Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Турагент. Туризм. Турист. Туристика




ТУРАГЕНТ

1)Агент – лицо, уполномоченное по агентскому договору, договору комиссии или договору поручения совершать от имени принципала, комиссионера, доверителя деятельность по продвижению и реализации продукта поручителя (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 971).

2)Турагент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации туристского продукта (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).

Т. обязан исполнить данные ему туроператором поручение и указания. Т. вправе отступить от указаний туроператора, если по обстоятельствам дела это в интересах туроператора (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 973). Комиссионер обязан по поручению туро­ператора за вознаграждение (комиссионные) совершить одну или не­сколько сделок от своего имени, но за счет комитента (туроперато­ра). По сделке, заключаемой Т. с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным Т. (комиссионер), хотя бы туроператор и был назван в сделке или вступал с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 990);

3) Туристская фирма, приобретающая туры, разработанные туроператором, выпускающая на эти туры путевки и реализующая их потребителю. Т. добавляет к приобретенному туру стоимость проезда туристов от места формирования группы до первого на маршруте пункта размещения и от последнего на маршруте пункта размещения обратно.

Предприятие может быть одновременно и Т., и туроператором. Напр., бюро разрабатывает маршруты как туроператор и продает их Т., одновременно как Т. приобретает туры у др. бюро и продает их своим туристам.

В туризме наиболее распространены следующие виды вознаграж­дений:

Вознаграждение агентское-сумма, выплачиваемая принципалом А. в соответствии с договором агентским (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 1006). В туристской деятельности в роли принципала выс­тупает обычно туроператор, а в роли А. – турагент. (См. Договорные отношения в туризме? )

Вознаграждение фактора – комиссионные или гонорар, к-рый получает фактор в зависимости от объема торговых сделок. Фактор -по договорному праву Великобритании – агент, которому поручено продать товар. В туризме фактор обычно получает комиссионные в размере 7-15 %.

Туристскую деятельность обслуживают А.:

А. генеральный – А., к-рому даны полномочия вести все дела прин­ципала либо действовать в его интересах, занимаясь своей обычной профессиональной деятельностью.

А. г. имеют специальную лицензию министерства, дающую пра­во на организацию поездок внутри страны и за границу. В зависимо­сти от специализации одни из них предлагают туры, рассчитанные на массового потребителя и включающие посещение различных стран мира, др. – только для определенной клиентуры (напр., в Японии генеральным агентом является 481 фирма); туристские агенты орга­низуют туры только в стране (в Японии – 4077 фирм);

дистрибьютор – независимый посредник или один из цепочки посредников, к-рый специализируется на закупке товаров (турист­ского продукта) или услуг, предлагаемых производителем (турист­ским оператором), и перепродаже их потребителям;

субагенты – по субагентскому договору с агентом занимаются реализацией услуг, созданных генеральными и туристскими агента­ми (напр., 79 отделений системы «Интурист», 929 бюро путешествий и экскурсий системы профсоюзов в бывшем СССР, в Японии – 1586 туристских фирм).

ТУРИЗМ

1) Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996);

2) временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994);

3) деятельность лиц, к-рые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного полного года, в целях отдыха, деловых и пр.;

4) Т. как экономическое явление охватывает спрос (турист), предложение (туристская индустрия) и туристский продукт, на к-рый направлен интерес туриста;

5) человек путешествует с незапамятных времен, в то время как Т. (как социально-экономический феномен) в большей степени ассоциируется с индустриальным периодом жизни человечества и отличается от путешествий и качественно, и количественно. Путешествие является лишь элементом Т. и часто не самым важным;

6) особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретных объектов или удовлетворения специализированного интереса;

7) вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей. «Туризм – один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новыхстран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта» (Манильскаядекларация по мировому туризму);

8) движение (перемещение), нахождение вне постоянного местажительства и аспект временности пребывания в объекте интереса (поездки). Развитие Т. связано с социально-экономическими достижениями наций и государств, зависит от доступа человека к активному отдыху и свободы выбора перемещений в рамках свободного времени и досуга. Манильская декларация по мировому туризму (Филиппины, 1980) провозгласила: «Т. понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения»;

9) форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции Т.: воспитательную – формирование чувства коллективизма, нравственных и эстетических качеств; образовательную – закрепление и пополнение знаний по краеведению, природоведению, топографии, истории, знакомство с культурой и традициями стран и народов мира; оздоровительную – соблюдение оптимального режима нагрузок, использование благотворного воздействия природных факторов на состояние организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены, развитие адаптационных возможностей, поддержание организма на достаточно высоком уровне физической подготовленности; спортивную – создание базы общей физической подготовки, специальная подготовка по туристской технике, достижение максимальных результатов в туризме;

10)популярная форма организации отдыха, проведения досуга;

11)отрасль хозяйства (см. Индустрия туризма) по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства. По объему услуг Т. занимает второе место (после нефтепереработки) среди всех отраслей мирового хозяйства. По данным ВТО, в 1996 ежегодная прибыль от туризма составила более 350 млрд долл. США. Характеризуется самыми высокими темпами роста (5-18 % в разных странах в 60-80-е гг. ).

Т. вносит значительный вклад в бюджеты многих стран, в развитие экономики и обеспечивает существенную занятость населения в инфра­структуре туризма. По данным ВТО, одно из 15-17 рабочих мест в мире относится к сфере туризма и гостиничного хозяйства.

На мировой арене Т. претендует на первое место в торговле, экс­портно-импортных операциях, а в ряде стран Северной Америки, Европы, Малой Азии и Тихоокеанского региона превратился в зна­чительную статью национального дохода.

В 1994 Т. миновал стадию экономического спада и вышел на ус­тойчивые темпы развития (рост более 3 %). Состояние мирового Т. зависит от колебаний экономической конъюнктуры.

Т. является одним из наиболее важных работодателей. Эта от­расль задействует 10 % всей рабочей силы в Европе и занимает доми­нирующее положение в Испании, Португалии, Франции, Великоб­ритании и Германии.

В России состояние Т. нельзя признать удовлетворительным. Как свидетельствуют данные социологических исследований, только 25 % взрослого населения страны имеют возможность проводить свой от­пуск по путевке в к. -л. учреждении отдыха или туризма. Вместе с тем региональные организации и администрации анализируют туристс­кий потенциал своих регионов, уделяя особое внимание развитию внутреннего и въездного туризма;

12) сегмент рынка (см. Рынок туристский), на к-ром сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства (транспорт, общественное питание, гостиничное хозяйство, культура, торговля и т. п. ) с целью предложения своей продукции и услуг туроператорам.

Т. способен оказывать активное влияние на экономику региона, в к-ром он развивается, на его социальную и гуманитарную основы;

13) совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению:

• туристско-экскурсионного дела – деятельности научных, проектных и методических учреждений по развитию методологической базы и методических приемов Т., а также практической деятельности туристских организаций по разработке и продвижению туристского продукта и комплексному обслуживанию туристов и экскурсантов;

• гостиничного дела – деятельности туристских предприятий размещения (гостиниц, туристских баз, кемпингов, мотелей, предприятий питания и т. п. ) в технологическом, организационном и экономическом аспектах, а также гостиничного обслуживания как части индустрии Т.;

• курортного дела-деятельности научных, медицинских комплексов и служб гостеприимства по организации лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов.

Т. проявляется во многих формах и аспектах. Поэтому дать ему единственное точное определение практически невозможно. Описа­ние концепции Т. и по возможности более точное определение явля­ется необходимым требованием в силу следующих причин:

а) в целях изучения, анализа и прогнозирования развития Т. Как социально-экономического явления;

б) для статистического исследования Т. с возможно большей точностью;

в) для адресного распространения на Т. правовых и экономических преференций, предусмотренных законодательством рада стран и сообществ.

