Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребности рекреационные. Потребности туристские




ПОТРЕБНОСТИ РЕКРЕАЦИОННЫЕ

Необходимость в психо-физиологическом и духовно-интел­лектуальном развитии сил индивида. Потребности психо-физиологические реализуются через питание, сон и движение; духовно-ин­теллектуальные – через познание, общение и оздоровление. Питание и сон являются естественной основой рекреации, обеспечивают про­стое воспроизводство затраченных физических и нервных сил чело­века. Движение воздействует через мышцы на уровень обмена веществ и на деятельность важнейших функциональных систем организма. Познание – потребность человека в приобщении к духовным и нрав­ственным ценностям, накоплении и углублении знаний. Общение -удовлетворение коммуникативной потребности человека, т. е. потреб­ности в физической, психологической, материальной и духовной связи с др. людьми. Оздоровление – сознательная деятельность, направлен­ная на восстановление сил индивида. Есть общее правило – только занятия, сопровождающиеся положительными эмоциями, выполня­ют восстановительную функцию, в то время как отрицательные эмо­ции, даже если они связаны с занятиями, нарушающими монотонность обыденной жизни, не выполняют рекреационной функции.

Духовно-интеллектуальные П. р. менее стабильны и подвержены изменениям из-за меняющейся социально-экономической среды. Напр., возможности познания благодаря новым информационным носителям (телевидению, радио, ЭВМ и т. п. ) изменились за 40-50 лет коренным образом. В современном обществе ощущается и нарастает дефицит в удовлетворении П. р., связанных с рациональным питанием и сном, активным движением и т. д. Именно эта ситуация обостря­ет кризис здоровья населения, снижает уровень стрессоустойчивости. Выход из кризисной ситуации требует поиска эффективных спо­собов рекреации, главным из к-рых является активный туризм. Со­временные концепции туризма характеризуются доминированием в экономике туризма идей неокейнсианства и институционализма. Эти концепции в центр экономической системы ставят человека с его слож­ным миром потребностей, в т. ч. и П. р., в расширенном воспроизвод­стве физических, интеллектуальных и духовных сил.

Движение – биологическая потребность, форма проявления ак­тивности человека. Рекреационная сущность движения проявляется в том, что расходуемые во время движения физические силы активи­зируют быстрое восстановление эмоциональных и интеллектуальных сил. «Наша жизнь – безостановочное движение, и полное безделье скоро становится невыносимым, порождая отчаянную скуку. Эту потребность в движении надо регулировать, чтобы методически – и, следовательно, полнее – удовлетворить ее» – так мыслил немецкий философ А. Шопенгауэр.

ПОТРЕБНОСТИ ТУРИСТСКИЕ

Специфические потребности, по форме определяющие «охоту к перемене мест», тягу к путешествиям, познанию нового. По содержа­нию П. т. равны Потребностям рекреационным. Потребность для ее удовлетворения требует известного арсенала средств. Согласно авст­рийской политэкономической школе средства, к-рыми располагает человек для удовлетворения его потребностей, называют благами. Благо обычно выступает в материальной форме – товары либо в не­материальной – услуги. В туризме благо как средство удовлетворе­ния потребностей выступает, как правило, в виде услуг.

Блага туристские – 1) туристский продукт или туристская ус­луга, к-рые удовлетворяют потребности людей; 2) туристский объект, имеющий положительную общественную полезность.

Материальные Б. т., к-рые представлены на рынке, по характеру потребления делятся, в свою очередь, на блага разового потребления (продукты питания и некоторые промышленные товары); предметы длительного пользования; туристские услуги; духовные блага; капи­тальные блага; природные блага.

Блага в зависимости от характера объекта их потребления под­разделяют на блага личного пользования; блага коллективного пользования; блага общественного пользования. Будучи присвоен­ными экономическими объектами, они становятся соответственно личной, коллективной и общественной собственностью.

В зависимости от характера использования полезности бла­га подразделяют на блага конкурентные (если такое благо получил один хозяйствующий субъект, оно уже не достается другому); блага неконкурентные (ими пользуются все потребители в равной мере); блага смешанного пользования (используются как лицами, к-рые их присвоили, так и коллективами в целом).

