Общие принципы и подходы организации бухгалтерского учета
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Общие положения 1.1. Настоящая Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета и отчетности разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 №3321-ХII "О бухгалтерском учете и отчетности", Банковским кодексом Республики Беларусь, "Инструкцией о порядке организации бухгалтерского учета и отчетности в Национальном банке и банках Республики Беларусь", утвержденной постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26.06.2007 №198, другими нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк) и определяет порядок ведения бухгалтерского учета, организации операционной работы, документооборота, вопросы контроля первичных учетных документов и бухгалтерской отчетности в системе ОАО "БПС-Банк" (далее - Банк). По вопросам, не нашедшим отражения в настоящей Инструкции, необходимо руководствоваться законодательством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, локальными нормативными правовыми актами Банка. (в редакции - ##) 1.2. Организация бухгалтерского учета и отчетности в Банке включает: - организацию операционного дня; - организацию внутреннего контроля; - ведение регистров бухгалтерского учета; - организацию работы по ведению лицевых счетов; - формирование и хранение документов; - составление отчетности; - формирование учетной политики. 1.3. В настоящей инструкции нижеприведенные термины и определения используются в следующих значениях: - банковский день - часть операционного дня Банка, в течение которого происходит обслуживание клиентов и подразделений Банка (прием, оформление, контроль первичных учетных документов клиентов и Банка, отражение их в бухгалтерском учете). Время начала и окончания банковского дня устанавливается приказом (распоряжением) руководителя (лица им уполномоченного) Банка, филиала, отделения с учетом режима работы платежных систем и доводится до сведения клиентов;
- внутрибанковские операции - операции Банка с основными средствами, нематериальными активами, товарно-материальными ценностями, расходами и доходами и другие операции, осуществляемые Банком без поручений клиентов и не связанные с перечислением денежных средств в адрес других лиц; - документооборот - движение первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, связанное с оформлением, регистрацией, проверкой, учетом, контролем операций, а также с их обработкой и хранением; - операционный день - деятельность Банка в течение рабочего дня, которая связана с приемом, оформлением, контролем первичных учетных документов клиентов и Банка, отражением их в бухгалтерском учете, завершением обработки информации и формированием ежедневного баланса; - операция Банка - действие или событие (банковские и иные операции), вследствие которых происходят изменения в активах, обязательствах и собственном капитале Банка и которые отражаются по балансовым счетам, а также действие или событие, которые отражаются по внебалансовым счетам Банка; - ответственный исполнитель - работник Банка, уполномоченный оформлять, подписывать (единоличная подпись) и отражать в бухгалтерском учете первичные учетные документы по определенным операциям Банка или осуществлять дополнительный (текущий) контроль указанных документов независимо от того, в каком подразделении Банка он работает; - ошибочные записи - записи в лицевых счетах, произведенные в результате ненадлежащего исполнения Банком первичных учетных документов, используемых при оформлении и совершении операций Банка;
- последующий контроль - внутренний контроль, осуществляемый после совершения операции Банка и отражения ее в бухгалтерском учете; - текущий контроль - внутренний контроль, осуществляемый в течение операционного дня Банка в процессе исполнения ответственным исполнителем возложенных на него обязанностей; - Подразделение Банка - Центральный аппарат, филиал, отделение, Региональная Дирекция, Центр банковских услуг(1); (в редакции - доп.5) - структурные подразделения - департамент, управление, отдел, сектор, группа, отделение филиала, РКЦ, ЦБУ, ББУ, для целей Главы 8 структурными подразделениями считать отделение филиала, РКЦ, ЦБУ, ББУ; (в редакции - ##) - организационная структура филиала, отделения, Региональной Дирекции, Центра банковских услуг - структура филиала, отделения, Региональной Дирекции, Центра банковских услуг, утвержденная в установленном порядке и предусматривающая перечень структурных подразделений и отдельных должностей руководителей, специалистов по направлениям деятельности; (в редакции - ##) (в редакции - доп.5) - учетно-операционная работа - работа ответственных исполнителей в течение операционного дня, включающая в себя прием, оформление, контроль первичных учетных документов клиентов и Банка и отражением их в балансе по счетам бухгалтерского учета. (в редакции - ##) Термины "активы", "аналитический учет", "бухгалтерский учет", "первичный учетный документ", "регистр бухгалтерского учета", "синтетический учет" имеют значения, определенные Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 года "О бухгалтерском учете и отчетности" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 34, ст. 566; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 63, 2/785). Термин "внутренний контроль" имеет значение, определенное Инструкцией об организаци 1 - Региональная дирекция, центр банковских услуг в соответствии с Концепцией создания структурных подразделений ОАО "БПС-Банк" от 23.12.2010 № 01-07/306 Общие принципы и подходы организации бухгалтерского учета 2.1. Организация бухгалтерского учета и отчетности в Банке строится на общих подходах, основными из которых являются:
