1. Индивидуально-типологические и социально-психологические характеристики личности
1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ 1. 1. Общее понятие личности Личность сложна и многогранна. Вопросы, связанные с ее изучением, привлекают внимание философов, экономистов, педагогов, социологов и представителей других наук. Наиболее общее научное понимание. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией. Личность – это человек в совокупности его социальных и жизненно- важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Будучи от рождения наделенным соответствующими биологическими предпосылками, человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. Известный русский классик В. Г. Белинский писал, что «каждый человек имеет свое лицо», то есть он является личностью, при этом имеет что-то общее с другими людьми и в то же время чем-то отличается от других людей. К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития личности, в отечественной психологии признается деятельность (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др. ). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой развиваются познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, формируются убеждения и мировоззрение. Стать высокоразвитой личностью – значит, по мнению немецкого философа Л. Фейербаха, «обладать силой мышления, силой воли и силой чувств. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенство». Известный немецко-американский психолог Э. Фромм писал: «Понадобились тысячелетия, чтобы раскрылись интеллектуальные особенности человека, чтобы он научился разумной организации общества и концентрации сил. Человек создал новый мир, со своими законами и своей судьбой. Оглядывая свое творение, он может сказать воистину это хорошо. Но, что он скажет относительно самого себя? Приблизился ли он к осуществлению другой мечты человеческого рода – совершенству самого человека? – Человека, любящего ближнего своего, справедливого, правдивого и осуществляющего то, что он есть потенциально…? Неловко даже задавать этот вопрос – ответ слишком ясен». [1]
Общество всегда такое, какой тип личности преобладает у ее граждан. Общество и жизнь в нем не могут стать лучше, если люди не станут лучше и в то же время, если само общество не создает условия для этого. 1. 2. Структура личности Основу личности составляет ее структура, то есть, относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, особенности самосознания. Направленность личности. К ней относится система убеждений, интересов, отношений человека. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенным социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной его деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он перед собой ставит. Направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его. Сферы проявления направленности: · бытовая – материальные устремления, культурные и эстетические потребности; · профессиональная – стремление достичь профессиональных высот, привязанность к избранной профессии;
· психологическая – идейность, патриотичность, политическая зрелость. Способности. Этосвойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности, в том числе от процесса социализации. Темперамент и характер. Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные особенности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах. Самосознание личности. Самосознаниепозволяетличности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе. Самосознание включает (рис. 1): самопознание, самоотношение и саморегуляцию. В результате самопознания формируется система знаний о себе, своих возможностей, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет самоотношение. Эмоциональное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ-Я», на основании которого формируется самооценка. Самосознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности.
Рис. 1. Структура самосознания Рассмотренная структура самосознания достаточно схематична, поэтому представляется целесообразным привести точку зрения одного из современных отечественных психологов – В. В. Столина, что «единицами самосознания личности являются не образы сами по себе и не самооценки в когнитивной или эмоциональной форме, и не образы плюс самооценки. Единицей самосознания личности является конфликтный смысл Я, отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, конфликт его мотивов и видов деятельности. Это столкновение осуществляется посредством поступков, которые являются пусковым моментом формирования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл Я запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах. Следовательно, единица самосознания (конфликтный смысл Я) – это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа». Формирование личности представляет собой целенаправленный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремится сформировать у воспитуемого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|