Эпоха Петра I великого (1672—1725) (конец XVII — первая четверть XVIII В. )
Петр I: «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». Преобразования Петра Великого: коренная ломка «материальной» сферы и духовной жизни российского общества. Утверждение внесословной ценности человека. Новый быт: «Юности честное зерцало». Ассамблеи. Подчинение церкви государству. Перенесение столицы в Санкт-Петербург (1712). Первая печатная газета «Ведомость» (1703). Государственная система образования. Первая государственная публичная библиотека (1714). Успехи науки. Кунсткамера и «аптекарский огород», «комедиальная храмина».
Преобразования России в первой четверти XVIII в. связаны с именем Петра I, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Петр обладал выдающимися умственными способностями, железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремленно учился. Недаром Петр I носил перстень с надписью: «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». Хорошо знал историю, математику, артиллерийское дело, кораблестроение, охотно занимался физическим трудом. Он в совершенстве владел различными профессиями: был отличным корабельным мастером и матросом (этому он учился в Голландии под именем Петра Михайлова), умел чинить сложные механизмы и шить сапоги, выполнять хирургические операции и лечить зубы. «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», — писал о нем А. С. Пушкин. Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами, особенно военными. Еще ребенком, Петр I любил барабаны, сабли, ружья. Он играл в солдаты со своими сверстниками — конюхами и другого звания лицами, образовал из них батальон потешных, который маневрировал по-европейски и послужил ядром регулярной армии. Друзьями его были иностранцы с улицы, с ними он стал бесстрашным и способным на любые испытания. Голландец Брант построил ему целую флотилию, так уже с детства Петр I, прежде боявшийся воды, стал завзятым моряком. Гвардия, созданная Петром I (бывшие потешные полки), ставшая своеобразной «кузницей кадров», была; пожалуй, наиболее совершенным созданием царя, обеспечивавшим проведение, реализацию идей Петра в жизнь. Гвардейцы по поручению царя были на разных должностях — от горной промышленности до контролеров за высшим генералитетом армии. Гвардия являлась как бы моделью идеального государства, к которому стремился
Петр, — четкое, послушное, сильное, слаженное и добросовестно работающее. В последующие послепетровские времена она сыграла особую роль в истории России, став политическим фактором первостепенного значения. В Петровское время гвардия явилась гарантом успеха реформ, проводимых Петром I. Социально-экономические изменения XVII столетия явились своего рода важными предпосылками для преобразовательной деятельности Петра I, создали благодатную почву для реформ. Как отмечал В. О. Ключевский, XVII столетие не только создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал1. Петровские реформы затронули практически все сферы общества, — хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента — решительный сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Очевидно, что Петровские преобразования носили двойственный характер. С одной стороны, они проводились в интересах дворянства и в условиях крепостничества вели к ухудшению положения народа, усилению деспотии. Прогрессивные реформы Петра I, с другой стороны, стимулировали сохраняющиеся еще потенции феодального строя и тем самым способствовали экономическому и культурному развитию общества.
В первой четверти XVII в. происходит ломка старых государственных учреждений и замена их новыми, складывается новый, современный административный аппарат. В 1711 г. вместо прежней Боярской думы, основанной на наследственном представительстве, Петр I учреждает Сенат, в состав которого входят 9 человек, назначенных царем. (В состав Боярской думы входило временами до 190 человек.) Причем при назначении в Сенат учитывались лишь деловые качества. Одновременно Петр создает в стране институт фискалов, в обязанности которого входит осуществление негласного надзора за всеми. Это Преображенский приказ, или Тайная канцелярия. Вот как определял сам Петр его цель: «Дела же его оне суть: должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправедный суд, також в сборы казны и протчего. И кто неправду учинит, то должен фискал назвать его перед Сенатом (какой высокой степени ни есть) и тамо его уличать. И буде уличит кого, то половина штрафа в казну, а другая ему, фискалу». Далее Петр, стремившийся создать госаппарат по западноевропейскому образцу, заменяет существовавшие ранее приказы коллегиями, в которых устанавливался коллегиальный принцип решения дел. Производится также ряд преобразований органов власти на местах. Осуществляет Петр I реформу и в области финансов, суть которой состояла в том, что подымный налог, дававший повод к бесконечным спорам, был заменен подушной податью, от которой избавлялись духовные лица, дворяне, отставные солдаты, жители прибалтийских провинций, башкиры и лапландцы. От нее были освобождены даже вольные хлебопашцы. Раскольники были обложены двойной податью. Носившие бороду платили от 30 до 100 рублей, смотря по своим средствам. Крестьяне, въезжая в город, уплачивали за бороду по две денежки. Петр Великий, с младых лет посещавший Немецкую слободу на краю Москвы, а потом добравшийся и до европейских столиц, усиленно приглашал в Россию ученых мужей и деловых людей. В 1702 г. по всей Германии был «распубликован» манифест Петра I, приглашавший в Московское государство иноземных капиталистов и фабрикантов, ремесленников. С тех пор начался усиленный прилив в наше Отечество заграничного фабричного и ремесленного люда; иноземцы соблазнялись выгодными условиями. Но выгодные условия давались иноземцам с одним непременным условием: «учить русских людей без всякой скрытности и прилежно».
