Религиозный путь духовного совершенствования 4 глава
Мирской человек видит внешность человека, храм царя и поклоняется его святыне. Божий человек чист сердцем, он видит царя, он видит глазами души. И когда он возвышается до плана Христова сознания, то познает, что он сам царь, любовь, Христос и потому свет Божий. Люди Галилеи, готовьтесь встретить вашего царя. И Иисус ходил с людьми по берегу моря и много учил". Как учит Иисус, мы, может быть, узнаем из свидетельства Луки о Назаретской проповеди. "Встал (взошел на арону) читать. Подали те ему книгу (свиток) пророка Исаии; и, раскрыв (развив свиток), нашел Он то место, где было написано: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, возвещать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу: проповедовать лето Господне, блаженное". И, закрыв книгу (свивши свиток) и отдав ее слушателю, сел и глаза всех в синагоге были устремлены на Него" (Лук. 4,16-20). Только повторив Исаиино пророчество, умолк; но, должно быть, так повторил, что все поняли, что оно действительно исполнилось в Нем, поняли, или только казалось им, что поняли, и те первые, на земле услышанные, слова Господнии: "Ныне время исполнилось, приблизилось царство Божие, обратите же и веруйте в Блаженную весть". Или как скажет потом, уже в последние дни служения: все готово: приходите на брачный пир (Мат. 22, 4)" [40]. Чем больше я пытаюсь разобраться в Христовом служении в Иудее, тем больше меня не оставляет мысль о том, что Он жестоко исполнял программу пророчества Исаии, до мелочей, до деталей. По всей вероятности, это и был зарок, завещанный Иисусу Отцом небесным. И тотчас (вдруг) появился в синагоге их человек в духе нечистом и завопил, говоря: "Что Тебе до нас, Иисус Назаретянин? Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий!".
Духи, существа из того же нездешнего мира, откуда и Он, раньше людей и лучше их знают, кто он такой. Но, слыша, как впервые на земле исповедуется Сын Божий устами бесов, что должен был чувствовать сын человеческий? "И запретил Иисус ему грозно: "Молчи и выйди из него". И, забив его в судорогах и закричав криком великим, вышел из него дух нечистый. И все ужаснулись" (Map. 1,23-27). "В сумерки те, когда солнце зашло, начали приносить к Нему всех больных и (приводить) бесноватых. И собрался к дверям весь город. И исцелил Он многих, страдавших разными болезнями и многих бесов изгнал, и не позволял бесам говорить, что знают Его. (Map. 1,32-34). Так было в первый день, так же будет и во все дни Господни, сколько бы ни исцелял больных, все идут к Нему, да идут. Вспомните, как было в Индии, в Непале. "Сходится народ, так, что им невозможно было и хлеба съесть (Map. 3,20). Тысячи людей столпились так, что давили друг друга (Лук. 12,1). Все, имевшие язык, кидались на Него, чтобы прикоснуться к Нему, и духи нечистые, когда видели Его, падали перед Ним и кричали: "Ты - Сын Божий!". Он же запрещал им грозно, чтоб не разглашали о Нем. (Мн. 3,9-12) Так закончилась Капернаумская Суббота, первый день Господень и наступила ночь" [40]. Мережковский поражается тем, что, придя как бы из небытия, из Назаретского молчания, Иисус начинает бесконечно учить и лечить. Он не знал, что у Иисуса были долгие годы странствий по Индии и Тибету, и Иисус продолжает свое служение в мире. Я приведу только несколько фрагментов этого служения, которых нет у евангелистов, чтобы донести суть Его жизненной философии. "Была суббота, и Иисус стоял среди множества народа, заполнившего Храмовые дворы и священные залы. Там были слепые, глухие, хромые и одержимые; Иисус говорил Слово, и они исцелялись. На одних он налагал руки, и они исцелялись, другим он говорил Слово, и они полностью выздоравливали, третьим велел омыться в каких-то водоемах, четвертых смазывал святым маслом.
