Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция как одна из форм обучения в вузе




Лекция – это систематическое последовательное изложение учебного материала какой-либо темы или вопроса. От лат. «Lectio» - чтение.

Характер устного изложения лекции приобрели в XVIII в. До этого времени лекция понималась как чтение и комментирование какой-либо книги. Огромный вклад был сделан Ломоносовым, основателем первого российского университета, именно он первый стал читать лекции на русском языке. В настоящее время многие ученые и методисты выступают за сокращение лекционных форм обучения. Они выдвигают следующие аргументы:

Лекция приучает к некритическому восприятию чужих мыслей,

Лекция приучает студентов к несамостоятельному труду и мышлению,

Лекция приучает к школярству,

Не все воспринимают информация по слуховому каналу.

 

Классификация лекций:

По дидактическому значению:

§ Вводная лекция (знакомство с задачами, создание мотивации, ориентирование в литературе, получить самостоятельное задание),

§ Тематические лекции,

§ Заключительные лекции,

§ Обзорная лекция,

§ Лекция-консультация (освящаются проблемы с опорой на вопросы учащихся),

По содержанию и способу подачи информации:

§ Информационные (читаются, когда материал разбросан по разным источникам и студентам трудно их собрать, или материал содержится в литературе, но преподавателя он не устаивает; новый материал, не вошедший в учебники и пособия; трудный материал для понимания),

§ Проблемные (читается проблемным способом с опорой на проблему обучения),

§ Смешанные (присутствуют элементы обоих видов лекций).

 

Функции лекций

ü Информационная функция,

ü Воспитательная функция должна вызывать у студентов эмоционально-оценочные отношения к предмету обучения, формирует внутреннюю мотивацию,

ü Ориентирующие функции (на источники, литературу, научные направления, теории и т.д.),

ü Управляющая (осуществляется в педагогическом руководстве),

ü Развивающая (осуществляется через постановку познавательных задач),

ü Методологическая (руководит научным мышлением учащихся через раскрытие методов исследования, приемов научного поиска и т.д.)

ü Разъяснительная (форм. понятия в сознании студентов)

ü Убеждающая

ü Увлекающая

Чтобы лекция была методически грамотной она должна отвечать требованиям, которые опираются на дидактические принципы

1. Научность, доступность и систематизация учебного материала соответствующее современной науке и методологии. Должен соответствовать уровню подготовки студента

2. Информативность, доказательность, аргументированность.

3. Четкая структура лекции

4. Создание интереса

5. Изложение материала доступным ярким языком

6. Оптимизация мышления студента и наличие обратной связи

 

Особенности восприятия учебного материала на лекции

Темп речи – 60-80 слов в минуту. Нужно читать не очень громко (чтобы студенты прислушивались), но и не очень тихо (чтобы было слышно).

Восприятие информации на лекции носит вероятностный характер. Слушающий, как правило, мысленно опережает говорящего, стараясь предугадывать окончание фразы.

Все количество информации, которая сообщается можно представить соотношением полезной и избыточной информации 3:1 (каждый текст содержит около 30 % избыточного материала). Назначение избыточной части материала – обеспечение устойчивости восприятия учебного материала.

Рис. Активность студентов на лекции: 1 – фаза начала восприятия (5 мин); 2- оптимальная активность восприятия (25-30); 3 – фаза усилий (10-15); 4 – фаза выраженного утомления.

 

Лектор должен реагировать на предпоследнюю фазу, а обычно он реагирует на последнюю. Для того чтобы удержать внимание студентов, нужно прибегать к определенным мерам: сделать перерыв, рассказать историю, пошутить. Но шутки, юмор и рассказы должны использоваться в меру. 3 вида контактов – логмческий, психологич (сосред. вн студента), нравственный (содружество)

Факторы, мешающие восприятию и усвоению информации: 1.Внешние факторы. 2.Функциональное состояние здоровья – физиологическое состояние. 3. Неподготовленность студента к лекции. 4. Особенности конспектирования на лекции – умение студента писать конспекты логически. Некоторые студенты записывают лекции логически (информацию могут воспроизвести 97 % студентов), другие – механически (18 %), третьи – не записывают лекции, а внимательно слушают их (50 %). 5. Методика преподавания. 6. Особенности личности преподавателя.

Лектору важно уметь подать себя: войти уверенно походкой, рассмотреть аудиторию слева направо, найти наиболее доброжелательное лицо и обращаться к нему, постоянно расширяя круг таких лиц.

