Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генетический, реконструктивный метод и метод моделирования в исследовании культуры.




Генетический метод – один из определяющих при изучении природы и первоначальных функций того или иного объекта - явления или предметных форм. Он широко применяется в естественных науках – физике, химии, биологии для определении причин исследуемых явлений, в медицине при диагностике заболеваний. Генетический метод является определяющим, базовым в генетике, используется в истории при изучении причин того или иного исторического события, в археологии при определении природы той или иной находки, в других науках, когда речь идет возникновении, внезапном появлении того или иного явления, требующего своего объяснения. Особое место он занимает в науке логики, поскольку не требует какой-либо специальной аргументации суждений и умозаключений. Благодаря последовательности логических операций, связанных с осмыслением и выявлением генетических истоков того или иного явления, этот метод постепенно формирует и содержательно наполняет суждения и умозаключения. Благодаря этому он может быть эффективным в исследовании без первоначальных посылок и условий, поскольку по мере раскрытия взаимосвязей в исторической или временнόй последовательности событий сам себя обосновывает и в ходе наполнения содержанием суждений и умозаключений опирается на собственные наблюдения и выводы. Генетический метод – и в этом его особенность – может проявить свою эффективность при изучении процессов порождения кого-либо или чего-либо, не требуя каких-либо особых предварительных условий кроме фактологических данных самой науки.

В применении к культуре генетический метод может способствовать рассмотрению вопросов о зарождении того или иного явления в древнейших пластах культуры, о возникновении отдельных составляющих элементов культур – искусства, науки, морали и др., а также генетический метод позволяет поставить вопрос и о рождении самой культуры, её исторической неизбежности и социальной обусловленности.

Применение генетического метода в обязательном порядке предваряется основательным изучением фактологических материалов, связанных с выделенной исследователем проблемой и оставленной в исследовании целью, совокупностью сформулированных задач. Наиболее важным в процедурном значении является гипотетическое определение времени и места возможного, предполагаемого появления искомого сюжета, явления или объекта. Поиск такого участка в исследовании определяется двумя основными показателями. Первым из них является фиксация самого раннего факта существования конкретно изучаемого объекта; вторым показателем становится фиксация того времени, когда искомый объект в какой-либо, пусть даже в самой архаической форме, просто отсутствует. Обозначение верхней и нижней грани присутствия и отсутствия искомого объекта выделяет тот отрезок времени, в границах которого и происходил процесс становления и оформления изучаемого объекта.

Выделив необходимый участок, исследователь призван сосредоточиться на основательном, тщательном анализе всего фактологического материала, заполняющего время от отсутствия до присутствия изучаемого объекта в повседневной практике человечества. Последовательный перебор различных форм детерминаций, возникших в сложившихся условиях и границах изучаемого временнόго отрезка, постепенно позволит сформировать ряд правдоподобных гипотез возникновения искомого объекта. Следует вновь особенно подчеркнуть, что подготовка к выдвижению соответствующих гипотез должна основываться на предельно полном и тщательном изучении фактологического материала в границах выделенного временнόго участка. Нужно отдавать себе отчет в том, что любая степень недобросовестности, излишней спешки, неподготовленности, недосмотренности эмпирического материала обязательно приведет к погрешностям в выводах и, следовательно, к ошибочным, искаженным представлениям о ходе генезиса искомого объекта.

Отбор гипотез потребует в то же время внимательного отношения к грани присутствия искомого, изучаемого объекта. В этом случае следует тщательно изучить все сюжеты, явления и памятники, находящиеся в зоне первичного присутствия на верхней грани выделенного временнόго участка. Выбор гипотезы в этом случае должен быть связан с тем, что все без исключения данные, находящиеся в границах верхней грани временнόго участка, должны быть соответственными высказанным предположениям. В дальнейшем гипотеза может быть проверена на новых появляющихся данных в эмпирическом сборе фактологического материала, укреплена или поколеблена, что доставит или новые подтверждения выдвинутой гипотезы или внесет в анализ новые сомнения в её достоверности, что заставит продолжить поиск наиболее надежных и наиболее близких к истине гипотез. Длительный срок существования гипотезы, систематически подтверждаемой всё новыми и новыми фактами, делает её устойчивой и усиливает доверие к её утверждениям. Но никогда не будет во вред науке, если ученых всё же не будет покидать доля сомнения в её полной достоверности, что лишь открывает путь к уточнению складывающейся теории и защите возможности при определенных обстоятельств её корректировки или даже опровержения.