Один врач спросил, почему он лечит по-разному, и он ответил: "Болезнь есть расстройство в теле человека, и эти расстройства возникают от разных причин. Тело - это клавикорды, иногда струны слишком ослаблены, и тогда возникает дисгармония. Иногда мы видим, что струны слишком натянуты, и это вызывает иную дисгармонию. Болезнь имеет много форм, и можно по-разному излечить ее, заново настроить мистические клавикорды". Когда те фарисеи узнали, что Иисус исцелял людей в субботу, они возмутились и приказали ему уйти оттуда. Но Иисус сказал: "Человек ли сотворен для субботы или суббота для человека? Если вы упадете в яму и, увы, настанет суббота, а я буду проходить мимо, воскликните ли вы: "Оставь меня, грех помогать мне в день субботний, я буду изнемогать в этой грязи до следующего дня? Вы, фарисеи, вы, лицемеры! Вы знаете, что рады были бы получить мою помощь в день субботний, как и в любой другой. Все эти люди упали в ямы и громко взывают ко мне о помощи, человек и Бог прокляли бы меня, если бы я прошел мимо и не заметил их". И тогда фарисеи вернулись к своим молитвам и проклинали Божьего человека за то, что он не внял их словам" [ЛВ. 15.74.1-15]. Я могу поделиться своими впечатлениями о пребывании в Израиле. Там до сих пор, спустя 2000 лет, суббота, вернее, шабат, неукоснительно соблюдается, с доведением этого правила до полного абсурда. Но вернемся к Христу. "Никодим был одним из начальников иудейских, он был вдумчив, умен и благочестив. Он увидел печать учителя на лице Иисуса, когда тот говорил, но не нашел в себе смелости открыто признаться в своей вере в него. Поэтому он ночью пришел в дом к Иисусу поговорить с ним. Увидев его, Иисус сказал: "Благословенны чистые сердцем; дважды благословенны бесстрашные и чистые сердцем, трижды благословенны бесстрашные и чистые сердцем, которые отваживаются свидетельствовать о своей вере перед высочайшей знатью". И Никодим сказал: "Мир тебе. Учитель, мир тебе! Я знаю, что ты Учитель, пришедший от Бога, ибо человек не может сам учить, как ты учил, никогда не сможет совершать дел, которые ты совершил".
И сказал Иисус: "Не родившись заново, человек не может увидеть царя, не сможет вместить слов, которые я говорю". И Никодим сказал: "Как может человек родиться заново? Может ли он вернуться во чрево и прийти в жизнь снова?". Иисус сказал: "Рождение, о котором я говорю, не есть рождение плоти. Никто не может войти в царствие Святого, кроме человека, рожденного водой и Духом Святым. Тот, кто от плоти - дитя человека, а тот, кто рожден от Духа Святого, есть дитя Бога. Ветры дуют, где захотят, люди слышат голоса их и могут видеть их, но не знают, ни откуда они пришли, ни куда уйдут, и так со всеми, кто рожден от Духа Святого". Начальник сказал: "Я не понимаю, скажи прямо, что ты разумеешь под этим". И сказал Иисус: "Царствие Святого в душе, люди не могут видеть мирскими глазами, и все силы их рассудка не вместят его. Это жизнь, глубоко сокрытая в Боге, внутреннее сознание распознает ее. Царства мира - зримые царства, царства Святого есть царствие веры, царь его - любовь. Люди не могут видеть любовь Бога непроявленной, и потому нам Бог-Отец облек эту любовь в плоть Сына Человеческого. И чтобы мир мог увидеть и узнать эту проявленную любовь, сын человеческий должен быть вознесен. Как Моисей в пустыне вознес змея для исцеления плоти, так должен быть вознесен Сын Человеческий. Чтобы все люди, укушенные змеей тлена, змеем плотской жизни, могли жить. Верующий в него войдет в жизнь вечную. Ибо Бог так возлюбил мир, что послал Сына своего Единственного, чтобы тот был вознесен и люди увидели бы любовь Бога. Бог послал своего сына не для того, чтобы судить мир, он послал его спасти мир, привести людей к свету. Но люди не любят света, ибо свет выявляет их порочность; люди любят тьму. Но каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои". Рассвело, и Никодим отправился своим путем; он понял смысл рождения от Духа Святого, он ощутил присутствие Духа в своей душе" [ЛВ. 15.75.1.27].
