Социокультурный прогноз на XXI век
1. Наступивший XXI век будет характерен развитием ряда социокультурных тенденций, направленность которых уже более или менее ясно просматривается сегодня[296]. Разумеется, речь идет об общемировых тенденциях, касающихся прежде всего высокоразвитых стран. Эти тенденции отразятся на России по-своему специфично, хотя надеяться на то, что они в принципе минуют нашу страну, было бы весьма наивным. К сожалению, мало надежд и на то, что намечающиеся тенденции приведут к объединению всего человечества на гуманитарных основах, как это прогнозировалось философами-просветителями еще в XVIII веке и идеологами гуманизма последующих столетий. До этого мы еще не дожили. Напротив, скорее нам следует ожидать нового раскола вида Homo sapiens, но уже не по национальным, религиозным, политическим или экономическим основаниям, как в прошлом, на протяжении всей Истории, а преимущественно на базе размежевания высокообразованной, конкурентоспособной (как в собственно профессиональном, так и в общесоциальном смыслах) международной элиты «спецов» high tec (высоких технологий) и малообразованной, почти неконкурентоспособной массы «рядовых людей». Различные варианты подобного сценария в принципе предполагались еще С.Лемом[297], а в по следующем Д.Беллом, И.Валлерстайном, Э.Тоффлером и др.[298], но прежде всего У.Хиллом в его знаменитой концепции «золотого миллиарда»[299]. Разумеется, продолжающаяся информационная революция и массовая компьютеризация существенной части населения отчасти сгладят остроту намечающихся социальных кризисов, создадут виртуальную иллюзию единого культурного и образовательного пространства для всех[300]. Однако эта иллюзия будет во многом лишь психологической компенсацией для тех, кто терпит поражение в реальной конкуренции за уровень образования, профессиональную востребованность, социальный статус и объемы потребляемых социальных благ. В конечном счете, это станет одной из сторон того варианта глобализации, которого боятся все[301] (хотя возможны и другие варианты).
В числе тенденций наиболее вероятного сценария мирового социокультурного развития можно перечислить: - нарастание социально-демографических проблем перенаселенности Земли на фоне усиливающихся энергетического и экологического кризисов. По подсчетам специалистов стратегические запасы нефти на планете будут исчерпаны в течение ближайших десятилетий и, если к этому времени не будет найдена удовлетворительная энергетическая альтернатива, начнется деградация современной цивилизации, основанной на неограниченном доступе к источникам энергии; аналогично истощение кислородовыделяющей биомассы (сокращение площади лесов); глобальное потепление (правда, по прогнозам климатологов, недолгое); превышение критической численности населения (15-20 миллиардов), которое может быть прокормлено в земных условиях (при ограниченных запасах пресной воды) также относят приблизительно к середине этого века[302]. Одним из результатов этого станет «переструктурирование» социальной организации человечества на иных, нетрадиционных основаниях, формирование новой социально-культурной стратификации основной массы населения планеты. Такие социальные регуляторы, как этническая, сословная и религиозная принадлежность человека, конечно, сохранят свою значимость, но преимущественно на приватном, микросоциальном уровне жизни при том, что макросоциальный уровень будет регулироваться главным образом транснациональными социально-функциональными объединениями (можно называть их «концернами»), концентрирующими в своих руках такие важные функции управления глобальными процессами бытия человечества, как энергетику и информацию, а отчасти и собственно политику[303];
- несмотря на энергетический кризис (который преодолим посредством перехода на урановую и водородную энергетику), в ближайшие десятилетия ожидается существенное возрастание интенсивности материального и интеллектуального производства, а также социального управления на основе, во-первых, общего научно-технического развития (прогресса) цивилизации и, во-вторых, на путях дальнейшей дифференциации и углубления узкой специализированности всякой профессиональной деятельности; т.е. наступления эпохи абсолютного доминирования «сверхузких» специалистов. Эта общемировая тенденция разделения труда, наблюдающаяся на всем протяжении истории (начиная с эпохи неолита), в ХХ веке получила особенно интенсивный характер. Ее показательным примером является актуальная дискуссия о преимуществах маленькой армии квалифицированных профессионалов над многомиллионной толпой плохо обученных призывников, типичной для войн первой половины столетия. На самом деле – это дискуссия не об армии, а о выборе пути развития: интенсивном методе high tec, экономящем ресурсы и достигающем поставленных целей за счет высокого качества подготовки и лучшего использования людей, более совершенных технологий и эффективного инструментария, или экстенсивном