Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные программы в высшей школе




Обучение в высших учебных заведениях России регулируется законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (последняя правка – 2000 г.). В соответствии с данным законом рассматриваются 3 типа вузов: университет, институт и академия. В этом законе также определяются права и обязанности студентов, преподавателей, слушателей, аспирантов, докторантов, соискателей.

Образовательные уровни

1. Дошкольное образование

2. Начальное общее

3. Основное общее

4. Среднее полное общее

5. Начальное профессиональное

6. Среднее специальное

7. Высшее профессиональное

8. Послевузовское профессиональное

 

В настоящее время существует следующие ступени высшего образования:

ü Бакалавр (срок обучения не менее 4 лет).

ü Специалист (не менее 5 лет).

ü Магистр (не менее 6 лет).

Возможно получение высшего обучения в форме экстерната, хотя по некоторым направлениям экстернат не допускается, например, по медицинскому направлению.

Образовательные учебные программы строятся в России на основе государственных образовательных стандартов. Они состоят из двух компонентов: федерального и национально-регионального. Федеральный компонент государственного стандарта включает:

1. Общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования.

2. Требования к обязательному минимуму содержания программы и уровню подготовки выпускников.

3. Сроки освоения основных образовательных программ.

4. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

В некоторых странах, например, в США, не существует государственных стандартов учебной программы в области психологии. В 1998 г. был создан комитет, куда входили развитые страны в области подготовки психологов, которые вырабатывали общие стандарты и подходы к обучению психологии.

Послевузовское образование в России можно получить в аспирантуре (3 года), ординатуре (медицина), адьюнтуре (военное образование), докторантуре. Также можно быть соискателем, если человек хочет работать и продолжать образование (написание диссертации), тогда он прикрепляется к кафедре.

Учебный план составляется вузом на основе образовательных стандартов и включает в себя:

1. Перечень учебных дисциплин. Психология как предметная область представлена по-разному в вузах. В зависимости от значимости психологии как учебного предмета все вузы можно разделить на 3 группы:

a. Вузы, обучающие психологии (психологические дисциплины составляют 2/3 от всех дисциплин).

b. Специальности, которые предполагают работу с людьми (педагоги, воспитатели, врачи, менеджеры, социальные работники, юристы). Должно быть несколько психологических дисциплин.

c. Образовательные программы специалистов технического и научно-естественного профиля.

2. Распределение учебных дисциплин по семестрам и последовательность их изучения.

3. Трудоемкость (часы). Трудоемкость в российской высшей школе измеряется в академических часах.

4. Форма учебных занятий (лекции, семинары, практические и самостоятельные работы). Самостоятельная работа также просчитывается и прописывается в часах по каждому предмету.

5. Виды промежуточной и итоговой аттестации.

 

Учебная программа

На основе учебного плана и образовательного стандарта каждый преподаватель составляет учебную программу.

Учебная программа содержит:

1. Наименование учебной дисциплины.

2. Категория студентов, для которой она предназначена.

3. Пояснительная записка – миссия. Она включает значимость данной дисциплины для студентов, в ней формулируются цели, задачи, а также иногда указываются знания, умения и навыки, которыми должен обладать студент после изучения данного курса. Иногда указывают формы и методы контроля знаний.

4. Содержание программы пишется на основе тематического плана. Описывается краткое содержание каждой темы, раздела с опорой на минимум, который изложен в образовательных стандартах.

5. Учебно-тематический (тематический) план – это документ, который описывает распределение тем учебной программы по видам занятий (лекции, семинарские, практические занятия, самостоятельная работа). Он также включает контроль знаний и умений студентов.

 

№ темы Название темы (раздела) Количество часов
Лекции Семинары Практические занятия Самостоятельная работа
1. Предмет, задачи, методы общей психологии        
2.
Итого        

 

6. Список вопросов к экзамену или к зачету.

7. Список литературы (обязательный и дополнительный).

8. Приложение: задачи, примерные тесты, ситуации и пр. Это тот методический материал, который может пригодиться для преподавания курса.

Существует 3 способа построения учебных программ:

Линейный способ: отдельные части или порции учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев, т.е. выстраиваются по одной линии. Каждая часть изучается только один раз. Достоинство - экономичность во времени. Недостаток – нет возможности вернуться к той теме, которая была плохо усвоена.

Концентрический способ позволяет несколько раз изучать один и тот же учебный материал с постепенным усложнением, расширением за счет введения новых понятий, компонентов, более углубленного изучения. Недостаток – больше временных затрат. Достоинство – лучший результат усвоения учебного материала.

Спиралевидный способ совмещает 2 первых способа. В каждой последующей теме требуется возвращаться к старым понятиям, связывая их с новым материалом. Т.о. повторяются отдельные темы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...