Стили чтения лекций: а)Мыслительный стиль. Во главу ставится принцип научности, не уделяется внимания ораторскому мастерству, наглядности, эмоциональности. б) Художественный стиль. Высокая эмоциональность, много примеров, увлеченность и страстность преподавателя определенными темами или собой, выраженная жестикуляция и мимика. В) Смешанный стиль. Важно установить контакт с аудиторией, а потом попытаться постоянно разговаривать со студентами, организовывать диалог, не превращать изложение материала в монотонное чтение. В процессе этого можно получать от студентов обратную связь.

Каждая лекция состоит из трех частей: введения, изложения и заключения. Вводная часть должна содержать задачи. Основная часть – изложение основного материала (анализ, синтез). Заключение должно содержать выводы по прочитанному материалу, ответы на вопросы студентов.

Лекция должна отвечать следующим психологическим условиям:

1.Осознание студентом личностного смысла приобретения знаний в данной области науки (полезности знаний).

2.Осознание новизны излагаемого материала. Но новизна должна сразу связываться в сознании с имеющимися знаниями.

3.Побуждение и стимулирование работы мышления студентов.

Принципы отбора материала преподавателем для изложения студентам:

1. Принцип целеполагания: избираемый материал должен отвечать поставленной цели лекции.

2. Учет уровня подготовки студентов, т.е. нужно учитывать, какой год изучается предмет, какая аудитория, какое учебное заведение.

3. Ориентация на последующие практические занятия и самостоятельную работу студентов литературой.

4. Учет того, какой литературой будут пользоваться студенты и какими реальными возможностями они располагают.

 

 

Классификация лекций:

По дидактическому значению:

§ Вводная лекция (знакомство с задачами, создание мотивации, ориентирование в литературе, получить самостоятельное задание),

§ Тематические лекции,

§ Заключительные лекции,

§ Обзорная лекция,

§ Лекция-консультация (освящаются проблемы с опорой на вопросы учащихся),

По содержанию и способу подачи информации:

§ Информационные (читаются, когда материал разбросан по разным источникам и студентам трудно их собрать, или материал содержится в литературе, но преподавателя он не устаивает; новый материал, не вошедший в учебники и пособия; трудный материал для понимания),

§ Проблемные (читается проблемным способом с опорой на проблему обучения),

§ Смешанные (присутствуют элементы обоих видов лекций).

 

Функции лекций

ü Информационная функция,

ü Воспитательная функция должна вызывать у студентов эмоционально-оценочные отношения к предмету обучения, формирует внутреннюю мотивацию,

ü Ориентирующие функции (на источники, литературу, научные направления, теории и т.д.),

ü Управляющая (осуществляется в педагогическом руководстве),

ü Развивающая (осуществляется через постановку познавательных задач),

ü Методологическая (руководит научным мышлением учащихся через раскрытие методов исследования, приемов научного поиска и т.д.)

ü Разъяснительная (форм. понятия в сознании студентов)

ü Убеждающая

ü Увлекающая

Чтобы лекция была методически грамотной она должна отвечать требованиям, которые опираются на дидактические принципы

1. Научность, доступность и систематизация учебного материала соответствующее современной науке и методологии. Должен соответствовать уровню подготовки студента

2. Информативность, доказательность, аргументированность.

3. Четкая структура лекции

4. Создание интереса

5. Изложение материала доступным ярким языком

6. Оптимизация мышления студента и наличие обратной связи

 

Особенности восприятия учебного материала на лекции

Темп речи – 60-80 слов в минуту. Нужно читать не очень громко (чтобы студенты прислушивались), но и не очень тихо (чтобы было слышно).

Восприятие информации на лекции носит вероятностный характер. Слушающий, как правило, мысленно опережает говорящего, стараясь предугадывать окончание фразы.

Все количество информации, которая сообщается можно представить соотношением полезной и избыточной информации 3:1 (каждый текст содержит около 30 % избыточного материала). Назначение избыточной части материала – обеспечение устойчивости восприятия учебного материала.

Рис. Активность студентов на лекции: 1 – фаза начала восприятия (5 мин); 2- оптимальная активность восприятия (25-30); 3 – фаза усилий (10-15); 4 – фаза выраженного утомления.