И еще один фрагмент служения Господня мне представляется чрезвычайно важным для понимания разницы между духовностью и религиозностью. Духовный человек, т.е. человек, пребывающий в вере, всегда религиозен, а религиозный ортодокс ничего общего с духовностью не имеет. "Иисус с тремя учениками пришел в Вифанию и в доме Лазаря учил. Наступил вечер, народ разошелся; Иисус, Лазарь и сестры его Марфа, Руфь и Мария были одни. Руфь была в большом горе. Ее дом был в Иерихоне, муж ее был хозяином постоялого двора, звали его Ашер-бен. Ашер был фарисеем строгих правил и убеждений и относился к Иисусу с презрением. И когда его жена сказала о своей вере во Христа, он выгнал ее из дома. Руфь не противилась, она сказала: "Если Иисус есть Христос, он знает путь, а я уверена, что он Христос. Во гневе мой муж может убить мое тело, но он не может убить душу, и во многих обителях моего Отечества я найду прибежище". И Руфь все рассказала Иисусу и потом спросила: "Что мне делать?". И сказал Иисус: "Муж твой заблуждается ненамеренно; он благочестив, он молится Богу, нашему Богу-Отцу. Его рвение к религии сильно, в этом он искренен, но его смутили, и он считает должным охранять свой дом от ереси Христа. Он уверен, что, выгнав тебя, он исполняет волю Бога. Нетерпимость есть плод невежества. Когда-нибудь свет придет к нему, и тогда он воздаст тебе за все твои скорби, печали и слезы. Но и ты не должна думать, Руфь, что ты безупречна. Если бы ты шла путями радости и находила успокоение, пребывая в мире, это горе не пришло бы к тебе. Свету нужно долгое-долгое время, чтобы пробить оболочку предубеждения, и терпение - это урок, который тебе нужно усвоить. Вода капает непрерывно и долбит камень. Сладкое и святое благоухание благочестивой жизни растений растопит нетерпимость гораздо быстрее, чем самое горячее пламя или самый сильный ветер. Просто обожди немного и потом возвращайся домой с сочувствием и любовью. Не говори ни о Христе, ни о Царствии Святого. Просто живи благочестивой жизнью, воздержись от резких слов, и ты приведешь своего мужа к Свету. И было так" [ЛВ. 15.77.1-22]. Далее стоит поразмышлять о Нагорной проповеди Иисуса. Восемь раз повторенные слова "Блаженны" звучат как неземная музыка. С моей точки зрения, в Нагорной проповеди изложена квинтэссенция жизненной философии Христа. Чем проще живет человек, чем естественней, чем меньше "мудрствует лукаво", тем блаженней он в этой жизни. "Будут последние первыми, и первые последними (Мат. 20,16). Что высоко у людей, то мерзость перед Богом (Лук. 16,15). Душу свою сберегший потеряет ее, а потерявший... сбережет (Мат. 10, 39).
В самом языке Иисуса, сотканном из таких антитез, кажущихся противоречий, действительных противоположностей, слышится как бы довременная, в вечности усвоенная привычка, лад и строй души нечеловеческие, музыка, доносящаяся в этот мир из того, где все обратно подобно этому, все наоборот. Горе богатым - блаженны нищие; горе пресыщенным - блаженны алчущие; горе смеющимся - блаженны плачущие; горе любимым - блаженны ненавидимые; ряд Блаженств - ряд переворотов. В небе перевернутая, опрокинутая, как предмет отраженный в зеркале вод, всякая тяжесть земная становиться легкостью, всякая печаль - блаженством; и наоборот: здешняя легкость становиться нездешней тяжестью, земное блаженство - небесной печалью" [40]. И еще я могу привести одно высказывание Иисуса в конце Нагорной проповеди, где он говорит о пути: "Этот путь, который ведет к совершенной жизни; немногие находят его вовремя. Это узкий путь, он лежит между камней и рытвин мирской жизни; но на самой дороге нет ни рытвин, ни камней" [40]. По всей вероятности, это и есть тот путь, который я когда-то назвал "Исповедимый путь". Далее я приведу лишь несколько фрагментов служения Господня, которые не вошли в четыре Евангелия, но представляются мне очень значимыми. "В Магдале, что находится у моря, учителя наставляли народ. Привели к ним одержимого, который был слепым и немым; Иисус сказал Слово, и злые духи вышли: человек заговорил, его глаза открылись, и он стал видеть. Это было величайшим делом, которое совершил учитель на глазах у