Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура профессионально-квалификационная в туризме




Проявление специфики в качестве и количестве труда конкрет­ных работников, актива или группы лиц, занятых в туристском об­служивании и выполняющих определенные служебные или квалифи­кационные обязанности.

Формирование С. п. -к. в т. происходит в ходе структурной пере­стройки туристского хозяйства, изменений экономического механиз­ма, динамики туристского рынка, внедрения достижений научно-тех­нического прогресса и зависит от специализации туристских пред­приятий и типов территориальной организации туристской деятельности. В структуре кадров туризма профессии группируются по квалификации требуемого труда, по технологическим и методи­ческим функциям, по разрядам и должностям. (См. также Менедж­мент туризма. )

Основой для выделения профессионально-квалификацион­ных групп, работающих в туристско-экскурсионных организациях, является неоднородность труда в туризме. Она выражается в разде­лении труда на умственный и физический, организаторский и испол­нительский, сложный и простой, самоорганизованный и регламен­тированный, творческий и стереотипный. Для определения сущно­сти социально-экономической неоднородности труда используются такие понятия, как качество труда, квалификация, сложность труда, содержание и характер труда. По этим основаниям туристско-экскур-сионные работники дифференцируются на шесть профессионально-квалификационных групп (см. рисунок на ст. 258), каждая из к-рых характеризуется внутренней однородностью труда и сходными тре­бованиями к квалификационному уровню:

• работники туризма;

• аниматоры туризма;

• хозяйственные руководители – менеджеры;

• специалисты туризма;

• кадры массовых профессий;

• служащие.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ

I группа – работники туризма – кадры, занятые непосредственно туристско-экскурсионным обслуживанием: экскурсоводы, гиды-переводчики, инструкторы-методисты, руководители туристских групп, организаторы путешествий и экскурсий, инструкторы турклубов и т. п. Основные функции – организация отдыха и туристское просвещение. С учетом особенностей заключения трудовых договоров эту группу можно разделить на две подгруппы: IA – постоянно работающие: инструкторы, экскурсоводы, организаторы и руководители туристских групп основного состава, гиды-переводчики, к-рые обеспечиваются социальным страхованием и всеми льготами штатных работников отрасли; 1Б – работники вторичной занятости, предоставляющие туристско-экскурсионные услуги по договору, на условиях почасовой оплаты труда в свободное от основной работы время: руководители туристских групп, инструкторы, экскурсоводы, в т. ч. работающие с иностранными туристами. Подгруппа объединяет более 70 тыс. человек.

II  группа – аниматоры туризма: около 700 тыс. организаторов самодеятельного туризма, инструкторов, ст. инструкторов, ст. инструкторов-методистов, работающих на привлеченных или общественных началах, а также свыше 15 тыс. ежегодно вовлекаемых в между народный туристский обмен гидов-международников.

III группа – хозяйственные руководители и руководящий административно-управленческий персонал: линейные и функциональные руководители организаций, объединений и предприятий. Их основная функция – принятие конкретных хозяйственно-управленческих решений.

IV группа – специалисты (работники различных отделов и служб: инженеры, инструкторы, экономисты, бухгалтеры, методисты, технологи и т. д. ), к-рые, в свою очередь, подразделяются на три подгруппы: IVA – специалисты сквозные, т. е. требующиеся многим отраслям народного хозяйства, в т. ч. туристско-экскурсионной отрасли; IVB – специалисты межотраслевые, т. е. требующиеся (кроме туризма) еще одной-двум отраслям; IVB – специалисты отраслевые (технологические), т. е. нужные только туристско-экскурсионной отрасли. Разделение групп специалистов на подгруппы обусловлено различным подходом к подготовке и обучению кадров данных кате­горий. Основной функцией специалистов являются квалифицирован­ная и технологическая разработка и реализация конкретных реше­ний и вопросов.

V группа – кадры массовых профессий (повара, горничные, сантехники, официанты, водители и т. д. ), т. е. квалифицированные рабочие, функцией к-рых являются реализация и обеспечение технологического цикла туристского обслуживания. Эта группа включает следующие подгруппы: VA – рабочие неквалифицированного и малоквалифицированного ручного труда; VB – рабочие высококвалифицированного труда.

