3.3. Тор – Кориолан, Тор – Эдгар
Тор в комиксах «Марвел» и, соответственно, в фильмах по ним, остается богом грома и молнии, как и в скандинавской мифологии. Он сын Одина, верховного бога и царя Асгарда - старший сын, наследник, главный претендент на престол. В самом начале первого фильма Тор и Локи ожидают коронации Тора — их отец, Один, собирается передать бразды правления старшему из сыновей, младший же остается не у дел, хотя Один говорил им: «Вы оба рождены царями» [«Тор» («Thor», 2011)] Тор, как правильно отмечает К. Брана, предстает перед зрителями по-юношески безрассудным, самоуверенным, не сомневающимся в своих силах и своей правоте принцем, который не слушает никого, даже своего отца. Сцена незаконченной коронации напоминает прием римлянами Кориолана, пришедшего с победой из-под Кориол — ему рукоплещут, он обласкан взорами толпы. Точно так же, как Кориолан, Тор — доблестный воин, он в одиночку способен положить больше врагов, чем целый отряд — и он так же безрассудно смел. Это доказывается в сцене, где Тор с маленьким отрядом, буквально с несколькими своими друзьями отправляется в Йотунхейм, царство ледяных великанов. Перед этим походом Один и Тор спорят о целесообразности начала войны с Йотунхеймом, и Тор говорит: «Я пошел бы на Йотунхейм, как ты когда-то, и преподал им урок, чтобы они впредь даже не пытались перейти наши границы! » Один отвечает ему: «Ты говоришь как воин» [«Тор» («Thor», 2011)] Он явно намекает на то, что в данной ситуации надо быть не воином, а политиком, принимать взвешенные решения, идти на уступки ради сохранения мира и спокойствия, но Тор непреклонен — он жаждет отомстить Йотунхейму за вылазку во дворец Асгарда. Точно так же непреклонен Кориолан, когда его мать, Волумния, и патриций Менений, уговаривают его смягчить свой горячий воинский нрав и выступить перед плебсом. Мать Кориолана говорит похожими словами: «Встань, мой славный воин…» [Уильям Шекспир. Кориолан. Акт II, сцена 1. Пер. Ю. Корнеева]
И, как Кориолана, Тора ждет расплата за его горячность и самоуверенность, за нарушение правил, установленных свыше (в случае Кориолана это правила республики, законы, равные для всех, в случае Тора — приказ отца). Оба эти героя отправляются за свою несдержанность и гордыню в изгнание, оба в этом изгнании страдают.
В трилогии Тора возникает ситуация, очень напоминающая описанный конфликт между трио Эдгар – Эдмонд – Глостер в «Короле Лире», где Тор – это Эдгар, Локи – Эдмонд и Один – Глостер, соответственно. Эдгар — законнорожденный сын графа Глостера, единственный наследник, который может претендовать на титул отца. Он доверчив и даже простодушен, но смел, храбр и честен. Глостер искренне любит своих детей и доверяет им, но искусный лжец Эдмонд легко обводит отца вокруг пальца, показывая ему поддельное письмо, якобы написанное рукой Эдгара, с рассуждениями о том, что неплохо было бы, чтобы «отец мог уснуть и не просыпаться, пока я не разбужу его» — то есть, фактически, с призывом свергнуть отца. Глостер верит Эдмонду и естественно, обманывается, а Эдгар бежит. «Он мне не сын! » [ Шекспир У. Король Лир, Акт II, сцена 1 (пер. Б. Пастернака)] — восклицает Глостер в сердцах. Так же, в своих детях обманывается и Один. Он не понимает, что и приход йотунов в хранилище оружия, и поход Тора и его друзей в Йотунхейм подстроены Локи. «Ты умер для тех, кто любил тебя! »[«Тор» («Thor», 2011)] — говорит Один Тору напрямую, изгоняя его из Асгарда на Землю.
Находясь в вынужденном изгнании, в которое он отправляется из-за козней своего брата Эдмонда, Эдгар становится мудрее, развивается и в конце пьесы возвращается, чтобы наказать обидчика, отомстить за испытания, выпавшие на долю его отца и последующую смерть старика, и восстановить справедливость. Он сражается с братом и побеждает его. Практически идентичная ситуация разворачивается в фильме «Тор». Из-за подстроенных младшим, неродным братом козней, Тор очернен в глазах отца. Один изгоняет его, лишает сил и права владеть волшебным молотом Мьёлниром, символом власти, оружием царей — точно так же, как изгнанный Эдгар лишается возможности наследовать титул отца. В изгнании Эдгар принимает образ безумца, притворяется сумасшедшим, и все его таковым считают — Тора в точности воспринимают именно как сумасшедшего. Попав в мир, где нет магии, богов и монстров, но есть только наука, он выглядит буйно-помешанным. Доктор Селвиг, один из тех, кто нашёл Тора на Земле, сказал о нём: «Да он бредит. Ты слышишь, что он несёт? Он говорит о Торе, о Мьёльнире, о радужном мосте. Мне все эти сказки в детстве рассказывали» [«Тор» («Thor», 2011)] И Джейн Фостер, ученый астрофизик, так же одна из тех, кто нашла его, делает вывод об этом, когда Тор вновь заговорил о радужном мосте: «Неужели всё-таки сумасшедший…» Когда Тор всё же возвращается в Асгард в конце фильма, чтобы остановить войну, которую развязывает его брат Локи, занявший трон вместо впавшего в «сон Одина» отца, хотя Локи делает все, чтобы Тор, законный наследник, не вернулся никогда. Эдгар возвращается, когда начинается война, причиной которой становятся злодеяния Эдмонда, Реганы и Гонерильи. Тор вступает в сражение с Локи — Эдгар сражается с Эдмондом. Тор побеждает Локи, но не убивает его и даже пытается спасти от падения в бездну — Эдгар ранит, но не убивает Эдмонда, сначала выговаривается сам, потом позволяет выговориться Эдмонду. Таким образом, ситуации, описанные в трагедиях У. Шекспира и происходящие в Британии XI века, так же возможны и в другой реалии – реальности кинематографа.
Наличие в персонажах супергеройских фильмов черт образов героев из других произведений имеет свой интерес. Это позволяет углубить характеры новых персонажей, наполнить происходящее в фильме про супергероев новым смыслом, связями, сделать персонажа более занимательным и привлекающим внимание. Из этого вытекает самая важная причина. Как уже было сказано выше, массовое искусство использует символы, героев, образы и ситуации из предыдущей, более старой или более богатой культуры, переосмысляя их, разбирая на составляющие и собирая заново. Фильмы о супергероях, являющиеся самым ярким проявлением массовости в кинематографе, действуют по такому же принципу. Используя образы героев У. Шекспира, режиссеры поднимают проблемы и темы, которые поднимал и сам У. Шекспир: темы власти, гуманизма, человеческих отношений. Множество проблем и вопросов, поставленных еще Уильямом Шекспиром, актуальны и в наше время. Обращаясь к уже пройденным этапам, человечество находит похожие ситуации, а вместе с тем и ответы на возникающие вопросы именно во времена Шекспира. Потому кинематограф, ведущее массовое искусство современности, создает для зрителей мир грёз (лучший мир), возрождает героев самого известного и, пожалуй, наиболее яркого представителя Ренессанса, великого певца гуманизма Уильяма Шекспира, показывая, что, как бы ни повернулась ситуация, добро всегда одержит победу над злом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|