методе прямого воспроизводства традиционного образа жизни и деятельности, базирующемся на механическом увеличении объемов низкокачественных ресурсов и числа плохо обученных людей. Интенсивный путь требует постоянного переобучения, повышения квалификации и все большего сужения специализированности исполнителей (в истории человечества практически все инновации порождались только узкими специалистами[304]); - существенное «уплотнение» информационного поля, в котором живет человек, обретение новых принципов и способов упорядочивания и систематизации возрастающих потоков информации. Вполне вероятно, что вскоре будут найдены и возобладают принципиально новые способы систематизации и аккумуляции знаний и соответственно достигнут прогресс в эффективности передачи и усвоения информации, в технологиях управления интересами и потребностями миллиардов людей[305];
- радикальное упрощение содержания массового среднего образования, сведение его к уровню освоения элементарной «картины мира», простейших средств коммуникации и инфантилизированных смыслов массовой культуры, при одновременном сокращении сроков и переходе на автоматизированные и преимущественно дистантные технологии обучения. Параллельно этому будет сопутствовать нарастание уровня «элитарности», сложности и специализированности (вплоть до реальной индивидуализации) отдельных областей профессионального знания, доступ к которым будет все более затруднен; - формирование крупной элитарной прослойки высококлассных специалистов международного уровня числом до нескольких сотен миллионов человек (тот самый «золотой миллиард» У.Хилла) в самых различных областях высоко специализированной деятельности (сферах применения «высоких технологий»). Эти люди будут отличаться высоким культурно-образовательным уровнем, будут всегда обеспеченны спросом на их профессиональные услуги, потреблять энергию в работе и личном быту в сотни раз больше, чем рядовой житель Земли, фактически не иметь постоянного дома, Родины, родной культуры и т.п. (или менять их десятки раз в течение жизни), а, следовательно, отличаться высоким уровнем культурного космополитизма, говорить на десятке языков при одновременном «стирании» национальных границ в сфере их личностной культурной самоидентификации и т.п. (английский социолог З.Бауман, остроумно перефразировав известную сентенцию Ф.Фукуямы о том, что наступает конец истории, заметил, что с глобализацией наступает конец географии[306] – конец государственных границ, национальных экономик и территориальной привязки специалистов high tec). Интернациональной корпорации подобных специалистов, по всей видимости, и будет принадлежать фактическое установление и поддержание социального порядка на планете, к чему призывает и наш известный культуролог Э.С.Маркарян[307];
- в условиях резкого спада культурно-образовательного уровня и общей социальной конкурентоспособности остальной части населения Земли (80-90%), в ее среде неизбежен существенный рост тех или иных проявлений охранительного традиционализма, экстремизма и т.п., что будет подавляться с должной жестокостью, т.е. будет иметь место постоянная вялотекущая «четвертая мировая война» между элитой техногенной цивилизации и социально неконкурентоспособным «внешним пролетариатом»[308]. В этих условиях неизбежно фактическое сращивание армии, полиции и юстиции в единую систему социального подавления и поддержания порядка, сворачивание демократии классического типа и установления политического режима диктатуры новой «аристократии», владеющей главным богатством общества – знаниями и умениями во всех областях. Основными причинами всего этого станет не чья-то злая воля, а прежде всего такие явления, как: - стихийный характер развития социокультурных процессов на планете; - наличие и все увеличивающийся разрыв в уровнях развития различных обществ (модернизированных с углубляющимся разделением труда и традиционных с низким уровнем специализированности большинства населения); - демографический кризис, сопутствующий планетарному экологическому кризису, резкая ограниченность реально используемых энергетических источников, а также радикальное нарушение природных процессов естественного отбора в человеческой среде, благодаря вмешательству медицины; - массовая деградация человеческого генофонда в условиях экологических бедствий, «эпидемий» алкоголизма, наркомании, СПИДа и т.п., фактический рост числа людей, биологически не способных к какой-либо социальной конкуренции; - исчерпанность «просвещенческой» картины мира и иллюзии общего процветания человечества на основе всеобщей просвещенности и гуманизма[309]; - экстенсивный характер воспроизводства гуманитарной культуры и отсутствие программы ее экспансии как нового способа самоорганизации человеческого общества, в условиях продолжения традиционных процессов самоорганизации и деятельности на основаниях, не учитывающих личностно-психологические факторы социального бытия людей, и т.п.
