Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При Петре I устанавливается система прямой зависимости развития культуры от правительства.




Для успешного развития начатых преобразований России требовались новые, подготовленные и образованные кадры. Решалась эта задача двумя путями.

Во-первых, внутри страны. Главную роль в России в подготовке нужных стране специалистов суждено было сыграть школе. В предыдущее время преобладало церковное образование — готовили священников, ученых-монахов, сочинителей проповедей и духовных книг. Новый, XVIII в. выдвинул свои запросы. Требовалось светское практическое образование. До Петра светское образование получали почти исключительно путем домашних занятий, да и они ограничивались элементарной грамотой и счетом. Государственные училища были единичны.

В первой четверти XVIII в. возникла сеть организованных на казенный счет общеобразовательных и специальных учебных заведений. В училищах низшей ступени (так называемые цифирные школы) воспитанники овладевали навыками чтения, письма и счета. Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. Для детей солдат было образовано несколько гарнизонных школ, а для детей матросов Адмиралтейство также учредило свои начальные учебные заведения. В 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревской башни в Москве открылась Школа математических и навигационных наук, дававшая более обширные и разносторонние знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение, астрономия и т.д.).

Любопытна внутренняя жизнь этой первой светской Школы математических и навигационных наук. Основание ее было встречено населением с большим недоверием; Сухареву башню, где она помещалась вначале, считали жилищем нечистой силы. Несмотря на строгие указы, многие недоросли не являлись в школу; самые жестокие меры употреблялись против них, вплоть до отправки на галерные работы; за нехождение в школу били батогами и наказывали денежным штрафом; бежавших из нее ловили и под караулом возвращали, а имение их отбирали в казну. За побеги из школы грозила смертная казнь.

Та же беспощадная строгость господствовала и в школе. Занятия здесь продолжались почти весь день. Дядька, находившийся в каждом классе, при малейшем беспорядке бил учеников хлыстом, несмотря ни на какое звание, а среди питомцев были представители самых разных сословий, даже самых знатных семей... Преподавали в этой школе англичане. В круг изучаемых в школе предметов входили арифметика, геометрия, тригонометрия плоская и сферическая, навигация, морская астрономия, основы географии. Все эти дисциплины ученики проходили последовательно, переходя «из одной науки в другую», по мере овладения ученье приравнивалось к службе и учащиеся получали кормовые деньги, причем чем дальше продвигался в овладении науками ученик, тем больше он получал.

Выпускники этой школы нередко назначались преподавателями в других училищах. В 1715 г. часть классов перевели в Петербург и на этой базе создали Морскую академию. Ее воспитанниками стали многие выдающиеся русские мореходы, и среди них знаменитые полярные исследователи Г. Малыгин и С. Челюскин. Навигацкие школы были открыты также в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани. Вскоре по типу навигацкой школы появилось еще несколько профессиональных школ — инженерная, артиллерийская (1712). Это были казенные профессиональные школы высшего чина, в задачу которых входила подготовка техников-специалистов. Школы эти носили ярко выраженный сословный характер. Если сначала в них помимо дворянских детей принимали детей «всяких чинов», то впоследствии они превратились в привилегированные закрытые учебные заведения для дворян. К 1707 г. относится основание медицинской школы в Москве, через несколько лет такая же школа стала действовать в Петербурге. На Урале и в Карелии создаются горные училища, кораблестроительные, штурманские и ремесленные школы.

В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных — для подготовки местных мелких чиновников; гарнизонных — для обучения солдатских детей.

Помимо государственной профессиональной школы в начале XVIII в. зарождается частная, общеобразовательная школа. В 1703 г. в Москве на Покровке открывается школа, руководителем которой назначается мариенбургский пастор Эрнст Глюк, необыкновенно деятельный и прекрасно образованный человек. В школе преподают грамматику, арифметику, историю, философскую мудрость, язык греческий, латинский, немецкий, французский, обучают танцам, верховой езде. Чуть позже подобные частные общеобразовательные школы возникают и в других городах. Основываются и другие учебные заведения, где главным предметом были иностранные языки, включая восточные. Возникают закрытые учебные заведения — кадетские корпуса, институты благородных девиц.

Таким образом, уже в начале 1700-х годов в России существуют школы трех типов: высшая богословская — Славяно-греко-латинская академия; высшая техническая — навигацкая; общеобразовательная гуманитарная — гимназия Глюка.