Одно из первых и наиболее точных определений Т., к-рое в своей основе до сих пор используется для указания на самые су­щественные характеристики, отличающие его от всех видов дея­тельности, было дано профессорами Бернского университета (Швейцария) Хунзикером и Крапфом и позже было принято Меж­дународной ассоциацией научных экспертов по туризму. Эти уче­ные определили Т. как ряд явлений и взаимоотношений, возника­ющих как результат путешествий людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением к. -л. выгоды (дохода). Это определение не касается экскурсий, не связанных с ночевкой, а также деловых путешествий, предусмат­ривающих получение дохода, даже когда он получен не в стране пребывания. Необходимо заметить, что обычно довольно трудно установить различия между деловыми путешествиями и путеше­ствиями с целью развлечения, так как большинство путешествий является комбинацией этих двух целей.

Со временем базовая концепция Т. расширилась и стала включать нек-рые виды деловых путешествий, к-рые не приводят к постоянному пребыванию в стране и не предусматривают получение дохода.

Из совокупности экономических характеристик Т. пять должны быть определены концептуально:

а) Т. как процесс и результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;

б) определение двух основных базовых элементов Т.: путешествие к месту отдыха и пребывание там;

в) путешествие означает выезд из страны (региона) постоянного проживания туриста;

г) перемещение туристов к различным туристским центрам требует времени, а это значит, что они вернутся в место постоянного проживания через несколько дней, недель или месяцев;

д) экскурсия – это путешествие без постоянного проживания в туристском центре, не имеющее целью получение дополнительного дохода.

Т. есть деятельность, развитие которой зависит от имеющихся финансовых и временных ресурсов потребителей туристских услуг. Основная причина, по к-рой люди путешествуют, это уход от повсед­невных проблем жизни.

Основные характеристики Т. используются для анализа и про­гноза туристских миграций, выявления основных центров и стран туризма. Количество туристов сопоставляется с местным населением стран, к-рые они посещают.

Любая форма Т. включает нек-рый вид путешествия, но путеше­ствия не обязательно являются формой Т. Ограниченный временной период пребывания туриста отличает Т. от миграции. Миграция оз­начает постоянное движение населения из одного района к другому – району нового проживания. Т. также отличается от маятниковых миграций, включающих сезонные или суточные устойчивые передви­жения населения.

Функции социально-гуманитарного воздействия Т.:

• Восстановление трудоспособности;

• Рациональное использование свободного времени;

• Обеспечение занятости;

• Рост уровня жизни трудящихся;

• Экологическая невредность и направленность. Т. подразделяется на ряд видов.

 

ВИДЫ ТУРИЗМА:

Спелеотуризм – специальные категорийные туристские похо­ды, предусматривающие прохождение маршрутов по пещерам и кар­стовым полостям под землей. Районы нахождения пещер, наиболее интересных с точки зрения спелеотуристского освоения в странах СНГ, – Кавказ, Крым, Приднестровская Подолия, Центральная Азия. В С. используются альпинистское снаряжение, нек-рые виды снаря­жения туристов-водников, а также специальные приспособления и виды снаряжения (гидрокостюмы, фонари, лестницы, средства связи, веревки, приспособления для спуска и подъема и др. ). Участники С. должны обладать хорошей физической и технической подготовкой, не бояться пониженной температуры, полной темноты и замкнутого пространства. Категории сложности походов – от I до V.

Т. автомобильный – автотуризм – 1) особый вид путеше­ствия с использованием личного или арендуемого автомобиля в качестве транспортного средства; 2) специально организованное категорийное путешествие на автомобилях и мотоциклах.

Маршруты для Т. а. прокладываются по шоссейным и проселоч­ным дорогам, иногда – по бездорожью. Типичные препятствия и труд­ности: плохие дороги, участки бездорожья, крутые подъемы и спус­ки, переправы через реки, болота и т. п. Походы могут проводиться в любое время, но оптимальные сроки – конец весны, лето, начало осени. Для похода транспортное средство оборудуется дополнитель­ными устройствами и приспособлениями, позволяющими преодоле­вать сложные участки маршрута, обеспечивающими безопасность и комфорт при движении и на биваках. Категории сложности походов -от I до V.

