Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Древняя Русь




Т. С. Георгиева

 

Русская культура:

история и современность

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

 


УДК 008(091)(470)(075.8)

БВК 71.1(2Рос)я73

Г36

Георгиева Т. С.

Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. — М.: Юрайт-М, 2001. — 572 с.

ISBN 5-94227-073-2

 

На богатом фактологическом материале показана история возникновения и развития русской национальной культуры. Дается анализ теоретических и методологических аспектов культуры — в результате во всей ее многогранности предстает неповторимая самобытность русской культуры и вместе с тем открытость ее другим народам.

Книга живо передает дух исторических эпох, через которые прошла Россия, ее культура, вплоть до наших дней.

Рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений и может быть полезна всем интересующимся отечественной культурой.

УДК 008(091)(470)(075.8)

ББК 71.1(2Рос)я73

 

Учебное издание

Татьяна Серафимовна Георгиева

РУССКАЯ КУЛЬТУРА:

История и современность

 

 

Лицензия ИД № 02265 от 07.07.2000.

Подписано к печати 23.12.2000. Формат 60x90'/i„. Бумага газетная.

Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 36. Уч.-изд. л. 36.

Тираж 3000 экз. Заказ № 1034.

Издательство «Юрайт-М»

105037, Москва, городок им. Баумана, д. 3, корп. 4, стр. 10.

Тел.: (095) 742-72-12. E-mail:[email protected]

Home Page: www.aha.ru/~urait

 

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП ордена «Знак Почета»

Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

 

ISBN 5-94227-031-7 000 «Юрайт-М», 1998


К ЧИТАТЕЛЮ

 

В условиях нового мышления и концепции единой мировой цивилизации интерес к культуре, ее истории, культуре русского народа в особенности, необычайно возрос.

Парадоксально, но факт: русская культура, культура одного из самых многочисленных народов России, культура говорящих и «исповедующих» русскую культуру, а потому искренне считающих себя русскими, остается у нас малоизученной.

Тем более отрадно отметить научно-исследовательский характер работы доктора философских наук Т. С. Георгиевой «История русской культуры», использующей впервые в нашей печати архивные документы — свидетельства очевидцев далеких эпох, передающих сам дух истории, особенности сознания наших предков, их любовь к прекрасному, к окружающей природе.

Несомненную научно-теоретическую и познавательную ценность представляет первая глава работы, которая посвящена истокам русской культуры, несет в себе содержательную разработку этого динамично развивающегося явления, а также анализ спорных вопросов и различных, порой прямо противоположных точек зрения на проблему возникновения самого русского народа и его культуры.

Автор показывает яркую самобытность и богатство русской национальной культуры, существование которой отрицается сегодня некоторыми теоретиками.

Со всей полнотой и убедительностью в учебном пособии раскрывается синкретичность сознания русского народа, обожествление им природы. Это до сих пор определяет творчество русского народа, проявляется в эстетическом оформлении предметов быта, утвари, жилища и т.п.

С позиций историзма автор останавливается на духовных областях общественного развития, на процессе становления самосознания личности русского человека, анализе причин, тормозивших в прошлые века и тормозящих ныне динамику развития в данной области, а также на поиске путей их успешного преодоления в интересах стимуляции творческой деятельности и использования в полной мере исторического опыта русской нации.

В учебном пособии исследуются многие аспекты культуры пусского народа: уровень и рост его грамотности, просвещенности, возникновение и развитие публицистики и т.д. Вместе с этим в книге находят отражение новые, эвристические методы интеграции эстетической и нравственной культуры российского общества, принявшего христианство и вставшего на путь общеевропейского развития.

Перед нами разворачивается картина становления экологического сознания россиян, предстают первые «экологи» — Петр I и Екатерина II. В книге также описывается трепетно-бережное (часто еще языческое) отношение к природе простого народа, воспевавшего и одухотворявшего ее.

Важным аспектом в работе является не только раскрытие практических сторон развития различных сфер культуры русского народа, но и анализ актуальных задач художественной критики прошлого в исследовании идейно-эстетических и нравственных ценностей искусства, а также освоение опыта прошлого обществом в различные эпохи становления.