В дальнейшем школьное образование приобретает более широкое развитие и складывается в определенную систему. В Москве основали артиллерийскую и инженерную школы. На заводах создавались школы по подготовке квалифицированных мастеров. При Морской академии открываются вскоре подготовительные классы — «русская школа» и «цифирная». Подобные школы создаются и в других городах. Первоначально в цифирных школах (назывались они так потому, что в них изучали в основном арифметику и геометрию) предписывалось учиться всем «поголовно». Впоследствии дети дворян и духовенства были освобождены от обучения, и основной контингент этих школ составили дети придворных и солдат.

В это же время в некоторых городах возникают так называемые адмиралтейские русские школы, призванные «плотничьих и прочих мастеровых людей детей обучать грамоте и цифири, дабы потом могли добрыми мастеровыми стать». Фактически программы этих школ сливались с программами цифирных.

После издания духовного регламента открываются школы при архиерейских домах «для детей священников и прочих», в задачу которых входит подготовка будущего духовенства. К концу царствования Петра почти во всех более или менее крупных городах образуется по 2 школы — духовная и светская. В первой обучались дети духовенства, во второй дети приказных и солдат.

В дворянских семьях преобладает домашнее обучение. Образование в России приобретает сословный характер. Высшая школа все более становится привилегией дворянства.

Таким образом, в России возникает школа как государственное учреждение. Петровская школа создавалась в первую очередь как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в таких областях, которые были нужны государству на данном этапе, — инженеров, артиллеристов, мореходов, офицеров. Задачи общего образования и воспитания в качестве первостепенных не ставились. Общеобразовательное значение давалось лишь в той мере, в какой оно было необходимо для технической профессиональной выучки.

Среди педагогов-теоретиков XVIII в. можно было бы упомянуть в первую очередь Ивана Тихоновича Посошкова (1653—1726), изложившего целую систему педагогики в обширном сочинении, написанном в 1719—1720 гг. и носящем заглавие «Завещание отеческое». Это «Домострой» XVIII в. — модернизированный «Домострой» XVI в.10

Посошков — самородок, учился на медные гроши, крестьянин-самоучка, горячий патриот и демократ. Заслуживают внимания идея Посошкова о необходимости посильного труда для детей, забота об образовании крестьянства11.

Другим деятелем Петровского времени, высказавшим совершенно определенно свои педагогические убеждения, был Василий Никитич Татищев (1686—1750). Татищев — боярского рода, хорошего образования, бывал за границей, много видел и наблюдал. Для него не наука была подозрительная, а духовенство русское. В его исторических исследованиях проводится мысль о борьбе между просветительными стремлениями правительства и обскурантизмом и властолюбием духовенства. В старой русской жизни, по его словам, «видно ни единого не токмо философских наук, но и грамматики ученого не было, и для того, какая надежда от таких пастырей просвещения народу уповать было должно», хотя между «ними мужи благоразумные и жития похвального были»12.

Его педагогика — утилитарная, проникнута петровским началом непосредственной практической пользы и профессионализма. По его мнению, крестьянских детей обоего пола от 5 до 10 лет нужно обучать грамоте и письму, а от 10 до 15 лет — ремеслам.

Для подготовки кадров (во-вторых) использовались также и поездки за рубеж с целью быстрейшего достижения результата в обучении наукам «политичным нравам» и «политессу». Конечно, за границу часто отправляли дворянских недорослей, от которых мало получалось пользы, но их, как правило, сопровождали их слуги, а среди них оказывались и такие талантливые люди, как будущий сановник Алексей Курбатов из крепостных графа Шереметева, из крепостных уже его сына был и заводоуправляющий графа Шереметева, почетный гражданин России Яков Попков и др. Среди обучавшихся за границей был и предок А. С. Пушкина А. Ганнибал (арап Петра Великого).

Расширение европейских связей России приводило к расширению кругозора русских путешественников. Они свободно могли попасть в Сорбонну (Парижский университет) и в Лейденский анатомический театр.

Процесс европеизации чаще всего одобрялся деятелями русской культуры.

Даже Стефан Яворский (ставший в конечном итоге противником Петра I) отмечал, что в допетровское время «нельзя было выглянути за государство и видети, что ся деет на свете. Вестей такожде никаких ниоткуда россияне не имеюху, поведений, нравов и обычаев в иных государствах политичных отнюдь не знаяху». Поэтому «поносят россиян многие от прочих государств» как детей и отроков «невежливых», которым «разве то ведомо, что дому деется», теперь же «бог ключом Петровым» открыл «тебе врата на видение света».