В составе Т. а. выделяют караванинг, при к-ром в качестве сред­ства размещения используется караван – автомобиль-фургон со спаль­ными местами.

Т. активный – 1) в международном Т. – число посещений дан­ной страны жителями др. стран; 2) туризм, совершаемый для разви­тия физических сил, в т. ч. и в спортивных целях; рекреационные занятия с использованием активных способов передвижения.

Т. аристократический – туризм, развивавшийся особенно быстро в XVII в., когда основными его потребителями было дворян­ство. Молодые английские дворяне зачастую отправлялись в своеоб­разный гран-тур по Европе: из Англии (Лондон) во Францию (Париж), далее – в Италию (Генуя, Милан, Флоренция, Рим), затем -в Швейцарию, Германию, Нидерланды.

В XVIII и XIX вв. так стали путешествовать, в частности, и рус­ские дворяне, которых интересовали Германия, Франция, Италия, Швейцария.

Т. в пределах страны-Т., включающий внутренний Т. и въез­дной Т.

Т. велосипедный – специальные категорийные походы, пре­дусматривающие прохождение маршрутов на велосипеде. Трассы для Т. в. прокладываются в любых районах: по равнинам, предгорьям, через горные перевалы, используя шоссейные, проселочные дороги, тропы. Оптимальное время – конец весны, лето, начало осени. Учас­тники велопоходов должны хорошо владеть велосипедом, быть фи­зически и технически подготовленными. Снаряжение – аналогичное применяемому в пеших походах, но с учетом того, что оно перево­зится на велосипеде (специальные веломешки, велорюкзаки). При многодневных походах велосипед дооборудуется, снабжается дополни­тельными приспособлениями. Категории сложности велопоходов -от I до V.

Т. внутренний – 1) один из приоритетных видов туристской деятельности в РФ – путешествия в пределах страны лиц, постоянно проживающих в данной стране (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996); 2) временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных гра­ниц этой же страны для отдыха, удовлетворения познавательных ин­тересов, занятий спортом и в др. туристских целях. Т. в. не представ­ляет собой отдельную сферу, а связан со всеми др. секторами нацио­нальной жизни. Национальная стратегия в сфере Т. в. (туристского предложения) должна учитывать интересы как местных, региональ­ных, так и центральных организаций. Улучшение качества предло­жения, учитывающего интересы потребителя, является целью, к к-рой необходимо постоянно стремиться. В организации и активизации Т. внутреннего велика роль регионов.

Т. водный -специальные категорийные походы, предусматри­вающие сплав по рекам, прохождение озер или др. водоемов. Чаще всего используются разборные или пластиковые двухместные байдар­ки, надувные лодки, плоты, катамараны, каяки (одноместные бай­дарки); на семейных маршрутах – трехместные разборные каркасно-брезентовые лодки типа «Таймень» или «Салют». Водные маршруты могут прокладываться практически по любой реке или иному водо­ему. Время походов – конец весны, лето, начало осени. Основные пре­пятствия при прохождении маршрута – пороги, крутые сливы, мели, прижимы, шиверы, бочки, перекаты. Судно выбирается в зависимос­ти от целей, района похода, характеристики реки, а снаряжение -с учетом возможных оверкилей (переворотов), защиты от воды, починки поврежденных плавсредств. Категории сложности водных походов – от I до VI.

Т. военнослужащих – специализированный вид туристской деятельности, реализуемый в целях удовлетворения запросов и потребностей личного состава Вооруженных Сил, активное средство военно-патриотического и физического воспитания воинов армии и флота. В России армейский Т. организационно оформился в 1925, когда впервые в стране был совершен крупный конно-спортивный поход по маршруту Центр – Юг России. Т. в. был значительным по масштабам составным элементом национального Т. в СССР. Воору­женные Силы осуществляли строительство и эксплуатацию ряда круп­ных туристских комплексов страны («Красная поляна», «Терскол», «Кудепста», «Сухуми», «Ждановичи», «Приморск» и др. ). Ежегод­но на специализированных туристских базах отдыхало свыше 250 тыс. военнослужащих и членов их семей. Деятельность по разви­тию Т. в. координирует Управление по туризму и экскурсиям Мини­стерства обороны РФ.

