Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество Александра Сергеевича Пушкина представляет собой целую эпоху в истории отечественной культуры, с которого начинается ее «золотой век».




Достоевский в оценке Пушкина отметил общечеловеческое, гуманистическое содержание его творчества, всемирность и все-человечность его гения. («Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные».) Благодаря Пушкину наша культура влилась в общеевропейскую и заняла в ней подобающее место. Исключительное значение в этом имело создание Пушкиным русского литературного языка: оно способствовало не только дальнейшему расцвету русской культуры, но и признанию ее во всем мире. Пушкин явился основоположником русской литературы, и его творчество оказало огромное влияние на весь ход ее дальнейшего развития.

В своем творчестве Пушкин (1799—1837)35 не только сумел всесторонне отразить эпоху, в которой он жил и которая его создала, но и воплотить все то исторически прогрессивное, демократическое, что в конечном счете совпало и с социальными стремлениями самих народных масс. Именно широкий демократизм Пушкина, многогранное отражение в его творчестве всех сторон народной жизни, его политическая прогрессивность, органически связанная с исключительным художественным дарованием, позволили ему стать величайшим русским национальным поэтом, впервые поставить и разрешить в русской литературе и культуре наиболее важные задачи их дальнейшего развития. Пушкин блестяще завершил работу своих предшественников по созданию общерусского литературного языка. Он ввел в искусство слова тему простого человека. Протестуя против крепостного права, он в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева» обратился к осмыслению крестьянских восстаний XVIII в. Не было ни одного важного вопроса его времени, который бы не отразился у Пушкина — вдумчивого мыслителя и художника, новатора, пропагандиста идей декабризма.

Особенно велика по своей важности синтезирующая и реформаторская роль Пушкина в области русской поэзии. Именно здесь Пушкин нашел новые художественные способы воплощения человеческих чувств и переживаний, получивших свое выражение — глубоко жизненное и искреннее, гениальное по своей простоте. Новый стиль пушкинской лирики явился обобщением и дальнейшим развитием творчества многих предшественников и современников поэта, которые также искали пути к глубокому раскрытию внутреннего мира человека.

Творческие искания Пушкина в области лирики исходили прежде всего из новаторских принципов поэта, направленных против отживающих эстетических норм и ранее существовавших традиционных стилей. Стремление Пушкина к поэтической свободе особенно последовательно сказалось в его отношении к жанрам лирики. Вместо обычного для поэтов того времени строгого подчинения жанровым канонам Пушкин видоизменил, трансформировал и романс, и балладу, и поэму, создал множество стихотворений, которые вообще не укладывались в общепринятые до него жанровые формы.

Как уже упоминалось, проблема народности русской культуры обсуждалась в ряде общественных и литературных дискуссий первой половины XIX в. Решая, по какому пути должна пойти русская культура, Пушкин уже во время южной ссылки в заметке «О французской словесности» (1822) отдавал предпочтение национальной самобытности36. Считая недопустимым «подражать» французской словесности, он писал: «Не решу, какой словесности отдать предпочтение, но есть у нас свой язык; смелее! — обычаи, история, песни и сказки — проч.»37.

Национальная самобытность русской литературы мыслилась Пушкиным на основе ее сближения с народным поэтическим творчеством. В 1826 г., находясь в Михайловском, Пушкин возвратился к этому вопросу в теоретической заметке «О народности в литературе», обосновав свою концепцию народности. Она была полемически направлена против тех современных ему поверхностных мнений о народности, которые стали зачатком славянофильских идей. Имея в виду такие мнения, Пушкин едко высмеивал «народность», которая состояла для одних в «ботвинье», а для других в «красных рубашках» или в выборе предметов из «отечественной истории», в «словах», т.е. только в языке, стиле и т.д. Этому чисто внешнему пониманию народности Пушкин в своей заметке противопоставил выражение народного самосознания, национальной идеологии и психологии, что, с его точки зрения, было неизмеримо важнее «красных рубашек». Это понятие он определил следующим образом: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особую физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу»38.