В зависимости от редкости Б. подразделяются на следующие виды:

Б. неэкономические – общедоступные блага, к-рые имеются в природе в достаточном количестве;

Б. экономические – редкие и ограниченные блага.

Согласно П. Хейне, развившему теорию общественного богатства («богатство есть высшая форма блага»), экономический рост состо­ит не в увеличении производства вещей, а в росте богатства, поскольку богатство – это все, что люди ценят. К. Маркс называл свободное время (см. Время рекреационное) истинным общественным богатством, поскольку именно в свободное время происходит расширенное вос­производство живых сил человека – главной производительной силы общества. И как качественно новая производительная сила человек затем вступает в процесс общественного производства.

Богатство как экономическая категория существует только в структуре оценок и суждений человека о ценности того или иного блага.

В туризме средствами удовлетворения потребностей выступают различные блага – туристские продукты и услуги, ценность к-рых проявляется благодаря обладанию субъектом нек-рым запасом бо­гатств (денег, свободного времени и т. п. ), позволяющих ему удовлет­ворить потребности.

Мотивы туризма. В экономике туризма часто употребляется понятие «мотив». Под термином «мотивы туризма» понимают те по­будительные причины, к-рые определяются биологическими и соци­альными потребностями и заставляют людей удовлетворять их, при­обретая туристский продукт. Существует множество М. т., завися­щих от специфических особенностей субъектов туристской деятельности. Специальные исследования, основанные на признании приоритета «принципа деятельности», объясняют мотивацией не толь­ко выбор, но и само поведение людей во время путешествия, а зна­чит, и тот опыт, к-рый развивает П. т.

М. т. культурные. К этой категории мотивов принадлежат те эле­менты, к-рые охватывают все культурное наследие страны, предла­гаемое туристам для обозрения, – исторические места, археологические памятники, музеи, картинные галереи, народные промыслы и т. д.

М. т. природные чрезвычайно привлекательны для туристов, напр, море, горы, растительность, солнце и т. д. Все они играют существенную роль в создании определенных форм туризма, осо­бенно зимнего, спортивного, морского, горного туризма и т. д. Необходимо заметить, что природные элементы с точки зрения туризма очень полезны, так как удовлетворяют психологические и биологические потребности населения урбанизированных обла­стей, к-рое ищет в туризме отдых, развлечение и смену окружаю­щей обстановки.

М. т. психологические. К этой категории относят мотивы турис­тов, к-рые побуждают их путешествовать и к-рые отвечают психоло­гическим потребностям человека. Доказано, что только немногие туристы повторно выбирают тур для посещения мест, где они уже были, исключая случаи, если при этом присутствуют сентименталь­ные причины или сильный экономический мотив туризма. Психоло­гические мотивы по мере увеличения доходов влияют на большое количество решений, принимаемых туристами для путешествий по новым туристским маршрутам.

М. т. экономические. К этой категории принадлежат все те эко­номические элементы, к-рые охватывают стоимость жизни в туристских центрах, стоимость путешествия и т. д. Экономические мотивы играют существенную роль в формировании недорогостоя­щих пакет-туров (см. Тур), существенно влияют на поведение турис­тов со средними доходами. Из-за этого они представлены особым способом в коммерческих объявлениях (рекламе), к-рые издают фирмы, принимающие туристов, а также туристские офисы и агентства, об­служивающие клиентов, желающих путешествовать индивидуально и недорого.

Иерархия потребностей – распределение потребностей инди­вида в порядке убывания значимости их воздействия на мотивацию. Выделяются пять крупных категорий потребностей (см. рисунок на с. 160), к-рые образуют индивидуальные иерархические структуры для каждого человека в разные периоды его жизни: 1) физиологичес­кие потребности (удовлетворение чувства голода, жажды, сон и т. п. ); 2) потребность в безопасности; 3) социальные потребности – потреб­ность в принадлежности (удовлетворяются через союз с др. людьми, общение, дружбу и т. п. ); 4) потребность в признании (уважение, ста­тус, власть и т. п. ); 5) потребность в самовыражении (творчество, сво­бода, независимость, знания, понимание).

 

 

Эволюция потребностей в зависимости от психологического развития индивида в течение его жизни

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...