Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Традиционная культура в современном обществе





 

Опубликовано в журнале "Социологические исследования",
2004, № 7, СС. 105 — 115

1. "Ренессанс" традиционной культуры: постановка проблемы

2. Семантический анализ понятия традиции:

· А) бытовое значение

· Б) этнографическое значение

· В) философское значение

· Г) социологическое значение

3. Традиционная культура и теория модернизации

4. Фольклорная и популярная культура

5. Литература и примечания

1. "Ренессанс" традиционной культуры: постановка проблемы

 

Вопрос о месте и роли традиционной культуры в современном обществе представляется необычайно интересным и важным. Почти два столетия, начиная с эпохи Просвещения, прошли под лозунгом борьбы с народным невежеством и суевериями. Народное искусство считалось "примитивным" и не заслуживающим внимания, а приверженность традициям — признаком отсталости. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Известные всему миру ученые, например, Ж. Бодрияр, М. Мафессоли, говорят о "ренессансе" традиционной, архаической культуры1. Р. Барт использовал понятие мифа для исследования политики, рекламы, моды2. Пророк новейшей "технотронной эры" М. Маклуэн считал, что будущее человечество будет больше походить на "мировую деревню", а У. Эко ставит вопрос так: "Идет ли речь о пророчестве или о констатации факта. Другими словами: мы уже вошли в эпоху нового средневековья, или… нас ожидает “ближайшее средневековое будущее?"3

Шутливая интонация автора не должна вводить в заблуждение, ибо проблема, на самом деле, не так невинна, как кажется. Достаточно напомнить о таких явлениях, как национальная ксенофобия и религиозный фундаментализм, увлечение мистицизмом, популярность разного рода сект и "народных целителей" и т.п. В какой степени все эти явления можно считать "новыми" или "традиционными" и что конкретно они означают? Кто (или что) является истинным субъектом подобных социокультурных практик? Видимо, некоторые архаические формы культуры, которые до этого считали "пережитками прошлого", играют в жизни современного человека весьма значительную, не вполне проясненную роль. В связи с этим представляется важным уточнить смысловые границы понятий "традиция", "традиционная культура".



В рамках этой большой темы имеет смысл выделить для исследования три теоретических вопроса: 1) Что следует называть традиционной культурой, какие явления к ней относятся? 2) В каком отношении находится традиционная культура с современной культурой? 3) В каком направлении эволюционирует традиционная культура сегодня?

Эти же вопросы имеют и вполне конкретный смысл, с точки зрения прикладной социологии. Какое влияние образы и символы традиционной (народной, фольклорной, обрядовой, магической) культуры оказывают на процессы социализации и воспитания личности, формирование массового сознания, идентичности? Важно также понять, какие изменения происходят в современной художественной практике, как можно в нынешних условиях сохранять и развивать традиционную культуру, передавать ее следующим поколениям. Все это заставляет с новым вниманием отнестись к теоретическим вопросам, которые до этого казались давно решенными.

 

Семантический анализ понятия традиции

 

А) бытовое значение

В бытовой разговорной речи слово "традиция" употребляется в одном ряду с "обычаем", "ритуалом", "обрядом" и т.п. Здесь традиция — то, что принято людьми с незапамятных времен и устойчиво повторяется, воспроизводится в потоке времени. Подразумевается, что традиция заключает в себе нечто важное, положительное, представляющее безусловную ценность и, следовательно, заслуживающее уважения и сохранения. Главный недостаток такого понимания заключается в некритическом отношении к содержанию традиции. Обыденное сознание не проявляет интереса к тому, в каких исторических условиях возникла та или иная традиция, как она связана с другими сторонами культурной жизни, и склонно рассматривать ее как явление самодостаточное, не требующее объяснений.