В результате Петровских преобразований экономика России совершает огромный рывок вперед. Успехи были значительны и в области торговли, и в области промышленности. Конечно, следует учитывать, что реформы Петра I легли тяжелым бременем прежде всего на плечи трудового народа, крестьянства и проводились они в основном приказным порядком. Петр сам решал: кому, в какие руки передавать ту или иную казенную фабрику. Например, в 1712 г. ведено было казной завести суконные фабрики и отдать торговым людям, собрав компанию, «а буде волею не похотят, хотя в неволю». Известное пристрастие Петра I к компанейской форме деловых отношений объяснялось тем, что она действительно помогала мобилизовать нужные для крупного мануфактурного дела средства. Но компании (товарищества) не были новостью для отечественного делового мира. Они существовали и в допетровское время, главным образом в форме «складничества», как об этом сообщалось ранее (см. с. 63)2. Все в государстве Российском зависело от монаршей милости. Промышленник или купец, сумевший угодить самодержцу, мог получить из казны огромные субсидии, ему даровались сотни крестьян для работы на фабриках, но впавший в немилость мог сразу же прощаться и с жизнью, и с капиталами. Поучительна -история купца Соловьева, который за жалобу на запрещение вывоза из России зерна был колесован да лишен в пользу казны одного миллиона рублей. Но и сам Петр I, как отмечает В. О. Ключевский, стал «жертвой собственного деспотизма. Он хотел насилием водворить в стране свободу и науку. Но эти родные дочери человеческого разума жестоко отомстили ему». Вместо 15—20 допетровских мануфактур за первую четверть XVIII в. было создано около 200 предприятий. С 1695 по 1725 г. в стране действовало уже 205 мануфактур, среди которых преобладали металлургические (69, или около 34% общего числа), текстильные (32, или 17%) и лесопильные (23, или 11%)3.
Об успехах русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствует и тот факт, что вместо ввозимых из Швеции 35 тыс. пудов железа к 1726 г. Россия могла вывозить только через балтийские порты свыше 55 тыс. пудов. Одновременно правительство выступает инициатором развития и других производств — кожевенного, стекольного, писчебумажного и др. В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. С точки зрения принадлежности не так уж редко мануфактуры переходили из разряда казенных в частные и наоборот, притом неоднократно. Петровские реформы, перенос центра торговли из Архангельска в Петербург, введение государственной монополии на торговлю особенно прибыльными товарами были такой силы ударом, оправиться от которого даже крупное купечество так и не смогло. В результате, если в 1705 г. среди гостей насчитывалось 27 фамилий, то уже в 1713 г. их было всего 10. А во второй четверти XVIII в. осталось лишь 5 гостиных родов, представители которых продолжали занимать видное место в деловой жизни страны4. В окружении Петра I было много энергичных, предприимчивых людей с дворянской родословной, среди таковых были «светлейший» князь А. Д. Меншиков, Савва Рагузинский — верный соратник Петра и видный предприниматель, тайный советник А. В. Макаров. Промышленной деятельностью занимались также князья П. Черкасский и П. Дашков, дворянин Ф. Веневитинов, графиня С. А. Толстая, тайный советник Н. И. Маслов, княгиня Н. А. Голицына. Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы и грабли. «Он хотел вырастить рабов с деловыми качествами свободных людей» — так оценивает деятельность Петра I историк Я. Гордин5. Вводились новые культуры — табак, находившийся ранее под строгим запретом, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота — молочные коровы и овцы — мериносы. В 1721 г. регламентом Главного магистрата объявлялось обязательным деление всех «регулярных» граждан (т.е. всего городского населения, за исключением иностранцев, шляхетства, духовенства и «подлых» людей — чернорабочих, поденщиков и т.п.) на две гильдии. К первой были отнесены банкиры, знатные купцы, имеющие значительные отъезжие торги или продающие разные товары в рядах, городские доктора, шкиперы купеческих кораблей, золотых ' и серебряных дел мастера, живописцы. Во вторую гильдию вошли; все торговцы молочными товарами и харчевными припасами, а также ремесленники. В третий разряд, который в регламенте не назван гильдией, включены чернорабочие и лица наемного труда. Купцы, записанные в гильдии, получали ряд весьма серьезных льгот, положивших начало их выделению в новое привилегированное сословие. Помимо разрешения покупать крестьян (но с припиской их к предприятию) они освобождались от личной рекрутской повинности при условии уплаты в казну по 100 руб. с человека.
