30 Управленческий стресс и контроль над ним. Понятие стресса. Характеристика основных стресс-факторов.
30 Управленческий стресс и контроль над ним. Понятие стресса. Характеристика основных стресс-факторов. Управленческий стресс - возникает, когда ответственность за действия или риск принимаемых решений слишком велика и не соответствует должности человека или его моральной устойчивости. Стресс - универсальная адаптивная реакция человека на опасную или неопределенную, но при этом значимую для него ситуацию, в условиях отсутствия адекватного стереотипа поведении или при невозможности его применить. Формула стресса = Стрессогенность / состояние. Стресс-факторы 1. Значимость ситуации. Критерий – цена отказа. Что для себя ценного я потеряю, если откажусь от выполнения данной деятельности или от нахождения в данной ситуации? 2. Новизна и неопределенность. Критерий – отсутствие знаний, умений, навыков и информации, необходимых для успешного осуществления данной деятельности или для безопасного нахождения в данной ситуации. 3. Нагрузка. Критерий – количество затрат и уровень дискомфорта, испытываемого мною при осуществлении данной деятельности или при нахождении в данной ситуации. Что для себя ценного я теряю (время, усилия, средства)? Какую цену нужно заплатить за выигрыш? 4. Риск. Критерий – цена ошибки. Что для себя ценного я потеряю, если я сделаю неправильное действие? 5. Цейтнот. Критерий – отсутствие запаса времени, достаточного для спокойного обдумывания вариантов поведения, или для перехода в более ресурсное состояние, или для повторения работы в случае ошибки. 31. Управление стрессом. Практические приемы и технологии стрессоустойчивого поведения. Управление стрессом подразумевает: · управление стрессогенностью ситуации
· управление своим состоянием · восстановление после стресса Для управления стрессогенностью ситуации необходимо: n Хорошо различать типичные стресс-факторы. n Уметь определять силу их действия на себя. n Знать в достаточном количестве эффективные и удобные для себя методы купирования (снижения силы) этих стресс-факторов; уметь их применять. Для профилактики стресса рекомендуется: * иметь по меньшей мере полтора выходных каждую неделю; * время, отведенное для вашего обеда, должно быть не меньше часа; * желательно есть, не спеша, и тщательно пережевывать пищу; * культивируйте привычку слушать расслабляющую музыку; * научитесь входить в измененное состояние сознаниям Делайте это каждые два-три часа по две минуты, если вы чувствуете некоторое перенапряжение. Находясь в измененном состоянии сознания, попытайтесь перенестись в приятное для вас место и на какое-то время задержаться в нем; 32. Проблема профессионал. деформаций в управленческой деятельности. Эмоциональное выгорание менеджера. Под профессиональной деформацией понимаются деструктивные изменения личности в процессе трудовой деятельности. Профессиональные деструкции можно определить как разрушение, деформацию сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. К основным детерминантам профессиональных деструкций можно отнести а) стереотипы; б) стереотипы социального поведения; в) акцентуацию характера; г) некоторые формы психологической защиты. Тенденции развития деструкции 1) Замедление профессионального развития по сравнению с нормами развития. 2) Неполная сформированность профессиональной деятельности. Поначалу человек действительно развивается, а потом застревает на некоторых этапах. 3) Дезинтеграция профессионального развития. Распад профессионального сознания и как следствие, часто выстраиваются нереалистичные цели, оторванные от жизни, нередко связанные с завышенной самооценкой.
Синдром эмоционального выгорания C. Maslach определяет это понятие как " синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам". Доктор Maslach подчеркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее " эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением". 33. Группа как объект управления. Понятие группы в психологии. Виды групп. Группа – относительно устойчивая совокупность людей, связанная системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Обязательными элементами любой группы являются цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда. Можно выделить несколько основных признаков социальной группы: 1. наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки. 2. наличие свойств группы как единого целого (структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции, социальный контроль). 3. осознание людьми принадлежности к группе. 4. установление определенных отношений между ее членами. Классификация видов групп: * По общественному статусу: формальные и неформальные. * По характеру взаимосвязей. Реальные группы - это объединение людей на почве реальных отношений - деловых или личностных. Номинальные группы — это неорганизованные или случайно организованные группы. Сюда относятся: зрители в театре и кино, случайные члены экскурсионных групп и т. д. * По количеству человек выделяют большие группы, малые и микрогруппы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|