Актуализирует работу Т. С. Георгиевой и анализ теоретических и методологических основ различных направлений в теории и практике культуры России. Останавливаясь на многих из них, в частности на «символической», натуралистической и других концепциях русской культуры, европоцентристских и иных взглядах, автор раскрывает их теоретическую поливариантность, внутреннюю противоречивость. В результате такого подхода столь сложные и вместе с тем важные для обогащения науки и практики, а также представления о них наших читателей аспекты культурологических направлений в развитии отечественной науки, как своеобразие и самобытность феномена «русская культура», получают в работе детальное научное освещение.

Особого внимания заслуживают главы, посвященные зарождению философского мышления на Руси, развитию русской философии, с момента возникновения несущей в себе высокий духовно-нравственный потенциал, что во многом объясняет авторитет и влияние русских философов, в силу известных обстоятельств оказавшихся в конце XIX — начале XX в. за рубежом, на западную философию.

В историческом ракурсе в работе проанализированы актуальные вопросы воздействия искусства, особенно литературы, драмы, живописи и музыки, на творчество и общественную активность личности, на формирование мировоззренческих, эстетических и нравственных ценностей. Рассмотрены важные проблемы искусства, всегда выступавшего в России в ее «минуты роковые» как средство гуманизации духовной жизни общества. Значительную ценность представляют главы, посвященные русской культуре зарубежья, раскрывающие бережное отношение к ней наших зарубежных соотечественников.

Автору учебного пособия удалось показать не только неповторимую самобытность русской культуры, но и ее открытость другим народам, общность с мировыми тенденциями в развитии культуры.

В заключение необходимо подчеркнуть, что данную работу отличают четкость формулировок, ясность постановки проблем, логически стройная структура, сформированный, несмотря на молодость культурологической отечественной науки, терминологический аппарат.

Историчность, документальная достоверность материала учебного пособия представляют большую научно-теоретическую и познавательную ценность.

Работа Т. С. Георгиевой нацеливает на активное обогащение знаний. Вдумчивое знакомство с ней было бы полезно не только преподавателям и студентам, но и широкому кругу читателей, живущих как в России, так и за ее пределами, всем тем, кто хотел бы побольше узнать о самобытной, богатой и, как это ни странно, еще мало изученной русской культуре, расширить при этом рамки своего духовного мира, своей общей культуры.

«История русской культуры» — это добротная, свежо и увлекательно написанная настольная книга для каждого, кто размышляет о судьбах русской культуры, кто созидает ее.

В. П. Демин

Заместитель министра культуры Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук России, член-корреспондент Российской академии образования

 

***

 

Учебное пособие «История русской культуры» безусловно является важным словом в российской исторической литературе, поскольку автор, доктор философских наук Т. С. Георгиева, сумела по-новому подойти к истории России. Отказавшись от уже привычного взгляда на историю, как историю завоеваний и приращений, как историю создания географически «громадной» и именно поэтому «влиятельной» империи, она сумела найти новые корни славы российской и могущества российского в культурном развитии, в развитии и становлении ее высокой духовности.

При этом автор очень большое внимание уделяет позитивному взаимодействию самобытной сплавленной культуры русской с культурами соседних народов. Именно через это взаимодействие утверждается тот интересный евразийский феномен русской и российской культуры, без учета которого сегодня трудно объяснить как те или иные факты истории страны, так и ее настоящее и будущее.

Учебное пособие, как представляется, является одной из первых попыток написать новую ненасильственную историю России, где диалог культур, философских идей, взаимодействие конфессий больше говорят о принципах тех или иных исторических свершений, чем перечисления вооруженных конфликтов, завоеваний и насильственных присоединений народов и территорий.

В научный оборот вводится большой по объему, интересно подобранный и добротно откомментированный материал по русской культуре в самом широком понимании этого термина. Он включает данные по народному творчеству, духовному наследию России, о памятниках архитектуры и истории. Глубоко анализируется русская литература, начиная с письменных памятников Древней Руси и кончая произведениями современников. Приводятся перспективы формирования и развития русской философской мысли.

