Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как писать текст под картинку на экране




Чтобы научится писать под картинку, нужно уяснить для себя:

- когда картинка на экране и содержание текста обязаны совпадать; когда они могут не совпадать;

- когда они не должны совпадать (чтобы текст не «тянул на себя одеяло»);

- как ввести в текст важную информацию, которая не иллюстрируется на экра­не;

- как использовать «естественный Звук» отснятого события.

 

Один из основных постулатов профессии гласит: «пусть картинка расскажет о событии». Однако на практике телевизионные выпуски новостей больше похожи на «новости, иллюстрированные движущимися картинками», чем на «новости, рассказанные движущимися картинками». Иногда так происходит из-за того, что у вас нет всех нужных картинок или из-за того, что вы не можете передать сюжет с помощью картинки, т.к. часть истории вам просто не известна. Чаще всего причина заключена просто в том, что сюжет не столь важен, чтобы снимать его на пленку и тратить эфирное время на ее воспроизведение.

Конечный продукт, попадающий на телеэкран – это результат целого ряда компромиссов, на которые идут все участники производственного процесса – оператор, корреспондент, текстовик (обозреватель), редактор и режиссер. Практически совершенно нереально пытаться с помощью видеоряда передать все содержание события. Для того, чтобы это удалось сделать, необходимы следующие условия (обеспечение которых на практике просто невозможно):

- для того, чтобы соответствующим образом отснять событие, оператор должен располагать всем необходимым: временем, спецоборудованием, помощью и пр.;

- корреспондент, выездной режиссер и текстовик должны сопровождать оператора;

- редактор должен собрать видео сюжет в соответствии с согласованными пожеланиями режиссера, текстовика и корреспондента, не выходя при этом за рамки принятого хронометража;

- корреспондент или текстовик должен написать текст, отвечающий содержанию видеоряда, и тогда картинка расскажет о событии, а текст сообщит необходимые детали;

- режиссер (продюсер) должен ввести сюжет в программу новостей вне зависимости от ее хронометража, информационной ценности и иных соображений.

Телекомпании не располагают соответствующими средствами и персоналом, чтобы отрабатывать рутинные новости подобным образом. Нет у них возможности выкроить для них требуемое эфирное время. Да и немного найдется зрителей, готовых внимать длинным видео историям, не стоящим особого внимания.

Тем не менее, с помощью картинки можно, не тратя время попусту, рассказать важные детали события. Так, например, во время открытия в Лондоне больницы для больных СПИДом принцесса Диана должна была пожать руку представителям персонала, среди которых был мужчина, заразившийся этой болезнью. Принцесса была об этом предупреждена. Камера несколько раз показала, как волнуется этот человек, ожидая своей очереди, но за кадром корреспондент не упомянул ни слова о переживаниях. Зрители увидели, как он был счастлив, когда принцесса, будучи без перчатки, пожала его руку. Затем, в интервью он рассказал о своих эмоциях. Так картинка без помощи закадрового текста передала динамическое напряжение ситуации. Параллельный разъясняющий текст в этом случае мог смазать все впечатление.

На местных телестанциях репортерам приходится снимать два-три сюжета ежедневно. Часто они вынуждены писать текст прямо на месте события, не отсмотрев снятый материал. Пока они направляются на новое задание материал отправляется на студию, где режиссер монтажа (редактор) приводит видеоряд в соответствие с репортерской разработкой сюжета.

Иногда репортер имеет возможность на месте бегло просмотреть запись видео сюжета со звукорядом, используя видоискатель камеры. После этого он может записать на пленку свой текст, исходя из имеющегося материала.

В тех случаях, когда репортер имеет возможность попасть на студию, чтобы отсмотреть пленку и послушать звук на студийной аппаратуре, он размечает материал, составляя опись заснятых эпизодов (используется хронометрах, имеющийся на пленке). Затем он составляет и записывает на пленку свой комментарий, основываясь на отобранных кадрах. Комментарий с пометками репортера о том, где начинаются и заканчиваются отобранные им куски материала, передается редактору.