- ведение бухгалтерского учета с момента создания Банка до его реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством; - государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; - строгое документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете каждой совершаемой операции методом двойной записи на балансовых счетах (дебет, кредит) и методом односторонней записи на внебалансовых счетах (приход, расход); - учет активов, обязательств и операций в белорусских рублях; - систематизация, группировка полученной информации для составления отчетности; - обеспечение сопоставимости данных аналитического учета с данными синтетического учета с целью формирования полной и оперативной информации, своевременного предупреждения негативных явлений, контроля за показателями деятельности Банка и ее конечными результатами; - инвентаризация активов и обязательств Банка с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета; - публикация отчетности; - независимая проверка и подтверждение финансовой отчетности аудиторскими организациями (аудитором - индивидуальным предпринимателем). 2.2. Активы, находящиеся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) Банка, учитываются обособленно от находящегося на бухгалтерском учете Банка активов иных юридических лиц и имущества физических лиц. 2.3. Затраты Банка, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно от иных затрат Банка. 2.4. В основу бухгалтерского учета в Банке положена система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств Банка методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 2.5. Организовать бухгалтерский учет и создать все необходимые условия для правильного его ведения обязан руководитель Банка, филиала, отделения. Руководитель должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями, ответственными исполнителями требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений. (в редакции - ##)
Руководство бухгалтерским учетом осуществляет главный бухгалтер Банка, филиала, отделения, который подчиняется непосредственно руководителю Банка, филиала, отделения. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств. Права и обязанности главного бухгалтера, порядок разрешения спорных вопросов между руководителем и главным бухгалтером регламентированы в Законе Республики Беларусь от 18.10.1994 №3321-ХII "О бухгалтерском учете и отчетности". 2.6. Организация бухгалтерского учета в Банке строится на общепризнанных международных принципах и правилах ведения бухгалтерского учета в банковской системе, установленных Нацбанком, а также учетной политикой Банка. 2.7. При совершении банковских операций необходимо руководствоваться Банковским кодексом Республики Беларусь, Уставом Банка, выданными Банку в установленном порядке лицензиями, в которых определены перечень и принципиальная характеристика банковских операций. Банковские операции могут быть активными, пассивными и посредническими. Под активными банковскими операциями понимаются операции, направленные на предоставление банками денежных средств. Под пассивными банковскими операциями понимаются операции, направленные на привлечение денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней. Под посредническими банковскими операциями понимаются операции, содействующие осуществлению банковской деятельности. Ведение бухгалтерского учета и отчетности в Банке осуществляется с применением программно-технических средств. Ежедневное отражение банковских и внутрибанковских операций в бухгалтерском учете осуществляется в Централизованной автоматизированной банковской системе "IBSO\ЦФТ-Банк" (далее - ЦАБС), которая обеспечивает хронологическое отражение всех проведенных Банком операций в регистрах аналитического и синтетического учета в соответствии с требованиями законодательства. (в редакции - ###) Закрепление функций за структурными подразделениями Банка по своевременному отражению операций в бухгалтерском учете, осуществлению надлежащего контроля правильности оформления и достоверности отражения операций в бухгалтерском учете должно быть определено в положениях о структурных подразделениях. Положения разрабатываются в соответствии с Порядком разработки положений о структурных подразделениях и должностных инструкций от 31.12.2008 №01-04/265, Примерными положениями о структурных подразделениях филиалов (отделений) в условиях новой организационной структуры и внедрения ЦАБС от 31.03.2009 и подлежат согласованию с главным бухгалтером филиала, отделения Банка или лицом, им уполномоченным. (в редакции - ##)
2.8. При оформлении банковских операций используются формы первичных учетных документов, предусмотренные нормативными правовыми актами Нацбанка по их проведению. При оформлении операций по иным видам деятельности применяются типовые формы документов, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь, а также формы документов, утвержденные республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. Составление первичного бухгалтерского документа (товарно-транспортная накладная, счет-фактура, акт приема-передачи, договор, распоряжение и т.д.) является неотъемлемой частью самой операции и осуществляется в момент ее совершения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Первичными учетными документами для отражения в учете операций по взысканию и выплате процентов являются ведомости начисленных процентов, которые формируются в программных комплексах. Ведомость начисленных процентов выводится на бумажный носитель, подписывается исполнителем и руководителем (или другим уполномоченным лицом) структурного подразделения филиала, отделения, Центрального аппарата, осуществляющего активные (пассивные) операции или исполняющего распоряжения о порядке обслуживания операций и, после отражения сумм начисленных процентов в бухгалтерском учете, помещается в отдельную папку. (в редакции - ####) 2.9. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем филиала, отделения, Банка. (в редакции - #) Руководитель несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь. (в редакции - ##) 2.10. При организации бухгалтерского учета и формировании отчетности Банк использует первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, книги (книгу) регистрации открытых и закрытых лицевых счетов, формы отчетности, установленные настоящей Инструкцией, составленные на бумажном носителе информации или в электронном виде. Составленные в электронном виде документы имеют: - защиту информации; - архив по данной информации в течение срока, установленного законодательством для ее хранения; - возможность получения надлежащим образом заверенных копий; - подтверждение их подлинности путем использования электронной цифровой подписи или других средств, подтверждающих достоверность и целостность содержащейся в них информации. 2.11. Первичные документы поступают в Банк от клиентов, от других банков, составляются самим Банком и содержат необходимую информацию о характере операции, позволяющую проверить их законность и осуществить внутренний контроль. Первичные учетные документы, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, должны содержать: - номера корреспондирующих счетов по дебету и кредиту, - сумму операции, - назначение платежа, содержащее необходимую информацию о характере операции, - дату операции, - подпись ответственного исполнителя, - подпись контролера (если операция подлежит дополнительному контролю). 2.12. Первичные учетные документы, утвержденные Нацбанком, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, подразделяются на: - расчетные документы; - кассовые документы; - мемориальные ордера; - внебалансовые ордера. Расчетными документами производится оформление безналичных операций Банка и его клиентов в соответствии с нормативными правовыми актами Нацбанка. Кассовые документы используются при оформлении операций, предусмотренных нормативными правовыми актами Нацбанка по кассовой работе. Мемориальные ордера применяются для совершения и отражения в бухгалтерском учете внутрибанковских операций и операций Банка и клиентов по безналичному перечислению средств в соответствии с нормативными правовыми актами Нацбанка. Однотипные операции, затрагивающие дебет одного счета и кредит нескольких лицевых счетов, открытых на одном балансовом счете четвертого порядка либо дебет нескольких лицевых счетов, открытых на одном балансовом счете четверного порядка и кредит одного счета, и однотипные операции по одному внебалансовому лицевому счету оформляются сводным мемориальным ордером и сводным внебалансовым ордером, соответственно. При проведении операций по кредитным договорам, заключенным с физическими лицами, юридическими лицами и другим операциям в национальной и иностранной валютах используются сводные мемориальные ордера согласно Приложениям 10 и 11. (в редакции - ##) При проведении операций в национальной и иностранной валютах по внутрибанковским операциям используются сводные мемориальные ордера согласно Приложениям 12 и 13. При проведении расчетов между ЦА, филиалами и отделениями по операциям в национальной и иностранной валюте используются сводные мемориальные ордера согласно Приложениям 20 и 21. (в редакции - #) Однотипные операции (кроме кассовых) по одному внебалансовому счету V порядка могут оформляться сводным внебалансовым ордером согласно Приложениям 14 и 15. (в редакции - доп.7) 2.13. В первичных учетных документах стирание записей и не оговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания, надписи правильных записей и заверяются подписью. Внесение исправлений в расчетные и кассовые документы не допускается, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. (в редакции - ###) 2.14. Исправление ошибочных записей производится при наличии подтверждающих документов по тем счетам, по которым сделаны ошибочные записи, обратной проводкой либо путем отражения сумм, на соответствующих счетах бухгалтерского учета исходя из экономической сущности проведенной операции. Исправление неправильно проведенной суммы может производиться как путем проведения обратной проводки на полную сумму и осуществления правильной бухгалтерской записи, так и путем исправления в части неправильной суммы. Исправление ошибочных записей, в том числе по счетам учета денежных средств и драгоценных металлов, драгоценных камней осуществляется путем составления мемориальных ордеров. В тексте мемориального ордера, которым осуществляется исправление ошибочной записи, указываются дата ошибочной записи, номер и дата документа, по которому она была произведена, а также ее причина. Мемориальные ордера по исправлению ошибочных записей по счетам учета денежных средств и драгоценных металлов, драгоценных камней, подшиваются вместе с кассовыми документами, по остальным счетам - в папку по экономической сущности операции. (в редакции - #) (в редакции - ###) Исправление ошибочных записей в результате технической ошибки осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Нацбанка. 2.15. Документально обоснованные записи в бухгалтерском учете признаются изначально достоверными, если они полностью отражают сущность операции и соответствуют действующему законодательству Республики Беларусь. Ответственность за достоверность указания содержания операции, банковские реквизиты бенефициара по расчетам в иностранной валюте, ее количественно-стоимостной оценки, ссылки на основание совершения операции несут участники банковской операции, непосредственно осуществляющие эту операцию, визирующие и подписавшие документ для отражения операции в учете.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|