Новизной отличается и подробный анализ роли той части русской культуры, которая волею исторических судеб оказалась за рубежами страны. Носителями этой оставшейся по своему духу и содержанию русской культуры стала российская эмиграция, как послереволюционной, так и последних волн.

Сегодня мы становимся свидетелями многих противоречивых последствий развития цивилизации, все более приобретающих глобальный характер. Учебное пособие «История русской культуры» свидетельствует о том, что объективные и субъективные причины глубоких противоречий между материальной и духовной деятельностью в российском обществе проявляются не только в экономической, но и культурно-духовной сфере. Исторический опыт, нашедший отражение в работе, свидетельствует о том, что культура требует к себе такого же, если не большего, внимания, как и экономика.

Задачи социального и экономического развития выдвигают необходимость глубокой и качественно новой динамики всех сфер человеческой деятельности, в области культуры прежде всего. Она, в конце концов, определяет характер и уровень нашей цивилизации.

Для ЮНЕСКО второго пятидесятилетия своей деятельности стержневой программой становится в 90-е годы культура мира, как культура ненасилия, уважения государственности многочисленных и многообразных народов, их взаимодействия, уважения прав человека. Думается, что учебное пособие доктора философских наук Т. С. Георгиевой приближается по своим подходам к этим идеям и принципам и уже поэтому представляет огромный интерес и значение для воспитания нового поколения в духе истинной демократичности и терпимости.

И. В. Данилов

Чрезвычайный и Полномочный Посол, заместитель Постоянного представителя ЮНЕСКО в Российской Федерации


Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Ф. Тютчев

ВВЕДЕНИЕ

Чем печальнее для современников, тем интереснее для истории.

 

Изучение народом своего прошлого осуществляется не просто ради любознательности, оно должно питать современность историческим опытом. Эту мысль хорошо выразил известный исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев: «Мы должны поставить памятники прошлого на службу будущему. Ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками»1.

Настоящее исследование посвящается русской проблематике: не только освещению уже не однажды в истории описанных явлений, но и их переосмыслению с позиций современности и прошедших веков, позволяющих с помощью новых документов и свидетельств по-иному интерпретировать, казалось бы, устоявшиеся представления; раскрытию новых, доселе неизвестных страниц нашей истории, особенно касающихся вопросов самосознания русского народа, своеобразия его традиций, обычаев, философско-эстетического мышления, т.е. духовной культуры в самом широком смысле этого полисемантического слова.

Автор полагает, что в освещении проблемы русской культуры, а также самой постановки вопроса о праве русского народа на историю своей собственной культуры, ее своеобразия и т.п. правомерны различные подходы. Автор избирает свой концептуальный путь.

В данной работе все разделы так или иначе рассматриваются в сопоставительном аспекте теоретических и практических положений. С самой первой темы — этапа зарождения русской культуры, ее становления и до последней подчеркивается ценностная ориентация всех компонентов русской культуры, рассматриваемой в тесной связи или на фоне социально-политических, экономических и иных ситуаций и представлений о них в обществе.

Структурно каждая глава содержит в себе, как правило, последовательно материалы по таким образующим и составляющим содержание- культуры компонентам, как образование и просвещение, издательство и печать, наука и техника, религия и общественные настроения, литература и драматургия, театр и музыка, живопись и скульптура, архитектура и усадебное строительство, народные промыслы и народное творчество.

Все богатство и многообразие русской культуры рассматриваются сквозь призму деятельности исторических личностей, их роли и влияния как субъектов исторического процесса.

Далее, дается содержательная разработка такого исконно русского явления, как открытость русской культуры (так же как и прозелитизм русской церкви, христианства на Руси), ее необыкновенная способность культурное достояние одного народа делать достоянием всех. Именно в связи с этим в наше время некоторые вообще отрицают правомерность даже самой постановки вопроса о русской культуре, отвергая «русскость», как таковую. Упомянутые блоки информации дают исчерпывающий ответ и на этот вопрос даже самым сомневающимся.

