Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Локи – Макбет, Локи – Яго, Локи – Эдмонд




Если в первом примере за основу взято лишь теоретическое сравнение, то в последующих режиссер, сценаристы и актеры напрямую черпали идеи из творчества Шекспира и активно обращались к нему за помощью.

Влияние режиссеров, сценаристов и актеров нельзя сбрасывать со счетов — они вкладывают многое, чтобы в конечном итоге получился качественный и стоящий продукт. Поэтому, анализируя фильмы «Марвел», следует обращать внимание на тех людей, кто не раз сталкивались с У. Шекспиром за время своей карьеры. Режиссером первого фильма о Торе явился Кеннет Брана, известный шекспировец. Он привнёс в образы персонажей из комиксов черты характеров нескольких шекспировских героев.

Локи — один из наиболее ярких персонажей обновленной киновселенной «Марвел». Роль бога лжи досталась, если так можно выразиться, протеже К. Браны, молодому и на тот момент малоизвестному актеру Томасу Хиддлстону (р. 1981) — поклоннику творчества Шекспира, уже имевшему опыт работы с пьесами этого драматурга.

В образе Локи очевидна ассоциация между злодеем и сразу несколькими героями Шекспира, в том числе небезызвестным Макбетом. Сам актёр, Томас Хиддлстон, исполнитель роли Локи, отмечает, что его героя, как и Макбета, погубили амбиции. В этом с ним невозможно не согласиться.

И Макбет, и Локи желают власти. Причем как можно быстрее, сейчас же, сию минуту. «На колени предо мной. Я сказал: на колени! Ну разве так не проще? Разве это не естественно для вас? Это глубинная суть человечества: вы жаждете рабства. Соблазнительный луч свободы заставляет вас не радоваться жизни, а мечтать о завоевании власти, о самопознании… Вы были созданы, чтобы служить и до конца дней стоять на коленях» [«Мстители» («Avengers», 2012)]

Они не гнушаются предательства — одного из самых страшных злодеяний. Макбет, поддерживаемый и отчасти направляемый женой, решается на убийство своего короля, а после — Банко, которому было предсказано ведьмами стать родоначальником новой династии, и всех в замке Макдуфа, потому как те же ведьмы посоветовали остерегаться его. Локи избавляется от брата, с которым вырос и с котором дружил, а также приводит главного йотуна Лафея в опочивальню спящего Одина, чтобы тот убил царя Асгарда. Стоит сказать, что в последний момент Локи изменяет свое решение и убивает Лафея. С одной стороны, это показывает нам, что Локи готов убить спящего (как это сделал Макбет), с другой — что Локи, как и Макбет, сомневается в необходимости этого убийства.

Здесь важно сказать о главном отличии Локи от Макбета. У Локи нет леди Макбет, которая развеет все сомнения, надавит, убедит в правильности жестокого решения. Локи — одиночка. Но надо заметить, что даже в отсутствии асгардского аналога леди Макбет Локи всё равно амбициозен не меньше, чем Макбет.

Точно так же, как Макбет, Локи постепенно сходит с ума. Его неоднократно во всех трех упомянутых фильмах называют безумцем, и его внешний вид действительно все больше и больше напоминает внешний вид сумасшедшего — глаза нездорово блестят, он худеет, аккуратная прическа из первого фильма к «Тору 2» сменяется нечесаными волосами до плеч.

Может показаться, что злодей Локи собрал в себе черты практически всех известных отрицательных героев из пьес У. Шекспира. Следующий, с кем можно поставить его в один ряд – это Яго, персонаж трагедии «Отелло, венецианский мавр». Нельзя не отметить их сходство, потому что как и Локи, так и Яго великолепные стратеги. Именно Яго Хиддлстон называет «гроссмейстером», и это определение кажется наиболее точным в отношении их обоих, потому что оба они на протяжение произведений, в которых они появляются, ведут настоящую игру, в которой относятся к остальным героям как к шахматным фигурам. Поэтому параметрами являются наличие или отсутствие умения мыслить в жизненных ситуациях как гроссмейстер - то есть, холодно, без какого-либо гуманизма, словно жизни людей стоят не больше пешек на доске, а также причинно-следственные связи в поведении этих героев: что заставляет Яго и Локи вести себя так, а не иначе.