Важным шагом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковно-славянского шрифта новым гражданским. В новом алфавите упрощалось начертание букв. В 1710 г. Петр I сам внес в образцы литер последние замечания и утвердил новый шрифт. «Сими литерами, — указал он, — печатать художественные и мануфактурные книги». Так с 1710 г. книги нецерковного содержания стали печататься новым гражданским шрифтом. Сложные буквенные обозначения в это время были заменены арабскими цифирами. Прописным способом продолжали печатать лишь церковные книги.

Для закрепления новой идеологии и развития науки по указанию Петра была развернута широкая издательская деятельность. Появились учебники. В 1703 г. напечатана «Арифметика, сиречь наука числительная» Л.Ф. Магницкого, своего рода энциклопедия математических знаний. Старые учебные пособия— «Азбука», «Часослов», «Псалтырь» — не были пригодны для образования в новых условиях. На смену им пришли «Букварь», «Грамматика славянская», написанные директором Московского печатного двора и Московский синодальной типографии В. П. Поликарповым, «Первое обучение отрокам» Феофана Прокоповича, в котором шла речь о постановке правильного обучения молодых людей. В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад помимо Феофана Прокоповича внесли Ф. П. Поликарпов, Г. Г. Скорняков-Писарев и др.

Увеличение потребности в книгах, в особенности светского содержания, вызвало необходимость значительного расширения материальной базы печатного дела. Если в XVII в. в Москве действовала лишь одна типография, то к концу царствования Петра были уже десятки типографий. Новые типографии открылись в Москве и Петербурге, а при них гравировальные мастерские. Петербург становится крупным издательским центром, где первая типография была основана в 1711 г.

В 1703 г. наряду с учебником «Арифметика» Л. Ф. Магницкого были изданы «Таблицы логарифмов и синусов» Магницкого и английского математика Фарварсона, в 1708 г. — первая набранная новым гражданским шрифтом «Геометрия славенски землемерия. Приемы циркуля и линейки» (перевод с немецкого Брюса, отредактирована Петром I); выпускались многочисленные руководства (чаще переводные) по архитектуре, фортификации, артиллерии, астрономии и т.д. Стали известны книги новейших естествоиспытателей — Кеплера, Коперника, Галилея, Ньютона; работы философов Декарта, Гоббса, Локка, Туффендорфа. При содействии Петра I и Брюса началось изготовление научных приборов и инструментов, в том числе оптических. В 1720—1727 гг. при Берг-коллегии была организована химическая лаборатория.

В 1713 г. опубликован на русском языке систематический курс аристотельской космологии «Зерцало естествозрительное». Кстати, в этом же 1713 г. Кристофер Вренар — основатель английского масонства сам принимает Петра I в масоны, что еще более способствует проникновению в Россию новых западных веяний в нравственной и философской культуре. В духе схоластического аристотелизма писали Стефан Яворский и Феофилакт Лопатинский. Ф. Прокопович и его единомышленники в Славяно-греко-латинской академии способствовали смягчению к середине XVIII в. традиции схоластики и проникновению в Россию философских идей Б. Спинозы, К. Декарта, Ф. Бэкона, Г. Лейбница, X. Вольфа. Видную роль в критике схоластических представлений, упрочении светской философской мысли в первой половине XVIII в. сыграли А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев, В. К. Тредиаковский.

При частной типографии в Москве существовала бесплатная библиотека. В 1714 г. возникла первая в России Государственная публичная библиотека в Петербурге, заложившая основу для библиотеки Академии наук. При новых учебных заведениях стали также создаваться библиотеки.

Большие собрания книг принадлежали князю Д. М. Голицину, графу Б. П. Шереметеву, графу А. А. Матвееву и другим вельможам.

Рост книгопечатания способствовал развитию в стране книжной торговли.

