Краткое описание социально адаптированного понимания философской категории «Интуиция».
1.12.3.9.3.1.1.013.1. Французский философ Р. Декарт (1596-1650) достоверным средством мышления, наряду с дедукцией, считал интуицию. Дедукция, по Декарту, - это логическое рассуждение, опирающееся на аксиомы (вполне достоверные исходные положения), но достоверность аксиом, заявлял он, усматривается разумом интуитивно. Причем, интуицию он ценил дороже дедукции. «Под интуицией, - писал он, - я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и, благодаря своей простоте, более достоверное, чем сама дедукция...» [20, c. 86]. 1.12.3.9.3.1.1.013.2. Голландский мыслитель Б. Спиноза (1632 - 1677) высшим родом познания считал рациональную интуицию. Лишь интуитивное познание способно непосредственно постигать субстанцию. «В интуиции, - говорил он, - вещь воспринимается единственно через ее сущность или через познание ее ближайшей причины» [56, c. 103]. Интуиция, заявлял он, «ведет от адекватной идеи о формальной сущности каких либо атрибутов бога к адекватному познанию сущности вещей» [55, c. 439]. 1.12.3.9.3.1.1.013.3. Известный французский физик Луи де Бройль, рассуждая о роли интуиции в науке, заметил, что человеческая наука, «по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее значительные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием» [38, c. 295].
1.12.3.9.3.1.1.013.4. Кант различает дискурсивную (логическую) ясность, полученную с помощью образования понятий, и интуитивную (эстетическую, т. е. чувственную) ясность, приобретённую с помощью видения. 1.12.3.9.3.1.1.013.5. Немецкие идеалисты, особенно Шеллинг, определяли ту разновидность познания, которая позже была названа интуицией как интеллектуальное созерцание. 1.12.3.9.3.1.1.013.6. У Бергсона интуиция - «одновременное и общее внутреннее видение результатов анализа, но не доаналитическое положение вещей. Философия не должна... ни конструировать реальность... ни довольствоваться фактическим состоянием естественного мировоззрения и... науки... она должна реконструировать вселенную с помощью интуиции тем, что она в возрастающей степени приобретает с нею непосредственный жизненный контакт, а равно и благодаря тому, что она разрушает те формы и схемы, которые предают вселенной характер чисто человеческой среды» [66]. 1.12.3.9.3.1.1.013.7. В философии диалектического материализма не только достаточно широко варьируются оценки степени участия интуиции в «Процессе научного познания», но и ведется полемика о том, что же представляет собой сама интуиция и какой смысл следует вкладывать в это понятие. Философия диалектического материализма, не отвергая эти формы познания, под интуицией понимает способность человеческого мозга совершать как бы «скачок» в «Процессе познания». То есть, если под «скачком» понимать внеосмысленный переход из одной «Точки познания» в другую, то, исходя из подобной логики, мы можем говорить, что «Философия диалектического материализма» под «Интуицией» понимает что-то существующее, но не совсем понятное и определённое. Подобная неопределённость в формировании философских категорий подходит, например, к описанию творческого процесса, так как категория «Творчество» и категория «Творческий процесс», с позиции «Классической теории познания», являются неопределёнными категориями. Да и практика говорит о том, что, учитывая сегодняшнее философское понимание категории «Творческий процесс», его нельзя себе представить без «Интуиции», являющейся, по мнению всех, одним из непременных компонентов этого процесса. Анализируя другие, более конкретные формы практической человеческой деятельности, невозможно не заметить, что «Интуиция» так же является одним из непременных компонентов этого процесса. Она проявляется как феноменальная способность индивидуума к феноменально чувственному восприятию внешней и внутренней среды своего существования. Поэтому, когда дело касается более определённых видов человеческой деятельности, отсутствие социально-необходимой определённости в понимании и трактовке термина «Интуиция» становится всё более и более очевидным. Маскируя собственное теоретическое бесплодие в концептуальном определении феномена «Интуиция», материалистическая философия на протяжении длительного времени отказывается от философской разработки концепции «Интуиция», а заменяет эту невыполненную работу тем, что, логически смещаясь от целей изучения чувственного феномена, проводит «Ботаническое», описательное обозначение существования данного феномена в анализируемом «Социуме». Сегодня не вызывает противоречия тот факт, что современная философия без привязки к общефилософскому пониманию категории «Интуиция», без формулирования даже рабочего определения анализируемой феноменальной способности индивидуума, а только на основании статистического описания проявлений похожих событий, однозначно привязывает интуицию к опыту. Диалектический материализм в интуиции видит такой скачок на пути к истине, который совершается логическим мышлением на основании ранее накопленных знаний и предшествующего практического опыта. Кроме того, с позиции материалистической философии, никакая интуиция невозможна вне связи с чувственным и логическим познанием. Поэтому материалистическая философия считает, что «Интуиция» возникает лишь на базе непосредственных данных, полученных в процессе чувственного опыта. Данную логику материалистическая философия аргументирует тем, что любая появившаяся интуитивная мысль проходит логическую проверку путём сопоставления с другими мыслями относительно изучаемого явления. Передать другим интуитивно переживаемую мысль можно лишь в том случае, если она будет сформулирована, т. е. построена по правилам логики, иначе она остаётся непонятной окружающим.
1.12.3.9.3.1.1.013.8. Для конкретизации понимания внутреннего содержания термина «Интуиция» материалистической философией дадим краткий обзор определений для термина «Интуиция»: 1.12.3.9.3.1.1.013.8.1. Определение для термина «Интуиция», данное Н. И. Кондаковым в «Логическом словаре - справочнике» [29]. Определение для термина «Интуиция». Интуиция (лат.intuitio - пристальное, внимательное всматривание, созерцание) - способность непосредственно, как бы «внезапно», не прибегая к опосредствованному развернутому логическому умозаключению, находить, открывать истину; внутреннее «озарение», просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса, процесс дальнейшего хода развития исследуемого предмета, явления. 1.12.3.9.3.1.1.013.8.2. Определение для термина «Интуиция», данное в первоисточнике «Философский энциклопедический словарь», под редакцией Е. Ф. Губанского и др. [59].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|