 

Лектор должен реагировать на предпоследнюю фазу, а обычно он реагирует на последнюю. Для того чтобы удержать внимание студентов, нужно прибегать к определенным мерам: сделать перерыв, рассказать историю, пошутить. Но шутки, юмор и рассказы должны использоваться в меру. 3 вида контактов – логмческий, психологич (сосред. вн студента), нравственный (содружество)

Факторы, мешающие восприятию и усвоению информации: 1.Внешние факторы. 2.Функциональное состояние здоровья – физиологическое состояние. 3. Неподготовленность студента к лекции. 4. Особенности конспектирования на лекции – умение студента писать конспекты логически. Некоторые студенты записывают лекции логически (информацию могут воспроизвести 97 % студентов), другие – механически (18 %), третьи – не записывают лекции, а внимательно слушают их (50 %). 5. Методика преподавания. 6. Особенности личности преподавателя.

Лектору важно уметь подать себя: войти уверенно походкой, рассмотреть аудиторию слева направо, найти наиболее доброжелательное лицо и обращаться к нему, постоянно расширяя круг таких лиц.

Стили чтения лекций: а)Мыслительный стиль. Во главу ставится принцип научности, не уделяется внимания ораторскому мастерству, наглядности, эмоциональности. б) Художественный стиль. Высокая эмоциональность, много примеров, увлеченность и страстность преподавателя определенными темами или собой, выраженная жестикуляция и мимика. В) Смешанный стиль. Важно установить контакт с аудиторией, а потом попытаться постоянно разговаривать со студентами, организовывать диалог, не превращать изложение материала в монотонное чтение. В процессе этого можно получать от студентов обратную связь.

Каждая лекция состоит из трех частей: введения, изложения и заключения. Вводная часть должна содержать задачи. Основная часть – изложение основного материала (анализ, синтез). Заключение должно содержать выводы по прочитанному материалу, ответы на вопросы студентов.

Лекция должна отвечать следующим психологическим условиям:

1.Осознание студентом личностного смысла приобретения знаний в данной области науки (полезности знаний).

2.Осознание новизны излагаемого материала. Но новизна должна сразу связываться в сознании с имеющимися знаниями.

3.Побуждение и стимулирование работы мышления студентов.

Принципы отбора материала преподавателем для изложения студентам:

1. Принцип целеполагания: избираемый материал должен отвечать поставленной цели лекции.

2. Учет уровня подготовки студентов, т.е. нужно учитывать, какой год изучается предмет, какая аудитория, какое учебное заведение.

3. Ориентация на последующие практические занятия и самостоятельную работу студентов литературой.

4. Учет того, какой литературой будут пользоваться студенты и какими реальными возможностями они располагают.

 

Семинар

Семинар (от лат. «рассадник») – это особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся.

Данная форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с различными диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. Современную форму семинар приобрел в XVII в. в университетах Западной Европы, где они предназначались, главным образом, для работы студентов над источниками по гуманитарным наукам. В российских университетах данная форма обучения появилась в XIX в.

Если брать ссылку на словарь Ожегова, то там дается 2 определения: 1 – какие-то занятия для специальной подготовки, повышения квалификации; 2 – занятие в вузе под контролем преподавателя.

Функции семинарского занятия в учебном процессе: 1. Закрепление знаний. 2. Расширение знаний. 3. Развитие умений самостоятельной работы. 4. Стимулирование интеллектуальной деятельности учащихся.

Классификация семинаров:

1.Аналитический семинар, на котором учащиеся самостоятельно анализируют какие-то тексты, решают задачи, составляют планы, схемы, графики.

2.Контрольно-обобщающий семинар, на котором проверяются базовые знания и навыки по тематическому циклу, теме, готовность к экзамену.

3.Эвристический семинар предполагает применения знаний в измененной ситуации (все активные методы обучения).

Также можно выделить:

1.Репродуктивный семинар предполагает активизацию мнемических способностей, когда от студента требуется воспроизвести материал.

2.Продуктивный семинар предполагает активизацию мыслительной деятельности.

Конспект семинарского занятия: 1. Тема. 2. Цель, задачи. 3. Оборудование или дидактический материал.

4. Ход – проведение семинара (здесь указываются все методы и формы проведения, вопросы к студентам, формы организации работы студентов, результаты, которые хотели бы достигнуть в ходе семинара, литература): а)Проверка знаний - контроль. б)Домашнее задание и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...