36. Группообразование. Характеристика основных этапов формирования группы.
36. Группообразование. Характеристика основных этапов формирования группы. Группообразование - процесс превращения первоначально случайной общности людей в обособленную малую группу, обладающую определенной внутренней структурой и типологическими признаками (коллектив, корпорация и др. ). Этапы формирования группы: 1. формирование (знакомство); 2. бурление (конфликтная стадия); 3. становление норм; 4. стадия выполнения работы (стадия экспериментирования); 5. распад. Стадии развития группы (Вудкок, Фрэнсис): 1. Первая стадия развития группы— притирка, когда члены группы присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, чтобы работать или не работать в этой группе. Личные чувства маскируются или скрываются, искреннего и заинтересованного обсуждения целей и методов работы практически нет. Члены группы почти не слушают друг друга, творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует. 2. Вторая стадия— «ближний бой». Это период борьбы и переворотов, когда оценивается вклад лидера, образуются кланы и группировки, а разногласия выражаются более открыто. На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение. Иногда происходит силовая борьба за лидерство. Группа начинает обсуждать способы достижения согласия, стремится наладить эффективные взаимоотношения. 3. Третья стадия — экспериментирование, когда члены группы осознают свой возрастающий потенциал. Все актуальнее становится проблема эффективного использования ресурсов группы. Появляется интерес к более прогрессивным методам работы, желание экспериментировать. Принимаются меры по реальному повышению эффективности работы группы.
4. Четвертая стадия— эффективность, когда группа приобретает опыт в успешном решении многих проблем и использовании ресурсов. Управленческие функции могут плавно делегироваться то одному, то другому члену группы в зависимости от конкретной задачи. 5. Пятая стадия — зрелость, когда группа функционирует как коллектив, сплоченный вокруг хорошо осознаваемых всеми реальных общих целей, объединивших цели индивидуальные. Действуют прочные связи между членами группы. Отношения носят неформальный, психологически комфортный характер, личные разногласия разрешаются без отрицательных эмоций и психологического напряжения. Группа демонстрирует отличные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений. Расширяется делегирование полномочий, и все больше членов группы участвует в планировании и принятии решений. Модель эмоциональной динамики группообразования (концепция Волкова): · Фаза первичного восприятия — формирование первого впечатления о членах группы. · Фаза сближения — направлена на формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, формирование установки на совместное действие. · Фаза совместного действия — ведет к принятию межличностных ролей и определению социального статуса в процессе общения. · Фаза «сцепления» - характеризуется укреплением чувства общности, чувства «мы», формированием психологически комфортных норм общения и включением механизмов взаимовлияния. Влияние группы. Нормативное давление — давление большинства, чье мнение воспринимается членом как норма. Информационное давление — это давление меньшинства, и член группы рассматривает мнение лишь как информацию, на основе которой осуществляет свой выбор. 37. Коллектив и команда. Виды команд. Пути создания эффективной команды.
Коллектив — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. Команда - это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. 4 типа команд: решение проблем; самоуправляемые; межфункциональные; виртуальные. Командообразование – процесс, в котором оценивается, как члены рабочих групп сотрудничают друг с другом, и планируются изменения, ведущие к повышению эффективности еятельности. Для создания эффективной команды необходимо обеспечить достижение следующих целей: · Прояснить и согласовать обязанности каждого. · Развивать кооперацию, координацию и коммуникацию. · Выявить и разрешить потенциальные проблемы, которые могут помешать их деятельности. · Быть открытыми по отношению к новым творческим способам решения задач. · Задавать стандарты качества. Зинкевич-Евстигнеева выделяет признаки, позволяющие команде достигнуть эффекта: · Неограниченная интенсификация труда: для членов команды не существует нормированного рабочего дня; команда нормирует свой рабочий день сама в зависимости от темпов; · Сокращения потерь рабочего времени путем достижения высокой степени организации труда внутри команды; взаимозаменяемость, повышенная личная инициатива, распределение ролей; · Использование корпоративных форм принятия решения. McCullough (1995) обнаружил пять способов повышения продуктивности: 1) Миссия, ценности и видения компании должны разделяться членами команды. 2) Следует изменить парадигмы менеджмента 3) Необходима новая методология 4) Важно принимать во внимание возрастные когнитивные особенности членов команды 5) Обязателен " мощный старт" - поддержка менеджеров, предварительные тренинги для участников и возможность кардинальных изменений. Этапы формирования команды: 1. Определение собственных целей 2. Подбор и отбор кандидатов 3. Работа членов команды над собственными неосознаваемыми целями. 4. Исследование межличностных предпочтений 5. Целенаправленное формирование энергии единства 6. Формирование ценностей команды.
Принципы работы команды: § Принцип коллективного исполнения работы - Каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему получила команда, а не ту, что он обычно исполнял по заданию административного начальства (хотя последнее не исключается и в рамках команды) § Принцип коллективной ответственности - Вся команда теряет в доверии, стимулировании, в общественном признании, если задание не выполнено по вине любого члена из команды. § Принцип единой для команды формы оплаты за конечный результат - Оплата членов команды оговариваются с начальством заранее. Создается «фонд оплаты». Распределение происходит внутри команды, без участия руководства или заказчика. § Принцип высокого стимула команды за конечный результат - Приступая к формированию команды, руководство должно обладать информацией о значимых для кандидатов стимулах. § Принцип автономного самоуправления - Управление деятельностью команды осуществляется ее руководителем (лидером), а не административным начальством организации. § Принцип повышенной исполнительской дисциплины - Каждый член команды отвечает головой за общекомандный результат. § Принцип добровольного вхождения в команду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|