Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.1. Тони Старк — Гамлет




 «Новая киновселенная Марвел» появилась в 2008 году. Первым фильмом, события в котором разворачиваются в новой вымышленной вселенной, стал «Железный человек» («Iron Man») режиссера Джона Фавро. Так Железный человек стал общепризнанным в современности, как Гамлет является самым узнаваемым героем.

Гамлет – гуманист; «он пылок, как все благородные души: все злое возбуждает в нем энергическое негодование, все доброе делает его счастливым». Цель гуманизма - построение человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной. Равным образом Тони Старк нарекает себя филантропом [«Мстители» («Avengers», 2012)].
Филантропия есть человеколюбие, забота об улучшении участи всего человечества; чаще всего приписывается в основном только богатым людям. Эти оба направления - добровольный выбор человека. Гуманистом может быть каждый человек, но не каждый им будет; в то время как, не каждый может быть богатым, но не каждый богатый человек будет филантропом. Отсюда получается, что Тони Старк – гуманист нашего времени (только теперь это называется филантропия).

Когда в гармонию и спокойное существование Гамлета врывается череда событий, потрясших его: трагическая смерть отца и поспешный вторичный брак его матери – его привычный мир рушится. Оглядываясь вокруг, он видит то, чего не замечал раньше, - что всюду зло, пороки, жестокость. Гамлет, по словам Белинского, увидел, " что мечты о жизни и самая жизнь совсем не одно и то же... Вера была жизнью Гамлета, и эта вера убита, или, по крайней мере, сильно поколеблена в нем - и от чего же? - от того, что он увидел мир и человека не такими, какими он хотел их видеть, но увидел их такими, каковы они суть в самом деле" [В. Г. Белинский, Собр. соч. в трех томах, т. I, с. 303]

Аналогично в первой части «Железного человека», Тони выражает искреннее сожаление о том, что «не успел попрощаться с отцом» (разница здесь между принцем Датским и Тони Старком лишь в том, что последний лишается обоих родителей; но в точности так же не отказывается от мести).

«…И вдруг, великий Говард умирает. Давний друг и сподвижник Говарда Старка, Обадайя Стейн, подхватил знамя основателя компании, чтобы передать его сыну гения, назначив его на пост исполнительного директора Старк Индастриз…» [«Железный человек» («Iron Man», 2008)]. Тони Старк тоже выступает в роли наследника.

 Помимо этого после плена его глаза открываются. Его кто-то подставил, кто-то продаёт оружие террористическим группировкам от его имени. «Я понял, что я стал придатком системы, процветающей в своей безответственности…Я словно прозрел… Поэтому я намерен объявить, что закрываю производство оружия заводов Старк Интернешнл, до тех пор, пока мне не удастся определить будущее компании, направление её развития и цели, которые, по моему убеждению, должны реально способствовать высшему благу страны. » (" I never got to say goodbye to my father… And I saw that I had become part of a system that is comfortable with zero accountability. I had my eyes opened. And that is why, effective immediately, I am shutting down the weapons manufacturing division of Stark Industries. " ) [«Железный человек» («Iron Man», 2008)].

Отныне и впредь у Тони Старка проблемы с доверием: «Сейчас не знаешь, кому доверять» (" I don't know who to trust right now. ) [«Железный человек» («Iron Man», 2008)]. Он напрямую говорит об этом, казалось бы, своему другу, одному из своих товарищей по команде, Стиву Роджерсу (так же известный как Капитан Амеркика): «Не верю людям без демонов... » (" I don’t trust a guy without a dark side" ) [«Мстители: Эра Альтрона» («Avengers: Age of Ultron», 2015)], тем самым показывая, что с подозрением относится к Стиву Роджерсу. Существует старая поговорка, что рыцарь в сияющих доспехах никогда не проверял свой металл. Похоже, Тони согласен с этой идеей. Кому, как не ему знать, что: «Мы сами порождаем своих демонов» («We create our own demons»). [«Железный человек 3» («Iron Man 3», 2013)]. В каждом человеке может быть что-то плохое. И чутье его не обмануло, Стив подведёт его в будущем.