Концепция народности, созданная Пушкиным на основе передового мировоззрения, нашла отражение во всей его творческой работе. Только в свете этой концепции становится понятным идейное и художественное своеобразие Пушкина по сравнению со многими поэтами его времени.

Как тут не вспомнить пушкинскую героиню:

 

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,...

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь,...

 

В замечательной прозе «Мой Пушкин» М. Цветаева говорит о потрясении, испытанном в детстве после прочтения сцены объяснения в любви Татьяны и Онегина, которая стала на всю жизнь уроком смелости, гордости, верности, судьбы, одиночества. М. Цветаева всей своей жизнью подтвердила верность идеалу, избранному раз и навсегда. Русский тип любви как мера жизни и преодоления смерти, покаяния и очищения с трагической и мучительной верой выражен в русской классике XIX в., начало которому положил великий Пушкин.

Русский тип любви чаще всего безответен, неразделен, самоценен, самоотвержен, он возвышает того, кто любит, и своим светом озаряет любимого.

Это — великая работа души, победа над эгоизмом, себялюбием, культом плоти и обладания. Это — любовь-подвиг. Это — и дар небес, и богатство духа с его безграничной устремленностью к совершенству. Декабристки, мечущиеся, жаждущие идеала героини Достоевского, нравственно цельные, гармоничные женщины Толстого — все они берут свое начало в пушкинской Татьяне.

В своей речи о поэте в 1880 г. Достоевский анализирует этот образ как важнейшее национальное достояние, как высший тип русской духовности, не способный строить свое счастье на несчастье других. Главное — это успокоение духа, высшая гармония; писатель прямо связывает образ русской Татьяны с Россией, с ее святынями, с русским народом. Именно такая трактовка была принята великими поэтами XX в. А. Ахматовой, М. Цветаевой. Любовь, долготерпение и самоотверженность близки им. Эта изначальная вечная женственность стала их своеобразным кодексом.

Длительная по времени, подлинно народная жизнь многих стихотворений Пушкина, его поэм является лучшим воплощением мечты великого поэта России о народной славе его произведений, о необходимости идейной и творческой связи русской поэзии с миром народной поэтической культуры. Воплощением этой заветной мечты Пушкина и есть та «народная тропа» к его произведениям, тот действительно «нерукотворный памятник», который народ поставил своему гениальному поэту.

Но поистине всенародное признание Пушкин получил еще при жизни. Очень характерно в этом плане смелое стихотворение Глинки, опубликованное в «Сыне Отечества», в котором автор заверял Пушкина:

 

Судьбы и времени седого,

Не бойся, молодой певец,

Следы исчезнут поколений,

Но жив талант, бессмертен гений!

 

Пушкин ответил Глинке:

 

Без слез оставил я с досадой

Венки пиров и блеск Афин,

Но голос твой мне был отрадой,

Великодушный гражданин...

 

Нам, его последующим поколениям, Пушкин оставил завет:

 

Всю жизнь трудись!

И помни вечно,

Что все на свете

скоротечно!

 

Смерть и жизнь, бессмертие и безграничность небытия человека, личности, человечества — вся эта многомерность берет начало в Пушкине. У него все оттенки индивидуальной трагедии ухода из жизни, соотнесенной с ее извечными законами: «и сколько здесь не видно нас, мы все сойдем под вечны своды и чей-нибудь уж близок час». Иначе, чем раньше, звучат и мысли о сути жизни: «Но не хочу о, други, умирать, я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», «Нет, весь я не умру...». Вопросы жизни и смерти здесь не одна из тем, а своеобразная история русской философии в поэтической форме, ей нет аналога в мировой культуре.

Нельзя не сказать и о песенной славе пушкинских произведений: она началась еще в 20—40-е годы, когда многие из них были положены на музыку и, несмотря на ограниченность изданий, стали достоянием самых отдаленных уголков России благодаря рукописным сборникам стихотворений, домашним альбомам и т.д.

Отмечая невиданный успех творчества Пушкина, Белинский указывал, что популярность произведений гениального русского поэта вышла далеко за пределы только «образованного» круга. Произведения Александра Сергеевича Пушкина, по свидетельству великого русского критика, «читались всею грамотною Россиею, они ходили в тетрадках, переписывались девушками, охотницами до стишков, учениками на школьных скамейках, украдкою от учителя, сидельцами за прилавками магазинов и лавок» 39.