Пытаясь сместить Отелло с высокой должности, его поручик Яго убеждает мавра в предательстве со стороны ни в чем не повинной жены, подбрасывает улики, подтверждающие ее измену (носовой платок), делает так, что до Отелло доходят только подходящие Яго слова Кассио, с помощью Родриго ранит Кассио, а после убивает и самого Родриго, заявляя, что на самом деле защищал Кассио, а к смерти Родриго вообще не имеет отношения. Действия Яго направлены исключительно на разрушение, он будто не умеет созидать, и потому рушит все то, что видит, чему завидует: жизнь Отелло, его отношения с Дездемоной, его карьеру.

Точно так же ведет себя Локи, пытаясь сместить Тора, а позже — Одина с трона. Он подставляет Тора, вызывает на него гнев отца, добивается изгнания брата, позднее врет Тору о невозможности вернуться в Асгард и смерти отца, сам во время отсутствия брата сначала договаривается с йотуном Лафеем об убийстве спящего Одина, но позднее убивает Лафея и решает разрушить Йотунхейм. В следующем фильме («Мстители») Локи продолжает игру, заключает контракт с Таносом о завоевании Земли. В течение всего фильма он настраивает противостоящую ему группу супергероев друг против друга, стравливает их между собой, хотя им, в общем-то, нечего делить. Но Локи мастерски играет на их чувствах — точно так же как Яго играет на чувствах Отелло и буквально натравливает его на ни в чем не повинного Кассио. Его, как и Яго, совершенно не волнуют случайные жертвы и чувства людей — разве что как нити, за которые можно дергать, как струны, на которых можно играть. Он понимает порывистость и доверчивость Тора и использует их, точно так же Яго пользуется порывистостью и доверчивостью ревнивого Отелло. Главным движком обоих является ненависть и желание сделать как можно хуже объекту этой ненависти.

Наиболее ярко видно сходство между Локи и Эдмондом, вторым братом из трагедии У. Шекспира «Король Лир».

По сюжету фильма Локи узнает, что он не приходится родным сыном царю Одину и поначалу переживает из-за этого. Один из наиболее запоминающихся моментов в фильме — это его разговор с Одином в оружейной комнате дворца, где Локи упрекает того, кого всю жизнь считал отцом, в том, что тот не раскрывал ему тайну рождения и взял его когда-то в свою семью только в виде военного трофея и залога мира с врагом. Однако не это является причиной злых козней, которые устраивает Локи — причина остается неназванной. Хотя, исходя из того, что на царство собираются венчать Тора, который мало что представляет из себя как политик и, кажется, не очень подходит на роль царя, а не Локи, который славится своей сдержанностью и умом, а не грубой силой, можно понять, что Локи завидует брату и хочет во что бы то ни стало занять трон. Хотя, необходимо отметить, что в самом конце фильма Локи заявляет: «Мне не нужен был трон! Я всего лишь хотел быть тебе равным! » [«Тор» («Thor», 2011)] Получается, трон, вроде бы, Локи не нужен, а власть — это не цель, однако в последовавших фильмах франшизы можно увидеть, насколько Локи действительно жаждет власти, причем не только над Асгардом, но и над всем миром.