Важным в преобразовательной деятельности Петра явилось создание в России периодической печати, которая стала мощным средством просвещения народа. Для того чтобы люди «смотрели и учились», Петр I приказал печатать существовавшие ранее рукописные «Куранты», и распространять их в народе. «Куранты» или, как их потом стали называть, «Ведомости», были первой официальной газетой России. Первый номер, вышедший 2 января 1703 г., содержал известие о состоянии школ в Москве, о количестве родившихся в столице детей мужского и женского пола, известия из Казани, Сибири, Нарвы и пр. Примечательно, что известия для первого номера газеты выбирал сам Петр I, он же производил корректуру. Петр очень заботливо следил за первыми шагами своего детища и возлагал на него большие надежды. Газета была призвана разъяснять и пропагандировать проводившиеся в стране реформы, а кроме того, нести новые знания в народ, знакомить русских людей с событиями не только отечественной, но и зарубежной жизни, способствуя тем самым сближению с образованной Европой. Тираж газеты «Ведомости» был от 100 до 2500 экз.

В 1728 г. в Петербурге вышел первый русский журнал «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях». В течение XVIII в. в России выходило около 200 различных периодических изданий.

Неустанное стремление Петра I учиться самому и «насаждать» знания среди подданных привело к тому, что постепенно в стране складывается то, что мы теперь называем системой культурно-просветительных учреждений.

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывающий населению предъявлять «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», а также «старые надписи на каменьях, и прочее все, что зело старо и необыкновенно». С этого момента началась организация отечественного музееведения. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание раритетов которой послужило основой для коллекции будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др. Будучи в Голландии, Петр I сам приобрел коллекцию чучел редких животных, изумивших его. Тем самым он положил начало Кунсткамере. Примечательно, что вход в Кунсткамеру был бесплатным. По рассказам современников, когда Петру I предложили установить плату за посещение Кунсткамеры, он отказался: «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились, надлежит охотников приучать, потчевать и угощать, а не деньги с них брать».

В Петербурге был основан и Ботанический сад (сначала его называли «аптекарским огородом»).

Петр I положил начало собранию сокровищ, представлявших царское фамильное имущество: державу, корону, скипетр, ключ и «светские» бриллианты царственных женщин; теперь это неотчуждаемые ценности России, хранящиеся в Алмазном фонде Московского Кремля. Елизавета и Екатерина II пополнили коллекцию прежде всего «светскими» драгоценностями. Но для коронации бывшей немецкой принцессы было изготовлено и главное ее украшение — большая императорская корона. До сих пор она является самым дорогим, как, впрочем, и самым тяжелым в мире (более 2 кг) головным убором царей.

В Петровское время резко возрос интерес к истории России. По правительственным указам собирали вещественные и письменные памятники прошлого. Выходили в свет исторические сочинения. Петр I предпринял грандиозный труд истории Северной войны, сам участвовал в сборе и редактировании материалов, писал отдельные разделы. Работа осталась незаконченной. Среди предполагавшихся сочинений была также «Краткая история для внушения молодым о нынешних и старых делах». Петр I понимал патриотическое воспитательное значение истории родной страны.

По инициативе Петра «справщик» московской типографии Ф. Поликарпов пишет «Историю о владении российских великих князей». Однако «История» не понравилась Петру I и так и не была опубликована. Предметом целого ряда сочинений стала история русско-шведских отношений: «История императора Петра Великого от рождения до полтавской баталии» Федора Прокоповича; «История Свейской войны» П. П. Шафирова — это «Рассуждение...» о причинах войны с Швецией, подготовленное по поручению Петра I вице-канцлером и представляющее собой первый в российской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. «История Свейской войны», создававшаяся при участии самого Петра I (издана князем М. М. Щербатовым в конце XVIII в. под заглавием «Журнал, или Поденная записка императора Петра Великого»); «Ядро российской истории» — написана секретарем русского посольства в Швеции А. И. Манкиевым в 1715 г. (вышла в свет в 1770 г.); «Гистория о царе Петре Алексеевиче», составленная видным дипломатом Петровской эпохи князем Б. И. Куракиным и опубликованная в конце XIX в.

Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого-самородка И. Т. Посошкова (1652— 1726) и прежде всего его наиболее известной работой «Книга о скудости и богатстве».

Проникновение в Россию западных просветительских, рационалистических концепций, утверждавших, что наука, опытное знание являются средством господства над природой, подготавливали почву для развития качественно новой ступени естествознания. Наука становится частью новой светской культуры.