В ретроспективе на основе глубокого анализа раскрывается процесс зарождения философского мышления на Руси, постоянного нравственного возвышения русской философии, ее сложный, далеко не однозначный характер, благотворное воздействие на духовную жизнь российского общества, не говоря уже о влиянии русской зарубежной философии конца XIX — начала XX в. на западную философскую мысль и мышление в целом.

Высокая нравственность и одухотворенность философских исканий русских художников определили многоассоциативность русского искусства и немало способствовали формированию общенародного типа русской культуры: творцом ее, основной целью и ценностью является сам человек.

На большом историческом материале показана особая роль русского национального искусства в становлении этой самобытной, отличающейся духовным богатством и многокрасочностью культуры.

Итак, в центре нашего внимания — русская культура, понимаемая как образ жизни коренного населения страны — России, его веками складывавшиеся в трудах и жертвах традиции, святыни и радости, творения его высокого духа и нравственной чистоты.


Глава I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ

«Откуда есть пошла Русская земля?» (VI в.). Первые «великие князья» русские (IX—Х вв.}. Династия Рюриковичей. Образ жизни, обычаи, представления наших предков. Крещение Руси Владимиром (980—1015). Кирилл и Мефодий. Ярослав Мудрый (1019— 1054]. «Русская Правда».

 

Изучение истории русской культуры обычно начинается с периода становления Руси как самостоятельного государства. Однако истоки русской культуры уходят в глубь веков, в историю славянских племен и их предков, а также русов, или россов.

Наибольшей популярностью в научной литературе пользуется периодизация древнейшей славянской истории, предложенная известным исследователем Б. В. Торнунгом. В ней выделяются такие исторические периоды: 1) языковые предки славян в эпоху неолита и энеолита (V—III тысячелетия до н.э.); 2) протославяне (конец III — начало II тысячелетия до н.э.); 3) праславяне (XV в. до н.э. — VII в.. н.э.)2.

Конец праславянского периода, т.е. V—VII вв., называется периодом великого переселения народов (начавшегося еще в IV в.), в результате которого происходит формирование южных, восточных и западных славян. Именно в этот период вокруг по-лянского Киева и реки Роси складывается могучий союз славянских племен, охватывающий и левобережную лесостепь до земли северян включительно. Они описываются греческими летописцами, императором Маврикием и Константином Порфирородным, и воюют с Восточно-Римской империей, начиная таким образом вековой антагонизм двух племен — эллинского и славянского, которые и ныне еще спорят о первенстве на Балканском полуострове.

Первый русский летописец Нестор, монах Киево-Печерской лавры, в XII в. рассказывает о том, где именно поселились за два столетия перед тем различные племена, составившие группу среди прочих славян и получившие название славяно-русов.

В ту эпоху было мало разницы между русскими и польскими славянами, но принятие двух соперничающих религий — византийской и римской, влияние противоположных цивилизаций — греческой и латинской, а также двух литератур и алфавитов создали в недрах одного и того же племени два соперничающих и враждующих народа. Славянство, выработанное ляхами, поборниками римской церкви и западного влияния, сформировалось в Польшу; славянство, выработанное варягами, приверженцами греческой церкви и византийского влияния, сложилось в Россию; но первоначально на Висле и Днепре жили только славяне, поклонявшиеся одним и тем же богам, имевшие одно и то же предание и говорившие на одном и том же языке. Это единство происхождения было разрушено соперничеством церквей и борьбой правительств.

Что касается славянских языков, то и здесь нужна небольшая историческая справка. Надо отметить, что славянские языки входят в языковую семью индоевропейских языков, объединяющую индийскую, иранскую, армянскую, италийскую, кельтскую, германскую и другие группы. На основе одного из индоевропейских диалектов сформировался так называемый праславянский язык, явившийся родоначальником всех современных славянских языков. (Сейчас на них говорят свыше 290 млн человек.)

