Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценности культуры и духовный мир личности




 

В индивидуальной человеческой жизни духовные ценности выполняют ориентирующую и направляющую роль. Благодаря ценностям люди могут отличать важное и значительное от менее важного, незначительного, тривиального. Способность суждения, или оценки, философ Иммануил Кант считал одной из высших человеческих способностей. Она связана, с одной стороны, со свободой выбора, а с другой – с целеполагающей деятельностью и духовным самоопределением личности.

Ценностями люди считают то, что они ставят выше сиюминутных радостей и удовольствий, что придает смысл и значение их существованию. Американский психолог Эрих Фромм писал, что люди определяют смысл жизни через трансцендирование, то есть соотнесение с ценностями. Для некоторых в качестве ведущей духовной ценности может выступать Познание, для других – Любовь, Творчество, Вера, Свобода, забота о благе Отечества. Ради этих ценностей люди способны переносить жизненные невзгоды и лишения, сознательно идти на самоограничения и даже жертвовать собой. Разумеется, в реальной практической жизни духовные ценности являются нам не в виде абстрактных идей, а в виде конкретных, чувственно осязаемых символов, например, образов любимых литературных героев, поэтических строк и картин, воспевающих красоту природы, национального гимна и знамени, гениальных изобретений и научных открытий.

Вместе с тем Э. Фромм указывал на «антиценности», или ложно понятые, извращенные ценности, такие как эгоизм и нарциссизм, стремление к безграничному богатству, славе и господству, страсть к разрушению, наркотическая эйфория, расизм и фашизм. Они тоже представлены символами-фетишами, которым поклоняется немало людей. Масштабы распространения этих явлений в современной духовной жизни вызывают обеспокоенность, ибо они оказывают деструктивное воздействие на общество и личность.

Общаясь с символами, люди общаются с ценностями. Трансцендирование к духовным ценностям делает индивида самостоятельными и последовательным в действиях, независимым от случайных, равнодушных оценок. О таких людях говорят, что они обладают богатым духовным миром. С другой стороны, человек, не соотносящий себя ни с какими духовными ценностями, способен жить только сегодняшним днем. Его судьба зависят от прихоти случая и расхожих мнений, собственных пристрастий и капризов, и в целом, его жизнь представляется бессмысленной. Когда в обществе накапливается слишком много таких людей, они начинает представлять социальную опасность. Как сказал один из героев романа Ф. М. Достоевского: «Если единосущного Бога нет, то все дозволено».

Далее я не буду подробно рассматривать значение духовных ценностей для человека, поскольку эта важная тема изучается в учебном курсе социологии личности. Здесь я должен сказать несколько слов о социологии ценностей, как о научной дисциплине, занимающейся исследованием ценностных ориентаций различных групп населения. Специалистами этого направления разработан методический аппарат, позволяющий изучать отношение людей к политическим, нравственных, эстетическим, правовым ценностям. Накоплены обширные банки данных. Мне самому неоднократно приходилось участвовать в подобных опросах. Но чем больше я этим занимался, тем сильнее меня одолевали сомнения в получаемых результатах. В какой мере они отражают действительное состояние духовной жизни общества? Мне кажется, что анкетные опросы дают лишь самое общее и поверхностное представление об отношении людей к ценностям. В сущности, в них выявляется лишь реакция респондентов на отдельные оценочные суждения, представленные в вербальной форме. Но ведь ценность, как я пытался показать, означает нечто большее. Ценность – смысложизненное отношение, выражающиеся не только в словах, но, главным образом, в поступках. Для изучения ценностных ориентаций более пригодны непрямые, качественные методы исследования, включающие в поле наблюдения все виды символической деятельности, через которые репрезентируется духовный мир личности. Следовательно, социология ценностей помимо опросов, должна использовать глубинные интервью, биографические методы, контент-анализ общественных и личных документов, визуальный анализ, методику фокус-групп и т.п. При таком условии социология ценностей может превратиться в подлинную социологию культуры или, по крайней мере, стать одним из составляющих ее элементов.

 

Литература

 

Так как представленная здесь лекция носит авторский характер, я не могу сослаться на учебники, в которых давалось бы систематическое изложение той же проблемы, с той же методологической точки зрения. Поэтому прилагаемый список литературы может рассматриваться только как ориентировочный. В нем приводятся источники, которыми чаше всего пользуюсь я сам, а также тексты авторов, с которыми я заочно спорю или соглашаюсь, где обсуждаются те же проблемы, но с других методологических позиций – в общем, работы, которые могут направить дальнейший ход вашей мысли.

 

· Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: "Медиум", 1995. (URL: http://bookap.by.ru/sociopsy/constr/oglav.shtm)

· Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии, 1993, №№ 1 – 2.

· Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Предисловие. – Электронная библиотека ИФ РАН, URL: http://www.philosophy.ru/library/hegel/01/vorwort.html

· Духовное производство: социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. – М.: Наука, 1981.

· Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии, 1979, №№ 6, 7.

· Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: Петрополис, 1996.

· Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии – М.: Прогресс, 1998.

· Козлова Н.Н., Смирнова Н.М. Кризис классических методологий и современная познавательная ситуация // Социологические исследования, 1995, № 11.

· Лосев А.Ф. Вещь и имя. (Первая редакция).– Электронная библиотека ИФ РАН. URL: http://www.philosophy.ru/library/losef/name.html

· Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). М., 1994.

· Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. – М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. URL: http://www.philosophy.ru/library/mmk/simvol.html

· Межуев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек, картина мира. – М.; Наука, 1987.

· Научные и вненаучные формы в социальном познании: теоретические и практически-духовные способы освоения действительности. – М.: ИФАН, 1987.

· Ницше Ф. Сочинения, т. 1. – М., 1990. (Работы «Автобиография», «Человеческое, слишком человеческое», «Антихрист»).

· Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

· Платон. Собрание сочинений, в 4-х томах. – М., 1993. (Диалоги «Пир», «Федр», «Тимей»).

· Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век. Антология – М.: Юрист, 1995.

· Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.

· Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – М.: Прогресс, 1997.

· Захаров А.В. Содержание и формы духовной деятельности // Обществознание: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / под рук. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007, СС. 179 – 191.

Лекции

А. В. Захаров

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...