людей, и все они дивились. Он сказал народу: "Каждый, кто живет под Богом и выполняет волю Бога, есть дитя Бога, и Он есть моя мать, отец, сестра, друг". А потом он отошел в сторону поговорить с матерью и другими кровными родственниками. Но тут он увидел ту, которая значила для него больше, нежели они. Девушка, которая некогда взволновала самую его душу любовью большей, чем любовь кровного родства; которая была сильнейшим искушением в храме Гелиополиса у Нила и которая пела Иисусу священные песни. Они распознали родственные души, и Иисус сказал: "Слушайте, ибо Бог принес нам силу, которую люди не могут вместить, силу чистоты и любви, чтобы облегчить бремя сегодняшнего дня и стать бальзамом для раненых душ; подвигнуть многих к лучшим путям священным - пением и святой жизнью. Слушайте, ибо Мириам, которая, стоя у моря, пела песню победы, когда Моисей указывал путь, будет петь снова. И все небесные хоры вступят и пропоют радостный припев: "Мир, мир на земле, благоволение людям!". Мириам встала перед ожидающей толпой и снова спела песни победы; и весь народ произнес: "Аминь" [ЛВ. 15.106.1-32]. Теперь я хочу поговорить о том, что основой философии Христа все-таки является идея реинкарнации. Я был убежден в этом давно, еще до того, как узнал, что Иисус был на Востоке. Но сейчас я хочу привести отрывок из Евангелия эпохи Водолея "непосредственную речь Иисуса по этой проблеме". "Когда Иисус учил, один человек выступил и сказал: "Раввуни, можно мне сказать?". И Иисус сказал: "Говори". И человек заговорил и сказал: "Шторм на море прошлой ночью унес много рыбацких лодок, и множество людей погибло, их жены и дети в нужде. Что можно сделать, чтобы помочь им в их горе?". И сказал Иисус: "Достойная просьба. Люди Галилеи позаботьтесь. Мы не можем возвратить к жизни этих людей, но мы можем поддержать тех, кого они кормили каждый день. Вы, управляющие имуществом Бога, благоприятная возможность пришла; отоприте ваши подвалы: принесите накопленное золото, пожертвуйте его щедрой рукой. Богатства были отложены для таких времен, как это; пока они не понадобились, они хранились у вас. Но теперь они не ваши, ибо принадлежат тем, кто в нужде, и если вы не отдадите их, вы навлечете на себя гнев Божий. Это не милостыня - дать тем, кто нуждается; это лишь честность; это лишь передача людям их собственности". Затем Иисус повернулся к Иуде, одному из двенадцати, который был у них казначеем, и сказал: "Принеси сюда денежный ящик, деньги не наши теперь; обрати все до последнего гроша в помощь тем, кто в беде". Иуда же, не хотел отдавать все деньги нуждающимся и стал говорить с Петром, Иаковом и Иоанном. Он сказал: "Я сохраню часть, а остальное отдам, довольно и этого, ибо мы чужие тем, нуждающимся; мы не знаем их имен". Но Петр сказал: "Иуда, человек, как осмелился ты так пренебрегать силой права? Господь истинно сказал: это богатство не принадлежит нам перед лицом бедствия, и отказаться отдать значит украсть. Тебе нечего бояться: мы не будем в нужде". Тогда Иуда отпер ящик и отдал все деньги. Для нужд семей, лишившихся отцов, были собраны в изобилии золото и серебро, пища и одежда. Законник сказал: "Раввуни, если Бог управляет мирами и всем, что есть в них, не он ли послал этот шторм? Не он ли убил этих людей? Не он ли наслал это ужасное бедствие на этот народ, чтобы наказать их за преступления?". Мы хорошо помним, как однажды ревностные иудеи из Галилеи были в Иерусалиме на празднике и за вымышленные преступления против римского закона они были зарублены в самом храмовом дворе Понтием Пилатом, и их кровь стала их жертвой. Не послал ли Бог все это кровопролитие потому, что это люди были слишком низки? А еще мы помним, как однажды башня Силоам, защищавшая Иерусалим, без всякой видимой причины зашаталась, упала на землю, и восемнадцать человек были убиты. Были ли эти люди низки? И не убиты ли они в наказание за какое-то тяжелое преступление?". И сказал Иисус: "Мы не можем судить лишь по одному короткому периоду жизни. Есть закон, который люди должны знать: следствие зависит от причины. Человек не пылинка, летающая в воздухе одну короткую жизнь и потом теряющуюся