По мере расширения миграционных процессов у славян происходило разложение племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие территориально-политический характер. Особенности ландшафта, где обитали племена, определяли их названия. Например, поляне — живущие в поле, древляне — живущие в лесах3.

Русская народность образовалась на территории, заселенной в древности племенами вятичей, полян, кривичей, радимичей, словен, северян и др. В ее образовании участвовали и неславянские племена (весь, голядь, меря, мурома), постепенно обрусевшие и воспринявшие русский язык. Своими корнями она восходит к древним славянам Восточной Европы, где на протяжении длительного периода складывалась их этническая, хозяйственная (пашенное земледелие, оседлое скотоводство, обработка металлов) общность при господстве патриархального родового строя,

Хотя на территории Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока рабство было известно с древнейших времен, оно не стало основой нового общественного строя. Развитие пашенного земледелия, скотоводства и промыслового хозяйства у восточных славян способствовало производству в рамках общинного строя.

Члены территориальной общины — верви — низшего звена организации непосредственных производителей, объединявших хозяйства отдельных семей, совместна владели сенокосными и местными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.

Первые исторические сведения о Руси, о народе «рус», или «росс», относятся к VI в. н.э.

Л. Н. Гумилев отмечает: «Как ныне установлено, славяне не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в нее в VIII в., заселив Поднепровье и бассейн озера Ильмень. До славянского вторжения эту территорию населяли русы, или россы, — этнос отнюдь не славянский»4. Еще в Х в. Лиутпранд Кременский писал: «Греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos — по месту жительства» — и помещал этот народ рядом с печенегами и хазарами на юге Руси5.

Скудные остатки языка россов — имена и топонимы — указывают на их германоязычие. Названия днепровских порогов у Константина Багрянородного приведены по-русски: Ессупы, Ульворен, Геландра, Ейфар, Варуфорос, Леанты, Стру-вун — и по-славянски: Островунипрах, Неясить, Вулнипрах, Веруци, Напрези.

Бытовые навыки у славян и русов были тоже различны, особенно в характерных мелочах: русы умывались перед обедом в общем тазу, а славяне — под струёй. Русы брили голову, оставляя клок волос на темени, славяне стригли волосы в «кружок». Русы жили в военных поселках и «кормились» военной добычей. Авторы Х в. никогда не путали славян с русами6.

Остатки антов, по-славянски — полян, объединились с этносом русов в Х в., что проявилось в образовании государства, называемого в наше время «Русь в узком смысле»7.

Распространено мнение о привнесении термина «Русь»8 в Восточную Европу скандинавскими дружинниками (именовавшимися на Руси варягами). Но его первое упоминание на юге Восточной Европы в так называемом «Баварском хронографе», составленном между 811 и 821 гг., (Ruzzi — названы после хазар, обитавших между Доном и Волгой), относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается. Название скорее всего южное, неславянское и восходит ко времени ранее IX в. В этом же столетии оно выступает как обозначение этнополитического образования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзом племенных княжеств: «Русь» в IX в. включала помимо земли полян значительную часть территории Северского союза.

Формирование русской государственности, по преданиям, начиналось в двух основных центрах — в Киеве и Новгороде.

Мощный союз славянских племен сложился в Среднем Поднепровье в VI в. Поляне под предводительством Кия и его братьев Щека и Хорива заложили городище, позднее выросшее в город Киев. Находящийся на пути днепровской магистрали, защищенный от набегов степняков обширными лесостепными пространствами, Киев стал центром процесса интеграции восточнославянских племен в южной полосе.

Известно также, что первым князем у северных племен был Рюрик, которого пригласили на княжение ильменские славяне «из-за моря».

В «Повести временных лет» указывается 862 г. как год «призвания» норманнского «конунга» (князя) Рюрика. Рюрик был варяг из этноса руса. Он принял предложение «Гостомысла» или «партии гостомыслов»9.

