Методы обучения и их классификация
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Предмет и задачи методики преподавания психологии МПП - это педагогическая наука, поэтому её преподавание строится соответственно целям и задачам воспитания и обучения. Эта дисциплина преподается в качестве обязательного курса студентам – психологам (020400). Главная задача курса – подготовка студентов к преподавательской деятельности. Иные задачи: - сформировать у студентов навыки и умения управления педагогическим процессом; - способствовать развитию у студентов педагогических способностей; - передать студентам психологические знания о специфике преподавания психологии; - способствовать познанию и развитию личности студента в контексте выбранной им профессии и т.д.
МПП находится на стыке 2-ух наук: психологии и дидактики. Дидактика – отрасль педагогики, которая разрабатывает теорию образования и принципы обучения общие для всех предметов. Предметом ММП является: методы, формы и средства обучения психологии их специфика и особенности. Методы ММП – «путь», «способ» познавательной деятельности. Методы обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, направленных на достижение учебно-воспитательных целей (которые ведут к овладению знаниями, умениями и навыками, формированию мировоззрения и развитию способностей и развитию личности). Приемы обучения – это элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации какого-то метода. Формы обучения (лат. «наружный вид») – то или иное построение, организацию учебного процесса деятельности преподавателя и учащегося. Выделяют следующие формы обучения (в дидактике): · Фронтальная (преподаватель взаимодействует одновременно со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами – например, лекция в ВУЗЕ),
· Групповая (работа микро группами или работа в парах, например, семинары, практические задачи, тренинги и т.д.), · Индивидуальная (работа с одним конкретным учащимся, например, экзамен, устный ответ у доски, курсовые работы, дипломные работы). Формы организации обучения отражают характер взаимосвязи преподавателя и учащегося. Формы и методы очень тесно связаны между собой. Одна и та же форма может применяться в разных методах. Средства обучения – все то, что способствует повышению и улучшению качества обучения. Это технические средства, наглядные пособия, печатные методические пособия.
Методы обучения и их классификация В настоящее время существует множество классификаций методов обучения по различным критериям. Бабанский выделяет следующие методы: 1. Методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности:
а. Словесные: лекции, рассказ (устной изложение учебного материала, не прерываемые вопросами к учащимся – монолог. Рассказ может быть вступлением, изложением или заключением), беседа (диалог-разговор преподавателя с учащимся). б. Наглядные: демонстрация (показ фильмов, демонстрация различных приборов, опытов, технических установок), иллюстрация (это карты, плакаты, картины, портреты ученых, зарисовки на доске и т.д.). в. Практические методы: лабораторные опыты, упражнения (это отработка умений и навыков, тренировка, применение знаний на практике), трудовые действия (профессиональные). a. Индуктивные методы: логика передачи или раскрытия учебного материала, выстроенная от частного к общему. Учитель излагает факты, опыт и тем самым постепенно подводит учащихся к обобщению или формулировке каких-либо законов. Этот метод требует много времени для изучения нового материала, в меньшей степени способствует развитию абстрактного мышления.
b. Дедуктивные методы: логика передачи материала выстроена от общего к частному. Сначала преподаватель разъясняет какой-либо закон, а потом ставит конкретные задачи. Рекомендуется при изучении теоретического материала. a. Репродуктивные методы – активное восприятие и запоминание информации. Материальной основой репродуктивных методов являются словесные, наглядные, практические методы. Недостаток репродуктивных методов в том, что вся информация сообщается в готовом виде учителем. Содержание материала носит информативный характер, на основе этого метода осуществляется программированное обучение. Развиваются память, внимание, но не развивается мышление. b. Проблемно - поисковые методы – лежит в основе проблемного обучения. Задача преподавателя: создать проблемную ситуацию, организовать коллективное обсуждение проблемной ситуации. Активные методы обучения относятся к этой же группе методов. Данная группа методов развивает мышление, воображение, подготовка и изучение материала требует много времени, поэтому эта группа методов используется не так часто. a. Учебная работа под руководством преподавателя. b. Самостоятельная работа учащихся – дипломная работа, курсовая работа, работа с книгой, учебником
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: a. Методы стимулирования интересов учения. Сюда входят те методы, которые опираются на мотив познавательного интереса, например, дискуссии, игры – все активные методы обучения. b. Методы стимулирования долга и ответственности учения. Опираются на методы воспитания. Например, поощрения и порицания, убеждение в значимости учения, предъявление требований. 3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: a. Методы устного контроля. Устный опрос – индивидуальный (экзамены, зачеты, ответ у доски), фронтальный опрос – работа с группой, устный самоконтроль (вопросы для самоконтроля).
b. Методы письменного контроля и самоконтроля. Письменный индивидуальный ответ, письменный самоконтроль. c. Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Лабораторные практические работы, лабораторно-практический самоконтроль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|