 

 

Возможен и другой вариант подготовки. Репортер отсматривает снятый материал вместе с редактором. Они договариваются. как его подать, какие эпизоды следует включить в репортаж, устанавливают общий хронометраж сюжета. Затем обработанный редактором материал с пометками о длительности каждой сцены передается текстовику. Он пишет комментарий, который зачитывается в эфире ведущим или корреспондентом. Поскольку видеоряд отобран до написания текста, можно считать, что такой вариант подготовки сюжета ближе всего к рассказу с помощью картинок.

При написании текста нужно придерживаться следующего правила: никогда не оставляйте без объяснений то, что привлекает внимание на экране; объясните, либо исключите этот материал из сюжета. Пример. Вы делаете репортаж о награждении полицейского, участвовавшего в раскрытии серьезного преступления. Полицейский передвигается в инвалидном кресле на колесах. Необходимо сообщить зрителям, что полицейский несколько лет назад был ранен бандитом и стал инвалидом, однако оставлен на действительной службе. Объяснение не займет много времени, но будет вполне достаточным.

Телеэкран позволяет опускать в комментарии репортера те детали, которые зритель может сам увидеть (в этом основное отличие от радиорепортажа). Однако зритель должен иметь время, чтобы усвоить то, что ему показывают. Например, если репортаж рассказывает о заседании комиссии по экономическим проблемам, 5 членов которых хорошо известны в стране. Чтобы прочесть за кадром фамилии членов комиссии, потребуется 8-9 секунд. Получается, что на показ одного лица дается только около 2 секунд, но чтобы узнать знакомое лицо, зрителю требуется 3 секунды. Исходя из этого, нужно дать более длительный отрезок на показ лиц. Однако если во время этого эпизода будет отсутствовать существенный для зрителя звуковой ряд, сюжет начнет пробуксовывать. Поэтому в это время нужно за кадром дать дополнительную информацию, например, назвать сферу деятельности каждого из членов комиссии.

Остановимся на том, когда следует представлять лицо, появляющееся в кадре. Лучше всего называть человека в тот момент, когда он появился. В крайнем случае, за две секунды до его появления, но ни в коем случае не после того, как он исчез с экрана. Если вы идентифицируете персонажа до его появления, то следите, чтобы в этот момент в кадре не было другого персонажа. Запоздалая идентификация может просто рассердить телезрителя, которому показали некое неназванное лицо.

 

Подготовка и проведение репортажа

Для того, чтобы сделать хороший репортаж, нужно четко представлять себе. Что вы хотите сказать телеаудитории. Многие события дают материал, которого хватит на несколько репортажей. Любое событие можно рассматривать с самых разных точек зрения. Поэтому первый шаг заключается в том, чтобы определить суть новости. Достаточно просто понять, в чем состоит новость в таком, напри­мер, событии как поимка полицией банковского грабителя после недолгой погони с места преступления. Получив информацию о происшествии, вы берете пару интервью у полицейских, затем направляетесь в банк, чтобы проинтервьюировать свидетелей.

Другой пример. Вы приезжайте на пресс-конференцию мэра, чтобы сделать репортаж, но не знаете, о чем поведает мэр. Неожиданно вы слышите как 38-летний политик, восходящая звезда, рассказывает, что у него обнаружено заболевание сердца и что он вынужден оставить политическое поприще. Вам стано­вится ясно, о чем будет ваш репортаж.

Первый сюжет можно сделать на материале вашей съемки, а сюжет о мэре потребует дополнения в виде небольшого рассказа о его яркой политической карьере. Если позволяет время, вы сможете отсмотреть и послушать снятый ма­териал. Еще до просмотра вы можете набросать черновой вариант текста — для этого полезно продублировать запись интервью на портативный кассетный магнитофон, чтобы иметь возможность оперативно работать с материалом. После просмотра вы сможете уточнить свои наброски и структурировать материал, за­фиксировав хронометраж эпизодов.