VI группа – служащие. Объединяет работников умственного труда: секретарей, делопроизводителей, машинисток, кассиров, табельщиков, нормировщиков и т. д. Основная функция – ведение делопроизводства, нормативной документации, исполнение оперативнотехнических заданий.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ (ПКМ)

В отличие от профессионально-квалификационной структуры кадровых ресурсов, обслуживающей весь туризм как отрасль, ПКМ представляют только те отдельные специализации данной отрасли, к-рые в настоящее время уже сформировались и могут быть реализо­ваны в современных условиях в рамках туристского рынка.

ПКМ бухгалтерия: младший бухгалтер – бухгалтер – старший бухгалтер – менеджер – главный аудитор – вице-президент по финан­сам – казначей – главный менеджер по финансам.

ПКМ бюро путешествий: консультант – торговый агент – агент по продаже – интервьюер – менеджер агентства – менеджер персонала.

ПКМ компьютерные системы: стажер-программист – аналитик программист – старший программист – старший аналитик – веду­щий программист – ведущий аналитик – менеджер по программи­рованию.

ПКМ маркетинг: кодировщик – младший аналитик – колле­га-аналитик – аналитик – старший аналитик – менеджер по марке­тинговым исследованиям – менеджер по туристскому продукту – ди­ректор маркетинговых исследований – вице-президент – президент.

ПКМ менеджмент конференций. ПКМ менеджмент отелей и мотелей. ПКМ менеджмент курортов: агент – менеджер по работе с предварительными заказами – менеджер по приему клиентов – слу­жащий главного офиса – консьерж – менеджер по организации кон­ференций – менеджер по заключению договоров – координатор по почте и информации – координатор по оказанию конференц-услуг – менеджер групповых продаж – менеджер по продаже.

ПКМ менеджмент персонала: служащий по набору персона­ла – менеджер по обучению – корпоративный наемщик персонала -менеджер по технике безопасности – менеджер по трудовым отноше­ниям – менеджер по зарплате – менеджер по найму – вице-президент по гуманитарным ресурсам.

ПКМ телемаркетинг: представитель – младший исполнитель – ин­структор по обучению – младший менеджер по продаже – коммуника­тор – сценарист – супервайзер – главный менеджер по телемаркетингу.

ПКМ туристское агентство: консультант – служащий по предвари­тельным заказам – торговый агент – служащий по приему заявлений -супервайзер по приглашению в путешествие – агент по реализации пу­тевок вне агентства – супервайзер по найму на работу – директор по вопросам путешествий – менеджер агентства – менеджер персонала.

ПКМ туристское бюро: координатор – специалист по рекламе -аналитик – переводчик – помощник директора – менеджер маркетин­га – менеджер по туризму – уполномоченный по развитию туризма.

 

 

 

 


ПКМ финансы: представитель – стажер – торговец – финансовый аналитик – научный аналитик – банкир по инвестициям – агент по за­купкам – менеджер ценных бумаг – менеджер по кредитам – специалист по трастовым операциям – казначей – вице-президент – президент.

Работники массовых профессий-самая крупная профессио­нально-квалификационная группа туристских организаций, включа­ющая следующие категории: повар; горничная; официант; водитель и т. п.

«Во многих отношениях работник, осуществляющий туристское обслуживание, воспринимается посетителем как само обслуживание. Здесь мы имеем дело с одним из наиболее сложных элементов неося­заемости обслуживания, находящим свое проявление в человеческом факторе», – утверждает М. Мейер, специалист в области организа­ции обслуживания.

Р. основные – наемные работники, работающие в туристской организации, в отличие от работников, нанятых по контракту.

Р. второй линии – работники предприятий гостеприимства, непосредственно не контактирующие с клиентами: повара, посудо­мойщики, дворники, экономисты, бухгалтеры и др.

Р. сферы обслуживания- персонал, занятый в сфере гостеп­риимства непосредственно обслуживанием клиентов: портье; бармен; коридорный (посыльный) и др.

Основное требование к Р. с. о. – коммуникабельность, умение быстро разрешать проблемы клиентов, не прибегая к помощи руко­водства.

Структура «М-С-П» – профессионально-квалификационная структура туристской фирмы, обеспечивающая функции гарантий ка­чества туристского обслуживания. С. М-С-П обеспечивает взаимодей­ствие разных уровней менеджмента фирмы в менеджменте качества обслуживания: менеджера (М), супервайзера (С) и персонала (П).

Супервайзер – младший менеджер туристской организации, осуществляющий функции контроля за исполнением служебных фун­кций младшим персоналом.

 

Т

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...