Большую роль в распространении Пушкина в широкой народной среде сыграли и лубочные песенники, которые в 20—40-е годы сильно обновились в своем составе за счет произведений Пушкина и других современных поэтов. Особенно часто в них печатались стихотворения «Черная шаль», «Под вечер, осенью ненастной», «Узник», «Казак», «Братья разбойники», «Талисман», «Зимний вечер», «В реке бежит гремучий вал», «Старый муж, грозный муж», «Утопленник», «Бесы» и др.40 При наличии большого количества таких пушкинских изданий их всегда было легко взять из книг.

В распространении пушкинских произведений в народе большую роль сыграли лубочные картинки. Широко известными они становились и благодаря тому, что многие из них входили в хрестоматии, книги для чтения, и т.д.

Песня Земфиры — «Старый муж, грозный муж» — еще при жизни Пушкина не только сделалась широко распространенной, но вошла в репертуар цыганских хоров, о чем, например, писал П. К. Мартьянов: «...цыгане пели ее самому Пушкину, приезжавшему в Москву слушать их в Грузинах»41.

Особенно большой успех выпал на долю «Черной шали». Положенная на музыку композитором А.Н. Верстовским через два года после ее опубликования, «Черная шаль» на сцене часто исполнялась лучшими артистами того времени. Так, говоря о ее исполнении на эстраде в 20-е годы, Н. Финдейзен писал: «Балладу пел любимец тогдашней публики — Булахов, одетый молдаванином»42.

«Черная шаль» исполнялась на тогдашних концертах и любителями песенного искусства из дворянской среды. Например, М. И. Пыляев писал в своих воспоминаниях о таких выступлениях князя В. Голицына: «Известное стихотворение «Гречанка», слова Пушкина, музыка Верстовского, он пел с большим выражением, в конце выхватывал из-за пояса кинжал и кидался на изменницу»43.

В 1824 г. «Черная шаль» исполнялась в московском Малом театре как «Кантата» известным трагиком П. С. Мочаловым, а в 1831 г. она была поставлена в Большом театре в виде балета»44.

Приведенные примеры, разумеется, далеко не исчерпывают вопроса о распространении в народе стихотворений Пушкина. Именно Пушкин явился первым русским поэтом, который в тяжелую эпоху реакции гениально угадал идейно-поэтические запросы народа. Причиной этого, несомненно, было то, что Пушкин сумел в своем творчестве предельно приблизиться к народу, а народ — приблизить к себе.

Во времена Пушкина расхожей была мысль, что русский народ обладает одним талантом — даром переимчивости, усвоения чужого, рабского копирования иностранного. Мнение это было распространено и среди иностранцев, снисходительно рассуждавших о России, и среди самих русских. Пушкин своим творчеством опроверг версию о «пассивной женственности» русского начала, его якобы неспособности создать оригинальные образцы искусства, выработать собственные духовные ценности всемирного значения, обогатить человечество истинно русским вкладом в мировую цивилизацию и культуру... Без него не развернулись бы так смело последующие русские таланты, не ощутили бы в себе мятежного и властного призыва — не следовать только за Западом в художнических исканиях, а самим указывать, открывать и Западу, и Востоку новые пути и возможности.

Итак, с Пушкина началась современная российская культура, которая, впитав, усвоив лучшие достижения собственной и всей общеевропейской духовной жизни, на этой основе полно раскрывает особенности истинно самобытные, выражает подлинно национальное мироощущение и тем самым обогащает и мировую культуру.

В бумагах у Пушкина была найдена запись, сделанная поэтом незадолго до смерти: «Не может быть, чтобы людям со временем не стала ясна смешная жестокость войны, так же как им стало ясно рабство, королевская власть и т.п.». Пушкин думал о временах грядущих,

 

Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся.

 

В известной речи о Пушкине Ф. Достоевский отмечал: «Стать настоящим русским и будет именно значить стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону»45.