Истощенные раздорами и междоусобицами русы решили сами призвать себе варягов10. Вот как пишет об этом Нестор:

«Поищем себе, — сказали они, — князя иже бы володел нами и судил по праву». Тогда, продолжает Нестор, «реша Руси чудь и славяне (Новгород) и кривичи все: земля велика и обильна, а наряда в ней нет, да пойдете княжить и володеть нами!»

Здесь уместно отметить, что вопрос о варягах — довольно сложный и вместе с тем спорный. Одни считают, что варяги — это славяне, другие, что варяги — это изгнанные из отечества как славяне, так и скандинавы. Неудивительно поэтому, что часто русов называли тогда также варягами, а в первых русских законах можно без труда увидеть сходство со скандинавскими законами — в Русской Правде Ярослава в первую очередь.

Норманнский конунг Рюрик прибыл к русам со своими братьями Синеусом и Трувером. В переводе скандинавские имена братьев означают: Миротворный, Победоносный и Верный.

Собрав «своих братии и семейства», т.е. дружины, они переплыли Балтийское море и расположились по окраинам территории, которую им предстояло защищать.

Часто варяги ассоциируются с викингами. Действительно, в это время, примерно в VIII в., началось и затем развилось в IX в. новое явление — движение викингов. Позднее, в IX в., они обосновались в Северной Франции — теперь это Нормандия.

Викинги боялись смерти, но скрывали это друг от друга, наедаясь перед битвой опьяняющими мухоморами.

Методы химической стимуляции применялись даже в Средней Азии: басмачи перед атакой натирали ноздри коней опиумом, а сами накуривались анашой, притупляющей чувство страха11.

Итак, Рюрик построил на земле словен город Ладогу, а его братья Синеус и Трувор обосновались в Изборске и на Бело-озере.

Новгород объединял северные славянские племена системой торговых путей, рек и волоков. Через него проходил путь «из варяг в греки». Через него же по Волге и ее притокам, через Каспийское море пролегали торговые пути в Среднюю Азию и в арабские страны.

Таким образом, в середине I тысячелетия н.э. существовало два самостоятельных, независимых друг от друга региона восточных славян с различными культурными традициями, языковыми диалектами, экономическими связями, поклонением различным языческим божествам.

Существенно различались и формы складывающейся государственности: вечевая форма на севере и автократическая на юге.

В 864—869 гг. Киеву12 (где сидели русские каганы (правители) Дир и Аскольд — прямые потомки Кия, а вовсе не сбежавшие от Рюрика конунги13) были подчинены Полоцк и Смоленск14.

Нанятые Рюриком варяги захватили Киев, почти не встретив сопротивления, убив только двух правителей. Киев был захвачен для сына Рюрика, называемого в летописи Игорем Старым. (Может быть, потому, что его первенец — Святослав родился у него, когда Игорю было 60 лет.)

История становления Руси как самостоятельного государства связана с взаимодействием славяно-русов с соседними народами. На Западе они соприкасались с кельтскими и германскими племенами, на северо-западе — с балтийскими, на северо-востоке — с финскими и угорскими племенами, на юге — с Византией. Культура разных племен и народов накладывала отпечаток на славяно-русские племена, испытывая их взаимовлияние. В силу этого русская культура приобретала черты «общеевропейскости и общечеловечности, которые в силу ряда благоприятных причин дожили до нашего времени»15.

В 1982 г. в Бухаре среди средневековых астрономических книг нашлась рукопись на персидском языке, в которой содержится рассказ о Руси первой половины IX в.

Сообщается, что это — обширная страна, а ее жители непокорны, держатся вызывающе, воинственны... Эта страна чрезвычайно богато одарена природой всем, что необходимо. Одна часть их (русов) — рыцарство. Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Город Куяба (Киев) расположен в приятной местности. Он — место пребывания царя. Там (в Киеве) выделываются разнообразные и ценные мечи.

В IX в. местные княжения восточных славян объединились в Киевское государство, аналогичное каролингскому на Западе. Во второй половине XI в. Киевская Русь так же, как двумя столетиями раньше империя Карла Великого пережила процесс феодального раздробления. Русь стала типичным феодальным государством — конгломератом княжеств.

