Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В культурологических исследованиях




История различных подходов и методологий в истории культурологии нашли достаточно полное отражение в современной научной литература, что позволяет нам не останавливаться специально на вопросах их истории[43] становления и развития методологических проблем в гуманитарных науках.

При этом следует различать понятия «подход» и «метод». Подход к исследованию чего-либо характеризует то. с какой стороны видится объект исследования, хотя бы преимущественно. В культурологии выделяются антропологический, семиотический, аксиологический и ряд других подходов, которые кратко охарактеризованы в Главе 1-ой этой книги. Впрочем, некоторые подходы могут одновременно представлять собой и методы. Так, если явление культуры рассматривается прежде всего как система, то одним из методов его исследования может быть системный.

 

Метод научного исследования – это совокупность исследовательских технологий, объединенных единым общим принципом для решения конкретных исследовательских задач. Метод – это то, как исследуется нечто. Выбор метода исследования полностью определяется содержанием исследуемой проблемы, которая представляет собой

противоречие между познанным и непознанным в структуре научного знания. Непознанное не может быть представлено сознанию в силу того, что речь идет об отсутствующем знании. Отсутствующее знание есть одновременно и указание на то уже существующее знание, которое следует дополнить, развить или видоизменить.

Для того, чтобы охватить область непознанного каким-либо предварительным знанием, выдвигаются различного рода научные догадки, формируются научные гипотезы. Научная гипотеза – это научно обоснованное предположение, определяющее направление научного исследования, поиск ответов на заранее поставленные вопросы, которые возникли в ходе анализа, осмысления определяющей всё исследование проблемы. Научная гипотеза или совокупность нескольких научных гипотез являются промежуточным звеном между знанием и незнанием. Четкое формулирование научной гипотезы предваряет любое научное исследование, обеспечивая конкретность в постановке исследовательских задач, выделении объекта исследования, выборе метода, с которым прежде всего и оказывается связанной возможность разрешения проблемы, получение ответа на означенные ранее вопросы.

Метод, таким образом, предстает перед нами как основной рабочий инструмент, призванный обеспечить частичное или полное опровержение или признание выдвинутых в начале исследования гипотез. Научное исследование в конечном счете и состоит исключительно из формулирования, проверки, опровержения гипотез или их превращения в новое знание, что напрямую зависит от избранной методологии исследования и конкретно использованного, примененного в исследовании метода. Правильный выбор научного метода – важный, а порой и решающий этап любого научного исследования. В полной мере это относится и к культурологическим исследованиям.

В науке различается три типа методов: философские (базовые), общенаучные и специальные (частнонаучные). К философским (базовым) относятся методы, имеющие философское обоснование: эмпирический и теоретический, наблюдение и эксперимент, выделение и обобщение, абстрагирование и конкретизация, анализ и синтез, индукция и дедукция, опредмечивание и распредмечивание, формализация и актуализация, исторический и логический, рефлективный и аксиоматический и ряд других.

Эти методы в равной степени обеспечивают продуктивность исследований как в области философии, так и в точных, естественных науках – астрономии, физике, химии, математике, биологии, медицине и др., технических науках – электротехнике, машиностроении и др., гуманитарных наук - филологии, психологии, культурологии, искусствознании, социологии, истории, юриспруденции и других научных дисциплинах. Они представляют собой фундаментальные подходы к исследованию в любой отрасли знания. В соответствии с особенностями исследуемой проблемы и содержанием поставленных задач осуществляется выбор базовых методов и их варьирование в ходе того или иного, в том числе и культурологического, исследования. При культурологическом изучении культуры данные методы применяются в соответствии с поставленными задачами исследования, но, как правило, начиная или со сбора эмпирических данных, их обобщения или, наоборот, с философской рефлексии, с использования логического или исторического метода освоения философских традиций в осмыслении феномена культуры.

Неизбежно в культурологии применение таких методов как анализ и синтез, индукция и дедукция, опредмечивание и распредмечивание, абстрагирование и актуализация и др. Эти методы хорошо описаны в теоретико-методологической и философской литературе, философских словарях, энциклопедиях[44] и широко применяются во всех науках, но в каждой из существующих научных дисциплин есть свои особенности их применения. Все базовые методы в равной степени обеспечивают фундаментальность исследований, являются эффективным инструментом для всех наук независимо от того, в пространстве каких предметных областей они находят своё применение. Но не только философские (базовые) методы обеспечивают приобретение новых знаний о предмете исследований. Не в меньшей степени этому способствуют и общенаучные методы. К ним можно отнести широко используемые в практике научных исследований в конкретных науках методы: описательный, сравнительный ( или компаративистский), сравнительно-исторический, структурный, типологический, структурно-типологический, системный, моделирование, реконструктивный., генетический и др.

Общенаучные методы составляют особую группу научных исследовательских технологий. Они возникают, складываются в той или иной конкретной науке и могут быть заимствованы в смежных науках в соответствии с поставленными сходными задачами. Однако в условиях заимствования корректируются правила их применения в соответствии со спецификой конкретной научной дисциплины.

