Метод «мозгового штурма» brain storm
Метод группового генерирования большого количества идей за относительно короткий промежуток времени. Появился этот метод в науке, в Америке, в 30-хг. XXв. Осборном, в области психологии управления. Был направлен на активизацию творческой мысли. В основе данного метода лежит принцип ассоциативной психологии мышления в групповой ситуации взаимного стимулирования. Чтобы возникли такие ситуации, необходимы определенные условия, а именно отсутствие стереотипов или шаблонов привычного группового мышления. Необходимо снять социальные запреты. Правила: 1. Некритичность, 2. Обеспечить полную свободу высказываний (дать инструкцию в начале проведения метода: «быть оригинальным, подавить в себе критичность, проявить индивидуальность» и т.д.; создание благоприятных внешних условий – поддержка, сочувствие, одобрение), Т.о. снимаются барьеры, и дается возможность перейти на чужую логику и суммировать творческий потенциал. Факторы, влияющие на эффективность работы: Качественный и количественный состав группы (оптимально 10 человек); Наличие нескольких человек, хорошо разбирающихся в данной проблеме; для того, чтобы дать возможность другим проявить воображение; Внешние условия: люди должны находиться в состоянии релаксации: расположены должны быть в кругу, члены группы должны знать имена других. Проблема времени: использовать песочные часы для фиксирования продолжительности времени высказываний. Используют наблюдателей для фиксирования идей, не персонифицируя их. Требования к руководителю: стимулирует и создает благоприятную обстановку, активизирует мышление, задавая контрольные вопросы. Продолжительность времени: не более 30 минут.
Челночный метод – разновидность метода. Разделяются на 2 группы: те, которые постоянно критикуют идеи и на тех, кто генерируют идеи. После того, как появились идеи, вторая группа критикует идеи – задача – оставить наиболее рациональные идеи. Т.о. мозговая атака используется как способ решения проблемы и как способ усвоения знаний (в процессе обсуждения). Отработка навыков: некритично воспринимать чужую информация, умение подчиняться правилам, кратко формулировать мысли. Метод синектики С греч. – «соединение вместе разнородных элементов». Это метод, направленный на стимуляцию воображения. Для его проведения собираются группы синекторов. Процесс работы группы называется синектическая сессия. Численность группы от 5 до 7 человек. Требования к подбору участников: Максимальное развитие членов группы (по специализации, по стажу, квалификации, по наличию опыта). Желательно, чтобы они друг друга не знали или были малознакомы. Подбор участников осуществляется с целью освобождения мышления участников от стереотипов, барьеров. При помощи этого метода решаются задачи путем поиска аналогий. Используются различные формы, например, личная аналогия. Для решения задачи участник группы отождествляет себя с объектом исследования. Этот метод используют писатели. Метод групповой дискуссии Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. С психологической точки зрения, групповая дискуссия – это диалогическая форма речевой деятельности, в которой идет интенсивная борьба между разными мнениями, часто зарождающееся тут же в ходе разговора. Поэтому спор-дискуссия активизирует мышление, а учебная дискуссия обеспечивает сознательное усвоение учебного материала, поэтому в настоящее время дискуссия признается как один из важнейших методов в образовании, который направлен на стимуляцию активности и развития рефлексивного мышления учащихся, как школьников, так и студентов.