В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, картографии, гидрографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых. Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Внушительными были результаты географических исследований юга России, не только Каспийского, но и Аральского моря и т.д. Были изданы карты ряда районов России и сопредельных стран, подготовленные на научной основе русскими геодезистами. В январе 1725 г. незадолго до своей смерти Петр I подписал указ об отправке первой Камчатской экспедиции под командованием В. Беринга и А. Л. Чирикова для установления, где же Камчатка «сошлась с Америкой» и существует ли пролив между Азией и Америкой. Эта экспедиция, открывшая этот пролив, продолжалась с 1725 по 1730 г. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В. Атласовым, И. Евреиновым, Ф. Лужиным, Д. Мессершмидтом, Ф. Беневениным, И. Унковским и др. Начатая на рубеже XVII—XVIII вв. работа С. Ремезова по картографии «Чертежная книга Сибири» (1699—1701) была продолжена в первой четверти XVIII в. И. Кирилловым, приступившим к составлению сводного «Атласа Всероссийской империи», первый том которого вышел в 1732 г.

Широкий размах приобрели геологические изыскания. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В Петровское время было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири; в развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г.В. Геннин, В.Н. Татищев; Я.В. Брюс — в военное.

Результаты многочисленных экспедиций имели огромное практическое значение, способствуя развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли. Кроме того, собранный во время экспедиций огромный материал по этнографии, минералогии, ботанике, лингвистике существенно расширил знания о собственной стране, что, в свою очередь, порождало чувство патриотизма и национальной гордости русских людей.

Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. В стране возникают первые научно-технические лаборатории. Появляется целый ряд технических изобретений и новшеств. Так, М. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания «потаенных судов» (подводных лодок); И. Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Известным механиком Петровского времени был А. Нартов — изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.

Закономерным итогом Петровских преобразований в сфере науки и просвещения явилось открытие Петербургской академии наук. Это было новым этапом утверждения науки — оформлением ее как социального института. Петр давно вынашивал мысль о создании академии, однако открытие ее затянулось — лишь в 1724 г. проект создания Академии наук и художеств утверждается Сенатом. Официальное же открытие состоялось уже после смерти Петра — в 1725 г. В состав академии входили «три класса наук»: математический, физический и гуманитарный. Ведущую роль играли два первых класса.

Особенностью Петербургской академии было то, что она объединяла три учреждения, которые в Западной Европе действовали самостоятельно, — университет, т.е. «собрание ученых людей, обязанных обучать молодых людей наукам»; гимназию, которая готовила учеников для прохождения курса в университете; собственно академию, т.е. «собрание ученых и искусных людей». Таким образом, в академии были объединены научно-исследовательские и педагогические функции, что диктовалось необходимостью решения двуединой задачи — подготовки собственных научных кадров и развития науки.

Время Петра I — рубеж XVII—XVIII вв. — является началом нового этапа в истории России. Содержанием его было разложение феодального способа производства и вызревание в недрах феодальной экономики капиталистического уклада, а также формирование русской нации на базе великорусской народности, сопровождающееся глубокими изменениями в общественном сознании. Это обусловлено рядом причин. Петровские преобразования, направленные на ущемление самостоятельности церкви, вели к подрыву ее идеологического влияния на культуру и общественную мысль. Не последнюю роль здесь сыграл также церковный раскол. Войдя в ряд великих держав Европы благодаря победе в Северной войне, Россия активно стремилась к установлению экономических, политических, торговых, культурных контактов с западноевропейскими странами. Широкому проникновению в русское общество гуманистических и рационалистических концепций способствовала практика обучения молодых людей за границей. В результате этих процессов общественная мысль выдвинула ряд новых социально-политических проблем, и среди них центральное место отводилось идеологическому обоснованию абсолютизма.

Утверждающийся в Петровскую эпоху абсолютизм представлял собой высшую форму феодальной монархии и был прогрессивным этапом в развитии феодального строя. Характерными признаками абсолютизма являлись сосредоточение власти в руках одного человека — абсолютного монарха, жесткая политическая централизация, усиление господства дворянского сословия. Неограниченная власть царя была вполне однозначно выражена в воинском уставе: «... его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но и силу и власть имеет свои государству и земли, яко христианский государь, по своей воле и благонамерению управлять». Выражением и подтверждением утвердившегося в стране абсолютизма явилось принятие Петром I титула императора в 1721 г., а также принятый им указ о престолонаследии, который отменял традиционный переход престола к старшему сыну и давал монарху право назначать своего наследника.

Обоснование идеологии абсолютизма нашло отражение в законодательных актах того времени, а также в трудах сторонников Петра.

