Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод «мозгового штурма» brain storm




Метод группового генерирования большого количества идей за относительно короткий промежуток времени. Появился этот метод в науке, в Америке, в 30-хг. XXв. Осборном, в области психологии управления. Был направлен на активизацию творческой мысли.

В основе данного метода лежит принцип

ассоциативной психологии мышления в групповой ситуации взаимного стимулирования. Чтобы возникли такие ситуации, необходимы определенные условия, а именно отсутствие стереотипов или шаблонов привычного группового мышления. Необходимо снять социальные запреты. Правила:

1. Некритичность,

2. Обеспечить полную свободу высказываний (дать инструкцию в начале проведения метода: «быть оригинальным, подавить в себе критичность, проявить индивидуальность» и т.д.; создание благоприятных внешних условий – поддержка, сочувствие, одобрение),

Т.о. снимаются барьеры, и дается возможность перейти на чужую логику и суммировать творческий потенциал.

Факторы, влияющие на эффективность работы:

Качественный и количественный состав группы (оптимально 10 человек);

Наличие нескольких человек, хорошо разбирающихся в данной проблеме; для того, чтобы дать возможность другим проявить воображение;

Внешние условия: люди должны находиться в состоянии релаксации: расположены должны быть в кругу, члены группы должны знать имена других. Проблема времени: использовать песочные часы для фиксирования продолжительности времени высказываний. Используют наблюдателей для фиксирования идей, не персонифицируя их.

Требования к руководителю: стимулирует и создает благоприятную обстановку, активизирует мышление, задавая контрольные вопросы.

Продолжительность времени: не более 30 минут.

Челночный метод – разновидность метода. Разделяются на 2 группы: те, которые постоянно критикуют идеи и на тех, кто генерируют идеи. После того, как появились идеи, вторая группа критикует идеи – задача – оставить наиболее рациональные идеи.

Т.о. мозговая атака используется как способ решения проблемы и как способ усвоения знаний (в процессе обсуждения). Отработка навыков: некритично воспринимать чужую информация, умение подчиняться правилам, кратко формулировать мысли.

Метод синектики

С греч. – «соединение вместе разнородных элементов». Это метод, направленный на стимуляцию воображения. Для его проведения собираются группы синекторов. Процесс работы группы называется синектическая сессия. Численность группы от 5 до 7 человек. Требования к подбору участников:

Максимальное развитие членов группы (по специализации, по стажу, квалификации, по наличию опыта). Желательно, чтобы они друг друга не знали или были малознакомы. Подбор участников осуществляется с целью освобождения мышления участников от стереотипов, барьеров. При помощи этого метода решаются задачи путем поиска аналогий.

Используются различные формы, например, личная аналогия. Для решения задачи участник группы отождествляет себя с объектом исследования. Этот метод используют писатели.

Метод групповой дискуссии

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.

С психологической точки зрения, групповая дискуссия – это диалогическая форма речевой деятельности, в которой идет интенсивная борьба между разными мнениями, часто зарождающееся тут же в ходе разговора. Поэтому спор-дискуссия активизирует мышление, а учебная дискуссия обеспечивает сознательное усвоение учебного материала, поэтому в настоящее время дискуссия признается как один из важнейших методов в образовании, который направлен на стимуляцию активности и развития рефлексивного мышления учащихся, как школьников, так и студентов.

Как показали исследования, этот метод эффективен не только в обучающей деятельности, но и в управленческой, диагностической, психотерапевтической, творческой. Этот метод является базовым для реализации и усвоения общения диалога.

Задачи дискуссии:

1) образовательная задача: усвоение учебного материала. В процессе дискуссии учебный материал усваивается за счет:

- обмена информации между участниками;

- за счет возможности критики, аргументации своего мнения, отвержения чужого мнения;

- поиск группового решения или общего мнения среди множества точек зрения.

Таким образом, групповая дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выяснить многообразие подходов к данной проблеме, и в результате обмена различными точками зрения позволяет подойти к всестороннему видению предмета или проблемы;

2)личностные задачи:

- развитие коммуникативных навыков;

- умение импровизировать и действовать за рамками предусмотренного.

Большое значение для проведения дискуссии имеет подготовительный этап, который включает в себя:

- формирование группы;

- подготовку помещения и пространственное расположение участников;

- выбор стратегии проведения дискуссии.

1. Формирование группы. Рекомендуется размер группы не более 15 человек. Размер группы определяется возможностью всех участников непосредственно общаться друг с другом. Если дискуссия проводится в многочисленной аудитории, ее целесообразно разбить на подгруппы. Образования участниками групповой работы круга внутреннего и круга внешнего получил название «аквариума».

