Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепт "шекспировский герой" в экранизациях комиксов «Марвел»




ГЛАВА 2

Понятие «массовая культура» и американская фильмография.

Начнем с того, что понятия массовая культура и фильмография тесно связаны между собой, т. к в современном мире фильмы - это разновидность масс культуры. Определим же, что такое массовая культура.
Термин «массовая культура» — достаточно новый, как и описываемое им явление в нашей жизни. Процесс массовизации культуры и искусства характерен для XX века с его стандартизацией и возможностью тиражирования любого производимого продукта, хотя началась массовизация еще в XIX веке. Индустриализация, первая и вторая промышленные революции, урбанизация, рост массового книгопечатания, развитие экономики, повышение грамотности населения, развитие СМИ и рекламы - все это повлекло за собой массовизацию. Тогда же появились первые научные труды, описывающие явление «толпы» и «массы».

Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвящённых критике телевидения, и получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

Предпосылками возникновения массовой культуры явились, во-первых, демократизация культуры, то есть широкое приобщение индивидов к культурным ценностям. Во-вторых, индустриализация, создавшая массовое производство и соответственно массовое потребление, урбанизация как процесс сосредоточения населения и экономической жизни в городах. И, наконец, массовизация как процесс активного включения масс в жизнедеятельность общества.

Процесс массовизации культуры и искусства характерен для XX века с его стандартизацией и возможностью тиражирования любого производимого продукта, хотя началась массовизация еще в XIX веке. Индустриализация, первая и вторая промышленные революции, урбанизация, рост массового книгопечатания, развитие экономики, повышение грамотности населения, развитие СМИ и рекламы - все это повлекло за собой массовизацию. Тогда же появились первые научные труды, описывающие явление «толпы» и «массы».

Впервые оба эти термина были использованы такими исследователями как Густав Ле Бон, Сципион Сигеле, Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Зигмунд Фрейд. На рубеже XIX-XX веков появилось большое количество работ, посвященных изучению деятельности толпы, массового сознания, особенностей поведения масс.

Позднее пришло понимание, что, насколько бы разнородна ни была толпа, все-таки есть определенные признаки, позволяющие рассматривать её как единое целое. Ле Бон назвал это явление «законом духовного единства толпы» [Ле Бон Г. Психология народов и масс. Издание Ф. Павленкова. СПб.: Типография Контрагентства жел. дороги. 1896. С. 165]. По мнению Ле Бона, у индивидов, находящихся в толпе, «образовывался род коллективной души», которая заставляет каждого члена толпы думать, действовать и чувствовать не так, как мог бы индивид вне данного образования.

Однако именно Фрейд выводит из понятия толпы понятие массы — явления, отличного от образующихся стихийно и на короткий срок толп. Фрейд утверждает, что толпа — это только определенная стадия развития массы, стадия дефективная, разрушительная. С исследованиями Фрейда на первый план выходит именно масса с её особенным устройством и сознанием. Фрейд ставит вопрос о различии индивидуального и массового сознания и приходит к выводу, что отличаются они не так уж и сильно [Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». Мерани, 1991]

В XX веке массовое общество и сопряжённая с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших учёных в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийяра («Фантомы современности»), П. А. Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество. ») и других. Хосе Ортеги-и-Гассет, испанский исследователь, первым в своей работе вводит термин «восстания масс». Он подразумевает под этим наступательный характер развития масс, массовость как суть современного социума и еще одну занимательное свойство — человек вовсе не обязан быть частью общности, чтобы считаться «массовым».

Предаваться «массовым» размышлениям и делать так, как делают все, можно и наедине с собой. Авторы и исследователи начинают рассматривать культурные ориентиры масс. Изменения в общественной жизни, в науке, в технологии, в технике привели к изменению предпочтений и интересов общества. Массовость становится образом жизни для многих тысяч людей, а не девиацией, каковой она представлялась исследователям в конце XIX и самом начале XX века. Появляется так называемый средний человек, такой, как все, ориентированный на общие интересы и, как пишет Ортега-и-Гассет, который «отнюдь не переживает из-за этого»[ №4, С. 40]. Хотя, стоит отметить, что даже учитывая изменения в отношении к массам и массовости как явлению, многие ученые (например, Карл Ясперс, Уолтер Липпман) говорят о таких негативных сторонах вопроса существования и жизни масс, как беспочвенность («массы возникают там, где люди лишены своего подлинного мира, корней и почвы»)[ Истоки истории и ее цель / / Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. с. 143] и стереотипность мышления — то есть, фактически, склонность к упрощению восприятия и толкования событий, объектов. Однако тут надо сказать о том, что появление стереотипов так или иначе обусловлено ходом истории, развития знания и отношения к истине. По сути своей стереотип есть сложившийся, постоянный, неизменный образ какого-либо объекта или явления — устойчивое и достоверное представление об истине, которое не могло появиться без предшествовавшего периода просвещения, развития науки и появления представлений о доказанном и неопровержимом знании.