Основное отличие общенаучных методов от философских (базовых) заключается в том, что общенаучные методы более конкретны, в большей мере способны учитывать специфику предмета. Сочетая использование базовых и общенаучных методов, ученый может добиваться значительно бόльших результатов за счет конкретизации подходов к исследованию. Общенаучные методы способны обеспечивать более детальные разработки проблем, рассматривать предмет исследования с различных сторон, извлекать из него новые сведения благодаря его восприятию в новых ракурсах и новом освещении. Дополнительной особенностью этих методов является то, что они могут корректироваться, приобретая всё новые и новые свойства, в зависимости от предметной области каждой конкретной науки. В настоящее время общенаучные методы исследования занимают в культурологии господствующее положение и в последние годы именно они во многом определяют её содержательное развитие. Но эффективность их использования напрямую зависит от того, в какой степени успешно проведена корректировка общенаучных методов в отношении к специфике культурологической проблематики. Любая недоработка в этом направлении может ограничить возможность получения желаемого полезного результата.

Помимо общенаучных методов постепенно на их основе складываются и специальные методы, которые, как правило, используются в основном только в границах определенной предметной области, что позволяет вести исследование с наибольшим учётом специфики конкретной области знания. В культурологии в результате исследовательской практики постепенно складываются свои особые методы, заметно пополнившие существующие способы исследования культуры и в определенном смысле вносящие свой вклад в понимание научной методологии.

К методам, складывающимся непосредственно в предметном поле культурологии, можно отнести: метод реконструкции культурных полей, метод моделирования культурных объектов, социокультурный историко-генетический метод, метод мозаичных реконструкций, метод социокультурных наблюдений, метод социопсихологических и социокультурных инверсий и др. Специальные (частнонаучные) методы неприменимы в сфере других наук, по крайней мере, в тех конкретных подходах и ограничениях, которые им свойственны при культурологических исследованиях.

Собственно говоря, любое научное исследование соединяет в себе философские (базовые), общенаучные и специальные методы, которые часто срастаются друг с другом и становятся специальными частнонаучными технологиями. В теоретико-методологической литературе принято различать понятия «метод», «технология» и «методика». Понятие «метод», как об этом уже писалось выше, определяется как совокупность исследовательских технологий, объединенных единым общим принципом для решения конкретных исследовательских задач. Метод и технология тесно связаны друг с другом. Метод дает общее направление, общий принцип организации процедуры исследований, в то время как технологии составляют совокупность отдельных операций, обеспечивающих реализацию исследовательских задач. Технология – это совокупность ранее освоенных операций, определяющая конкретное действие по проведению задуманного исследования часто с применением специальных инструментов и орудий труда. Метод может состоять из нескольких последовательно расположенных или параллельно применяемых технологий, которые обеспечивают результат исследования. При этом технологии не представляют собой некий раз и навсегда утвердившийся порядок или последовательность процедур, но с каждым новым исследованием технологии меняются, обогащаются, корректируются и часто приобретают индивидуальный характер, становясь тесно связанными с манерой исследования, проводимого конкретным человеком или конкретным коллективом, группой научных сотрудников, определяя особый, неповторимый стиль исследования. Стиль в данном случае будет означать особые признаки, почерк, повторяющиеся навыки, приемы или, наоборот, всегда обновляющиеся средства в конкретном исследовании, характеризующие конкретного исследователя.

Помимо понятия «технология исследования» при характеристике метода применяется и другое понятие – «методика исследования». Данное понятие не затрагивает характеристику конкретных инструментов и орудий труда, но указывает на различные способы и приемы их использования. Так, в границах определенной технологии могут быть применены разные методики, т.е. сама технология может быть по-разному задействована и использована в исследовании в соответствии с существующими и разработанными методиками. Метод по своей природе концептуален, он сам является результатом научных исследований и создается как особое научное достижение, поскольку связан с определенными новыми теоретическими знаниями, отвечает определенному пониманию содержания и формы исследовательской деятельности, в то время как технологии и методики, наполняющие процедуру исследования, не несут на себе серьёзной теоретико-методологической нагрузки. Составляя процедуру конкретного исследования, они могут свободно изыматься и заменяться другими технологиями и методиками, не нарушая изначально заявленных положений и принципов исследования. Так же точно они могут быть перенесены в другое исследование, связанное с иными целями и задачами, потому что методики и технологии обладают относительной с самостоятельностью по отношению к методу и не испытывают определенной зависимости от него. Это общие положения фиксируют в определениях понятие и особенности метода, технологий и методик, составляющих процедуру исследования. Культурология как и другие науки в своем развитии полностью зависит от избираемых методов и методологий исследования, эффективности методик и технологий, что заставляет быть особенно ответственным при их выборе в ходе подготовки к предстоящим работам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...