Последующее развитие принципа чиновной бюрократической выслуги нашло отражение в петровской Табели о рангах 1722 г. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное. Привлечению дворян к службе способствовал и принятый 23 марта 1714 г. Указ о единонаследии, приравнявший поместья к вотчинам. Иерархия чинов в армии, на флоте, в государственном аппарате, т.е. Табель о рангах просуществовала до декабря 1917 г. За два века Табель несколько раз изменялась и уточнялась. Приводим таблицу соответствия на 1913 г. Унтер-офицерские чины, соответствующие в современной армии (сержантскому составу, во флоте имели звания боцманматов и старшин, в казачьих войсках — старших и младших урядников.
Если Табель о рангах практически не изменялась, то число Коллегий (затем министерств) стало быстро расти. Стремление к росту аппарата, «выбиванию» новых министерств, департаментов (управлений), столов (отделов) сразу же стало замечаться современниками Петра I: удорожание аппарата, потеря комплексности и оперативности управления, с чем впоследствии пыталась бороться жена Петра I Екатерина I. Так дворяне были уравнены во всех правах с боярами. Петр I разрешил дворянам передавать детям свои поместья или боярские вотчины по наследству. В результате петровских реформ дворянство стало господствующим привилегированным сословием, которое в последующем по своему усмотрению меняло монapxoв. Реформы Петра Великого затронули и церковь. Церковь оставалась крупнейшим феодалом в России. И к концу XVII в. она все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Сам Петр I был человеком верующим, любил петь в церкви, соблюдал посты, но, чтобы проводить реформы, ему нужны были люди, солдаты, рабочие. Поэтому он запретил принимать новых монахов — людей моложе 30 лет, многие монастыри вообще были закрыты, а их имущество было отобрано государством. Но и в это трудное время нашлись в церкви епископы, сумевшие понять нужность и полезность реформ Петра. Например, епископ воронежский Митрофаний поддерживал царя Петра в его работах по постройке флота, отдал ему на это дело все свои деньги и призывал народ помогать Петру в защите Родины. Он был против слепого подражания всему иностранному и убеждал царя не ломать русского строя жизни. Однако русское духовенство в основной массе своей к концу XVII в. являло собой удручающее зрелище. Грубость нравов, стяжательство, невежество и темнота процветали в среде приходских священников. Не лучше обстояло дело и в монастырях. К концу XVII в. монастыри утратили то культурное значение, которое они имели в предшествующие века. В область преданий отошли и просветительная деятельность монастырей, когда они являлись очагами книжности, и их колонизаторская деятельность. Церковь перестала существовать как носительница православных начал в государстве. Недовольство Петра духовенством росло год от года. Этому способствовало то обстоятельство, что в этой среде находилось наибольшее число противников обновления страны. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, ярый приверженец старины и противник нововведений, царь назначил ему преемника в лице митрополита рязанского и муромского Стефана Яворского, объявленного блюстителем патриаршего престола. Патриарший разряд был упразднен, а его функции были переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу во главе с боярином И. Л. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е. Зотовым. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, впоследствии подчиненного Синоду. Вскоре Петр издал ряд указов, сокращавших самостоятельность духовенства в государстве и независимость духовного чина от светской власти. Ряд дальнейших мер облегчал жестокость гонений на ревнителей Древнего благочестия и разрешал свободное исповедание и оказательство своей веры иностранцам, как католикам, так и протестантам. В основу этих мер лег принцип, высказанный Петром: «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос»6. Наконец в 1721 г. церковь получила свой высший орган — 25 января Петр подписал манифест об установлении Духовной коллегии, или Святейшего правительствующего Синода. Псковский архиепископ Феофан Прокопович по поручению Петра написал духовный устав, или регламент, для Синода. Это был законодательный акт, в котором определились функции Синода, обязанности его членов по управлению церковью, подчеркивался государственный характер учреждения: «Духовный коллегиум под державным монархом есть и от монарха установлено». Фактически члены Синода приравнивались к чиновникам других государственных учреждений. В регламенте также объяснялись причины, заставившие Петра предпочесть соборное, или коллегиальное, и синодальное управление церковью единоличному патриаршему. «От соборного правления можно не опасаться отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правителя духовного ибо простой народ не ведает, как разнствует власть духовная от самодержавной... Когда же народ увидит, что соборное правительство установлено монаршим указом и сенатским приговором, то пребудет в кротости и потеряет надежду на помощь духовного чина в бунтах»7. С 1724 г. Синод был преобразован в Синодальную камер-контору. Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь своей власти. Церковь теперь полностью подчинилась, став послушным орудием в руках светской власти. Духовенство стало превращаться в такое же сословие, имеющее свои обязанности и задачи, как дворянство и посадские. А обязанности эти были довольно тяжкими — священникам предписывалось не только защищать проводившиеся правительством реформы, но также помогать правительству в сыске и задержании лиц, отрицательно относившихся к преобразованиям. Нарушалась даже тайна исповеди — под страхом казни священники обязаны были доносить о намерениях исповедовавшихся совершить государственное преступление: измену, бунт, злоумышление на жизнь царя и пр. В 1722 г. реформа церкви была дополнена введением должности обер-прокурора. Причем если на первых порах функция обер-прокурора была преимущественно наблюдательная, то со временем он фактически становился руководителем Синода, облеченным неограниченной властью. Попав под юрисдикцию государственной власти, будучи инкорпорированной в систему государственной бюрократии, она превратилась в послушную служанку светских правящих органов, в государственную «этаблированную» церковь8. К раскольникам, не занимавшимся политикой, Петр I относился спокойно. В Выговской пустыне он нашел промышленных раскольников, приказал оставить их в покое и даже просил их молиться за него. Московских раскольников он только обложил двойной податью и обязал носить особенную одежду. Однако он считал раскол заблуждением и не допускал его распространения. Более того, все россияне должны были ходить каждое воскресенье в церковь и быть ежегодно у исповеди и святого причастия. Такой же политики Петр держался и в отношении западных вероисповеданий, позволил иностранцам иметь свои церкви в Петербурге, бывал даже при богослужении во Французском храме, в котором еще и сейчас сохраняется его кресло. Невский проспект с иностранными церквами был «проспектом веротерпимости». При непосредственном участии Петра в ходе Северной войны (1709—1721) была создан армия нового образца, вскоре ставшая одерживать победы над шведской армией Карла XII. (Шведы считались самым сильным воителем в Европе.) Столь же успешно был организован военно-морской флот, с его помощью Россия получила выход в Балтийское море. История создания Российского флота связана с неудачной попыткой в 1695 г. взять крепость Азов. Тогда по указанию Петра в течение года под руководством мастера Титова в Воронеже было построено 28 судов и 19 июля 1696 г. Азов был взят с моря. Так получил первое крещение новорожденный военно-морской флот России. В 1699 г. Петр I учредил Андреевский кормовой флаг Российского военно-морского флота с изображением голубого креста святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России. Полотнище Андреевского флага первоначально было трехполосное — бело-сине-красное, а с 1709 г. — одного из этих цветов или только белое (при императрице Анне Ивановне, Екатерине II с 1765 г.); крест располагался по диагонали в верхнем углу у