Методы обучения и их классификация
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 В настоящее время существует множество классификаций методов обучения по различным критериям. Бабанский выделяет следующие методы: 4. Методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности:
а. Словесные: лекции, рассказ (устной изложение учебного материала, не прерываемые вопросами к учащимся – монолог. Рассказ может быть вступлением, изложением или заключением), беседа (диалог-разговор преподавателя с учащимся). б. Наглядные: демонстрация (показ фильмов, демонстрация различных приборов, опытов, технических установок), иллюстрация (это карты, плакаты, картины, портреты ученых, зарисовки на доске и т.д.). в. Практические методы: лабораторные опыты, упражнения (это отработка умений и навыков, тренировка, применение знаний на практике), трудовые действия (профессиональные). a. Индуктивные методы: логика передачи или раскрытия учебного материала, выстроенная от частного к общему. Учитель излагает факты, опыт и тем самым постепенно подводит учащихся к обобщению или формулировке каких-либо законов. Этот метод требует много времени для изучения нового материала, в меньшей степени способствует развитию абстрактного мышления. b. Дедуктивные методы: логика передачи материала выстроена от общего к частному. Сначала преподаватель разъясняет какой-либо закон, а потом ставит конкретные задачи. Рекомендуется при изучении теоретического материала. c. Репродуктивные методы – активное восприятие и запоминание информации. Материальной основой репродуктивных методов являются словесные, наглядные, практические методы. Недостаток репродуктивных методов в том, что вся информация сообщается в готовом виде учителем. Содержание материала носит информативный характер, на основе этого метода осуществляется программированное обучение. Развиваются память, внимание, но не развивается мышление.
d. Проблемно - поисковые методы – лежит в основе проблемного обучения. Задача преподавателя: создать проблемную ситуацию, организовать коллективное обсуждение проблемной ситуации. Активные методы обучения относятся к этой же группе методов. Данная группа методов развивает мышление, воображение, подготовка и изучение материала требует много времени, поэтому эта группа методов используется не так часто. c. Учебная работа под руководством преподавателя. d. Самостоятельная работа учащихся – дипломная работа, курсовая работа, работа с книгой, учебником
5. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: a. Методы стимулирования интересов учения. Сюда входят те методы, которые опираются на мотив познавательного интереса, например, дискуссии, игры – все активные методы обучения. b. Методы стимулирования долга и ответственности учения. Опираются на методы воспитания. Например, поощрения и порицания, убеждение в значимости учения, предъявление требований. 6. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: a. Методы устного контроля. Устный опрос – индивидуальный (экзамены, зачеты, ответ у доски), фронтальный опрос – работа с группой, устный самоконтроль (вопросы для самоконтроля). b. Методы письменного контроля и самоконтроля. Письменный индивидуальный ответ, письменный самоконтроль. c. Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Лабораторные практические работы, лабораторно-практический самоконтроль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|