Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Марк Твен: книга с того света.




В 1917 году выдающийся аме­риканский писатель, сатирик, журналист и лектор Марк Твен написал новую книгу, которая назы­валась «Джеп Хэррон». Книга была опубликована и успела получить пер­вые рецензии, когда вокруг нее разра­зился вдруг громкий скандал. Как мог Марк Твен написать что-либо новое в 1917 году, если он, простите, был по­хоронен в апреле 1910-го?!

Но в том-то и дело: две женщины упорно твердили, что писатель продол­жал диктовать им новые произведения и после своей кончины...

Одна из этих двух женщин - Эмили Грант Хатчингс - была учительницей и автором ряда газетных статей. Но, спрашивается, почему именно ее из­брал Марк Твен в качестве посредни­цы и помощницы? А потому, видимо, что, помимо прочего, она была родом из городка Ганнибал (штат Миссури), куда семья Марка Твена переехала, когда он был еще мальчишкой и звал­ся Сэмюэл Клеменс, или просто Сэм. Именно Хатчингс написала предисло­вие («Пришествие Джепа Хэррона») к новой книге Марка Твена. И в этом предисловии говорится, что в сеан­сах спиритической связи с писателем участвовала и другая женщина - меди­ум, или, как тогда говорили, спиритуалистка по имени Лола В.Хейз. Вдвоем они записывали текст книги и даже поправки к нему, диктуемые Марком Твеном по частям с 1915 по 1917 год. Это однако не было диктовкой как та­ковой - послания от писателя прини­мали с помощью «говорящей доски». У нас, для того чтобы вызвать дух покой­ного, вращают блюдечко, американ­цы в тех же целях используют доску с алфавитом, по которой сам собой пе­ремещается специальный движок со стрел­кой. У них это приспособле­ние запросто продается в мага­зинах и называется уиджа. Одни считают уиджу просто игрушкой, другие - небезопасной дья­вольской штуковиной, с которой надо быть осторожным, а иначе мож­но и в психушку угодить.

Словом, именно через посред­ничество этой самой доски Марк Твен уже после смерти надиктовал якобы три новых произведения: помимо романа «Джеп Хэррон» еще и два коротких рассказа - «Дочь Марса» и «От сохи к богатству» (последнее можно бы перевести и как «Из грязи в князи»). Ни в одной рос­сийской библиографии Марка Твена этих произведений не найдешь. Да и в большинстве американских тоже (кроме одной, где сказано, что роман «Джеп Хэррон» «предположительно, написан Марком Твеном»). И, судя по стилю и содержанию, роман вполне мог принадлежать именно его перу. Тем более что многие факты биогра­фии главного героя, которого зовут Джаспер Джеймс (по кличке Джеппи, или Джеп), странным образом совпа­дают с жизнью самого Марка Твена. Например, в 13-летнем возрасте, пос­ле смерти отца, оставившего много долгов, мальчишка - будущий писа­тель - поступает учеником наборщи­ка в газету «Миссури курьер», выхо­дящую в Ганнибале, а через пару лет переходит в «Ганнибал Джорнэл», где, кстати, и начинаются его первые лите­ратурные опыты. Джеп тоже начинает свой трудовой путь в газете учеником наборщика после смерти отца и в том же возрасте, только захолустный городишко на 20 семей, где он живет, на­зывается в книге Блюмтаун, а газета - «Блюмтаун Геральд». Долговязый, рыжеволосый и веснушчатый (зна­комый образ, верно?) Джеп к тому же изъясняется на тарабарском язы­ке, так что поначалу все его воспри­нимают как неотесанную деревен­щину. Однако природная смекалка, энергичность и решительность Дже­па постепенно меняют ситуацию. В конце концов Джепа единогласно избирают мэром Блюмтауна, и он женится на дочери банкира.

Книгу «Джеп Хэррон» впервые опуб­ликовал в 1917 году Митчелл Кеннер- лей, предпослав ей такой подзаго­ловок: «Роман, написанный Марком Твеном через Эмили Грант Хатчингс с помощью доски уиджи».

Боже правый, что тут началось! Уже в 1918 году издательство «Харпер энд Бразерз» подало судебный иск против Кеннерлея, заявив, что именно оно, издательство, обладает исключительным правом на все произве­дения, подписанные литературным псевдонимом «Марк Твен». Ка­залось бы, у истца имелись стопро­центные шансы выиграть процесс, тем более что ад­вокат издательства запальчиво заявил:

«Если потребуется, и до Верховного суда дойдем». Но поскольку господин Сэмюэл Кле­менс вроде бы и не мог что- либо подписать именем Марк Твен или вообще каким бы то ни было именем, находясь в могиле уже семь лет, то и претендовать издательс­тву вроде бы не на что. С другой сторо­ны, права ставить на обложке именно это имя нет и у Кеннерлея, настаивает истец. Ответчик возражает, что нельзя выпускать роман под иным именем, поскольку именно Марк Твен продикто­вал его текст с того света. Истец в свою очередь требует: докажите, что это так. Ответчик говорит: да вы почитайте ро­ман, кто еще мог вот так написать?

Словом, как справедливо писа­ла газета New York Times 28 июля 1918 года, дело тут не только в юри­дических правах на интеллектуальную собственность. Неужели действительно можно общаться с тем, кто уже давно ушел в мир иной? И даже если это так, то неужели же человек может передать с того света целый роман через какую-то там доску, якобы говорящую? Ведь это означает, что мы должны признать сам факт загробной жизни! А как можно такое признавать, если сам Марк Твен этого не признавал? Не верите? Почитайте его произведения. Скажем, «Мистический незнакомец». Или более раннее - эссе «Что такое человек». Твен отказывался верить в существование духов! Он не хотел становиться призраком! И суд присяжных должен взвесить эти обстоятельства!

В общем, страсти кипели нешуточные и в конце концов до суда дело так и не дошло. Издательство «Харпе энд Бразерз» согласилось снять свой иск при условии, что Кеннерлей и Хатчингс откажутся от дальнейшей публикации романа под именем Марка Твен и уничтожат все имеющиеся его экземпляры. На том и порешили.

Копии уничтожили, но, как водится, не все. Что-то где-то все-таки осталось. И в наши дни роман «Джеп Хэррон читать можно, но не в типографическом варианте, а в Интернете. Вопрос однако так и остается: действительно ли автором произведения был Марк Твен?

В своей книге «Контакт с потусторонним миром», вышедшей в 1919 году, Джеймс Хислоп детально описывает многочисленные сеансы связи между сидевшими за «говорящей доской» дамами Хатчингс и Хейз, с одной стороны, и духом Марка Твена - с другой. Он, мистер Хислоп, сам видел, как все это происходило, и может подтвердить, что текст приходил извне, а диктовавший дух называл себя Марком Твеном. Что касается «говорящей доски», то, хотя в 1920 году Верховный суд США официально признал ее игрушкой, лучше все-таки держать ухо востро - не так с ней все просто! В Музее Марка Твена в городе Ганнибал посетителю и сегодня скажут, что, помимо таких известных вещей, как «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» или «Янки из Коннектикута при дворе коре тура», Марк Твен написал три произведения уже после своей смерти. И самое значительное из них - роман «Джеп Херрон», экспонируемый в музее. Он написан великим юмористом через семь лет после своей кончины, а передан на этот свет через уиджу. И не забудем, господа, что после некролога, ошибочно напечатанного в New York Journal, именно Марк Твен сказал знаменитую «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». И ведь как в воду глядел!..

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...