Т. выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в к. -л. стране, в другую страну.

Т. Въездной – один из приоритетных видов туристской деятель­ности в РФ – путешествия в пределах страны лиц, не проживающих постоянно в данной стране.

Т. горный – специальные категорийные походы, предусматри­вающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, пре­одоление перевалов выше 3000-3500 м, прохождение скальных участ­ков, крутых склонов, ледников, снежников, горных рек. Оптималь­ное время проведения – лето. Снаряжение -ледорубы, высокогорные ботинки, кошки, скальные и ледовые крючья, карабины, веревки. Занятия Т. г. требуют хорошей физической и технической подготов­ки, знания психологии общения в малых группах и т. п. Горные похо­ды организуются от I до VI категории сложности.

Т. групповой (коллективный) – форма организации турист­ской поездки людей, объединенных возможностью совместного путешествия по конкретному маршруту или с целью получения про­граммного обслуживания; удовлетворение коллективного интереса к объекту посещения. В ходе поездки группы возникает временный коллектив. Т. г. – наиболее предпочтительная форма организации поездок по маршрутам и программам социального и молодежного туризма. При Т. г. реализуются значительные возможности получе­ния льгот и скидок. Так, скидки на обслуживание групп предоставля­ют предприятия размещения и транспортного обслуживания, учреж­дения культуры. Высока степень воспитательного воздействия Т. г. в ходе встреч, контактов и бесед, предусмотренных программами пре­бывания групп на маршрутах или в туристских центрах.

Т. дальний – поездки, требующие значительных затрат време­ни на проезд к месту назначения (свыше четырех часов самолетом, четырех дней автомобилем и четырех-пяти дней теплоходом или поездом и т. д. ).

Т. Деловой – временные командировки и поездки со служебны­ми целями, включая участие в конференциях, конгрессах и т. д., без получения доходов в месте командировки.

Инсентив-туризм – Т. по приглашению. Особенно распрост­ранен в крупных частных фирмах, к-рые таким образом поощряют своих служащих и одновременно проводят корпоративные меропри­ятия (конгрессы, выставки, совещания, конференции).

И. -т. дает 25 % доходов рынка индивидуального Т. Обслужива­ние на условиях полного пансиона является стимулирующим факто­ром, обычно используемым компаниями для поощрения служащих, торговых агентов и клиентов, к-рые в своей коммерческой деятель­ности идут дальше подготовленных для них специальных программ.

Рынок И. -т. имеет своих профессиональных организаторов, к-рые предлагают услуги по координации взаимодействия Между ком­панией, организующей И. -т., и различными курортными гостиницами.

Т. индивидуальный – форма организации туристской деятель­ности человека. Более всего реализуется в рамках делового, научно­го, бальнеологического и оздоровительного Т. В последнее время Т. и. получает значительное развитие по каналам родственных и семей­ных связей, творческих обменов и посещений по приглашению. Индивидуальные поездки практикуются также по программам соци­ального и молодежного Т. Индивидуальные туристы могут восполь­зоваться услугами гидов-переводчиков, экскурсоводов, организаторов путешествий, проводников и сопровождающих, арендовать лег­ковой автотранспорт, использовать возможности инклюзив-тура, па­кет-тура, др. форм туристского сервиса.