Первоначально концепция неограниченной власти самодержца опиралась на идею о богоданной природе государства, царской власти. Однако по мере расширения контактов с Западной Европой в Россию проникают рационалистические, раннепросветительские идеи «естественного права», «общественного договора», «общего блага», которые разрабатывались знаменитыми философами Т. Гоббсом, Г. Гроцием, С. Пуфендорфом. Идеи о человеческой природе государства порождали представление о том, что «государство есть средство преобразования общества, инструмент, с помощью которого можно обеспечить общее благо». Эти теории, а также идеи рационалистов с их верой в безграничные возможности человеческого разума в начале XVIII в. достигли России, где стали элементами общественного сознания.

Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович (1681—1736). Это был один из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей Петровской эпохи («Духовный регламент» и «Правда воли монаршей»), ярый сторонник реформ. Фактически в его сочинениях изложена официальная политическая доктрина русского абсолютизма.

Развивая концепцию неограниченной власти монарха, Прокопович опирался, с одной стороны, на традицию Московского царства, с другой — на западноевропейские теории естественного права, общественного договора и общего блага. Это был первый в России вариант теории просвещенного абсолютизма. Эта теория обосновывала приоритет светского начала, разума, науки, опирающихся на сильную и просвещенную государственную власть, главной обязанностью которой является осуществление «всенародной пользы». В основе же силы государства и благосостояния граждан лежат образование и распространение науки, по сему носителем государственной власти должен быть «философ на троне» — просвещенный монарх, который должен править, опираясь на строго соблюдаемый закон. Идеалом абсолютного монарха для Прокоповича выступал Петр I.

Ф. Прокопович являлся также идеологом церковной реформы. В его «Духовном регламенте» обосновывалась необходимость подчинения церкви государству, секуляризация церковных и монастырских имений, доказывалась справедливость отмены патриаршества и учреждения Синода.

Будучи хорошо образованным для своего времени человеком, Ф. Прокопович отстаивал в своих произведениях необходимость развития науки, образования, культуры, рассматривая их как средства европеизации России, всеобщего благоденствия страны.

Одним из важнейших завоеваний переходного периода, а Петровского времени в особенности, была разработка новой концепции человека, новое решение проблемы личности. Человек перестает быть лишь источником греховности. Он воспринимается как активно действующая личность, ценная сама по себе и еще в большей степени за «услуги отечеству», когда не богатство и знатность рода, а тем более не национальность, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести человека на одну из самых высоких ступеней социальной лестницы. И примеров тому в Петровское время немало. Это Меншиков, Ягужинский, Нестеров, да и сама жена Петра, будущая императрица, «знатностью» рода не отличалась.

Петр I на практике осуществлял один из основных постулатов просветительства — требование внесословной ценности человека. В 1722 г., как уже упоминалось ранее, он зафиксировал это положение законодательным путем в Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, открывшей возможность недворянам получить за заслуги перед государством дворянское звание. Возможно, что в первую очередь именно этот законодательный акт имел в виду Белинский, когда давал оценку реформ Петра I: «Реформа Петра Великого не уничтожила, не разрушила стен, и если не повалила, то положила их на бок, — и теперь со дня на день они все более и более клонятся»10.

Специфика процесса исторического развития Русского государства привела к тому, что в то время, когда на Западе возрожденческие идеалы стали вытесняться буржуазными идеями индивидуализма и эгоизма, в России признание за личностью права на свободное волеизъявление и земные радости сочеталось с просветительским требованием неукоснительного исполнения гражданского долга. Идеалом Петровской эпохи стал человек-гражданин, человек-патриот.

Но у политики преобразования Петра I и его самого как носителя власти были и противники. Социальная база противников абсолютизма была разнообразной — феодальная аристократия и духовенство, крестьяне, стрельцы, ремесленники. Против неограниченной власти государства, которое уничтожило самостоятельность церкви, подорвало ее значение и влияние в обществе, выступали такие представители духовенства, как Стефан Яворский, Дмитрий Ростовский, Феофилакт Лопатинский. Митрополит Стефан Яворский (1658—1722) — местоблюститель патриаршего престола в 1700—1721 гг. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами «Знамение пришествия антихриста» и «Камень веры», направленными против реформаторства и протестантизма. Среди оппозиции находилось так же движение старообрядцев, в котором соединялись элементы народного протеста, идеи Реформации и социально-консервативных утопий (Прокопий Лупкин, Квирин Кульман). Среди части низшего духовенства и жителей посада критика абсолютизма получает обоснование в идее замены царя — антихриста (Григорий Талицкий).