Отношение к массовой культуре в современной философской и культурологической мысли не является однозначным. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства», а Жан Бодрийяр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции», то эти концепты были пересмотрены в 1960—1970 гг. в рамках постмодернизма.

Таким образом, масса и массовость с присущими ей стереотипами и со всеми её явлениями, которые она включает в себя, такие средства массовой информации как: (включая телевидение, радио, интернет), спорт, кинематограф, музыка, литература, изобразительное искусство - от и до порождение цивилизации, последствие развития человечества и изменений в его научном, техническом и технологическом, экономическом состоянии.

Массовая культура является неотъемлемой частью нашей жизни, точно так же, как и американская фильмография. Наверное, не существует такого человека, который за всю свою жизнь не посмотрел хотя бы один фильм американского производства. Очевидно, киноиндустрия США по крайней мере с двадцатых годов не только является самой крупной в мире по цифрам выпускаемых фильмов, но и оказывает определенное воздействие на структуру и технологии мирового кинопроцесса.

Важно обратить внимание на термин, который использовался впервые дни индустрии: «Движущиеся картинки». С 1850-х годов фотографы и другие специалисты экспериментировали с воспроизведением движений человека. Первые короткие кинофильмы появились в 1890-х годах.

Формирование американской киноиндустрии, одной из самых выдающихся на сегодняшний день, началось в 1892 году, когда Томас Эдисон сконструировал кинетоскоп. [ https: //www. britannica. com/art/history-of-the-motion-picture#508075. hook] Первый официальный сеанс для публики состоялся в Нью-Йорке в мюзик-холле Байэла и Костера. Он состоял из малых юмористических и танцевальных номеров («Чихающий мужчина», «Танец Карменциты», «Танец Фатимы»). По сегодняшним меркам эти ранние фильмы были чрезвычайно примитивными. Да и кинозритель первых видеосалонов в эпоху Эдисона был непритязателен. Что касается нас, людей современных, мы привыкли к довольно сложным кинематографическим спецэффектам (достаточно вспомнить цикл фильмов о Звездных войнах или фильмах о Джеймсе Бонде). В то время показываемая картинка двигалась, и этого было достаточно, а то, что изображено на картинке, было делом второстепенным. Однако для людей в начале эры кино, даже эти несколько простые фильмы были захватывающими и очень реалистичными.

На первом же этапе кинофильмы подчеркивали только движение. Там не было ни звука, ни сюжета, ни истории. Просто движение.

В Соединенных Штатах, Томас Альва Эдисон устраивал короткие шоу (вода, проходящая через Ниагарский водопад; волны, падающие на океан; столкновение двух поездов). Для многих американцев фильмы открыли им вид на уличный автомобиль или на Тихий или Атлантический океаны. Все это казалось вполне реальным для зрителей кино. В одном фильме поезд, подъезжающий к станции, идет прямо к зрителям. Некоторые из зрителей были напуганы, думая, что поезд приедет прямо в театр; некоторые из людей в первых рядах паниковали и даже выбегали. Правда, такие ранние фильмы были довольно короткими, продолжительностью от 5 до 8 минут.

Естественно, новое развлечение имело большой успех среди зрителей. Одним из наиболее выдающихся ранних режиссеров и основоположников в эту пору был Дэвид Гриффит [http: //www. gildasattic. com/dwgriffith. html]. Одним из ранних фильмов Гриффита была " Телеграфистка из Лоундэйла", в 1911 году. В нём демонстрируются некоторые из инновационных методов Гриффита: вырезание из одной сцены в другую, и наоборот, это применялось для разработки различных частей истории и создания неизвестности; крупные планы. Некоторые ранние владельцы кинокомпаний возражали против крупных планов, утверждая, что платящие зрители фильма хотели бы видеть человека полностью. Гриффит и другие представители отрасли хотели выйти за рамки простой формулы, которая характеризовала отрасль в начале 1900-х годов. Но владельцы отрасли были стойкими, желая придерживаться принципов и ограниченных историй. Эти владельцы монополизировали отрасль, получили патенты на камеры и взяли всё под свой контроль.