Пушкин трагически погиб на дуэли от пули Дантеса, французского подданного. Современники винили в этом жену поэта Наталью Николаевну, о которой Пушкин как-то сказал: «Чистейшей прелести — чистейший образец» — и часто при жизни называл ее своей «святой». Царь Николай I был влюблен в красавицу Натали.

Мать Натальи Николаевны была суровой и неласковой женщиной, и после свадьбы Наталья Николаевна взяла к себе от матери двух своих старших сестер — Александрину и Екатерину.

О жене Пушкина Наталье Николаевне Гончаровой Долли Фикельмон писала в 1831 г.: «Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Поэтической как из-за ее мужа, так и из-за ее небесной и несравненной красоты. Это образ, перед которым можно оставаться часами, как перед совершеннейшим созданием творца».

Все подозрения в адрес Натальи Николаевны снимают слова поэта, обращенные к жене: «А душу твою люблю я еще больше твоего лица».

Перед самой своей смертью он говорил, что его жена невинно страдает, и беспокоился о ее будущей судьбе.

Великий поэт России явился жертвой условностей и предрассудков, царивших в обществе самодержавия, который был ненавистен Пушкину всю его жизнь.

После гибели Пушкина Дантес вынужден был жениться на Екатерине Гончаровой и они уехали в его имение в Словакию. К. Маркс и В. Гюго во Франции заклеймили Дантеса как политического деятеля.

Демократизм Пушкина, жизненная содержательность и правдивость его произведений, блеск его поэтического мастерства — все это делало творчество поэта гораздо более популярным, чем подавляющее большинство стихотворений сентиментального или вычурного романтического стиля конца XVIII — начала XIX в. Пушкин создал классические образцы всех литературных жанров: лирической и эпической поэзии, романа и повести, трагедии и рассказа, оказал огромное влияние на развитие русской прозы и поэзии, музыки и театра.

Под воздействием творчества Пушкина, его теоретических выступлений по проблемам реализма находилось практически все русское искусство, различные его виды и жанры.

Особенно важными для дальнейшего развития проблематики реализма явились сформулированные Пушкиным принципы правдивого изображения человеческих характеров во всей их многосторонности и диалектической противоречивости. Эти идеи находили отклик и в театральной среде. Так, на страницах «Телескопа» и «Молвы» развернулась полемика о принципах актерской игры, в ходе которой завершилась ранее проявившаяся тенденция русской театральной критики утвердить реалистическую школу перевоплощения и переживания.

Это один из примеров того, как под влиянием Пушкина46 подготавливались новая концепция искусства и обосновывавшая ее система эстетических взглядов, которые будут вскоре разработаны классиками русской материалистической демократической эстетики — эстетики критического реализма — Белинским, Герценом, Чернышевским, Добролюбовым.

В связи с именем Пушкина, видимо, стоит упомянуть современника поэта писателя Павлова. Его повести «Ятаган» и «Именины» Пушкин назвал первыми замечательными русскими повестями, ради которых можно забыть об обеде и сне.

Павлов был сын крепостного, но получил свободу. Его жена Каролина Павлова — талантливая поэтесса и переводчица. Писатель Павлов за свои демократические воззрения был сослан в Пермь, а Каролина после этого уехала из России в Германию, где занималась переводами с русского языка на немецкий и французский. Великий Гете и Александр Гумбольдт были от нее в восторге. Благодаря талантливым переводам Павловой Запад знакомился с русской поэзией.

Восстание декабристов, с которыми Пушкин был так близок, потерпело поражение. Правительственный террор на время подавил свободомыслие и общественную активность дворянской оппозиции.

У Николая I, ставшего императором в декабре 1825 г., не было даже намерений, связанных с изменением государственного строя России. Для укрепления существующего порядка под руководством М. М. Сперанского (возвращенного в Петербург в 1821 г.) во Втором отделении Собственной его императорского величества канцелярии были подготовлены Полное собрание законов Российской империи за 1649—1826 гг. (1830) и Свод законов Российской империи (1833). Новый самодержец усиливал карательный аппарат. В июле 1826 г. было учреждено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.X. Бенкендорф. Он же стал шефом корпуса жандармов.

Своеобразной приметой времени становится всесилие полицейско-чиновничьей бюрократии.

