Марк Твен: книга с того света.
В 1917 году выдающийся американский писатель, сатирик, журналист и лектор Марк Твен написал новую книгу, которая называлась «Джеп Хэррон». Книга была опубликована и успела получить первые рецензии, когда вокруг нее разразился вдруг громкий скандал. Как мог Марк Твен написать что-либо новое в 1917 году, если он, простите, был похоронен в апреле 1910-го?! Но в том-то и дело: две женщины упорно твердили, что писатель продолжал диктовать им новые произведения и после своей кончины... Одна из этих двух женщин - Эмили Грант Хатчингс - была учительницей и автором ряда газетных статей. Но, спрашивается, почему именно ее избрал Марк Твен в качестве посредницы и помощницы? А потому, видимо, что, помимо прочего, она была родом из городка Ганнибал (штат Миссури), куда семья Марка Твена переехала, когда он был еще мальчишкой и звался Сэмюэл Клеменс, или просто Сэм. Именно Хатчингс написала предисловие («Пришествие Джепа Хэррона») к новой книге Марка Твена. И в этом предисловии говорится, что в сеансах спиритической связи с писателем участвовала и другая женщина - медиум, или, как тогда говорили, спиритуалистка по имени Лола В.Хейз. Вдвоем они записывали текст книги и даже поправки к нему, диктуемые Марком Твеном по частям с 1915 по 1917 год. Это однако не было диктовкой как таковой - послания от писателя принимали с помощью «говорящей доски». У нас, для того чтобы вызвать дух покойного, вращают блюдечко, американцы в тех же целях используют доску с алфавитом, по которой сам собой перемещается специальный движок со стрелкой. У них это приспособление запросто продается в магазинах и называется уиджа. Одни считают уиджу просто игрушкой, другие - небезопасной дьявольской штуковиной, с которой надо быть осторожным, а иначе можно и в психушку угодить.
Словом, именно через посредничество этой самой доски Марк Твен уже после смерти надиктовал якобы три новых произведения: помимо романа «Джеп Хэррон» еще и два коротких рассказа - «Дочь Марса» и «От сохи к богатству» (последнее можно бы перевести и как «Из грязи в князи»). Ни в одной российской библиографии Марка Твена этих произведений не найдешь. Да и в большинстве американских тоже (кроме одной, где сказано, что роман «Джеп Хэррон» «предположительно, написан Марком Твеном»). И, судя по стилю и содержанию, роман вполне мог принадлежать именно его перу. Тем более что многие факты биографии главного героя, которого зовут Джаспер Джеймс (по кличке Джеппи, или Джеп), странным образом совпадают с жизнью самого Марка Твена. Например, в 13-летнем возрасте, после смерти отца, оставившего много долгов, мальчишка - будущий писатель - поступает учеником наборщика в газету «Миссури курьер», выходящую в Ганнибале, а через пару лет переходит в «Ганнибал Джорнэл», где, кстати, и начинаются его первые литературные опыты. Джеп тоже начинает свой трудовой путь в газете учеником наборщика после смерти отца и в том же возрасте, только захолустный городишко на 20 семей, где он живет, называется в книге Блюмтаун, а газета - «Блюмтаун Геральд». Долговязый, рыжеволосый и веснушчатый (знакомый образ, верно?) Джеп к тому же изъясняется на тарабарском языке, так что поначалу все его воспринимают как неотесанную деревенщину. Однако природная смекалка, энергичность и решительность Джепа постепенно меняют ситуацию. В конце концов Джепа единогласно избирают мэром Блюмтауна, и он женится на дочери банкира. Книгу «Джеп Хэррон» впервые опубликовал в 1917 году Митчелл Кеннер- лей, предпослав ей такой подзаголовок: «Роман, написанный Марком Твеном через Эмили Грант Хатчингс с помощью доски уиджи».
Боже правый, что тут началось! Уже в 1918 году издательство «Харпер энд Бразерз» подало судебный иск против Кеннерлея, заявив, что именно оно, издательство, обладает исключительным правом на все произведения, подписанные литературным псевдонимом «Марк Твен». Казалось бы, у истца имелись стопроцентные шансы выиграть процесс, тем более что адвокат издательства запальчиво заявил: «Если потребуется, и до Верховного суда дойдем». Но поскольку господин Сэмюэл Клеменс вроде бы и не мог что- либо подписать именем Марк Твен или вообще каким бы то ни было именем, находясь в могиле уже семь лет, то и претендовать издательству вроде бы не на что. С другой стороны, права ставить на обложке именно это имя нет и у Кеннерлея, настаивает истец. Ответчик возражает, что нельзя выпускать роман под иным именем, поскольку именно Марк Твен продиктовал его текст с того света. Истец в свою очередь требует: докажите, что это так. Ответчик говорит: да вы почитайте роман, кто еще мог вот так написать? Словом, как справедливо писала газета New York Times 28 июля 1918 года, дело тут не только в юридических правах на интеллектуальную собственность. Неужели действительно можно общаться с тем, кто уже давно ушел в мир иной? И даже если это так, то неужели же человек может передать с того света целый роман через какую-то там доску, якобы говорящую? Ведь это означает, что мы должны признать сам факт загробной жизни! А как можно такое признавать, если сам Марк Твен этого не признавал? Не верите? Почитайте его произведения. Скажем, «Мистический незнакомец». Или более раннее - эссе «Что такое человек». Твен отказывался верить в существование духов! Он не хотел становиться призраком! И суд присяжных должен взвесить эти обстоятельства! В общем, страсти кипели нешуточные и в конце концов до суда дело так и не дошло. Издательство «Харпе энд Бразерз» согласилось снять свой иск при условии, что Кеннерлей и Хатчингс откажутся от дальнейшей публикации романа под именем Марка Твен и уничтожат все имеющиеся его экземпляры. На том и порешили. Копии уничтожили, но, как водится, не все. Что-то где-то все-таки осталось. И в наши дни роман «Джеп Хэррон читать можно, но не в типографическом варианте, а в Интернете. Вопрос однако так и остается: действительно ли автором произведения был Марк Твен?
В своей книге «Контакт с потусторонним миром», вышедшей в 1919 году, Джеймс Хислоп детально описывает многочисленные сеансы связи между сидевшими за «говорящей доской» дамами Хатчингс и Хейз, с одной стороны, и духом Марка Твена - с другой. Он, мистер Хислоп, сам видел, как все это происходило, и может подтвердить, что текст приходил извне, а диктовавший дух называл себя Марком Твеном. Что касается «говорящей доски», то, хотя в 1920 году Верховный суд США официально признал ее игрушкой, лучше все-таки держать ухо востро - не так с ней все просто! В Музее Марка Твена в городе Ганнибал посетителю и сегодня скажут, что, помимо таких известных вещей, как «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» или «Янки из Коннектикута при дворе коре тура», Марк Твен написал три произведения уже после своей смерти. И самое значительное из них - роман «Джеп Херрон», экспонируемый в музее. Он написан великим юмористом через семь лет после своей кончины, а передан на этот свет через уиджу. И не забудем, господа, что после некролога, ошибочно напечатанного в New York Journal, именно Марк Твен сказал знаменитую «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». И ведь как в воду глядел!..
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|