Изменения в социально-экономической и общественно-политической сферах составили основу изменений в культурном процессе, в конечном счете определяя их особенности. Главное содержание культурного процесса составляло формирование и развитие русской национальной культуры. Начало XVIII в. — время крутого перелома, перехода от «древней» России к новой. В силу сложности и неоднозначности Петровская эпоха всегда вызывала споры. Основной вопрос, вокруг которого разгорались дебаты, — в какой степени эпоха реформ означала разрыв с национальными традициями, усвоение чуждых, западных образцов. Так, С. М. Соловьев придерживался точки зрения, что реформы явились радикальным преобразованием, страшной революцией, рассекшей историю России надвое. Подобной позиции придерживались также М. М. Богословский и М. Н. Покровский. В настоящее время в науке преобладает точка зрения, что реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, однако дали толчок к ускоренному развитию России, что и определило своеобразие Петровской эпохи.

Созданное Петром I абсолютистское государство все больше нуждалось в светской культуре. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и профессиональной замкнутости, на утверждение религиозной толерантности. Заметно расширяются связи с зарубежными странами. Особенно активными и плодотворными становятся контакты России с Западом: Польшей, Германией, Италией, Голландией.

Для нового времени характерны также такие процессы, как ускорение темпов и усложнение общественного развития в целом. В результате в культуре намечается процесс дифференциации, появление новых отраслей культуры (науки, светской живописи, садово-парковой культуры и пр.). Кроме того, изменяется иерархия культуры.

Особенностью новой культуры являлось также ускорение темпов развития по сравнению с предшествующим временем, смены стилей (барокко, рококо, классицизм). Также отличительной чертой новой русской культуры выступает появление авторства, хотя в значительной своей части культура еще продолжает оставаться анонимной. Под влиянием рационалистических идей значительно меняются и представления о творческом процессе, который начинает восприниматься как закономерное явление, подвластное логике, в котором можно представить себе конечный результат. Проектирование (в широком смысле слова) становится составной частью творчества.

Осуществляемые в стране преобразования нашли отражение в художественной культуре первой трети XVIII в. — литературе, театре, изобразительном искусстве, музыке.

Литература этого периода носит переходный характер, основная тенденция ее развития — интенсивный процесс обмирщения. Петр, чуждый церковным интересам, старался придать литературе светский, реально-жизненный и общественный характер. Изменилась сама «внешность» книги — гражданская азбука Отделила светскую книгу от церковной. Если раньше книги издавались в основном по «благословению церковной власти», то теперь — только по повелению государя. Литература, особенно публицистическая, служила пропагандистским целям. В произведениях этого жанра разъяснялись необходимость и польза преобразований. Вместе с тем литература в Петровскую эпоху помимо чисто практических функций стала выполнять также функции развлекательные.

Изменяется и сам тип писателя — если раньше был преимущественно монах, пишущий по обету, внутреннему убеждению, то теперь — это грамотей, пишущий по заказу14.

Характерная черта литературы Петровского времени — появление нового героя. В этом сказалось, в частности, влияние западноевропейских рационалистических и гуманистических идей. В центре внимания литературы — человек-деятель, патриот, гражданин, слуга отечества. Это человек, верящий в свои силы и преодолевающий трудности и невзгоды силой своих знаний. Не случайно особой популярностью в это время пользуются различные «гистории», в частности «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли». Сюжет этой повести не нов — это похождения блудного сына. Однако если в подобных повестях XVII в. героя сопровождают неудачи и несчастье и он, раскаявшись возвращается домой, то здесь Василию постоянно сопутствует удача, причем благодаря его личным качествам, предприимчивости и пр.

В поэзии преобладают «сильвии» — стихи «на случай» — на победу, на знаменательные даты (рождения, брак) и т.п. Получают распространение «канты», «виваты» (торжественная лирика), возникает любовная лирика, что опять-таки свидетельствует о проявлении интереса к человеческой личности, ее чувствам.

В первой четверти XVIII в. в русской литературе продолжает преобладать барочный стиль. В то же время складываются предпосылки формирования классицизма. По существу, основы русской литературы нового времени заложил Феофан Прокопович в своем трактате «О поэтическом искусстве».

В русской культуре этого време

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...