Т. иностранный – система путешествий и обменов, осуществ­ляемая на основе межгосударственных договоров с учетом действу­ющих международных норм. Т. и. реализуется путем осуществления международных туристских связей на основе организации приема иностранных туристов в России, поездок российских граждан за гра­ницу. Важные критерии эффективности Т. и. – развитая материаль­ная база, унифицированные туристская документация и норматив­ная база, стандарты обслуживания, а также тесное взаимодействие отдельных туристских организаций и их специализированных под­разделений в осуществлении планов и программ международного сотрудничества в данной сфере. Т. и. – активное направление внеш­неэкономических связей. Первая организация советского Т. и. – Все­союзное акционерное общество «Интурист» – возникла в 1929. С 1969 функционировало Главное управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР, к-рое в 1983 было преобразовано в Госу­дарственный комитет СССР по иностранному туризму. С 1990 пра­вопреемником Госкоминтуриста стал Концерн «Интурист». Внеш­неэкономическую деятельность в сфере Т. и. осуществляют также Общество акционерное открытое «ЦСТЭ-Интур», Бюро международ­ного молодежного туризма «Спутник», объединение «Совинцентр», Российский детский фонд. В настоящее время туристские организа­ции России сотрудничают более чем со 150 странами.

Т. краткосрочный – поездка на срок до 5-7 дней. Обычно в конце недели и последующие нерабочие дни.

Т. конгрессный – наиболее значительный и постоянно увели­чивающий свое влияние сегмент туристского рынка, ориентирован­ный на проведение и обслуживание конгрессов, симпозиумов, съез­дов, конференций, собраний и т. п.

Этот бизнес, занимающий второе по величине место среди осталь­ных сегментов гостиничного бизнеса, тем не менее самый трудный, хотя и считается наиболее перспективным по сравнению с другими сегментами рынка. В США Т. к. приносит гостиницам и другим пред­приятиям сферы обслуживания свыше 40 млрд долл. ежегодного дохода, что составляет 15 % общего объема гостиничных услуг.

С точки зрения потребностей потребителей конгрессный рынок может быть разделен на две основные категории:

• конгрессы, проводимые ассоциациями;

• конгрессы, проводимые корпорациями.

Конгресс ассоциационный – конгресс, проводимый ассоциацией, для к-рого характерна добровольность присутствия участников. В силу этого успех К. а. во многом зависит от цен в гостинице. К. а. составляют большую часть проводимых конгрессов и делятся в зави­симости от вида ассоциации на:

• благотворительные конгрессы;

• клерикальные конгрессы;

• образовательные конгрессы;

• сервисные конгрессы;

• торговые конгрессы;

• общественные конгрессы.

Наиболее выгодными считаются торговые конгрессы. Затраты на них составляют 10, 8 % расходных статей баланса торговых ассоциа­ций. Торговые ассоциации проводят ежегодные симпозиумы, обра­зовательные семинары, собрания советов директоров, заседания сек­ций и профессиональные и технические собрания.

По своему охвату ассоциационные конгрессы подразделяются на: региональные; национальные; международные.

В среднем К. а. насчитывает 500 участников.

Обычно К. а. длится 3-4 дня (начало – в понедельник) и прово­дится в марте-июне и октябре. К. а. начинают планировать на 2-5 лет вперед, и чем крупнее мероприятие, тем больше времени требует­ся на его подготовку.

По данным одного из опросов, для эффективного проведения К. а. гостиницы должны иметь (приведен процент ответов опрошен­ных респондентов):

• просторные оборудованные помещения для совещаний (88 %);

• достаточное число номеров для отдыха (73 %);

• качественное питание (75 %);

• квалифицированный персонал (70 %);

• четкость работы рецепции (54 %);

• менеджера, ответственного за проведение К. а. (53 %);

• точность при расчете за оказанные услуги (48 %);

• опыт работы в этом сегменте рынка (44 %);

• специальное оборудование для работы симпозиумов (43 %);

• место для экспозиции (38 %);

• специальное обслуживание (30 %);

• апартаменты (26 %);

• спортивный комплекс (23 %);

• близко расположенные магазины, рестораны и т. п. (20 %);

• транспорт (19 %);

• близко расположенный аэропорт (11 %).

Почти каждая ассоциация имеет постоянного ответственного ра­ботника (исполнительного директора, или исполнительного секре­таря, или исполнительного вице-президента), от к-рого зависит вы­бор конкретного места проведения симпозиума или конгресса. Имен­но с ними и работают коммерческие директора гостиниц в попытках расширить свой сегмент на конгрессном рынке.