В культурологических исследованиях при помощи генетического метода можно устанавливать не только причины, порождавшие тот или иной культурный объект, культурное явление или изменение в культуре, но и природу самогό явления или объекта, определение которой предполагает и обязательное объяснение причин возникновения и функциональной специфики такого явления (объекта). Но именно изучение и определение причин возникновения явления (объекта) и его природы с необходимостью подводят нас и к самому главному в генетическом исследовании – сущности объекта как совокупности наиболее устойчивых и внутренне определяющих объект свойств.

В культурологии наиболее значимым в системе генетических исследований является социокультурный историко-генетический метод, который опирается на три важных основания:

1) на тезис об обусловленности генезиса любого культурного явления или объекта причинами, лежащими в области социальных изменений, поскольку культура принадлежит к классу социальных явлений и возникновение любого явления культуры может происходить только в силу социальных причин и необходимостей;

2) на тезис об исторической последовательности процессов формирования отдельных признаков и свойств культурных явлений или объектов, отрицая возможность появления культурных явлений (объектов) в готовом, законченном виде, что заставляет отслеживать сменяющие одна другую стадии становления изучаемого явления;

3) на тезис о постепенном зарождении и вычленении искомого явления в каком-либо ином явлении, которое можно считать материнским лоном культурного объекта. Процесс зарождения и постепенного обособления в этом случае будет напоминать процесс кристаллизации в геологии или процесс последовательного эмбрионного вызревания самогό человеческого организма в чреве матери.

Помимо социокультурного историко-генетического метода, используемого в современной культурологии для объяснения культурных явлений в научной культурологической литературе появился и другой метод (подход) к генетическим проблемам. Этот метод (подход) получил название культурогенеза [54].

В отличие от социокультурного историко-генетического метода в культурологии метод культурогенеза не предполагает обязательную связь с проблемами истоков того или иного явления в культуре, но рассматривает любое возникновение или изменение в состоянии или истории культуры как рождение. В этом есть важное наблюдение, указывающее на то, что помимо исторического возникновения явлений культуры существует и процесс беспрерывного их возобновления, возрождения. Является ли этот процесс отличным от исторического происхождения или же он повторяет основные законы рождения, расширяя и углубляя социокультурный процесс?

Метод культурогенеза имеет иную природу в отношении социокультурного историко-генетического метода. При использовании в исследовании принципов культурогенеза нет необходимости тщательно изучать обширный фактологический материал того или иного периода, выделять зону (временнόй интервал), ответственный за возникновение того или иного события, факта. В условиях культурогенеза следует начинать не с истоков, а с фиксирования самого объекта и в обратном времени отслеживать его постепенное формирование со всеми отдельными осложнениями этого процесса, ориентируясь на конечный результат (продукт). Культурогенез в сравнении с социокультурным историко-генетическим методом, как правило, носит частный характер. Он ограничен по проблематике, своим целям и задачам исследования, поскольку в соответствии с условиями исследования выделяются отдельные эпизоды, конкретные объекты, иногда – отдельные типологические группы культурных объектов.

Помимо генетических исследований широко используются в культурологии и методы, задача которых состоит в воспроизводстве тех или иных культурно-исторических фактов. К таким методам относится реконструктивный метод. В ходе использования реконструктивного метода встаёт задача сбора максимальных данных о ранее существовавшем или частично разрушенном культурно-историческом объекте, на основе которых по принципам совместимости отдельных деталей, восстановления структурных характеристик, конкретных форм выражения восстанавливается приблизительный облик целостного объекта. Особенно значимым реконструктивный метод становится при переводе в статику динамических форм развития культуры. Такие преобразования являются необходимыми в ходе изучения динамических процессов в истории культуры и её современном развитии.

Для изучения различных состояний культурных объектов оказывается полезным и широко применяемый в науке и технике метод моделирования. Его задача – выявить наиболее важные конструктивные части исследуемого объекта и передать общую характеристику объекта в сокращенной, ограниченной главными, определяющими деталями и функциями форме. Моделирование широко применяется также при проектировании объектов культуры, а также при изучении и испытании их базовых характеристик.

Культурологические исследования, как мы можем видеть, опираясь на философски обоснованные методы исследования, широко используют как общенаучные, так и специальные собственно культурологические методы и технологии, позволяющие расширять знания о природе и закономерностях развития культуры, обеспечивая тем самым широкий спектр практических рекомендаций по усилению роли культуры в развитии общества, становлении нового поколения граждан, обогащении и совершенствовании межчеловеческих, общечеловеческих связей и межгосударственных связей и отношений, обусловливающих перспективы дальнейшего благополучия и прогресса всего человечества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...