О русах VI в. пишут, что «это мужи огромного роста». Арабы сообщают о русах: «Они были высоки, как пальмы».

Позднее, в IX—Х вв., восточные авторы описывали русов так:

«Русы мужественные и храбрые... Ростом они высоки, красивы собой и смелы в нападениях». Император Маврикий отмечал терпеливость русов, которые могут часами сидеть в засаде, погрузясь в воду и дыша при помощи тростника.

По словам Льва Диакона, видевшего русов в битве, они держались плотной массой и были похожи на медную стену, усеянную копьями и сверкавшую от щитов. От них слышались сдержанные клики, ропот, напоминавший шум моря. Огромные щиты закрывали их до земли, и когда они обращали тыл, то закидывали эти щиты на спину и делались неуязвимыми. Они, как и норманны, в пылу битвы не помнили себя, никогда не сдавались, потерпев поражение. Убежденные в том, что в загробной жизни павшие под ударами врага осуждены служить ему, они распарывали себе животы.

Греки издавна ценили храбрость русов и нанимали их к себе на воинскую службу. Под именем русов или варягов они составляли собственную гвардию императора и занимали достойное место во всех византийских армиях. В походе на Крит (902), например, участвовало семьсот русских; в Ломбардской экспедиции (925) — четыреста пятьдесят, в греческом походе (949) — пятьсот восемьдесят четыре.

Русские варяги охотно нанимались в дружины к иноземным нациям, в том числе в Византию16.

Вместе с тем летописи единогласно славят гостеприимство славяно-русов: путешественника они встречали с радостью, а уходя из дома, оставляли дверь открытой и готовую пищу для странника.

Купцы, ремесленники охотно посещали славяно-русов, которые не угрожали им ни воровством, ни разбоем.

Преемник Рюрика Олег, по одной версии — скандинав, по другой — представитель местной знати, в 882 г. захватил Киев — центр Руси и подчинил себе другие племена словен: древлян — в 883 г., северян — в 884 г., радимичей, плативших до этого дань хазарам, — в 885 г. Это государство в целом в Х в. носило название «Русь» или «Русская земля» и распространялось с региона Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям.

Примерно в IX в., ко времени уже довольно широких деловых операций с участием арабских, византийских и западноевропейских купцов, возрастает значение Киева как центра посреднической торговли между Западом и Востоком. Транзитная торговля через Южную Русь еще более оживилась, после того как норманны и венгры перекрыли пути по Средиземноморью и Южной Европе. В самом Киеве деловые отношения развивались в тесной связи с церковной жизнью. В дни религиозных праздников, а также по выходным дням в соборы, церкви и монастыри стекалось множество людей, среди которых было очень удобно рекламировать свой товар. На первых порах торговля проходила прямо в храмах. Позднее она была вынесена на обширные прицерковные площади. В день ее открытия перед храмом поднимался крест или флаг. Это означало, что торг охраняется церковью или княжеской властью.

Пользоваться собственными весами торговцам не разрешалось. Официальные меры длины (локоть и т.д.), а также коромысловые весы хранились в церквях под их надзором.

Волжский путь занимал важнейшее место во внешней торговле Руси и по времени сложился ранее, чем другие. Однако с IX в. для русских купцов заметно возрастает значение черноморской торговли. «Великий путь из варяг в греки», проходивший через Неву, Ладожское озеро, Волхов, Ловать и Днепр, играл особую роль в развитии торговых связей с Константинополем.

Первой известной политической акцией Древнерусского государства было посольство в Константинополе (древнерусское название — Царьград) — столице Византийской империи, наиболее могущественного государства Восточного Средиземноморья и Причерноморья.

В 907 г. киевский князь Олег (882—912) привел морем и сушей флот из 2 тыс. лодок к столице Византии Царьграду. Результатом похода, при котором были опустошены окрестности Константинополя, было заключение в 907 и 911 гг. двух выгодных для Руси мирных договоров. Их тексты, донесенные древнерусской летописью начала XII в. «Повесть временных лет», — самые древние памятники русской дипломатии и права. А сам русско-византийский договор 911 г. является первым русским памятником славянской письменности.