в небытии. Люди - бессмертные части великого целого, входящие многократно в атмосферу Земли и Великого Запредельного, чтобы раскрыть Богоподобное Я. Причиной может стать частица короткой жизни; следствие можно не заметить до другой жизни. Причины ваших следствий нельзя найти в моей жизни, точно так же, как причину моих следствий нельзя найти в вашей. Я не могу пожать того, что не сеял, и я должен пожать то, что посеял. То, что люди делают другим людям, судья и палач сделают им. Мы не видим исполнения этого закона среди сынов человеческих. Мы видим, что слабых уничтожают, пожирают и убивают те, кого люди зовут сильными. Мы видим, что люди с дубовыми головами занимают посты царей и судей, сенаторов и священников, тогда как люди с сильным интеллектом метут улицы. Мы видим, что женщин, не обладающих ни здравым смыслом, ни каким другим качеством, украшают и одевают как королев, делают придворными дамами только из-за привлекательной внешности, в то же время дочери Бога - их рабыни или простые батрачки на полях. Чувство справедливости вопиет: это извращение права. Когда люди видят лишь короткий промежуток жизни, неудивительно, что они говорят: "Бога нет или если Бог есть, он - тиран и должен умереть. Чтобы правильно судить о человеческой жизни, вам должно подняться и встать на гребень времени и увидеть мысли и дела людей, ибо мы должны знать, человек не сотворен из глины, чтобы опять обратиться в глину и исчезнуть. Он - часть великого целого. Никогда не было времени, чтобы он не существовал; никогда не придет такое время, что он не будет существовать. И теперь мы видим: те люди, что сейчас рабы, были когда-то тиранами; те, кто сейчас тираны, были когда-то рабами. Люди, страдающие сейчас, когда-то стояли на возвышении и смотрели с дьявольским наслаждением, как другие страдают от их рук. И люди больны, хромы, увечны и слепы из-за того, что они когда-то преступили законы совершенной жизни, а каждый закон Бога должен быть исполнен. Видится, что человек может избегнуть наказания за ошибки в этой жизни; но каждое действие, слово и мысль имеют свои границы, каждая причина имеет свои следствия; и если совершено зло, содеявший это зло должен его исправить. Когда все злодеяния будут исправлены, тогда человек поднимется и станет един с Богом" [ЛВ. 15.114.1-51]. В целом, если внимательно рассмотреть три года служения Иисуса, то невольно напрашивается вывод, что он так и не был по-настоящему узнан и глубоко понят. Народ, как в иудеи, так и языческой Самарин, все время сомневался - мессия ли он. Чрезвычайно показательно поведение людей в знаменитом эпизоде с делением хлебов и рыб. Кстати эпизода было два: в Вифсаиде и в Десятиградии. Это одно из самых загадочных чудес совершенных Христом, но что удивительно, никто из Евангелистов не называет это чудом, даже не удивляются ему. Мне кажется, что гениальную разгадку этого эпизода предложил Дмитрий Мережковский. "Что же было с хлебами? Есть, кажется, два ключа ко всему. Один - мнимое противоречие, действительное согласие, и в этом случае, как в стольких других, первого свидетеля, Марка-Петра с последним Иоанном. Пять хлебов и две рыбы у Двенадцати, по Маркову свидетельству (Map. 6,38), а по Иоаннову: "Один из учеников его, Андрей, брат Симона Петра говорит Ему (Иисусу): "Здесь есть у одного мальчика (продавца съестных припасов) пять ячменных хлебов и две рыбки (Иоан. 6,8-9)". Те же, очевидно, пять хлебов и две рыбы - то у народа, то у Двенадцати. Что это значит? Надо ли принять одно из двух свидетельств и отвергнуть другое? Нет, надо соединить оба. Два предания -воспоминания: по одному - хлебы у Двенадцати, по другому - у народа; оба могут быть исторически подлинны. Бедные люди запасливы, землевладельцы же особенно: не выходят в дорогу без хлеба, как без денег. Два огромных табора; один пятитысячный. Израильский, близ Вифсаиды, должно быть большей частью, толпы идущих издалека в Иерусалим на праздник Пасхи, галилейских паломников; другой - четырехтысячный, языческий, в Десятиградии, людей пришедших тоже издалека: "Три дня уже народ находится при Мне, и нечего им есть. Если не евшими отпущу их в