78. Функции конфликтов в организации. Типологии конфликтов в организации.
Конфликт - отсутствие согласия, разногласие между двумя или более сторонами - лицами или группами. Когда разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, люди вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются: диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия; конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели; деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Существует пять основных типов конфликта: внутриличностный; межличностный; между личностью и группой; межгрупповой; социальный. Внутриличностный конфликт. Участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности. Межличностный конфликт. В основе лежат объективные причины. Чаще всего-борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения, каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление. Другой распространенный конфликт этого типа - между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства. Межгрупповой конфликт. Обусловлен наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции. Межгрупповые конфликты сопровождаются: проявлением деиндивидуализации, т. е. проявление социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко оценивают свою группу, и одновременно обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку.
79. Трудовые конфликты в организации как разновидность социальных конфликтов. Особенности трудовых конфликтов в современных организациях. Трудовые конфликты - это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты). Трудовой конфликт в организации рассматривается как: 1) прямой вызов внутреннему порядку и стабильности трудового коллектива, позволяющий выявить интересы, разногласия, взаимные претензии и проблемы; 2) способ регулирования взаимоотношений, налаживания оптималь-ного порядка в организации производства и трудовых отношениях; 3) необходимый этап в развитии трудового коллектива. В зависимости от того, кто участвует в этом противостоянии и противоборстве, трудовые конфликты делятся на 1) индивидуальные 2) коллективные. Сегодня основными причинами трудовых конфликтов являются: - задержка выплаты заработной платы; - отсутствие индексации заработной платы в связи с нарастающей инфляцией; - неудовлетворенность размером оплаты труда; - взаимные неплатежи между предприятиями-производителями и потребителями; - систематические задержки бюджетных ассигнований; - ухудшение охраны труда и рост производственного травматизма; 80. Инновационные конфликты и их специфика. Инновации (или нововведения) — это целевое изменение, направленное на совершенствование и создание какого-либо нового (именно для данной организации) продукта, технологии, организационной формы управления и др.
К числу основных причин, вызывающих инновационный конфликт, можно отнести: 1) пассивность работников, заинтересованных в инновациях кадров. Это вызвано тем, что многие работники опасаются сокращения зарплаты, прибавления работы во время внедрения, боятся не справиться с новыми обязанностями, не имеют материального и морального поощрения во время внедрения. Другими словами, работники опасаются ухудшения (в результате нововведений) своего социально-экономического положения; 2) дефицит материально-технических ресурсов, но иногда в организациях имеются ресурсы более низкого качества, чем требуется. Иногда их приходится добывать на стороне, иногда требуемое оборудование, инструменты не выпускаются отечественной промышленностью; 3) ухудшение взаимоотношений руководителей и главных специалистов организации с руководителями и специалистами подразделений; 4) необходимость перестраивать свою работу руководителям и главным специалистам. Сегодня проблема трудоустройства и переобучения становится все более актуальной не только дли руководителей, но и для рядовых членов трудового коллектива. 81. Управление собственным поведением в конфликте. Применение теории трансактного анализа для бесконфликтного взаимодействия. В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения. Стратегии поведения в конфликте Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ). Основные положения теории трансактного анализа: Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция». Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции. Поведенческие характеристики основных трансакций -Ребенок– проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п. ), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я? », «За что меня наказали? », извиняется в ответ на замечания и т. п. -Родитель– требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п.
-Взрослый– работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п. Дитя: зависимое или бунтарское. Родитель: критический или заботливый. Примеры 1. На переговорах одна сторона заявляет другой: «Вы сорвали нам поставки, в результате мы понесли ощутимые потери». Другая сторона: «Нет, это вы виноваты, задержав предоплату». 2. Студент обращается к экзаменатору: «Почему вы поставили мне четверку, а не пятерку? ». Экзаменатор: «Давайте разберемся». И, используя аргументы, обосновывает выставленную оценку. Сумма расхождений равна нулю, что свидетельствует об отсутствии конфликтной ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|