Требования к составу группы: люди разные по возрасту, по полу, по профессии, по степени знакомства (лучше незнакомы), такой состав называют гетерогенный. Не рекомендуют подбирать людей с разным статусом.

Участники включаются в группу в соответствие с принципом добровольности, в случае, если кто-то из присутствующих не настроен на работу (плохое самочувствие, настроение), ему можно предложить участие в круге наблюдателей (внешний круг). Подобный прием

Заранее устанавливается время окончания дискуссии. По-возможности исключить все помехи, которые могут помешать ведению дискуссии. Допускается существования как внешнего, так и внутреннего круга («метод аквариума»).

2. Подготовкупомещения и пространственное расположение участников.

Следует по возможности исключить помехи (телефоны, радио и т.п.), отвлекающие участников.

Важным является пространственное расположение участников. Для того, чтобы все участники хорошо видели и слышали друг друга, а также, чтобы у них была возможность воспринимать широкий спектр невербальных проявлений, поэтому они располагаются «лицом к друг другу», образуя круг или подкову и соответственно не рекомендуется рядное расположение.

Различают 3 стратегии ведения дискуссии:

1) свободное ведение дискуссии (импровизация);

2) программированное ведение(заранее установлены вопросы) – такая форма обучения близка к традиционной схеме обучения в ВУЗ;

3) промежуточная, компромиссная форма.

Свободное ведение дискуссии. Наиболее сложная в реализации и по настоящему доступна лишь высококвалифицированному специалисту. Внешне такая стратегия выглядит как проявление почти непозволительной пассивности ведущего, его вмешательство в этом случае оказывается минимальным и сводится главным образом к внимательному выслушиванию и отдельным репликам. Ведущий не ставит задач, не формирует способов работы – се это, в конце концов, делает сама группа. Для начала такой дискуссии характерны затягивающие паузы, «вязкий» темп группового процесса, трудно переносимое участниками чувство неопределенности. В конце концов, участники приходят к пониманию, что «спасти» их в этой ситуации может лишь активность самой группы, что каждый из них может положиться лишь на себя и партнеров, именно это и оказывается самым существенным результатом, мобилизующим активность участников. При таком ведении дискуссии существует множество вариантов начала первого занятия.

Начало дискуссии может быть разным. В случае свободного ведения дискуссии ведущий может вообще молчать и участники тоже. Это делается специально, чтобы узнать, кто возьмет инициативу на себя и посмотреть, как будет себя вести группа.

Фазы проведения дискуссии:

Ориентировки (определение темы дискуссии, целей и задач; сбор информации по данной проблеме, мнений, суждений, высказываний)

Оценки (завязывается спор, обсуждение, упорядочивание информации, сопоставление и т.д.)

Завершающая (подведение итогов дискуссии, выработка группового решения, мнения)

Требования к ведущему:

1. Умение управлять группой, не допускать уклонения от темы, подводить итоги, активизировать группу, задавать вовремя вопросы.

2. Умение входить в продуктивный контакт с каждым отдельным участником группы: выслушивать каждого, отмечать вклад каждого в общий результат.

3. Умение построить и развивать отношения с группой в целом: правильно их познакомить, не допускать конфронтации.

Деловая игра

Деловая игра - это метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда участники берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условия данной игровой ситуации имитируют профессиональную деятельность.

Игра – это модель реальной ситуации.

Впервые этот метод появился в практической сфере управления. В настоящее время этот метод используется в образовании, производстве, в исследовательской работе, в военном деле. Прообразом современной деловой игры как метода обучения явилась военная игра. Для обучения войск использовалась ситуация не реального боля, а в ситуации, имитирующей военные действия.

Виды деловой игры:

Операционные (инструментальные или управленческие)

Ролевые

Организационно-деятельностные.

Операционные игры по своим психологическим параметрам (мотивация, эмоциональная окраска, интеллектуальные ресурсы) аналогичны методам проблемных ситуаций. Но проблемные ситуации обычно сопровождаются спонтанным обсуждением проблемы, а операционные игры имеют заранее разработанный сценарий, где заложен жесткий алгоритм поведения каждого участника. Поэтому в этих играх акцент делается на инструментальное обучение, т.е. профессиональной подготовки психолога. А межличностный аспект минимизирован. Например, разыгрывание преподавательских навыков.

Ролевые игры представляют больший интерес в плане совершенствования личности. Они направлены на решение межличностных проблем, которые возникают в условиях коллективного взаимодействия. Такие игры основаны на предположении о том, что человек усваивает лучше все динамические процессы, если он в них включен. Например, психодрама. (Большаков «Социально-психологический тренинг»).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...