Конгресс корпоративный – конгресс, проводимый компанией, кор­порацией, для к-рого типична обязательность присутствия членов корпорации.

Обычно это два типа конференций:

• большие конгрессы;

• малые собрания.

В программу К. к. организаторы, как правило, включают инсен-тив-туры для своих руководителей. Корпоративные мероприятия включают:

• учебные семинары;

• торговые выставки;

• презентации новых товаров;

• собрания акционеров.

Большинство К. к. проходят в сентябре-ноябре. Срок подготов­ки К. к. сравнительно короток и редко превышает год.

По данным одного из опросов, на выбор гостиницы для проведе­ния К. к. влияют (дан процент ответов опрошенных респондентов):

• качество общественного питания (78 %);

• наличие помещения для совещания (69 %);

• опыт работы гостиницы в этом сегменте рынка (48 %);

• наличие номеров для отдыха (47 %);

• четкость работы рецепции (46 %);

•наличие менеджера по организации конгрессов (41 %);

• точность при расчете (41 %);

• наличие специального оборудования (38 %);

• транспортное положение (23 %);

• близость аэропорта (23 %);

• специальное обслуживание (19 %);

• наличие места для экспозиции (17 %);

• наличие спортивного комплекса (16 %);

• наличие апартаментов (12 %);

• близость к магазинам и ресторанам (9 %);

• новизна места (9 %).

Такие гостиничные комплексы, как «Оприленд» (1068 номеров) и «Хилтон» (3100 номеров) в Лас-Вегасе, «Мариотт Маркиз» в Нью-Йорке (1876 номеров), до 80 % доходов имеют благодаря этой кате­гории потребителей.

Как правило, число участников конгрессов и симпозиумов сораз­мерно числу номеров в современных гостиницах. 75 % всех корпора­тивных съездов насчитывают в среднем менее 100 участников. Самые крупные съезды редко собирают тысячу человек. Поэтому практически каждая гостиница может предоставить необходимые и достаточные возможности для любого из них.

Для проведения конгрессов используют:

• курортные отели (65 % предпочтений ассоциаций, проводящих конгрессы);

• припортовые гостиницы;

• загородные отели (59 %);

• крупные мотели;

• курортные кондоминиумы;

• круизные суда;

• университеты;

• конференц-залы компаний;

• специальные конгрессные центры (21 %).

Конгрессы важны для гостиничного сектора, поскольку позволя­ют гостиницам:

• осуществлять предварительное бронирование номеров, сглаживать сезонность в использовании номерного фонда и повышать емкость его загрузки, а также обеспечивать высокую стабильность в трудовых отношениях администрации с обслуживающим персоналом;

• точно определять потребность в персонале на ближайшее будущее и рационально использовать имеющийся фонд заработной платы;

• получать наряду с платой за размещение значительные доходы от работы штабных номеров, банкетного обслуживания, прачечной, гаража, казино, спортивных комплексов и т. п.;

• обслуживать большой наплыв гостей в дни проведения шоу, карнавалов, балов, презентаций и других общественных праздников;

• разнообразить набор услуг за счет проведения специальной дамской программы, что увеличивает доходы магазинов, салонов красоты, спортивных клубов и т. п.;

• легче переносить трудные периоды межсезонья, поскольку пик конгрессов приходится именно на это время.

Проведение крупных конгрессов обычно планируется на 2-5 лет вперед. Предварительное соглашение на проведение конгресса включает вопросы бронирования определенного количества гости­ничных номеров, когда в качестве гарантии взимается аванс, к-рый должен быть переведен на счет гостиницы к определенному времени.

В США существует огромное количество периодических изданий, обслуживающих конгрессы:

• индексные каталоги;

• справочные издания.

Процесс обслуживания конгрессов:

1. Если размещение забронировано, менеджер по конгрессам должен ознакомиться со всей перепиской для изучения характера обслуживания.

