Использование спецэффектов
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 В эпоху 16-мм кинопленок такие эффекты как замедленная съемка или микшер редко применялись в новостных программах. Использование этих приемов было очень дорого, а их техническое исполнение часто вступало в противоречие требованием высокой оперативности подготовки новостных программ. Однако внедрение электронного монтажа сняло все проблемы с использованием специальных эффектов. Хотя, конечно, оборудование для таких эффектов не обязательно принадлежит редакции новостей, но в телекомпании оно уже наверняка имеется в каком-либо другом отделе, а постоянное снижение цены на такое оборудование делает его доступным и для телевизионных служб новостей. Здесь, однако, следует задаться вопросом: как далеко можно зайти по этому пути. Наверное, режиссер программы новостей может дойти в своих требованиях до того, что новости будут выглядеть как музыкальные клипы - мгновенные переходы, одно - двухсекундные планы, микширование, привлекательное и громкое музыкальное сопровождение, шторки, двойные картинки и прочая "вндеопиротехника". Всегда есть соблазн увлечься формой в ущерб содержанию. Соблюдение меры становится важным принципом работы тележурналиста на фоне возросших технических возможностей. Наглядный пример этому - использование замедленного движения. Применить этот прием не составляет особого труда и особенно велик соблазн его использовать, когда дикторский текст полностью не покрывается имеющейся картинкой. Нажатие кнопки - и вы «заморозили" необходимый крупный план. Проблема решена! Обосновать в случае чего подобный прием всегда есть возможность, сославшись на обстоятельства. Еще одним "искушением" является легкая возможность повтора эпизодов с помощью аппаратуры электронного монтажа. Одну и ту же сцену можно вставлять в различные новости день за днем и раз за разом. Особенно опасно в этой связи использование эффектных и эмоциональных сцен, связанных с происшествиями и тогда, когда вам приходится несколько дней или даже недель освещать одно и то же событие (например, суд).
КАК ПРОВОДИТЬ ИНТЕРВЬЮ Цели, которые ставятся перед интервью, определяют способы его поведения. В зависимости от этих способов все интервью можно подразделить на три вида. К первому виду относятся интервью, не требующие камеры. К таким интервью прибегают для сбора предварительной информации, которая затем используется при подготовке репортажа. Они проводятся при личной встрече или по телефону. Ко второму виду относятся интервью, проводимые на месте события с записью звука и под камеру. При проведении интервью третьего вида обычно используются две камеры. Эти интервью, как правило, проводятся в студии или в специально подобранном месте вне студии. Иногда интервью организуется так, что журналист и интервьюируемый находятся в разных местах. Пространное интервью такого рода может представлять собой материал для специальной программы. Короткое интервью в прямом эфире может использоваться в качестве сюжета в выпуске новостей. При проведении любого интервью необходимо четко представлять, какого рода информацию нужно получить и как она будет использована. Проводя предварительное интервьюирование, вы можете пользоваться кассетным магнитофоном или делать заметки от руки. Целью такого интервью является выявление дополнительных источников информации, установление первичных данных о событии (место, время, свидетели и т.д.). Задаваемые вопросы, как правило, носят спонтанный характер, хотя вы можете заранее наметить интересующие вас аспекты темы. При формулировании вопросов опирайтесь на свой репортерский опыт и знания в данной области. Кроме того, их должно подсказать ваше профессиональное любопытство, желание как можно больше узнать о предмете. Настоящий репортер не может не быть любопытным.