Следовательно, экспериментаторы полностью покинули Восток и уехали как можно дальше – в Лос-Анджелес. Студии и Голливуд росли. В Голливуде Гриффит и другие начали экспериментировать с более длинными фильмами, и Гриффит создал первый успешный полнометражный художественный фильм. Есть несколько отправных точек для кинематографа (в частности, американского кинематографа), но именно спорная эпопея Гриффита «Рождение нации» 1915 года стала пионером всемирного словаря кинематографии, который доминирует и по сей день.

Первые кинорежиссеры экспериментировали не только в области процесса создания фильма и монтажа, но и историй, которые будут лежать в основе этих фильмов. Они не отказывались от сюжетов шекспировских пьес (и это были не просто записанные театральные постановки, а полноценные фильмы). Так, уже в периодмежду 1912 и 1916 годами в СШАпоявились четыре полнометражных шекспировских фильма («полнометражность» определялась продолжительностью не менее 40 минут). «Утраченный» Ричард III (1912) режиссера М. Б. Дадли, помимо того, что он был одним из самых ранних полнометражных американских фильмов, выходил за рамки простой записи пьесы Шекспира и продвигался к независимому кинематографическому искусству. [A History of Shakespeare on Screen. Kenneth S. Rothwell. с. 17-18] Так же, инновационным стал художественный фильм Свена Гейда 1920-го года «Гамлет: Драма о мести», в котором всемирно известная кинозвезда немого кино Аста Нильсон сыграла в роли переодетого принца [A History of Shakespeare on Screen. Kenneth S. Rothwell. с. 24] К слову, фильмы по работам драматурга существовали всегда.

Рост соперничества приводил к крушению мелких студий. Стали образовываться более крупные объединения — так называемые кинотресты. Те в свою очередь стали объединяться с прокатными фирмами, начали рождаться крупные кинокомпании. Некоторые из них известны нам и сегодня:

· «Universal Studios » и «Paramount Pictures » (1912).

· «United Artists» (ведущие актеры: Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбэнкс, Чарли Чаплин и Дэвид Гриффит) (1919).

· «Warner Brothers» (1923).

· «Metro-Goldwyn-Mayer» и «Columbia Pictures» (1924).

 

Первая студия в Калифорнии была создана в 1911 году независимой компанией «Нестор». К 1914 году началось строительство более фундаментальных студий.

Ориентация американской кинопромышленности на массового зрителя сильно ограничивала «авторские» возможности режиссёров. Система требовала «зрелищных» фильмов, приносящих больше прибыли, и потому на первый план вышли не режиссёры, а актеры-звезды (возникла система кинозвезд) и продюсеры.

Звук также стал широко использоваться в Голливуде в конце 1920-х годов [https: //web. archive. org/web/20070429191100/http: //history. sandiego. edu/gen/recording/motionpicture1. html]. «Джазовый певец» стал первым фильмом с синхронизированными голосами, успешно выпущенный в 1927 году с использованием вайтофона, за который голливудские кинокомпании благодарны Warner Bros. Они первыми начали использовать вайтафон.

Производство также заменило проблемы создания немых шекспировских фильмов новым набором проблем в производстве звуковых фильмов. Иногда голоса актеров были не такими привлекательными, как их безмолвные образы, и необходимость говорить на определенном языке автоматически уничтожала чудо эпохи немого кино.

Вместе с тем, классический голливудский кинематограф определяет технический и повествовательный стиль, характерный для фильмов с 1917 по 1960 год. Во время Золотого века Голливуда, который длился с конца эры немого кино в американском кинематографе с конца 1920-х - начала 1960-х, тысячи фильмов были выпущены из голливудских студий. Началом Золотого века можно считать, когда в 1927 году был выпущен «певец». Это положило конец эре немого кино и увеличило кассовые сборы, поскольку был представлен звук в художественных фильмах. Большинство голливудских картин были тесно связаны формулой – вестерны, комедии, мюзиклы, анимированные мультики, биографические картины – и часто одни и те же творческие коллективы, работающие над фильмами, снятыми одной и той же студией.

В течение 1930-х годов, как и в течение большей части золотого века, MGM доминировала на киноэкране, и сотрудничало с главными звездами в Голливуде, а также ей было приписано создание голливудской звездной системы в целом. Но MGM был не один. Еще одно большое достижение американского кинематографа в эту эпоху произошло благодаря анимационной компании Уолта Диснея (The Walt Disney Company основанная в 1923 году). В 1937 году Дисней создал самый успешный фильм своего времени «Белоснежка и семь гномов». Сегодня компания известна своим подразделением киностудии Walt Disney Studios, в состав которого входят Walt Disney Pictures, Walt Disney Animation Studios, Pixar, Marvel Studios, Lucasfilm, Двадцатый век фокс (20th Century Fox), Fox Searchlight Pictures и Blue Sky Studios.