Старые формы помещичьего хозяйства, основанные на подневольном труде крепостных, уступают место свободному предпринимательству — прогрессу капитализма. Кризис гильдейского предпринимательства в первой четверти XIX в. сменился в годы царствования Николая I новым подъемом купеческой деловой активности. Капиталистические отношения проникают во все отрасли производительного труда.

В первой половине XIX в. ручное ремесленное производство вытесняется машинным. Повсюду возникают мануфактуры и фабрики, но в них по-прежнему преобладает труд крепостных крестьян.

Только с 30-х годов энергичное внедрение машин и труда вольнонаемных рабочих создает предпосылки к промышленному перевороту, быстрому развитию торговли и расширению всероссийского рынка. Немало этому способствует освоение новых видов транспорта — парохода и паровоза. Товарно-денежные отношения вторгаются в быт деревни, вызывая еще большее расслоение крестьянства. Отдельные крестьяне богатеют и, откупившись на волю, обращаются в преуспевающих купцов или фабрикантов.

Стремясь получить долгожданную свободу, крепостные «капиталисты» — крестьяне выкупались на волю с уплатой огромных сумм. Выкупные операции крестьян графа Шереметева (из них до реформы 1861 г. обрели свободу более 50 семей) выражались в астрономических суммах в сотни тысяч рублей.

П.В. Анненков рассказывал в своих воспоминаниях, что к одному помещику явились крепостные крестьяне с предложением освободить их за большой выкуп. Один из них предложил даже 100 тыс. руб. серебром. Но помещик был барином в старом романтическом стиле и брезгливо отказался от денег, «гордясь тем, что в числе его подданных есть чуть ли не миллионеры» 47.

В деревне более значимую роль начинают играть зажиточные крестьяне, которых порой зовут нелестно «мироедами». Из их среды выходят изворотливые скупщики, предприимчивые фабриканты и заводчики. Известны потомственные фамилии таких крестьян: Морозовы, Горелины, Прохоровы и др.48

Распространенным явлением стали ярмарки, поднимавшие спрос на товары, ускорявшие их сбыт, содействующие расширению торговых связей. К середине XIX в. число торгующих крестьян за 20 лет возросло более чем в три раза, торгующих дворян — более чем в 2 раза, а купеческих свидетельств — чуть более чем в полтора раза.

Купцов и промышленников привлекали возможности перевозок емких и тяжелых грузов по речным путям. Однако не было судов и барж, способных двигаться против течения. Появилась невиданная по своим тяготам профессия бурлак. Средоточием их труда стали берега Волги. Мускульная сила бурлаков продолжительно использовалась даже при появлении пароходов. Труд бурлаков был дешев, достаточно надежен и не требовал технического оснащения. Об этом написана песня «Дубинушка» поэтом-сатириком некрасовского направления Л. Н. Трефолевым. Его произведения печатали в «Отечественных записках», издавались сборники, причем не раз подвергались полицейскому запрету.

По-прежнему консервативно развивалось хозяйство крупных помещиков, располагавших большим числом крепостных крестьян.

В усадьбах более образованных дворян начинают использоваться прогрессивные формы хозяйствования. Зачатки фермерства особенно заметны на юге России, в местах, куда стекались потоки беглых крестьян. Такое хозяйство описывается в романе известного русского писателя Г. П. Данилевского «Беглые в Новороссии».

Акт крестьянской мести — ночной расправы над жестоким помещиком — рисует стихотворение «Мщение», написанное И. С. Никитиным, в творчестве которого тема народного страдания была ведущей. В 37 лет поэт редкого дарования сам стал жертвой безысходной бедности. «Это крупный поэт, — говорил о нем Л. Н. Толстой, — и я не понимаю, как его забывают. Его нельзя забывать».

В начале 30-х годов по России прошла волна «холерных бунтов», явившись отражением недовольства народа условиями жизни. (О причинах распространения страшной болезни в крестьянских селениях позднее рассказывал популярный в России писатель А. А. Потехин. В 1900 г. он избирался почетным академиком по разряду изящной словесности.)