2. Менеджер информирует заинтересованную ассоциацию или корпорацию и в дальнейшем осуществляет непосредственные контакты с ними. Используя письма, телефон, факс и личные контакты, начи­нает готовить ответы на три принципиальных вопроса:

• бронирование;

• программа;

• цена.

3. За месяц до начала конгресса проводится совещание с руководителями всех служб, где уточняются план и спецификация предоставляемого обслуживания.

4. За 2-3 дня до открытия конгресса проводится предконгрессное собрание, на к-ром присутствуют руководители всех служб гостиницы и уточняются все мелкие детали.

5. По завершении конгресса проводится совещание, на к-ром подводят итоги.

Т. культурный – Т. в целях ознакомления и познания культур­ного наследия различных стран и народов. Цели и принципы этого туристского движения были заложены в Хартии культурного Т., при­нятой на международном семинаре по туризму в 1976 по инициативе Международного совета по памятникам и историческим местам ЮНЕСКО. На основе этих принципов была принята классификация использования культурного наследия (см. Наследие культурное и природное).

Т. лыжный- специальные категорийные походы, предусматри­вающие прохождение маршрута на лыжах по равнинам, предгорьям и среднегорью. Основные районы походов в России – северные и цен­тральные области, Урал, Сибирь. Лучшее время проведения – зима, начало весны. Характерные препятствия и трудности – крутые скло­ны, заросли, ненаселенная местность, низкие температуры, отсутствие леса. Основной вид снаряжения – лыжи. Лыжные походы организу­ются от I до VI категории сложности.

Т. международный – 1) важное направление международного сотрудничества в конкретной деятельности на основе уважения на­циональной культуры и истории каждого народа и основных интере­сов каждого государства; 2) сфера развития взаимопонимания меж­ду народами и ознакомления с достижениями др. стран в различных областях, в т. ч. экономической, социальной, культурной, научно-тех­нической и др.

Роль и значение Т. м. в развитии человеческих связей между и внутри мировых регионов, его позитивное влияние на экономику, общество, культуру и окружающую среду отмечены в Декларации по туризму, принятой Всемирной конференцией министров по туризму (Осака, Япония, 1994).

Т. м. состоит из въездного туризма и выездного туризма.

Основными направлениями развития Т. м., по определению учас­тников Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Заключительный акт СБСЕ, 1975), являются: взаимосвязь между развитием туризма и мерами, принимаемыми в др. областях экономической деятельности; поощрение развития туризма на инди­видуальном, семейном, групповом, коллективном уровнях; содействие улучшению материальной базы туризма и сотрудничеству в этой об­ласти; реализация совместных проектов по туризму, включая техни­ческое сотрудничество; содействие обмену информацией; рассмотре­ние в позитивном духе вопросов, связанных с финансовым обеспече­нием туристских поездок за границу, с учетом своих экономических возможностей, а также вопросов, связанных с формальностями, тре­буемыми для таких поездок; содействие деятельности иностранных турагентств и транспортных компаний, связанных с развитием Т. м.; активизация туризма во внесезонный период; обмен студентами и специалистами в области туризма с целью повышении их квалифика­ции; содействие проведению конференций и симпозиумов по вопро­сам планирования и развития туризма, а также с целью обсуждения детальных исследований по проблемам туризма.

Для Т. м. характерно сотрудничество на двусторонней и многосто­ронней основах для достижения следующих целей: унификации подхо­дов к классификации гостиниц, стандартов обслуживания, туристских маршрутов, коллективных форм расчетов и учета услуг, туристской ста­тистики исследования проблем, связанных с окружающей средой.

За основу анализа перспектив роста Т. м. ВТО берет показатели по странам 6 регионов: Африки, Америки, Среднего Востока, Евро­пы, Южной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихого океана.

Три постулата были признаны ВТО в качестве ключевых для по­нимания развития Т. м. в 90-х гг.: 1) экономическая стагнация не обя­зательно приводит к сокращению путешествий и туризма (урезаются бюджеты, уменьшаются периоды поездок, расстояния путешествий – ближе к дому, используются менее роскошные условия размещения, изменяются др. усло

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...