой П. т. как затраты включает: 1) затраты на туристское потребление и использование (все туристские затраты на покупку товаров и услуг); 2) частные туристские инвестиции, включающие общее количество затрат, к-рые сделаны при осуществлении новых капиталовложений, и затраты частного сектора для улучшения структуры туризма. Сюда включены изменения в потоке продуктов, к-рые производит турбизнес; 3) государственные туристские затраты, включая общие, к-рые деланы государством для приобретения туристских товаров и услуг; 4) туристский экспорт минус импорт. В этой категории общий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть добавлен валовому П. т. и, наоборот, общий объем импорта П. т. Должен вычитаться из валового П. т. Доход от туризма в стоимостном выражении равен затратам на производство П. т. (туристский баланс). При определении валового П. т. необходимо учитывать следующие обстоятельства: 1) ликвидация долгов рассматривается как уменьшение туристского капитала, погашение долгов – как затраты по формированию туристского капитала. Другими словами, хотя они являются частью добавленной стоимости, но не включаются в доход, поскольку этот объем денег не возвращается для использования в туристском бизнесе. Они учитываются как процент на погашение различных долгов; 2) косвенные налоги относят на туристские товары и услуги. Поэтому при суммировании затрат, к-рые были сделаны при производстве П. т., чтобы сделать их равными доходу, необходимо часть дохода добавить к косвенным налогам для погашения долгов. Для усиления производственной активности экономики туризма капитал, к-рый был израсходован для производства П. т., должен быть возмещен др. капиталом. ПРОДВИЖЕНИЕ П. т. При разработке вербальной модели П. т. рекомендуется взять за основу любой вид занятий туриста, к-рый может вызвать его интерес и стимулировать покупку тура. Вербальная модель является структурной основой для проведения маркетингового исследования (см. Маркетинг туристский) П. т., к-рое составляет содержание первого этапа продвижения П. т. на туристский рынок. На первом этапе проводятся исследования по разработке новых услуг, программ тура, товара, пользующегося спросом, рынка, его экономическая и ценовая проработка. Эта работа проводится группой экономистов, социологов, архитекторов и специалистов туризма. На втором этапе проводится экспериментальная оценка разработанной услуги или П. т. Для этого необходимо соблюдение трех условий: разработка тура, услуги, товара в натуральной величине (экспериментальный заезд); ознакомление с П. т. (презентация, реклама, информация); оценка его популярности (отзывы туристов, заявки клиентов и пр. ). Третий этап – внедрение П. т., прошедшего экспериментальную проверку. Осуществляются проработка технологической документации (карточек туристских маршрутов, договоров, графиков заезда, программы обслуживания, путевок, ваучеров и пр. ), модернизация рабочих мест и обучение кадров. Разрабатываются экономический механизм реализации нового продукта, цена, экономическое стимулирование обслуживающего персонала и т. д. На четвертом этапе формируется система управления производством и сбытом нового П. т., обеспечивающая его реализацию и постоянную модернизацию в соответствии с запросами клиентуры. Важными ориентирами при разработке, продвижении и реализации П. т. на рынке являются его потребительские свойства: гостеприимство – мение дать клиенту почувствовать, что ему рады; обоснованность – выполнение всех условий, требуемых для пользования туром, услугой, товаром; надежность – достоверность информации, соответствие содержания продукта и рекламы; эффективность – наибольший эффект для туриста при наименьших- расходах с его стороны; целостность – завершенность продукта, его способность полностью удов-" л " творить потребность; полезность – удовлетворение потребностей туриста; простота в эксплуатации – возможность легко обнаружить ошибки и сбои в технологии обслуживания; ясность – понятность для клиента; гибкость – способность продукта, системы обслуживания приспособиться к др. типу потребителя и быть не восприимчивым к замене обслуживающего персонала. Обеспечение контроля за реализацией указанных свойств – это прежде всего изучение степени удовлетворенности туриста после поездки (опрос, анкетирование и пр. ). Потребительские свойства П. т. должны учитываться и отражаться в программе пребывания, маршруте путешествия, условиях безопасности туристов, результатах его сертификации (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). Информация о П. т. – необходимые, актуальные (современные) и достоверные сведения о туре как П. т., к-рые обязан предоставить туроператор клиенту в соответствии с договором розничной купли-продажи. Отказ туроператора предоставить данную информацию рассматривается Гражданским кодексом РФ (Ст. 454) как необоснованное уклонение от заключения договора розничной купли-продажи, в результате чего клиент вправе требовать от туроператора возмещения убытков. Туроператор, не обеспечивший туристу получение соответствующей информации о туре, несет ответственность и за недостатки тура, возникшие после его продажи, если турист докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации. Недостаток товара существенный – недостаток, к-рый делает невозможным или недопустимым использование П. т. (туристской услуги) в соответствии с его целевым назначением либо к-рый не может быть устранен, либо к-рый проявляется вновь после устранения, либо для устранения к-рого требуются большие затраты, либо вследствие к-рого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора (Закон РФ «О защите прав потребителей», 1996, с изменениями и дополнениями, 1999). Производительность – показатель объема производства П. т. на единицу вложенных факторов производства туристской организации. Увеличение производительности – важное средство повышения конкурентоспособности туристской организации. Реализация П. т. – заключение письменного договора между туроператором или турагентом и туристом об условиях путешествия (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» оговаривается, что реализация П. т. осуществляется на основе договор. х-рый заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству РФ. В соответствии со Ст. 428 Гражданского кодекса РФ применительно к реализации П. т. таким договором является договор розничной купли-продажи (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 493), согласно к-рому предприниматель – туроператор обязуется передать покупателю для использования П. т. за соответствующую плату. СБЫТ – 1) доведение П. т. до потребителя через систему оптовых и розничных турагентов; 2) функциональная подсистема управления туристской организацией. С. прямой – продажа П. т. непосредственно потребителям, а не розничным продавцам. К методам прямого сбыта относятся: торговля путем прямой рассылки рекламы; выполнение заказов по почте; «холодный прозвон» – метод реализации П. т. в случае, когда туристская фирма намерена расширить рынок сбыта и приобрести новых покупателей, к-рый состоит в том, что турагент предлагает его людям, не проявлявшим ранее интереса к данному П. т., путем обхода домов, рассылки предложений по почте или звонков по телефону; торговля по телефонным заказам. Канал сбыта П. т. -сеть фирм, или агентов, необходимых для доведения товаров или услуг до потребителя. В туризме используются следующие К. с. П. т.: розничная торговля; оптовая торговля; почтовая корреспонденция; телефон; туристские агентства; туристские бюро; профсоюзы; клубы; ассоциации; авиакомпании; фонды; электронные системы бронирования и резервирования. Себестоимость продукции (услуг) – 1) та часть стоимости валовой (товарной, реализованной) продукции, в к-рой воплощены все затраты живого и овеществленного труда, объективно необходимые для производства, распределения, обмена и потребления данной величины в рамках самого предприятия; 2) часть затрат в стоимости реализованной продукции, к-рая обособляется в процессе кругооборота фондов предприятия и к-рая характеризует уровень этих затрат в рамках простого воспроизводства; 3) издержки производства, общая сумма затрат туристской организации, включающая материальные затраты, в т. ч. стоимость основных и вспомогательных материалов, энергоносителей, эксплуатационных расходов и амортизацию основных фондов; расходы, связанные с реализацией П. т., оплатой труда работников организации. Товар – 1) продукт или услуга, к-рые изготовлены для продажи на рынке в целях удовлетворения потребностей людей; 2) единство потребительной стоимости и меновой стоимости; экономическое благо, произведенное для обмена. Товар обладает свойствами полезности и стоимости и характеризуется физическими свойствами, местом и временем получения. В контексте теории поведения потребителей товары подразделяют на три группы: • товары первой необходимости, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей и физическое существование; • товары стандартные, обеспечивающие средний уровень потребления; • товары-раритеты, обеспечивающие элитарный уровень потребления. П. т. относится к товарам второго уровня, хотя внутри себя он может быть дифференцирован на П. т. различных уровней: социальный туризм; туризм среднего класса; элитарный туризм. Т. низкого качества – П. т., спрос на к-рый по мере роста дохода населения падает абсолютно и для к-рого эластичность спроса по доходу меньше единицы. Т. нормальный – П. т., абсолютный уровень спроса на к-рый повышается с ростом доходов населения, т. е. эластичность спроса по доходу превышает единицу. Фазы жизни продукта-модель стратегического менеджмента для анализа соответствия новых видов деятельности требованиям рынка. Всякий продукт имеет фазы рождения (запуска), роста, зрелости и, наконец, упадка. Каждой из этих фаз соответствуют финансовые показатели, обычно используемые в управлении (см. рисунок).
Фазы жизни продукта
В практике туризма и маркетинговых исследованиях туристского рынка принято выделять пять фаз жизненного цикла П. т., к-рые связаны с имманентными процессами старения П. т.: разработка; запуск; развитие; зрелость; упадок. Формирование П. т. – приобретение туроператором права на услуги, входящие в тур, на основании договора с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). Функция издержек – функция, к-рая представляет собой стоимость различных комбинаций вводимых рекреационных ресурсов для каждого из объемов выпуска П. т. Теория поведения производителей утверждает, что при нек-рых предпосылках с помощью Ф. и. можно найти единственную комбинацию, сводящую к минимуму стоимость вводимых ресурсов для каждого из объемов выпуска. Ф. производственная – функция, позволяющая определить максимально возможный объем выпуска П. т. при различных сочетаниях и количествах ресурсов. В теории поведения производителей утверждается, что при определенных допущениях существует единственная комбинация ресурсов, при к-рой минимизируются затраты на ресурсы при данном объеме производства. Математически производственная функция может быть записана в виде выражения: y = f(a1, a2,..., an), где у – количество производимой продукции; f – производственная функция; а1, а2, аn – факторы производства. Ф. спроса – функция, описывающая спрос на П. т. или услугу в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Цена нормальная – теоретическая цена П. т. или услуги при условии равновесия спроса и предложения. Хотя на действительной цене будет сказываться влияние многих факторов, в перспективе она будет стремиться к цене нормальной. Ц. покупателя – наименьшая из двух цен, предлагаемых участниками рынка за П. т. Ц. предложения – минимальная цена продавца, к-рую он согласен получить за свой П. т. В основе цены предложения лежат требования учета затрат труда и капитала. Ц. равновесная – цена на данный П. т., сформировавшаяся как результат взаимодействия спроса и предложения. Характерна для точки пересечения кривых спроса и предложения, где достигается кратковременное рыночное равновесие, что свидетельствует о достигнутой максимальной эффективности. Ц. спроса- максимальная цена потребителя, к-рую он мог бы уплатить за данный П. т. В основе цены спроса лежат требования предельной полезности со стороны покупателя. Цена П. т. розничная – цена, установленная договором купли-продажи между туристом и туроператором, согласно к-рому турист обязан оплатить тур по согласованной цене (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|