Николай I страшился этих бунтов, стремясь упрочить единовластие. Он держал под ружьем огромную армию и умножал военно-бюрократические учреждения. Той же цели служили и предпринимаемые им реформы. Особым покровительством самодержца пользовалась жандармерия, под надзор которой были поставлены учебные заведения, литература, печать, общественная деятельность граждан. Беспощадно подавлялись волнения крестьян и попытки неповиновения в армии. Внешняя политика была направлена на поддержку контрреволюционных правительств Европы.

Однако и крайние меры не смогли подавить общественное движение в России, проявлявшее себя разнообразно. Смелее становятся публицистика и литература, возникают кружки и общества интеллигентов, склонных обсуждать проблемы, волновавшие в свое время декабристов.

В этих условиях царское правительство было против народного образования. Николай I запретил принимать крестьянских детей в гимназии и университеты. Но страна нуждалась в образованных людях — в инженерах, агрономах, врачах, — и поэтому пришлось открыть новые общеобразовательные и специальные школы.

В Петербурге возникли Технологический, Горный и другие институты, в Москве — Высшее техническое училище, Земледельческая и Лесная академии, в ряде городов — университеты.

Охранительная политика в области просвещения была направлена на то, чтобы воспитать образованных людей, необходимых стране, избежав при этом распространения «революционной заразы». С. С. Уваров, ставший министром народного просвещения в 1833 г., предложил ввести «истинно русское» просвещение, которое бы основывалось на трех неразрывных началах: православии, самодержавии, народности. Возникнув как принцип отечественного просвещения, теория «официальной народности» С. С. Уварова стала краеугольным камнем государственной идеологии николаевской эпохи. Триединая формула оказалась надежным критерием для цензуры и карательных органов. Она постоянно звучала в прессе, в университетских лекциях, в литературных произведениях, даже в частных документах. Теория «официальной народности» отвечала запросам высшей бюрократии и основной массы дворянства. Но дать ответ на вопросы, волновавшие мыслящую часть общества, она не могла.

Для содействия народному просвещению Николай I основал Учительский институт и Главный педагогический институт. Цель его состояла преимущественно в ограждении русской молодежи от влияния иностранных учителей. Для домашних наставников и наставниц утверждены правила: их способность и нравственность, при оценке которой брались в расчет и их политические мнения. Они определялись одним из русских университетов под страхом денежной пени в 250 рублей и изгнания за пределы империи. Запрещено было посылать молодых людей учиться за рубеж, кроме исключительных случаев, в которых испрашивалось особое разрешение. В учрежденных правительством учебных заведениях отдавали преимущество русскому языку, литературе, статистике и отечественной истории. Отъезд за границу и срок пребывания в чужих краях ограничены. В Киеве основан Университет св. Владимира, но закрыт Виленский.

Особенно заботились о военных учебных заведениях, корпусах, военных академиях.

Устав 1828 г. для низших и средних учебных заведений определил, что в приходских училищах должны обучаться люди «низших состояний», в уездных училищах — дети купцов, ремесленников и других горожан, в гимназиях — дети дворян и чиновников. Учебные программы были пересмотрены и сокращены.

В гимназиях и уездных училищах открывались «реальные классы» для изучения химии, черчения, механики, коммерческих наук. Необходимость обучения грамоте требовала расширения сети школ. С 30-х годов различные ведомства открывают начальные классы. К 1861 г. их было создано около 30 тыс. Появляются школы при фабриках.

В 1835 г. университеты были лишены статуса научно-методических и учебно-административных центров и внутренней автономии. Плата за обучение в университете повышалась, число студентов строго ограничивалось. Долгие годы стоматологами могли быть исключительно мужчины. Однако в 1829 г. появилось утвержденное лично императором Николаем I положение «О допущении женщин к испытанию на звание зубного врача». Первой женщиной-дантистом в России стала уроженка Варшавы Назон, получившая патент в том же 1829 г. Ее было указано именовать «зубною лекаркою».

В связи с бурным ростом промышленности возрос спрос на умственный и технический труд. Товарно-денежные отношения все заметнее захватывали прослойки разночинцев, трудовой интеллигенции, выходившей из слоев городского мещанства и разорявшейся части дворян. Развивающаяся промышленность требовала новых специалистов.