домы их, то ослабеют в дороге, ибо некоторые пришли издалека" (Map. 8,2-3)". Чтобы все эти тысячи людей, с больными, с детьми и женами, вышли в пустыню, на один или на три дня пути из городов и селений, богатейшей земли, житнице всей Галилеи, не взяв с собой куска хлеба, в обоих случаях также невероятно, чтобы они вышли голыми. Если же у одного мальчика-продавца оказались не съеденными или не раскупленными пять хлебов и две рыбы, то еще невероятнее, чтобы у всех остальных пяти тысяч не оказалось ни одного куска; что-то, во всяком случае, могло оказаться, а этим решается все, и вовсе не надо опять-таки страдать болезнью вульгарного рационализма, чтобы это понять и услышать слово Господне, к нам обращенное: "Как же не понимаете?.. имея очи, не видите?.. имея уши, не слышите?". Что было с хлебами, мы не знаем, но можем догадываться, что это неизвестное, так неизгладимо запечатлевшееся в Евангелиях, "Воспоминаниях Апостолов", по словам Юстина, есть нечто большее, чудеснейшее, чем то, что нам кажется чудом". Вот один из двух ключей ко всему, а вот другой. Равенству учит Павел Коринфскую церковь на примере церквей Македонских: "Нищета их глубокая преизбыточествует в богатстве их щедрости. Ибо щедры они по силам и даже сверх сил. ... Знаете вы милосердие Господа нашего Иисуса Христа, как, будучи богат, обнищал Он ради вас, дабы вы обогатились его нищетою... ... Легкости другим и тяжести вам да не будет, но да будет равенство. Как написано: "Кто собрал много, не имея лишнего; и кто мало не имел недостатка" (П Кор. 8,2-3,9,13-15). Павел вспоминает здесь первое чудо равенства в хлебе, манне Синайской. Мог ли бы он вспомнить и второе чудо, большее в пустыне Вифсаидской, или не мог, уже забыл, как мы забыли? Но если ум забыл, то сердце помнит: "...было же одно сердце и одна душа у множества уверовавших. И никто от имени своего не называл своим, но все у них было общее. И преломляя хлеб, принимали пищу в радости (Деян. 4,32-33; 2,46). Если будет когда-нибудь царство Божие на земле, то потому, что это было в первый раз от начала мира, в тот великий день Господень, при Умножении хлебов. Там, на горе Хлебов, сделал человек Иисус то, чего никто из людей никогда, от начала мира, не сделал и до конца не сделает, разделил хлеб между людьми, сытых уровнял с голодными, бедных с богатыми, не в рабстве, ненависти, вечной смерти, как это делают все мятежи "революции", а в свободе, любви, в жизни вечной. Люди сами, без Него, не разделили бы хлеба, продолжали бы войну из-за него бесконечную, горло перегрызли бы друг другу, как это делали от начала мира и будут делать до конца. Но пришел Он, и они узнали Его, - потом опять забудут, но тогда, на минуту, узнали. Только глядя на Него, Сына Человеческого, поняли, как еще никогда не понимали, что значит: "Душу твою отдашь голодному и напитаешь душу страдальца; тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак будет, как полдень" (Ис. 58,10). Поняли это "Мое" и "Твое" - смерть, и "Мое" - "Твое" - жизнь. Было ли чудо? Было. И здесь, как везде, всегда, чудо единственное, чудо чудес -Он Сам. Отдал все, что имел; будучи богат, обнищал, и Его нищетой обогатились все. Только на Него глядя, как дети, и вошли в царство Божие. Первым вошел тот маленький мальчик-продавец, отдавший голодным все, что имел, - пять ячменных хлебов и две копченые рыбки, а за ним - все. Так же чудесно - естественно сердца окрылись Единственному, Возлюбленному, как цветы открываются солнцу, полюбили Его - полюбили друг друга. Чудом любви сердца открылись - открылись мешки, и пир начался. "Все готово, приходите на брачный пир, сердце одно, одна душа у всех, - Его. Все да будет едино; как ты Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едины (Иоан. 17,21) - молится, может быть, Иисус уже и на этой, первой Тайной Вечере, как на той последней. Три молитвы Господней: Да придет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный даждь нам днесь - Эти три мольбы исполнились. Так было однажды - так будет всегда" [40]. Если внимательно просмотреть эти годы Господнего служения, то невольно напрашивается мысль, что Иисуса не поняли