Ровно в такой же степени Гамлет говорит, что никому нельзя доверять и те, кто приходит с улыбками на лицах, могут быть недоброжелателями: «Где грифель мой? Я это запишу// Что можно улыбаться, улыбаться// И быть мерзавцем» (" That one may smile, and smile, and be a villain—" ) [18, Акт 1, сцена 5] и в точности так же относился к свои школьным друзьям: «Готовят письма; два моих собрата, Которым я, как двум гадюкам, верю…» (" There's letters seal'd: and my two schoolfellows, Whom I will trust as I will adders fang'd…" ). Он давно не общался со своими друзьями детства, и с их внезапным появлением Гамлет с подозрением относится к Розенкранцу и Гильденстерну. Им нет доверия.

Но есть, конечно же, исключение из правил. Так же, как у Гамлета есть единственный друг – Горацио; у Тони Старка – это Джеймс Руперт Роудс, или сокращенно " Роуди" . Горацио - единственный верный друг принца. Он изображается как человек, достойный доверия и уважения Гамлета. Как и Роуди для Тони.

В определенный момент перед Гамлетом встает вопрос о том, что же он должен делать со злом, окружающим его. Задача мести, возложенная на него, воспринимается им как задача борьбы против зла вообще. И это его смущает. Вместо того чтобы действовать, Гамлет начинает размышлять, и внешний конфликт героя с окружающей средой усугубляется глубочайшим внутренним конфликтом. Он уходит в себя и сосредотачивается на внутренности своего духа; в нем рождаются вопросы жизни и смерти, времени и вечности, долга и слабости воли, обратило его внимание на свою собственную личность, ее ничтожность и позорное бессилие.

Они оба - воплощения психических заболеваний. Определенно у Гамлета наблюдается меланхолия (хандра (то же что и нынешняя депрессия), мрачное помешательство)). И вправду, до начала 20-го века этот термин обозначал один из видов психических расстройств, приводящих к неприятным, болезненным психическим мучениям. Меланхолия близка по значению с состояниями печали, тоски, скорби и уныния, отличаясь от них лишь глубиной и продолжительностью. Меланхолия может начаться как своего рода удрученность и постепенно становится все более изнурительной - даже постоянным расстройством. Такое ощущение диапазона меланхоличного поведения позволило предположить, как психическое состояние Гамлета меняется в ходе пьесы, как показатель его разочарования. [Constance Jordan. William Shakespeare’s Hamlet, 2004, с. 153] В связи с этим, вероятно, принц в действительности мог иметь психическое расстройство. Меланхоличные люди очень одинокие, грустные, часто молчаливые, но настороженные и недовольные. Если что-то беспокоит их, они не могут спать. Им присущи страх, печаль и т. д. - но они не продолжительны, и иногда они веселы, склонны к обильному смеху, что вызывает непомерное удивление. Зачастую они в восторге от шуток и часто насмехаются над собой, тщеславны и веселы, остроумны, с приятным нравом, и все же становятся печальны вскоре после этого [Constance Jordan. William Shakespeare’s Hamlet, 2004, с. 155] Всё выше перечисленное можно отчётливо наблюдать и у Тони Старка. У него выявляется ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) и целый набор вместе с ним: панические атаки, генерализированное тревожное расстройство, фрустрация, аутоагрессия (разрушение личности), инсомни́ я. Оба героя очень схожи в этом.

Гамлет оказывается воплощением вдумчивого героя, кем является и Тони Старк. Хотя, принц действует и не один, а несколько раз: ненароком убивает Полония, отправляет Розенкранца и Гильденстерна на верную смерть и наконец воплощает задуманное - он мстит. [Constance Jordan. William Shakespeare’s Hamlet, 2004, с. 8] Почему медлительность Гамлета нередко пытаются объяснить его слабостью? Ведь это противоречит всем поступкам героя в трагедии. Он сам ощущает в себе " силу льва немейского", и поэтому Белинский имел все основания считать, что " от природы Гамлет человек сильный" [В. Г. Белинский, Собр. соч. в трех томах, т. I, с. 335]. Гамлет медлит потому, что слишком сложна задача, стоящая перед ним, - уничтожить зло в мире.