Для подготовки квалифицированных кадров вынужденно открывались технические высшие учебные заведения: Практический технологический институт в Петербурге, Московское ремесленное училище. Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров. Межевой институт в Москве. Действовали Медико-хирургическая академия в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, духовные, военные училища и академии.

Фабриканты Прохоровы ведут свою летопись с 1764 г. Знамениты они в том числе и тем, что сами занимались подготовкой кадров для своего производства, открыв ремесленную школу.

Поначалу рабочие сочли это не более чем барскими причудами, тем более что Тимофей Васильевич Прохоров ввел в программу обучения не только само ремесло, но и Закон Божий, арифметику, грамматику, чистописание и даже рисование (в последнем предмете был, правда, особый смысл: нанесение рисунка на ткань и создание самого орнамента требовали, естественно, высокой квалификации). Прохоров понял, что ставку надо делать на молодежь. В 1816 г. ремесленная школа действовала уже постоянно:

часть дня рабочие обучались мастерству. Выпускники школы давали фабрике образованных и квалифицированных специалистов, и, хотя содержание школы обходилось Прохоровым в десятки тысяч рублей, затраты эти окупались сторицей; вклад одного только выпускника, Тараса Марыгина, в дело Прохоровых был столь велик, что в течение полувека создавал для фабричного производства искуснейшие, неповторимые узоры, которые справедливо считались фирменным признаком прохоровской продукции. В 1851 г. комиссия экспертов Лондонской всемирной выставки была поражена работами Марыгина и попросила прислать в Англию портрет мастера.

Просветительские увлечения Тимофея Васильевича вскоре привели его к мысли о необходимости создания в Москве Технологического училища. Тимофей Прохоров покупает у Строгановых дом на Вшивой горке и открывает там фабрику-школу — уникальное по тем временам учебное заведение, где талантливым ученикам выплачивались стипендии, а стипендиатов обучали бухгалтерии, музыке и иностранным языкам. Во многом благодаря его деятельности как содержателя школы и авторитетного члена Московского отделения созданного в 1828 г. Мануфактурного совета московское купечество стало более сочувственно относиться к идеям школьного обучения.

Уверенность в социальной значимости просветительской деятельности Тимофей Прохоров вынес и из двух путешествий в Европу: в своих записках, где суммировал впечатления от странствий, он замечал: «Надобно впредь детей купеческих приучать к постоянному труду, к умеренности в потребном для жизни, к охотному богатению, но без малейшей алчности и зависти, к равнодушию в потерях выгод, но не к равнодушию потери совести и честного имени, к любо-пытности и любознательности, относящихся к нравственности и к делу: к постоянству в своем звании... Не учась, нам, русским, в состязания с иностранными купцами входить невозможно»49.

Триумфальным стал для Товарищества трехгорных мануфактур Прохоровых 1900 г. На Всемирной парижской выставке Товарищество получило гран-при за заботу о быте рабочих, золотую медаль по «санитарному отделу».

С началом мировой войны существенным вкладом Прохоровых в оборону страны стал организованный впервые в России в 1914—1915 гг. выпуск гигроскопической ваты для военно-полевых лазаретов.

Традиции попечительства о рабочих, заложенные еще Тимофеем Васильевичем Прохоровым, не прерывались вплоть до конца существования Товарищества. При прохоровских фабриках были открыты больница, амбулатория, родильный приют, летний санаторий для рабочих.

В 1912 г. Николай Прохоров был «высочайше возведен со всем своим потомством в потомственные дворяне».

Значительным явлением отечественной и культурной жизни становятся публичные лекции в университетах. Особенно большой успех у прогрессивно настроенной русской интеллигенции имели публичные лекции профессора Московского университета Т. Н. Грановского. На материале истории стран Западной Европы он убедительно доказывал правомерность ликвидации феодально-крепостнических отношений. Его слушатели прекрасно понимали, что, критикуя феодальный строй средневековой Европы, он фактически критикует самодержавие и русское крепостничество. Герцен с восторгом отзывался о лекциях Грановского И подчеркивал их большое общественное значение.