Приведем примерный план (структуру) репортажа об ограблении банка и хронометраж эпизодов:

• внешний и внутренний виды банка, закадровый текст 12 сек;
• «стэндап», рассказ о погоне 12 сек;

• сцена ареста, грабителя в наручниках сажают в полицейскую машину 15 сек;

• рассказ полицейского №1, начавшего погоню 16 сек;
• рассказ полицейского №2, задержавшего грабителя 18 сек;

• экстерьер банка, подводка к фрагменту с кассиром б сек;

• рассказ испуганной женщины - кассира; видеозапись

с банковского монитора, запечатлевшего сцену ограбления 23 сек;

• полицейский автомобиль увозит грабителя в тюрьму 10 сек.

Вы можете переструктурировать материал и принять такую последовательность эпизодов;

• экстерьер банка, закадровый текст 12 сек;

• рассказ кассира, запись с монитора 23 сек.

• «стэндап» (подводка к рассказу о погоне) 12 сек;

• рассказ полицейского №1 16 сек;

• рассказ полицейского №2 18 сек;

• арест; грабителя в наручниках сажают в полицейскую машину 15 сек.

Сильной стороной обоих вариантов является то, что основные эпизоды освещаются людьми, участвовавшими в событии. Выбор именно этих персонажей более удачен, чем, например управляющего банка или главы полицейского департамента, которые не были непосредственными участниками. Вы можете включить в свой текст данные, полученные от этих чиновников, тем не менее, вы должны сами изложить описательную часть истории, подкрепив ее рассказом трех упомянутых ранее свидетелей. Переструктурирование материала позволяет его ужать, сэкономив время. К тому же, сведение к минимуму количества мест съемки и «прыжков» в изложении облегчат для зрителя восприятие информации. Психологически легче переструктурировать материал до того, как написан текст. Порой бывает полезно написать текст заново, чтобы найти подходящий вариант.

Написанный текст полезно прочесть вслух кому-нибудь из коллег, чтобы вы­яснить, насколько доходчиво он изложен.

Назовем этапы подготовки текста, освещающего более сложные события:

1. Определите суть события, нередко это требует немалого труда;

2 Структурируйте материал, подробнее определите очередность эпизодов и их хронометраж;

3. Постарайтесь сделать так, чтобы люди, участвовавшие в событии, рассказали о нем. Вы изложите объективные данные, а они расскажут о своем восприятии события, своих переживаниях и т.д.

4. Не усложняйте структуру материала, придерживайтесь естественной последовательности событий; избегайте построения сюжета, характерного для кино («а в это время на ферме»);

5. Пишите как можно более сжато; точно и ясно излагайте факты; решительно вычеркивайте любой абзац, фразу, слово, без которых можно обойтись: постарайтесь прочесть кому-нибудь свой текст вслух.

Освещение сложной темы как правило, требует немалой подготовительной работы. Этот этап может включать ознакомление с материалами прессы, литературы и проведение предварительных телефонных интервью с экспертами или лицами, связанными с данной темой. Безусловно, не вся информация пойдет в дело, однако она позволит глубже и увереннее определить ваше собственное отношение к сути сюжета.

Обилие информации может затруднить уяснение сути сюжета. Нужно определиться, какую ее часть вы будете использовать, кого нужно проинтервьюировать, где вести съемку. На все эти вопросы можно ответить только после того как вы определите, что собираетесь сказать в репортаже. Постарайтесь для себя изложить его суть в одной - двух фразах.

Определив цель, можно переходить ко второму этапу и набросать достаточно подробный план (содержание эпизодов и их хронометраж).

После этого приступайте к съемкам. Просмотрев отснятый материал верни­тесь к своему плану и определите, что в нем следует изменить. Далее придерживайтесь правил, отнесенных к этапам 3-5.

Если репортаж в эфире делится на несколько частей, постарайтесь, чтобы каждая часть имела «сильную» концовку – например запоминающуюся картинку, «резонирующую» с вашей точкой зрения, или «ударный» отрывок текста, от­ражающий авторскую точку зрения, и т.д. Хорошее правило профессионального тележурналиста гласит: начало и концовка материала должны быть «Ударными».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...