У некоторых людей понятие традиционной культуры вызывает односторонне положительную оценку. Иначе и быть не может. Ведь традиционная (или народная) культура — основа национального духовного богатства. На ней во все века строилось патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающих поколений. Однако становится опасно, если любовь к традиционной культуре перерастает в некритическое любование ей. На самом деле, в традиционной культуре, наряду с положительными сторонами, могут проявляться и некоторые отрицательные: консерватизм, этническая ограниченность, неразборчивость в выборе эстетических средств. Ученый должен не любоваться традициями, а давать объективную научную оценку всем образцам, без изъятия.

Б) этнографическое значение

В этнографии термин "традиционная" обычно рассматривается как синоним слов "народная", "фольклорная"4. Большинство фольклористов и этнографов полагают, что традиционная культура должна пониматься, прежде всего, как особая семиотическая система, возникшая в дописьменную эпоху5. Некоторые авторы, например, Е.В. Аничков, В.Я. Пропп, выдвигали на передний план аграрное общество как носителя традиционной культуры6. В современной этнологии выделяются некоторые существенные признаки народного творчества: анонимность, метафоричность, связь с ритуальной и обрядовой практикой и пр. Многие исследователи фольклора обращали внимание на устойчивую повторяемость, архетипичность наиболее популярных образов народного искусства прошлого7, что, впрочем, не исключало возможностей свободных вариаций на известные темы и импровизационного построения текстов.

Недостатком этнографического подхода является то, что он однозначно связывает существование традиционной культуры с прошедшими эпохами. Если этнографам задать вопрос — что такое современный анекдот, городской романс, песни афганских солдат, рекламные видиоклипы? — они недоуменно пожимают плечами, будто не замечают, что названные явления целиком подходят под этнографические определения традиции. Поскольку к подлинному фольклору при таком подходе относят только укорененные в этносе образцы, любое инокультурное влияние может рассматриваться как сознательная или непреднамеренная "порча" традиций.

В) философское значение

Философы подходят к определению традиции более радикально, чем этнографы. Отвлекаясь от конкретных образцов и произведений традиционной культуры, они обращают главное внимание на процессуальный аспект этого явления, на то, что есть традиция ad rem. С точки зрения философии, традиция предстает как явление социальной коммуникации, то есть определенная форма общения людей8. Благодаря традициям культурный опыт может передаваться от одного поколения другим поколениям и от одного народа другим народам.

Размышляя о традиции, философ, в первую очередь, задает вопрос: что транслируется и как транслируется в процессе культурной коммуникации? При таком подходе оказывается, что содержанием традиции может стать любой функциональный элемент культуры: знания, нормы морали, ценности, приемы художественного творчества, политические идеи. Традиция выступает как очень широкое (родовое) понятие, а понятия обычая, обряда, ритуала — как более частные, видовые по отношению к нему. Иными словами, традиция понимается не как отдельный феномен культуры, а как базовый социальный механизм, с помощью которого она воспроизводится.

По мнению современных философов и культурологов, способ трансляции культурного наследия в значительной степени зависит от особенностей коммуникативных технологий, которые имеются в распоряжении общества на тот или иной исторический промежуток времени. Например, Маршал Маклуэн выделял три основных этапа в развитии коммуникаций: 1) вербальный, 2) текстовой ("галактика Гутенберга") и 3) электронный. Следовательно, традиция может быть не только устной, но и письменной, и не обязательно анонимной. К традициям можно отнести и научную или философскую школу, и архитектурный стиль, и официальную государственную церемонию — культурные установления, возникающие уже в постфольклорную эпоху.

Традицию как способ социально-культурной коммуникации отличают некоторые принципиальные особенности: селективность в отношении культурного материала, устойчивость и повторяемость, действенность (нацеленность на реальные поступки и практически потребности культурной жизни), многозначность, авторитарность.

Таким образом, важным преимуществом философского подхода является то, что, разделяя содержание и форму трансляции традиционной культуры, он позволяет подводить под это понятие очень широкий круг явлений. Однако такой подход тоже порождает неясности. Прежде всего, становится непонятным, что же не является традицией?





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.