Развитие научной мысли протекало в борьбе с реакционными взглядами и мистицизмом. Руководитель Академии наук С. С. Уваров, став министром просвещения, заявил: «Если мне удастся отодвинуть Россию на пятьдесят лет от того, что готовят ей теории, то я исполню свой долг и умру спокойно». Он требовал, чтобы «все положения и выводы науки основывались не на умствованиях, а на религиозных выводах».

Николай I запретил в университетах изучение философии и ввел преподавание богословия. Правительство преследовало ученых. Профессору Московского университета Грановскому запретили выступать с публичными лекциями по всеобщей истории. Из Казанского университета уволили 11 профессоров за «неблагонадежность».

Николаевское правительство беспощадно расправлялось с передовыми писателями. Писателей-декабристов Одоевского и Бестужева сослали на каторгу. Полежаева за антикрепостническую поэму «Сашка» отдали в солдаты, и он умер в военном госпитале. Пушкина и Лермонтова не раз подвергали ссылке. Эти два величайших поэта России были убиты на дуэлях, спровоцированных лицами, близкими ко двору. От наемных убийц в Тегеране погиб Грибоедов. Достоевского сослали в Сибирь. «История нашей литературы, — писал Герцен, — это или мартиролог, или реестр, каторги». Но никакие репрессии не могли заглушить голос великой русской литературы, лучшие представители которой всегда боролись за освобождение народа.

Развитие производительных сил, особенно начавшийся переход мануфактуры в фабрику, становление капиталистического уклада в экономике оказывали благоприятное влияние на научную жизнь страны, активизировали русскую научную и техническую мысль, способствовали началу сближения науки с производством.

Опираясь на достижения европейской науки, крупных успехов добились русские ученые. Центрами научной мысли стали Академия наук, университеты и научные общества (Общество истории и древностей российских. Археографическая комиссия, Общество испытателей природы, Русское географическое общество и др.). Во многих городах России были созданы сельскохозяйственные общества.

Несмотря на жестокие гонения, русские ученые в первой половине XIX в. сделали ряд выдающихся открытий, которые принесли им всемирную известность. Великий математик Николай Иванович Лобачевский (1792—1856), ставший в 23 года профессором, создал учение о «неэвклидовой геометрии». Он доказал, что математические законы являются не категориями человеческого сознания, а отражением реальных отношений, существующих в природе. Реакционное духовенство объявило его учение «ересью», тогда как в ученых кругах его назвали «Коперником геометрии».

Великий математик России был ректором Казанского университета. В июле 1828 г. на торжественном собрании университета он произносит программную речь «О важнейших предметах воспитания». Культура человека, говорил Лобачевский, определяется не только образованием, но и свободным, творческим воспитанием. Воспитание должно не подавлять личность, а, напротив, раскрывать «все способности ума, все дарования, все страсти».

Ученый П. Ф. Горянинов сделал вывод, что все растения и животные, обладая единым принципом строения, состоят из клеток. Он стал одним из основоположников «клеточной теории».

В условиях начавшегося промышленного переворота в России ученые стремились приблизить науку к жизни. Профессор химии Н. Н. Зинин впервые получил анилин — красящее вещество из каменноугольного дегтя. Он положил начало созданию синтетических материалов. Металлург П. П. Аносов раскрыл тайну древнего булата, создал сверхтвердую сталь, основал новую науку — металлографию. Физик В. В. Петров доказал возможность применения электричества для освещения и для плавки 154 металлов, он, по сути, явился основоположником электрохимии и электрометаллургии. Академик Б. С. Якоби работал над превращением электрической энергии в механическую, сконструировал электромотор, открыл метод гальванопластики, обосновал возможность телеграфа. Изобретения и открытия П.Л. Шиллинга (электромагнитный телеграф), П.П. Аносова, П.М. Обухова, В.С. Пятова (металлургия) соответствовали уровню развития мировой науки. Известный всему миру астроном В. Я. Струве создал под Петербургом Пулковскую обсерваторию, которую стали называть «астрономической столицей мира». Знаменитый хирург Н.И. Пирогов — участник обороны Севастополя — предложил применение антисептиче

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...