Эдмонд в пьесе изначально знает о своем положении и ничуть его не стыдится: «Что значит сын побочный? Не крепче ль я и краше сыновей иных почтенных матерей семейства? За что же нам колоть глаза стыдом? И в чем тут стыд... », «Храните, боги, незаконных впредь! »[ Шекспир У. Король Лир, акт I, сцена 2 (пер. Б. Пастернака)]. При этом нужно отметить, что Глостер в первой же сцене заявляет, что Эдмонд был зачат вне брака и что он «перестал смущаться» этого. Более того, он открыто говорит о том, что сыновья равны для него и любимы одинаково: «У меня есть законный сын, сэр, на год с чем-то старше этого, который тем не менее ничуть мне не дороже» [ Шекспир У. Король Лир, акт I, сцена 1 (пер. Б. Пастернака)]. Он не разделяет, кто из них рожден в браке, кто вне - он любящий отец для обоих и обоим доверяет одинаково. Что, в конечном счете, и приводит его к трагедии.

Во всяком случае, причины поведения Эдмонда точно такие же, как у Локи — он желает получить титул графа Глостера вместо брата. Более того, как уже было сказано, он уверен, что во всем равен законнорожденному Эдгару. Оба эти персонажа пытаются доказать даже не равенство, о котором говорят, а собственное превосходство над братом. И у обоих это не очень удачно получается.
Из-за поведения Эдмонда отправляется в изгнание Эдгар. Он доверяет Эдмонду безмерно, потому что он единственный «поддерживает» его в минуту отцовской немилости. Точно так же Локи единственный поддерживает Тора, доверчивого и убежденного в нерушимой святости братских уз, в идее отправиться в Йотунхейм против воли отца, что и становится причиной изгнания на Землю. Страдает отец Эдмонда — опять же, по причине хитрых игр, которые ведет сын (Глостер ослеплен и изгнан), а Эдмонд, едва освобождается место, принимает титул графа. Локи, подстроивший изгнание Тора, бьет этим и по Одину: царь Асгарда так расстроен всем произошедшим, что впадает в «сон», а Локи, как единственный оставшийся наследник, занимает вожделенный трон.

И Эдмонд, и Локи обвиняют своих братьев и отцов в простодушии и пользуются этим их недостатком. «Отец поверил, и поверил брат. Так честен он, что выше подозрений. Их простодушием легко играть»[ Шекспир У, Король Лир, акт I, сцена 2 (пер. Б. Пастернака)] Эдмонд говорит об этом сразу после того, как лжет сначала отцу о предательстве сына, а после — сыну о внезапном и необъяснимом порыве ненависти со стороны отца. Локи спускается на Землю, чтобы убедить изгнанного Тора в том, что отец мертв, но вернуться в Асгард нет никакой возможности, хотя на самом деле это не так.

Надо отметить, что если Тор в следующих фильмах («Мстители» и «Тор 2: Царство тьмы») развивается в другого персонажа (скорее всего в Генриха V) — то характер Локи словно подвержен цикличности - он буквально «застревает» в образе Эдмонда, раз за разом, из фильма в фильм проявляя все те же черты, совершая все те же поступки. Он меньше подвержен изменениям, чем брат, хотя, конечно, нельзя отказывать ему в развитии. Образ Эдмонда в данном случае оказывается, если можно так выразиться, стабильнее, чем образ Эдгара. В фильме «Мстители» Локи становится главным злодеем, против которого сражаются уже несколько лучших супергероев вселенной Марвел ( в том числе и Тор, и Железный человек). Локи, заручившись поддержкой злобного титана Таноса, пытается захватить Землю — и снова несколько раз пользуется простодушием и мягкостью Тора. Он опять пытается захватить власть и доказать свое равенство с братом — раз Тору принадлежит Асгард, то ему будет принадлежать Земля. И снова ничего не выходит. Злодея отправляют в Асгард, на суд к Одину.

Однако в следующем фильме Локи снова идет по пути Эдмонда — и все-таки оказывается на троне Асгарда в конце обманным путем. В финальной сцене фильма «Тор 2: Царство тьмы» бог обмана и озорства, мастер иллюзий, принимает облик Одина и занимает трон. Одина постигает участь Глостера — он погибает в начале третьей части о Торе, в результате всех козней, которые устроил трикстер.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...