Интервью, проводимые на месте события, требуют репортерского чутья, любопытства и желания как можно лучше осветить тему. Чем глубже вы знаете предмет, тем легче добиться от интервьюируемого той информации, которая будет полезна для репортажа. Помните, что вас лимитирует время. У редактора, который будет монтировать ваш материал, как правило, нет возможности просматривать интервью, длящееся целый час. К тому же, в большинстве случаев у вас не будет времени, чтобы записать часовое интервью, содержащее ценную информацию (на это потребуется значительно больше чем один час). Учитывая, все это, нужно с самого начала четко определить направление работы. В ходе подготовки следует выяснить, обладает ли данное лицо ценной информацией и склонно ли оно дать интервью (это можно предварительно установить по телефону иди прямо на месте при первом контакте). Необходимо заранее определить, что знает тот, у кого вы будете брать интервью, чтобы сэкономить время в процессе его проведения. Это не означает, что следует «отрепетировать» интервью или сказать гостю что именно вы хотите от него услышать. Во время предварительного разговора не стоит углубляться в подробности, ибо в результате при записи интервью будет утеряна спонтанность, а гость может «проговориться»: «Как я ужё говорил вам...». В процессе предварительной беседы попытайтесь расположить к себе человека, который будет давать интервью. Он должен иметь возможность привыкнуть к необычным условиям: камере, микрофону, осветительной аппаратуре. Можно ободрить гостя, заметив: «Какой яркий свет, я до сих пор не могу к нему привыкнуть». Тем самым вы дадите понять человеку, что не он один испытывает дискомфорт. Важнейшее требование при проведении интервью - внимательно слушайте то, что говорит собеседник. Нельзя «барабанить" вопросы, не слушая ответов. В этом случае можно получить ответы, которые будет очень сложно использовать при монтаже. К тому же вы можете пропустить существенное высказывание, которое могло бы навести на новую неожиданную информацию.
Порой в ходе интервью полезно повторно вернуться к основным вопросам, ибо нередко собеседнику бывает трудно с первого раза четко сформулировать мысль. Этот прием позволит вам уточнить и заострить сам вопрос. Будьте внимательны и избегайте употреблять в ходе интервью замечания типа: «да-да», «так-так», и проч., которые должны ободрять говорящего. Зритель может расценить их как знак вашего согласия с тем, что говорит собеседник. К тому же, только непрофессионал может позволить себе повторить шесть раз подряд слово «да». Эти короткие замечания трудно убрать при монтаже, поэтому лучше их совсем не произносить. Если интервью записывается одной камерой, после его окончания обычно снимаются т.к. перебивки, которые используются при монтаже. Перебивки бывают двух видов: 1) в кадре вы безмолвно слушаете говорящего; 2) в кадре вы задаете вопрос, который уже задавали в ходе интервью. Смысл вопроса должен быть тот же, хотя вы можете изменить какой-либо речевой оборот. Снимайте такую перебивку в присутствии интервьюируемого, чтобы он мог вас поправить, если вы случайно ошибетесь при повторной формулировке вопроса. Обязательно сделайте одну безмолвную перебивку, где ваше лицо не выражает ничего кроме внимания к словам говорящего. Улыбка или кивок придают перебивке несколько иной оттенок и не во всех случаях бывают уместны (например, если человек рассказывает о своей попытке совершить самоубийство). В тех случаях, когда во время длительного интервью задействованы две камеры (одна направлена на вас, а другая - на гостя), вы будете избавлены от необходимости отдельно снимать перебивки. Интервью, идущие в прямом эфире (или записанные на пленку, но не подвергаемые редактированию), обладают серьезными отличиями от интервью, запись которых подлежит последующему редактированию. Работая в прямом эфире, вы должны уложиться в жесткие временные рамки, но в то же время получить необходимую информацию.
Проводя интервью в прямом эфире, вы, как правило, в целом заранее представляете себе ответы, которые получите на свои вопросы. На такие интервью обычно приглашают известных лиц (политиков, экспертов, спортсменов), которые часто выступают в СМИ. К тому же, их приглашают не случайно, а именно потому, что их взгляды в целом известны, В крупных телекомпаниях принято проводить предварительные беседы продюсера с гостем. Полученные данные вместе с информацией биографического характера заранее передаются журналисту, проводящему интервью в прямом эфире. Наряду с этим вы можете получить перечень вопросов, которые стоит задать, а также возможных ответов, сформулированных на основе материалов предварительной беседы. Ваша задача состоит в том, чтобы в ходе интервью, используя все имеющиеся данные, получить от гостя необходимую информацию. Постарайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы он не чувствовал напряжения и скованности. Как правило, если интервью в прямом эфире проходит в студии, то все неудобства (освещение и т.