Однако в конце 1940-х годов студийная система и золотой век Голливуда уступили двум силам, которые стремительно развивались: федеральная антимонопольная акция, которая отделила производство фильмов от их показов; а также появление телевидения.

Студии теперь стремились производить развлечения, которые телевидение не могло предложить: захватывающие, невероятные постановки.

После этого, пришел новый Голливуд. Постклассическое кино - это термин, используемый для описания меняющихся методов повествования в Новом Голливуде. Утверждалось, что новые подходы к драме и характеристике, основанные на ожиданиях аудитории, приобретенных в классический период: хронология может быть нарушена, сюжетные линии могут иметь «закручивающиеся окончания», а линии между антагонистом и главным героем могут быть размыты.

«Новый Голливуд» описывает появление нового поколения обученных режиссеров киношкол, которые освоили методы, разработанные в Европе в 1960-х годах. В 1970-х годах фильмы новых голливудских кинематографистов часто встречали как признание критиков, так и коммерческий успех. В 1980-х и 1990-х годах произошло еще одно значительное событие. Полное принятие видеокассет студиями открыло огромный новый бизнес.

С тех пор стремление создать зрелище на экране во многом сформировало американское кино. Грандиозные по размаху эпопеи, в которых использовались новые широкоэкранные процессы, становились всё более и более популярными с 1950-х годов. С тех пор американские фильмы все чаще делятся на две категории: блокбастеры и независимые фильмы. Первые пользуются бо́ льшим успехом, что естественно. Студии сосредоточены на том, чтобы делать несколько чрезвычайно дорогих выпусков каждый год, оставаясь прибыльными. Такие блокбастеры подчеркивают зрелищность, звездную мощь и высокую производительность, что влечет за собой огромный бюджет. Для того чтобы привлечь огромную аудиторию, блокбастеры, как правило, полагаются на звездную силу и массовую рекламу. Успешный блокбастер привлечет достаточно большую аудиторию, чтобы компенсировать производственные затраты и получить значительную прибыль.

Именно с этой целью, в настоящее время в американском кинопроизводстве очень сильно развит супергеройский жанр. Их так же можно назвать супергеройские блокбастеры и не ошибиться. Он преобладает, процветает и приносит самые впечатляющие (выдающиеся) мировые кассовые сборы.

Ответ на вопрос «как фильмы по комиксам стали главным жанром блокбастеров» - очевиден. Но каким образом в них просочились герои У. Шекспира?


 

ГЛАВА 3

Концепт " шекспировский герой" в экранизациях комиксов «Марвел»

Вне всяких сомнений, с появлением такого вида массовой культуры, как киноискусство, творчество У. Шекспира получило новый путь к сердцу и разуму зрителя. Пьесы сошли с театральной сцены на экраны кинотеатров, став одними из самых популярных сюжетов для прямой, классической постановки и для адаптаций. Среди постановок Шекспира в кино присутствуют как точные, следующие оригинальному тексту произведений, так и фильмы, в которых сюжет изменен практически до неузнаваемости и встречаются только реминисценция и цитирование этих пьес. Таким образом, все кинопостановки драматурга можно разделить на «классические» и «неклассические».

В частности, говоря о Гамлете, самой известной из пьес, вспоминается такой яркий пример адаптации, как мультипликационной фильм «Король Лев». При этом мультфильм не следует полноценному сюжету. Да, брат убивает брата, чтобы занять трон, но принц не умирает в конце, ослепленный лишь желанием мести. Здесь другая концовка и, разумеется, мультфильм берет пьесу за основу, идёт по мотивам. Создатели, в том числе актеры озвучивания, и не отрицали, что вдохновением для них служили библейские истории об Иосифе и Моисее,
а также шекспировский «Гамлет». Джеймс Эрл Джонс (Муфаса), который подарил голос могучему Королю джунглей, сказал: «Одна из причин, по которой я взял эту работу, заключалась в том, что на меня произвели впечатление рисунки и анимация. Это было действительно грандиозно. Мне также нравится создавать персонажей только своим голосом. Интересно экспериментировать и пробовать, пока вы не получите правильный звук. Я люблю драму в фильме и то, как она резонирует с другими классическими драматическими пьесами, такими как «Гамлет» Шекспира». [http: //www. lionking. org/text/FilmNotes. html]
Есть возможность отнести сюда еще один фильм - Хроники Нарнии: Принц Каспиан, где снова в сюжете мелькает история принца Датского: представитель королевского рода тельмаринов Мираз убивает своего брата и узурпирует власть; принц Каспиан желает отмщения.
Любопытно, что оба фильма принадлежат одной и той же студии Walt Disney. Кажется, будто компания Дисней зациклена на содержании пьес и на героях Шекспира.