Имя Олега окружено чудесными легендами о необыкновенной находчивости, храбрости и мудрости князя, прозванного народом Вещим. И не без оснований: за короткий срок он достиг по суше ворот Царьграда на лодках, приделав к ним колеса и оснастив их парусами. Увидев гонимые ветром челны у стен своего города. Лев VI Мудрый страшно напугался и немедленно согласился заплатить дань. Но греки решили избавиться от русских, предложив им отравленные яства. Олег прознал об их вероломстве и наложил тяжелую дань на греков, заключив с ними выгодный торговый договор. В знак победы он повесил свой щит на знаменитых Златых вратах.

До нас дошла легенда о том, что один кудесник предсказал Олегу смерть от его любимого коня. Олег послушал кудесника и запретил когда-либо давать ему этого коня. Через пять лет, когда Олег узнал о том, что конь его умер, он решил попрощаться со своим верным боевым товарищем и посмеяться над невежеством и обманом кудесника. Но из черепа коня выползла гробовая змея и смертельно ужалила Олега в ногу.

Преемник Олега киевский князь Игорь (Старый, согласно летописи — сын Рюрика, 912—945) в 941 г. совершил новый, теперь уже третий по счету поход на Константинополь. Побежденный с помощью греческого огня, Игорь все-таки сумел собрать силы и вновь пойти в поход на оставленный им Царьград. Текст заключенного тогда в 944 г. договора также сохранился в летописи. Сам же Игорь на обратном пути был убит древлянами, с которых он по пути в Византию собрал дань.

После гибели Игоря государством правила его вдова княгиня Ольга (945—964). Ольга поддерживала мирные отношения с Византией. В 946 или 957 г. (этот вопрос спорен) она совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство17.

Авторитетные исследователи, однако, считают, что Ольга приехала в Царьград уже крещеной, со своим духовником Григорием, а крестилась она якобы еще в Киеве в 957 г.18 В связи с этим актом существует много легенд. В 1996 г. появились и новые данные исторических исследований, позволяющие утверждать, что Ольга получила крещение еще при рождении, так как она якобы не из Пскова, а родилась в императорской византийской семье и приезжала в Константинополь просто навестить своих близких. Во всяком случае, записи об акте ее крещения там нет, хотя о пышном и теплом приеме императором Константином Порфирородным есть несколько упоминаний. Как сообщает Нестор, на приеме у Константина Багрянородного Ольга была так «красива лицом», что базилевс влюбился в нее, а ей уже было тогда 62 года! Неудивительно, что, когда Ольга была моложе, ей было в 946 г. 54 года, князь Мал не просто влюбился в нее, но и довольно настойчиво сватался.

Похоже, что первой заботой Ольги, оставшейся в сущности своей язычницей, была языческая месть древлянам за смерть мужа.

Лев Диакон сообщает, что Игорь, захваченный в плен, «был привязан к двум деревам и разорван на две части»20.

Нестор подробно рассказывает, как древляне посылали к Ольге два посольства, чтобы умилостивить ее, и предложили ей брак с их князем Малом. Но она хитростью погубила их, одних зарыв живыми, а других уморив в бане. Осаждая их город Коростень, Ольга предложила им мир с условием дать ей в окуп по три голубя и по три воробья от каждого дома.

Привязав к лапкам птиц горючую смолу, она выпустила их, и они, прилетев к себе домой в деревянный город, подожгли его. Город выгорел весь дотла, и Ольга, наконец, часть коростенцев перебила, а оставшихся обратила в рабство.

Несмотря на свою жестокость, Ольга тяготела к христианству и пыталась уговорить вначале Игоря, а потом сына Святослава принять крещение.

Князь Святослав родился в 942 г. Его отцом был князь Игорь, и в этом 942 г. ему было более 60 лет, а его жене Ольге было 49— 50 лет21. Святослав был их первенцем22.

Ольга с сыном жила не в Киеве, а в Вышгороде,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...