и не приняли ни в Иудеи, ни в языческой Самарии. Больше всего Иисус печется о Святой земле Израиля. "Царство Божие для Иисуса начинается и кончается Израилем. "На путь к язычникам не ходите... а идите к погибшим овцам дома Израилева (Мат. 10, 5-6); говорит Он ученикам Своим, посылая их на проповедь. И уже покинув Израиль, теми же почти словами повторяет: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мат. 15,24). И жене ханаанеянке, молящей об исцелении дочери, скажет Милосерднейший как будто жесточайшее слово: "Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мат. 15,26). Если же все-таки бросить, то уж конечно, не с легким сердцем. "Будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова, и всех пророков в царствии Божием, а себя изгоняемыми вон", - тоже не с легким сердцем скажет. И придут с востока, и запада, и севера, и юга, и возлягут в царствии Божием (Лук. 13,28-29). Но к нему же придут, к Израилю, потому что в средоточии Царства все-таки - Он. "Вы, последовавшие за Мною, в новом рождении, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолов судить двенадцать колен Израилевых" (Мат. 19,28). Крестная надпись: "Царь Иудейский, будет насмешкой Рима - мира -над царем Израиля; но не спасет мир, пока не узнает, что "спасение от Иудеев" (Иоан. 4, 22) и от распятого Царя Иудейского, или, как тогда ругались и теперь ругаются враги всех вообще иудеев и Христа - иудея особенно - спасение от "Жида Распятого". Может быть, самое нежное человеческое место в этом Божественном Сердце, то, где пламенеет любовь Иисуса к Израилю, Сына - к Матери - Земле. "Сколько раз хотел я собрать детей твоих, как наседка собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" (Мат. 23,37). Большей любви, чем это, не было в мире, и не будет. Вот какую любовь надо было Ему вырвать из сердца Своего. "Кто не возненавидит отца своего и матери..." только ли другим Он это говорит? Нет, и Себе. Матерь свою возненавидит, родную землю. Вот чем насмерть будет ранен. Но здесь уже кончается ведомый нам, земной опыт Иисуса, Сына человеческого, и начинается небесный опыт Христа, Сына Божия, нам неведомый Сыну человеческому "должно пострадать", - это Он уже знает; но, может быть, еще не знает, что не от чужих пострадает Он, а от своих; все еще надеется, и до конца, до креста, будет надеяться, что отвергнут Его чужие, - примут свои. В этой терзающей пытке надеждой - внутренний крест Его. До последней минуты будет надеяться, когда услышит вопрос чужого - Пилата: "Царя ли вашего распну?" И ответ своих. "Возьми, возьми, распни Его" (Иоан. 19,15); когда услышит, как, умыв рук, скажет чужой: "...не виновен я в крови Праведника сего", - и ответят свои: "Кровь Его на нас и на детях наших" (Мат. 27,24-25). Вот какое оружие пройдет Ему душу. В тот день, когда люди, на горе Хлебов, захотят Его сделать царем, и Он "отпустит" - "отвергнет народ, - оружие начнет входить в душу Его, а войдет в нее совсем на следующий день, в Капернауме, когда уже Он Сам будет отвергнут народом и вдруг поймет так ясно, как еще никогда, что "пришел к своим, и свои Его не приняли", увидит так близко, как еще никогда, - Крест" [40]. Мережковский очень точно, интуитивно чувствует внутренний мир Иисуса. Он действительно был не узнан, не понят и не принят прежде всего Иудеями. Даже Двенадцать Его учеников все время демонстрируют недоверие к нему, и не понимают, что пока не прибудут в вере, пока вера будет ментальна, через чудо, до тех пор лишены будут общения с Духом Святым. Ярче всего это проявилось в эпизоде хождения Петра по водам. Обратимся снова к Мережковскому. "Чтобы это (хождение) понять, вспомним то, что мы знали о лице Иисуса по историческим и евангельским свидетельствам. "Тело Его не совсем такое, как наше" - это, вероятно, чувствуют "знающие Христа по плоти", ближайшие ученика Его. Вспомним рассказ неизвестного в "Деяниях Иоанна: "Брал Он меня на грудь Свою, когда возлежали мы с Ним за трапезой... и я осязал то вещественно-плотное тело Его, то бесплотное, как бы ничто, и, проходя сквозь него, рука моя ощущала пустоту".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|