Социально-психологический тренинг
Социально-психологический тренинг – это своеобразная форма обучения знаниям и умениям в сфере общения, а также соответствующие формы его коррекции. Цель – развитие компетентности в общении. Базовыми метода тренинга являются 2 других активных метода: деловая игра и дискуссия. Как проводится тренинг Сначала формируется группа. Наибольшая эффективность будет при соблюдении принципа гетерогенности. Желательно соединить в этой группе людей, разных по полу, возрасту, образованию (видам, а не уровням образования) и степени знакомства. Средняя численность группы – 10-12 человек. Границы численности – 7-15 человек. Также нужно соблюдать принцип добровольности – принцип свободного выбора. Следующая проблема – продолжительность цикла. Средний цикл длится 30-50 часов. По продолжительности каждое занятие составляет 3 часа. Желательно, чтобы интервалы между каждым занятием были непродолжительными: от 1 до 3 дней (1 раз в неделю допустим, но не оптимален). Т.о. тренинги обычно длятся несколько месяцев, но возможны и тренинги-марафоны (2-3 дня беспрерывной работы). В этом случае у человека ослабевает контроль, он открывается группе, все барьеры пропадают, поэтому иногда такие условия создают специально. Групповым занятиям должна предшествовать индивидуальная беседа, которая ориентирует в задачах тренинга, принципах его проведения. Первое занятие всегда посвящается знакомству (даже если члены группы знакомы между собой). Главная задача первого занятия – отрефлексировать процесс формирования первого впечатления о себе и о других членах группы. Процедура знакомства позволяет «раскачать» группу, вовлечь участников группы в новые размышления о себе и других. Первое занятие также направлено на отреагирование тревожности (ее снятие).
Варианты процедуры знакомства: ü Сообщение каждого члена группы своего настоящего имени и имени, которое ему нравится больше всего, например, имя, которым его называли в детстве. ü Нужно назвать свое имя и имя предыдущих членов группы. ü Назвать свою положительную черту и отрицательную. ü Написать и прикрепить к груди несколько своих черт. Участники ходят и читают эти черты друг у друга. Это упражнение «кто я?». ü «Знакомство с интонацией». Участники называют свое имя дважды с разными интонациями (работа с чувствами, вовлечение в эмоциональный мир). От первого занятия зависит дальнейшая работа. Обычно до первого занятия или на нем объясняются правила тренинга, их пишут на доске, проговаривают. Правила: 1. Не говорить о присутствующих в третьем лице. 2. Высказываться только от своего имени. 3. Рассказывать о том, что чувствуется, воспринимается, что происходит здесь и сейчас. 4. Обращаться ко всем на «ты» во время работы группы. 5. Не опаздывать. 6. Стремиться быть активным. 7. По возможности быть искренни, сообщать о себе достоверные сведения. 8. Получать поддержку от группы, никого не критиковать – право на поддержку. 9. Стремиться слушать говорящего, не перебивать. 10. Высказывать свое личное мнение по любому вопросу. 11. Сообщать трудности, которые мешают работе в группе. 12. Не выносить информацию за пределы группы – конфиденциальность. Очень важно последнее занятие, на котором строится итоговый образ каждого члена группы. В зависимости от целей и акцентов различают отдельные виды тренингов, например, тренинг делового общения, видео-тренинг, тренинг чувствительности, тренинг личностного роста, тренинг общения, тренинг умений и т.д. Психологическими базами тренингов являются ведущие направление современной психологии, например, методологической основой тренинга умений является бихевиоризм.
На семинар: К. Левин. Т-группы. Группы встречи Роджерса. Принципы обучения психологии Принципы обучения – это руководящие идеи в организации учебных занятий, т.е. научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, которые регулируют процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения, методов, приемов. Принципы: I. Принцип научности: весь изучаемый учебный материал должен соответствовать современным достижениям науки и не противоречить объективным научным фактам. II. Принцип системности: учебный материал должен изучаться в определенной последовательности и логике, чтобы у учащихся сложилось системное представление об учебном предмете. Поэтому изучаемый материал делится на логические разделы и темы. III. Принцип единства рационального и эмоционального: обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, т.е. необходимость изучения данного предмета, личностную и профессиональную значимость. Все занятия нужно строить на убеждении необходимости и интересе. IV. Принцип единства предметно ориентированного и личностно ориентированного обучения в психологии: психология – особая наука, которая имеет большую специфику, с одной стороны, это наука, которая имеет объективное предметное содержание, с другой стороны, она нужна для жизни. V. Принцип единства практического и теоретического знания: теоретические идеи, эмпирические факты и практика должны быть едины. VI. Принцип доступности: при отборе учебного материала, методов и приемов обучения необходимо учитывать возрастные особенности, уровень подготовленности, уровень развития. VII. Принцип наглядности: использование органов чувств и наглядных (зрительных) образов при обучении. VIII. Принцип активности: использование активных, практических методов обучения. IX. Принцип связи изучения психологии с жизнью и практикой: многие психологические понятия и факты желательно подкреплять примерами из реальной жизни. X. Обучение психологии должно носить развивающий характер, т.е. они должны способствовать самопознанию, саморазвитию, совершенствовать познавательную деятельность, развивать отношения с другими людьми.
Контроль знаний и умений Контроль является важной составной частью учебного процесса включает в себя 2 компонента обучения: оценочно-результативную и контрольно-регулировочную функцию. Главной функцией контроля является определение качества знаний. Контроль осуществляется в разных формах: устной, письменной, практической, комбинированной т.д. В основе осуществления контроля лежат следующие принципы: · Системность, · Объективность, · Массовость охвата студентов, · Регулярность. Контроль можно включать в различные методы обучения. Виды контроля: § Предварительные (базисный) – необходим для выявления базисных знаний и умений студентов, т.е. для выявления исходного уровня их подготовки. Используется для разработки стратегии дальнейшего обучения. § Текущий – проводится регулярно, систематично, направлен на коррекцию обучения. Устанавливает обратную связь и информирует преподавателя о ходе процесса усвоения; информирует преподавателя о процессе усвоения. Результаты позволяют вовремя скорректировать учебную программу. Текущий контроль выполняет функцию мотивирования и стимулирования студентов. Функции: определение уровня усвоения знаний, регулирующая функция, мотивационная, функция подсказки при наличии эталона правильного ответа. § Рубежный – это контроль, который позволяет определить степень усвоения материала по значимому и завершенному объему. Например, проверка знаний после изучения раздела. Иногда этот контроль может давать фиксированные оценки, которые могут после складываться и давать общий результат. § Итоговый – касается или отдельного цикла обучения или перекликается с отсроченным контролем (включаться в государственный экзамен). § Отсроченный – контроль на выявление остаточных знаний. Проводится через 2-4 года после изучения какой-то научной дисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|