д.) бывают сведены к минимуму. Во время демонстрации рекламы или иных сюжетов, идущих в записи, вы имеете возможность неформального общения с гостем. Вы должны расположить его к себе, быть любезным и проявить искреннюю заинтересованность в общении с гостем. Проведение интервью в прямом эфире, предполагающее разговор из студии с человеком, находящимся в другом месте, отличается повышенной сложностью. Для гостя основная трудность заключается в необычности организации самого процесса интервью (особенно, если у него нет соответствующего опыта). Нужно учитывать, что собеседник раньше ни разу вас не видел и общался с вами только по телефону, никогда не слушал вопросов через миниатюрный наушник (который того гляди, выпадет из уха) и ни разу не обращался к объективу камеры как к живому человеку. В подобных случаях нужно полагаться на помощь ваших коллег (оператор, выездной режиссер), находящихся рядом с гостем. Им следует успокоить человека, объяснить, чей вопрос он услышит в наушнике и проч. Ваша задача - придать своей ннтонации макснмум дружелюбия, а оборотам речи - максимум вежливости. Иной вид интервью в прямом эфире - это интервью, которое вы берете, находясь вне студии (например, интервью с баскетболистом, только что забросившим в корзину победный мяч). Ожидая включения, объясните собеседнику, как будет происходить интервью. Перед началом работы в эфире повторите подготовленные вопросы. Если условия позволяют, сделайте это вслух, а если возможности уединиться нет, повторите их про себя. Репетиция поможет определить, не нуждается ли какой-то вопрос в перефразировании. Постарайтесь представить, как собеседник будет реагировать на каждый из вопросов. Ваше профессиональное любопытство и знание предмета помогут сформулировать вопросы. Вью должны стремиться узнать, что происходит и почему это происходит; понять суть определенной проблемы. Чтобы уяснить точку зрения собеседника, вью должны помочь ему доходчиво высказать ее, (не становясь при этом на его сторону, а действуя исключительно в интересах зрителей). Настоящий профессионал должен знать предмет, о котором идет речь. Знать можно не все, но что-то знать обязательно (например, если речь идет о вашем городе). Даже опытный журналист не может знать всего. Если вы ничего не знаете по данной теме, попросите дополнительную информацию у тех, кто дает задание провести интервью. У них могут быть вырезки из газет, пресс-релизы и т.д. Можно задать вопросы другим репортерам, многие захотят вам помочь, если вы отвечаете тем же. В крайнем случае, вы можете спросить того, кого будете интервьюировать. Всегда лучше вовремя признаться в своем незнании предмета, чем обнаружить его в ходе интервью. В последнем случае собеседник сочтет вас пустышкой, а такое отношение может отразиться в ходе ответа на вопросы. Чем большей информацией о предмете беседы вы располагаете, тем выше будет качество ваших вопросов. Хорошие вопросы дадут возможность собеседнику дать интересные ответы; он почувствует к вам уважение и будет содействовать успеху интервью.
Весьма важно верно определить цель, стоящую перед интервью. Если речь идет о новом событии, то вы можете начать с вопросов: кто? где? когда? почему? Если история не новая, то следует найти в ней неосвещенные до сих пор подробности. Если вы работаете над документальным материалом, уместно задавать вопросы, касающиеся корней и фона анализируемой проблемы. Следует быть готовым к тому, что множество сюжетов, которые вам предстоит освещать, не будет иметь никакого отношения к глобальным проблемам демократии или общества в целом. В большинстве случаев задания будут касаться подвигов полиции и пожарных, трагедий и триумфов отдельных лиц, историй о детях и животных и т.д. Телекомпании просто одержимы стремлением включать в выпуски новостей истории, бьющие по эмоциям зрителя. На заре телевидения один из репортеров "славился" тем, что ему удавалось получать весьма эмоциональные ответы на вопросы такого типа: «Что вы чувствовали, видя как мусоровоз раздавил вашего трехлетнего сына". Этому репортеру нередко удавалось получить на подобные вопросы потрясающие ответы, которые позволяли осветить самую суть события, а зрителям услышать именно то, что они хотели услышать. Тем не менее, мастерство журналиста состоит в том, чтобы получить нужные ответы, не задавая прямого вопроса о переживаниях собеседника. Иногда этого можно добиться, осторожно подводя его к сердцевине темы. Возьмем, например, ситуацию, когда отец видел, как мусоровоз задавил его сына. В: Где вы были, когда это произошло? О: Я был вон там, на противоположной стороне улицы. В: И... и... вы видели? О: Да. Бог мой, я видел В И...? (Сделайте паузу - ответ, как правило, будет дан). Такой вариант выглядит менее жестоким по отношению к отцу. Поскольку ему не задается прямой вопрос о его переживаниях, он сам решит, говорить о них или нет. Конечно, вы можете задать прямой вопрос, затрагивающей чувства собеседника, и, получив ответ, исключить вопрос из записи интервью. Зритель не узнает, как жестоко вы поступили. Стоит ли прибегать к такому приему - это вопрос вашей совести, однако вы должны знать, что настоящие журналисты так не поступают. В интервью, где затрагиваются проблемы, вызывающие разногласия в обществе, вам часто бывает необходимо оспорить полученный ответ. По возможности сформулируйте свое возражение, сославшись на чье-либо мнение: «Г-н сенатор, ваши политические противники говорят..." Вы должны располагать хотя бы одной фамилией оппонента сенатора на этот случай, если последний захочет ее услышать. Если вы не сможете ее назвать, то окажетесь в неудобном положении. Порой бывает необходимо прояснить смысл сказанного вашим собеседником. В таком случае следует задать уточняющий вопрос: «Г-н сенатор, вы имеете в виду, что..?". Такой вопрос даст возможность собеседнику четче сформулировать свою позицию в более краткой форме. Если в ответ на вопрос вы получите краткое «да» или «нет", то попросите выразиться более пространно. Если вы видите, что отвечающий противоречит сам себе, путается и нервничает, а многие вопросы требуют разъяснений, и вообще интервью "не идет", его надо начать заново. Для этого изобразите на лице озабоченность и скажите оператору: «Что такое, Билл? Проблемы со звуком? Ты считаешь, что надо писать все заново?». После этого обратитесь к собеседнику и, извинившись, попросите начать сначала. Пока оператор «устраняет» гипотетические неполадки вы сможете вместе с гостем решить, как сделать интервью покороче, чтобы сэкономить его время. В зависимости от содержания материала, вполне уместно попросить собеседника обобщить свои взгляды за 30 секунд. Если вы приготовили вопрос, затрагивающий чувства человека, не бойтесь его задать, но постарайтесь найти для этого подходящий момент в ходе интервью. Задайте сначала менее существенные вопросы, оставив самый трудный под конец. Такое построение интервью даст возможность отвечающему попривыкнуть к вам и "созреть" для ответа. В отдельных случаях в ходе предварительной беседы вы можете принять условия, выдвигаемые собеседником, и согласиться не задавать определенные вопросы (это делается с санкции тех, кто дает задание на проведение интервью). Если отказ от обсуждения «запретной" темы становится очевидным для зрителя, то вы можете в своем тексте упомянуть о соответствующей договоренности. При проведении интервью под камеру - и особенно в прямом эфире - старайтесь как можно четче и яснее формулировать вопросы. Если отвечающий заявит, что не понял вопроса или скажет, что вы задали сразу два вопроса, и он не знает, на какой отвечать, вы можете растеряться, во всяком случае, вы потеряете время и контроль над ходом интервью. Как правило, лучше задавать простые, короткие вопросы; чем они длиннее и сложнее, тем больше риск непонимания. Избегайте вопросов, требующих односложных ответов «да» или "нет". Их уместно задавать только в том случае, когда нужно четко зафиксировать позицию говорящего и не дать ему уйти от однозначного ответа. После ответа «да» или «нет» можно попросить объяснить более подробно, почему был дан такой ответ. Чаще прибегайте к вопросам, позволяющим отвечать «своими словами». Благодаря этому вы можете получить интересную информацию. Обращайте внимание на жаргонизмы (например, профессиональные), звучащие в ответах. Если вы не поняли их смысла, то и зритель может не понять, это значит, что ответ потеряет смысл. В этом случае следует попросить собеседника сделать свой ответ понятным для непосвященных. В заключение несколько правил, касающихся обращения с собеседником. - Вы должны смотреть на собеседника. Почаще смотрите в глаза, придав взгляду дружественную окраску. Если вы не делаете этого, вы тем самым даете человеку понять, что вам совсем не интересно то, что он говорит; такой подход вредит делу. - Помните, что во время интервью «звездой" являетесь не вы, а тот, кому вы задаете вопросы. Цель интервью состоит в том, чтобы получить от него информацию или выяснить его взгляды, а совсем не в том, чтобы продемонстрировать ваши достоинства. Если зритель заметит, что вы «тянете одеяло на себя», интервью может провалиться. - Вы должны вести беседу в обычной разговорной манере, обычным голосом, никак его специально не изменяя. В большинстве случаев (хотя бывают и исключения) вам незачем повышать голос и прибегать к устрашающим интонациям в отношении собеседника или выглядеть устрашающе в глазах зрителей.
ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК РАБОЧЕГО ДНЯ ПРОДЮСЕРА РОГРАММЫ НОВОСТЕЙ 11. Дома утром ознакомьтесь с прессой, посмотрите утренний выпуск новостей вашей телекомпании. Если у вас появилась мысль осветить какую-то тему или выяснить какой-то вопрос, позвоните в отдел заказа репортажей (будьте дипломатичны). 12. Вовремя приступайте к работе. 13. Проверьте в отделе заказа репортажей, какие из них находятся в работе, а какие будут вскоре готовы. 14. Уточните хронометраж подготовленных для выпуска новостей материалов (включая рекламу), рассчитайте, каким эфирным временем вы будете располагать. 15. Обдумайте предварительный вариант последовательности сюжетов (лучше набросать проект на бумаге, т.к. это позволит четче его сформулировать). 16. На утреннем совещании (планерке), внимательно слушайте, задавайте вопросы, чтобы прояснить непонятное. Высказывайте свои предложения о том, как следует освещать намеченные темы и предлагайте свои темы. 17. Начинайте составлять перечень текстовых материалов, выводимых на экран. 18. Начинайте составлять перечень графических материалов (тех, что обязательно понадобятся, и тех, что могут понадобиться). 19. Обед. 20. Начинайте писать текст для ведущего. С появлением новой информации ее будет проще ввести в уже написанный текст. 21. Отслеживайте готовность текстовых и графических материалов, выводимых на экран. 22. На дневном совещании представьте промежуточный вариант последовательности сюжетов. При обсуждении будьте внимательны, думайте, прислушивайтесь к мнениям коллег. 23. Подготовьте окончательный вариант содержания программы, разошлите его тем, кому он нужен для работы. 24. Ускорьте написание текста (пусть вам помогут коллеги из группы). Поддерживайте связь с репортерами, отделом заказов, редактором, ответственными за графику и т.д. 25. Перечитайте и отредактируйте текст, помня, что в качестве продюсера, вы отвечаете за каждое слово. На столе разложите по порядку страницы текста, но не нумеруйте их до тех пор, пока окончательно не определится последовательность материалов в программе. 26. Если вы будете использовать в программе новости (по стране или зарубежные), получаемые через спутник, проверьте поступление сигнала. 27. Проверьте наличие связи с пунктами прямого включения в эфир. Это следует сделать заранее, чтобы перед самым включением не произошло неприятного сюрприза из-за неполадок со связью. 28. Вводите вновь поступившую информацию в сюжеты программы; если надо, изменяйте их последовательность. 29. Сформулируйте текст для ведущего, пронумерован его страницы (если не предвидится изменений). Раздайте готовый текст. 30. Проведите «плановую» проверку готовности монтажа и графики, чтобы предотвратить возникновение осложнений. 31. Успокойтесь, соберитесь и отправляйтесь на рабочее место продюсера, откуда контролируется прохождение выпуска новостей. 32. Проверьте качество связи с пунктами прямого включения. Проверьте те звенья, где возникали какие-либо осложнения. 33. Внимательнейшим образом наблюдайте за тем, как идет программа. Все ли выполнено точно? Соответствуют эти таблицы тексту? Внесите поправки там, где необходимо и где это возможно. 34. Следите за действиями своей команды. Если кто-то из ее членов буквально спас выпуск новостей, в последний момент устранив некий сбой, постарайтесь сразу же по горячим следам (во время рекламной паузы) поблагодарить его. Сделайте это так, чтобы остальные слышали ваши слова это подействует ободряюще. Если этот человек находится за пределами продюсерской, найдите его после окончания выпуска и поблагодарите за хорошую работу. 35. Если и по ходу программы обнаружилось "узкое место", займитесь его устранением непосредственно после окончания выпуска, пока случившееся еще свежо в памяти персонала. 36. На следующий день зайдите к репортерам и в отдел заказа сюжетов. Поблагодарите репортеров, операторов, монтажеров и текстовиков за отличную работу. 37. Еще не забывайте прибегать к волшебным словам "пожалуйста" и "спасибо" наполняйте их искренним чувством. 38. Помните, что, будучи продюсером, вы несете ответственность буквально за все в программе новостей. Вы ответственны перед компанией, руководством и зрителями. Никогда не забывайте об этом!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|