Переходя непосредственно от кинематографа в целом, следует остановиться на самой массовой его части – фильмах о супергероях. С 2000-х годов этот жанр кино полностью изменил свое состояние и стал доминирующим жанром мейнстримного кино во всем мире. После 2010-го этот жанр продолжил кассовый успех фильмов о супергероях, наблюдавшийся в предыдущем десятилетии. Это коммерческое доминирование в основном сопровождалось в целом восторженной поддержкой критиков многих из этих фильмов, в том числе крупными наградами Академии. Отражая отмеченную повествовательную гибкость фэнтезийного поджанра в его оригинальном формате публикаций комиксов, этот поджанр был коммерчески успешным среди широкого спектра жанров, таких как боевики, ужасы, фэнтези, комедии и т. д.
    Фильмы по комиксам давно стали наиболее ярким выражением массовой культуры. Во-первых, герои этих фильмов давно уже стали героями и даже символами масс культуры. Во-вторых, что естественно, все эти фильмы обладают признаками массового искусства: они созданы из расчёта на потребителя, с целью развлечь зрителя, отвлечь его от реальной жизни; они создают фантазийный мир, абсолютно красочные, воздействующие в первую очередь на эмоции человека.
При близком рассмотрении именно в этих фильмах за последние 10 лет наиболее заметно (выражено) появляются герои признанного классика мировой литературы Уильяма Шекспира.

Началось всё с того, что почти сразу после того, как супергерои стали популярными в комиксах (с конца 1930-х до 1950 года. ), они были адаптированы к субботним сериалам, предназначенными для детей.
На пике волны нового интереса к боевикам и фэнтези, в течение 1978–1990-х годов первые крупные высокобюджетные художественные фильмы о супергероях достигли успеха в коммерции и критике. После бума комиксов и успеха нескольких адаптированных фильмов по комиксам (в том числе фильмы о супергероях) в 1990-х годах, первое десятилетие 21-го века вызвало повышенный интерес к жанру и некоторым из самых прибыльных франшиз о супергероях, многие из которых принадлежат Marvel Enterprises (сегодня Marvel Entertainment).

На данный момент эта компания является самой успешной компанией, выпускающей супергеройское кино. В августе 1996 года Marvel создала Marvel Studios, входящую в состав Marvel Films. Marvel Studios - американская киностудия, которая является дочерней компанией Walt Disney Studios, подразделения The Walt Disney Company (о которой уже упоминалось выше). Marvel Studios известна производством фильмов кинематографической вселенной Марвел (Marvel Cinematic Universe/MCU) -  самой кассовой франшизы всех времен, которая выпускает серию американских фильмов о супергероях, созданных Marvel Studios по мотивам персонажей, появляющихся в публикациях Marvel Comics.

Marvel – это фильмы, сюжеты которых косвенно касаются содержания комиксов. То есть эти фильмы (особенно новейшие, начиная с 2008 года) не связаны напрямую с комиксами, они сняты по их мотивам. Отсюда можно сделать вывод, что допускается проявление других знаменитых героев, их характеристик, включая героев Шекспира.

В любой ситуации человеку необходимо находить ответы на тревожащие его вопросы. Массовое искусство предстоит с одной стороны как отражение, происходящее в обществе процессов, а с другой, в соответствии со своими функциями, создает мир грез, в котором можно отвлечься от суровой реальности, использует уже мифологизированные символы и образы, связанные в сознании людей с различными темами (власти, политики, гуманизма). Такими символами и образами становятся герои драматурга, одни из самых крепко укоренившихся в человеческой истории. Они занимают такое место в современной мифологии, что зритель может узнать этих героев буквально по одной яркой характеристике, по одному поступку, и совершенно не важно, под каким образом скрывается его герой.

Если воспринимать шекспировского героя как определенный набор характеристик, качеств, то можно выяснить, что он имеет «стержень», на котором держатся все остальные детали образа. Каждый персонаж обозначает определенную страсть, именно эта страсть является не единственной, но наиболее узнаваемой чертой в нем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...