Тони в какой-то степени пацифист - он за мир в любых его проявлениях. Солдат во время фотосъёмки со Старком показывает жест «Виктория», и тот говорит: «Да, мир. Я люблю мир» (" Yeah, peace! I love peace. " ) [«Железный человек» («Iron Man», 2008)]. Стреляя несмертельно по вражеским наёмникам, он лишь сбивает их с ног: «Друзья! Решим это мирным путём. Мир вам! » [«Мстители: Эра Альтрона» («Avengers: Age of Ultron», 2015)]
 Когда он чуть не умирает в конце Мстителей после того, как отправляет сотни тысяч инопланетян в открывшийся портал в небе, он постоянно напоминает в последующем фильме о том, что они - «величайшие герои земли» - не готовы отстаивать натиск и атаки зла внеземного происхождения. «А никто не помнит, как я рванул в портал с ракетой? Спас Нью-Йорк? Напомнить? На Землю через портал обрушилась армада пришельцев. Мы встречали врагов внизу. » [«Мстители: Эра Альтрона» («Avengers: Age of Ultron», 2015)]
Он чувствует свою беспомощность: «Нью-Йорк перевернул всё…То, что там произошло, я до сих пор не могу найти этому объяснения. Боги, пришельцы, а я лишь букашка в броне» [«Железный человек 3» («Iron Man 3», 2013)].

Создавая Альтрона, миротворческую программу, чтобы помочь противостоять недоброжелательным силам, он объясняет смысл задуманного: «Я обеспечу Землю несокрушимой бронёй…Мир здесь и сейчас» (" I see a suit of armor around the world…Peace in our time. " ) [«Мстители: Эра Альтрона» («Avengers: Age of Ultron», 2015)]
 Он хочет добиться мира любой ценой, готов рискнуть и даже пожертвовать собой. В отличие от Капитана Америки, который считает, что «Всегда цена победы в любой войне — гибель людей» [«Мстители: Эра Альтрона» («Avengers: Age of Ultron», 2015)], Тони не желает это принимать, ему становится невыносимо, когда умирают невинные люди. Таков же Гамлет: «Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль // Смиряться под ударами судьбы, // Иль надо оказать сопротивленье // И в смертной схватке с целым морем бед // Покончить с ними? Умереть. Забыться» (" To be, or not to be, that is the question: Whether 'tis nobler in the mind to suffer // The slings and arrows of outrageous fortune, Or to take Arms against a Sea of troubles, And by opposing end them: to die, to sleep" ). В конечном счете, обоих это приводит к неизбежному концу.

Трагедия Шекспира пронизана боевым духом, полна экшенов, заговоров и ссор, схем и убийств, пьес и дуэлей; страстным негодованием против зла и насилия; утверждением высоких гуманистических идеалов и горестным сознанием того, что время для их победы еще не наступило. Умирая, Гамлет просит своего друга Горацио поведать миру обо всем, что произошло, и это становиться как бы его завещанием - продолжить начатую им борьбу. После смерти Железного человека в «Финале» Мстителей (последний вышедший фильм из линейки Marvel на сегодняшний день), в трейлере предстоящего фильма «Человек-паук: вдали от дома», приближенный Тони человек, Хэппи, говорит одному из супергероев, что: «Вряд ли Тони решился бы на такое, не будь он уверен, что ты продолжишь его дело». Идя на смерть, он изначально знал, что супергеройство будет существовать и после него: «Путешествие во времени, что мы наметили на завтра, заставило меня задуматься о бренности всего сущего, отсюда и эта запись. Но такова уж доля героев. Конец — только часть пути. Все в итоге закончится в точности так, как должно» [«Мстители: Финал» («Avengers: Endgame», 2019)]

Иронично выглядит сцена, где Тони Старк намерено упоминает великого драматурга, когда вмешивается в разговор Тора и Локи для того, чтобы высмеять бога грома. Тор говорит ему о том, что тот «даже не представляет, во что сейчас влез», на что Старк отвечает: «Шекспира ставите? А мать твоя знает, на ком её гобелен? » (" Shakespeare in the Park? Doth mother know you weareth her drapes? " ) [«Мстители» («Avengers», 2012)] Вероятно, Тони Старк и не догадывается, насколько похож на самого известного героя драматурга.

И в самом деле, Гамлет - самый популярный герой всех времен и народов, и его можно узнать практически везде. В том плане, что в любом жанре кино могут присутствовать свои «гамлеты».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...