древа или по диагонали всего полотнища. А за год до этого в 1698 г. впервые в России Петром I были учреждены ордена: орден святого апостола Андрея Первозванного, являвшийся высшей наградой отличившимся в боевых сражениях, и женский орден святой великомученицы Екатерины (1714)9. Позднее, в 1725 г., был учрежден орден св. Александра Невского, но сам Петр I уже не успел наградить им. Им наградили уже при Елизавете Петровне гражданское лицо; так с тех пор им награждают как военных, так и гражданских. В 1769 г. при Екатерине II был введен орден святого великомученика и победоносца Георгия для награждения офицеров и генералов за военные отличия, в 1782 г. — орден равноапостольного кн. Владимира (этот орден 4-й степени давали за выслугу лет по государственной службе). Ордена 1-й степени обычно носились через плечо на ленте установленного для этого ордена цвета (для Андрея Первозванного — голубая лента, для ордена Александра Невского — красная и т.д.). В 1721 г. Петр объявил Россию империей. Торжественная церемония венчания на царство уступает теперь место обряду коронации. Шапку Мономаха, начиная с Петра I, уже не возлагали на голову царя, а несли впереди торжественной процессии. Древний венец с этого времени сменила императорская корона. В состав России при Петре (с начала XVIII в.) входили: Прибалтика, Правобережная Украина, Белоруссия, часть Польши, Бессарабия, Северный Кавказ; с XIX в., кроме того, Финляндия, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия и Памир. Согласно реформе, проведенной Петром I, страна была разделена на губернии, установлен порядок прохождения военной и гражданской службы. Империя Петра, раскинувшаяся от берегов Балтики до Тихого океана, имела к концу XVIII в. на своей территории не более 40 млн человек. Подавляющее большинство составляли крестьяне, горожане — не более 4% всего состава граждан. Дворяне, верхний слой духовенства и зажиточные неслужащие землевладельцы — 200 тыс. человек, или 1%. Внутри «одного правящего процента» один процент составляли высшие среди высших. Введение рекрутских наборов и подушной подати, увеличение налогов, усиление гонений на раскольников, продолжительная тяжелая Северная война — все это обостряло социальные противоречия в стране, вызывало многочисленные волнения среди помещичьих и приписных крестьян, а также работников мануфактур. Но процесс переустройства был необратим, а Россия начала быстро завоевывать европейский авторитет, становилась могучей державой. Процесс коренной ломки, замены старого новым захватил не только «материальную» сферу (промышленность, торговлю и т.п.), но и настойчиво стал вторгаться в область духовной жизни русских людей. Официальная идеология русского абсолютизма, разработанная Петром I и его единомышленниками и завещаемая последующим эпохам просвещенного и «непросвещенного» абсолютизма XVIII столетия, выдвинула взамен религиозного обоснования государевой службы идею служения общему благу, общей пользе, понимаемой как государственный интерес в первую очередь. При этом искусство и культура, взятые под высокое покровительство государства и поставленные ему на службу, получили одновременно некое подобие идеологической автономии от церкви и религии. Церковь перестала быть бесконтрольным хозяином и руководителем искусства. Секуляризация обмирщения культур, достигнутого в большинстве стран Запада уже в эпоху Возрождения, в России происходит только в начале XVIII в. Но зато решительно и бесповоротно, поскольку одной из самых основательно осуществляемых реформ Петра I было превращение православной церкви из идеологической руководительницы нации во вспомогательную часть государственного механизма с ограниченными правами и строго регламентированными обязанностями. Наиболее важное суждение общетеоретического характера по проблемам этого времени принадлежит русскому ученому-историку В. Н. Татищеву. Последователь Бэкона, ученик Вольфа, Татищев одним из первых в России занялся определением места искусства в национальной культуре, обоснованием его общественной функции. В философском трактате «Разговор о пользе наук и училищ» (1733) он дает классификацию «щегольских», или «увеселяющих», наук, как он называет искусство, отстаивает идею о единой системе образования в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|