Как показали исследования, этот метод эффективен не только в обучающей деятельности, но и в управленческой, диагностической, психотерапевтической, творческой. Этот метод является базовым для реализации и усвоения общения диалога. Задачи дискуссии: 1) образовательная задача: усвоение учебного материала. В процессе дискуссии учебный материал усваивается за счет: - обмена информации между участниками; - за счет возможности критики, аргументации своего мнения, отвержения чужого мнения; - поиск группового решения или общего мнения среди множества точек зрения. Таким образом, групповая дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выяснить многообразие подходов к данной проблеме, и в результате обмена различными точками зрения позволяет подойти к всестороннему видению предмета или проблемы; 2)личностные задачи: - развитие коммуникативных навыков; - умение импровизировать и действовать за рамками предусмотренного. Большое значение для проведения дискуссии имеет подготовительный этап, который включает в себя: - формирование группы; - подготовку помещения и пространственное расположение участников; - выбор стратегии проведения дискуссии. 1. Формирование группы. Рекомендуется размер группы не более 15 человек. Размер группы определяется возможностью всех участников непосредственно общаться друг с другом. Если дискуссия проводится в многочисленной аудитории, ее целесообразно разбить на подгруппы. Образования участниками групповой работы круга внутреннего и круга внешнего получил название «аквариума». Требования к составу группы: люди разные по возрасту, по полу, по профессии, по степени знакомства (лучше незнакомы), такой состав называют гетерогенный. Не рекомендуют подбирать людей с разным статусом. Участники включаются в группу в соответствие с принципом добровольности, в случае, если кто-то из присутствующих не настроен на работу (плохое самочувствие, настроение), ему можно предложить участие в круге наблюдателей (внешний круг). Подобный прием
Заранее устанавливается время окончания дискуссии. По-возможности исключить все помехи, которые могут помешать ведению дискуссии. Допускается существования как внешнего, так и внутреннего круга («метод аквариума»). 2. Подготовкупомещения и пространственное расположение участников. Следует по возможности исключить помехи (телефоны, радио и т.п.), отвлекающие участников. Важным является пространственное расположение участников. Для того, чтобы все участники хорошо видели и слышали друг друга, а также, чтобы у них была возможность воспринимать широкий спектр невербальных проявлений, поэтому они располагаются «лицом к друг другу», образуя круг или подкову и соответственно не рекомендуется рядное расположение. Различают 3 стратегии ведения дискуссии: 1) свободное ведение дискуссии (импровизация); 2) программированное ведение(заранее установлены вопросы) – такая форма обучения близка к традиционной схеме обучения в ВУЗ; 3) промежуточная, компромиссная форма. Свободное ведение дискуссии. Наиболее сложная в реализации и по настоящему доступна лишь высококвалифицированному специалисту. Внешне такая стратегия выглядит как проявление почти непозволительной пассивности ведущего, его вмешательство в этом случае оказывается минимальным и сводится главным образом к внимательному выслушиванию и отдельным репликам. Ведущий не ставит задач, не формирует способов работы – се это, в конце концов, делает сама группа. Для начала такой дискуссии характерны затягивающие паузы, «вязкий» темп группового процесса, трудно переносимое участниками чувство неопределенности. В конце концов, участники приходят к пониманию, что «спасти» их в этой ситуации может лишь активность самой группы, что каждый из них может положиться лишь на себя и партнеров, именно это и оказывается самым существенным результатом, мобилизующим активность участников. При таком ведении дискуссии существует множество вариантов начала первого занятия. Начало дискуссии может быть разным. В случае свободного ведения дискуссии ведущий может вообще молчать и участники тоже. Это делается специально, чтобы узнать, кто возьмет инициативу на себя и посмотреть, как будет себя вести группа.
Фазы проведения дискуссии: Ориентировки (определение темы дискуссии, целей и задач; сбор информации по данной проблеме, мнений, суждений, высказываний) Оценки (завязывается спор, обсуждение, упорядочивание информации, сопоставление и т.д.) Завершающая (подведение итогов дискуссии, выработка группового решения, мнения) Требования к ведущему: 1. Умение управлять группой, не допускать уклонения от темы, подводить итоги, активизировать группу, задавать вовремя вопросы. 2. Умение входить в продуктивный контакт с каждым отдельным участником группы: выслушивать каждого, отмечать вклад каждого в общий результат. 3. Умение построить и развивать отношения с группой в целом: правильно их познакомить, не допускать конфронтации. Деловая игра Деловая игра - это метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда участники берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условия данной игровой ситуации имитируют профессиональную деятельность. Игра – это модель реальной ситуации. Впервые этот метод появился в практической сфере управления. В настоящее время этот метод используется в образовании, производстве, в исследовательской работе, в военном деле. Прообразом современной деловой игры как метода обучения явилась военная игра. Для обучения войск использовалась ситуация не реального боля, а в ситуации, имитирующей военные действия. Виды деловой игры: Операционные (инструментальные или управленческие) Ролевые Организационно-деятельностные. Операционные игры по своим психологическим параметрам (мотивация, эмоциональная окраска, интеллектуальные ресурсы) аналогичны методам проблемных ситуаций. Но проблемные ситуации обычно сопровождаются спонтанным обсуждением проблемы, а операционные игры имеют заранее разработанный сценарий, где заложен жесткий алгоритм поведения каждого участника. Поэтому в этих играх акцент делается на инструментальное обучение, т.е. профессиональной подготовки психолога. А межличностный аспект минимизирован. Например, разыгрывание преподавательских навыков. Ролевые игры представляют больший интерес в плане совершенствования личности. Они направлены на решение межличностных проблем, которые возникают в условиях коллективного взаимодействия. Такие игры основаны на предположении о том, что человек усваивает лучше все динамические процессы, если он в них включен. Например, психодрама. (Большаков «Социально-психологический тренинг»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|