Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

38.  Групповая сплоченность. Факторы, повышающие и понижающие сплоченность.




38.     Групповая сплоченность. Факторы, повышающие и понижающие сплоченность.

Сплоченность — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.

Признаки (показатели) сплоченности группы:

• уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях;

• степень привлекательности, полезности коллектива для его членов;

• сходство базовых ценностных ориентации членов коллектива;

• ясность и определенность коллективных целей, принимаемых всеми членами коллектива;

• совпадение в большинстве случаев личных интересов индивидов с корпоративными;

• кооперативная взаимозависимость членов коллектива в совместной деятельности;

• демократический стиль;

• принятие членами коллектива нормативных требований;

• осуществление делового (формального) общения как неформального;

• позитивность эмоционального фона общения членов коллектива друг с другом;

• встречи членов коллектива в неслужебной обстановке,

• празднуют вместе официальные и личные даты и торжественные события;

• конструктивное разрешение возникающих конфликтов;

• достаточно высокий престиж коллектива в глазах его членов;

• отсутствие неформальных группировок в трудовом коллективе и неформальных лидеров.

Факторы, обеспечивающие сплоченность коллектива:

Ø привлекательность членов коллектива;

Ø сходство взглядов, установок, ценностей;

Ø сходство отношения к групповым целям;

Ø характер взаимосвязи членов коллектива на основе принятия
ими общей стратегии поведения;

Ø удовлетворенность групповой деятельностью;

Ø характер руководства и принятия решений;

Ø групповая атмосфера на основе межличностных отношений;

Ø престижность коллектива;

Ø соперничество с другим коллективом или коллективами;

Ø враждебное, неприязненное отношение общества к коллективу.

Фактор Повышающее сплоченность Понижающие сплоченность
Время существования группы Трудность вступления в группу Размер группы Согласие относительно целей Взаимосвязанность задач Сложность задач Состав группы по возрасту Состав группы по полу Внешняя угроза Конкуренция Опыт групповой работы Мотивация и вознаграждение Распределение ресурсов Длительный период Высокая Немного (5-7 человек) + + Высокая Небольшая разница Женский коллектив Высокая Межгрупповая Положительный Групповая По групповому принципу Короткий Лёгкая Большая численность группы - - Низкая Большая разница в возрасте Мужской коллектив Низкая Внутригрупповая Негативный Индивидуальная По индивид. принципу

39. Понятие социально-психологического климата, его показатели. Пути оптимизации психологического климата.

Под благоприятным психологическим климатом понимают эмоционально-психологическое настроение коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются и личные, и деловые взаимоотношения его членов, определяющиеся их ценностными ориентациями, моральными нормами и общими интересами. Он создается и в процессе общения в коллективе. При этом ранее скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми (соревнование или скрытое соперничество, общительная сплоченность или круговая порука, давление или сознательная дисциплина) становятся особенно заметными.

Критерием здорового психологического климата в коллективе является взаимопонимание, взаимоуважение, дух общительности, которые объединяются с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью и ответственностью, требовательностью к себе и товарищам. Поэтому следует постоянно поддерживать здоровый психологический климат во всех звеньях общественных отношений. Заботу о таком климате должен проявлять каждый член коллектива, а не только его руководитель. Психологический климат зависит от личности руководителя, компетентности исполнителей и их совместимости при выполнении коллективной работы.

Психологическая несовместимость - это не просто отсутствие дружеских связей, невосприятие человека друг другом. Это неумение в критических ситуациях согласовывать свои действия, несинхронность умственных и двигательных реакций значительные различия во внимательности, рассуждении и других свойствах людей, которые мешают их совместной деятельности.

Совместимость людей определяется не только сложными условиями их жизни и деятельности. Она зависит также и от них самих - их темперамента, характера, интересов и тому подобное.

40. Методы изучения внутригрупповых отношений.

Для оценки совместимости индивидуальных особенностей членов группы, при формировании команд могут использоваться методики из блока методов исследования психологических свойств и состояний личности

" Групповые роли". Методика диагностирует функционально-ролевые позиции в управленческой команде: председатель, формирователь, генератор идей, оценщик идей (критик), организатор работы, организатор группы, исследователь ресурсов, завершитель.

Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер). Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля.  

Диагностика мотивационных ориентации. Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентации и их гармоничности в процессе формального общения.

" Какой у Вас тип коммуникабельности". Опросник позволяет определить тип коммуникабельности: экстраверт, интроверт или амбаверт (среднее значение).

" Лидер" Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером.

Методика определения степени ценностно-ориентационного единства. Методика позволяет выявить, является ли данная конкретная функционирующая группа сплоченной общностью.

" Определение способов регулирования конфликтов" тест К. Томаса выявляет ведущую стратегию, стиль поведения в конфликтной ситуации, в ситуации разногласий: соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество.

Опросник привлекательности труда (ПТР) Важные критерии оценки психологического климата - удовлетворенность, или привлекательность, работы в коллективе и степень согласованности мнений, оценок и отношений членов коллектива.

" Оценка конкурентоспособности фирмы". Методика предлагает оценить параметры, которые в своей совокупности помогут сделать заключение о конкурентоспособности фирмы.

" Оценка уровня общительности" тест В. Ф. Ряховского оценивает общий уровень общительности.

" Потребность в перестройке". С помощью теста можно определить необходима фирме перестройка производственного процесса или нет.

" Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между работниками, качественная сторона межличностных отношений.

Социометрия применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, измерения степени сплоченности-разобщенности в группе и т. д.

" Способы преодоления конфликта внутри малой группы". Тест позволяет оценить факторы, способствующие преодолеть назревший в группе конфликт.

Тест коммуникативных умений Михельсона - предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества основных коммуникативных умений.

" Уровень конфликтности личности". Конфликтность личности - интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты

" Уровень организационной культуры". Показатели полученные с помощью данного теста могут свидетельствовать об уровне организационной культуры.

" Формирование положительной групповой мотивации". Тест применяется для оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации.

" Эффективность лидерства" опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...