Уже сегодня адекватно темпам научного и технико-технологического прогресса и социальным трансформациям общества возрастет динамика порождения социокультурных инноваций, изменение действующих социокультурных норм, традиций, культурных мотиваций социальной активности и т.п. Возрастают социальные и информационные нагрузки на человеческую психику; люди начинают утрачивать системный характер своих ценностных ориентаций, социальной адекватности и культурной компетентности (можно назвать это постмодернизмом, но суть от этого все равно не меняется). Происходит то, что принято называть «культурной коррозией»; и хотя подобная «коррозия» пока что касается лишь форм «классической» гуманитарности, это вовсе не гарантирует от ее распространения и на иные сферы социокультурного бытия[310]. Разумеется, все эти перемены произойдут не в один день и не во всем мире одновременно. Они охватят длительный период, в течение которого на новые принципы существования сначала перейдет группа наиболее развитых стран (в первую очередь, США, Канада, наиболее развитые страны Западной Европы, Япония, Южная Корея, Австралия и Израиль), а затем по мере социально-экономического развития к ним будут присоединяться и некоторые другие страны (в первую очередь европейские), хотя общее число их будет сравнительно невелико. Можно с уверенностью сказать, что в эту группу никогда не войдут страны Африки (за исключением ЮАР), мусульманские государства и большая часть латиноамериканских стран. Что касается России, Индии, Китая, стран Восточной Европы, СНГ (христианской его части) и Прибалтики, то у них есть шанс достичь должного уровня развития, хотя у каждой из перечисленных стран свой индивидуальный баланс возможностей и препятствий. Таким образом «социальным Апокалипсисом» станут не перемены, а отставание от них, невозможность войти в элитарную группу, что для многих обществ станет причиной социальной деградации и возможной элиминации. 2. Наиболее вероятные препятствия для России, как представляется, связаны даже не с тем, что нам угрожает массовая «утечка мозгов», т.е. отъезд той элитной части специалистов, которые во все большей мере становятся «становым хребтом» современной цивилизации, гигантский приток эмигрантов из мусульманских и дальневосточных стран и ускоренные темпы вымирания христианской части населения (более подверженной эмоциональным стрессам и вредным формам их компенсации) и т.п., что приведет в ближайшие десятилетия к заметному изменению состава всей великорусской популяции. Главная опасность для России заключена в перспективе сворачивания демократии или перехода ее в режим формальной имитации. Без свободы социальной конкуренции дорасти до необходимого уровня развития будет практически невозможно. Другой опасностью представляется интеллектуальный кризис в сфере национального самосознания и полная неадекватность понимания самого феномена культуры и ее социальной роли в сохранении общественной стабильности. Весьма показательно уже одно то, что под культурой мы (как-будто все еще живем в XVIII веке) продолжаем понимать какие-то шедевры духа и творчества, а не принятую во всем мире социальную солидарность людей,совокупность исторического опыта их коллективного бытия,специфическую модальность группового человеческого существования,наиболее общую форму осуществления человеческой социальности и т.п. Боюсь, что наши социальные и гуманитарные науки (интеллектуальная потенция) погибнут от простого исчерпания категориального аппарата познания, которым мы оперируем и который уже давно не отвечает социальным реалиям наших дней. Мы отчаянно «ломаем копья» в абсурдных дискуссиях о русской «духовной культуре». Где мы набрались этой глупости? В философском дилетантизме «серебряного века», когда клерикально-шовинистическая идеология возводилась в ранг «национальной идеи»? Или имеется в виду судьба православия в России, которое собственно и есть наша «духовная культура» в прямом и непосредственном смысле слова? Только при подобной трактовке категория «духовности» получает право быть элементом профессионального дискурса, но какое отношение все это имеет к тому, что нас ждет в наступающем столетии? Так или иначе, на сегодняшний день в нашем распоряжении нет эффективной (сплачивающей массы) и опреациональной (технически осуществимой) идеи национального выживания и развития. Принцип агрессивного национализма уже не сработает (этого нам не позволят наши соседи – США, Европа, Китай, Индия, а без тесного взаимодействия с ними мы просто умрем с голода). Построения нормального капитализма не допустит наше собственное население (оно слишком избаловано режимом социального патронажа, на что у государства уже нет средств). Наша страна всегда отличалась нетрадиционно высоким уровнем гуманитарной эрудированности населения (по крайней мере, его образованной части), сопровождавшимся крайне низким уровнем социокультурной и экономической эрудиции. Это уже привело к тому, что население не позволило руководству довести до конца необходимые реформы Е.Гайдара («нас грабят»), что отбросило Россию на уровень стран «третьего мира». Дальше будет хуже. Под лозунгом «нас грабят» консервативные тенденции начнут все больше и больше овладевать общественными настроениями и зависящим от них руководством, и мы постепенно вернемся к имперскому мироустройству (может быть, к социализму без коммунистов), как к общественному идеалу, но, уже не располагая теми неограниченными запасами полезных ископаемых (особенно нефти) и той грандиозной армией, которая позволяла держать в повиновении десятки миллионов людей. Т.е. «мобилизованного общества», характерного для режима социализма, уже не получится. И режим диктатуры чиновников (в духе царствования Николая I), который начинает преобладать в нашем отечестве ныне, тоже положения не спасет. В этих условиях территориальный распад России на более мелкие и более жизнеспособные государственные образования представляется высоко вероятным, хотя вовсе не неизбежным. Здесь много зависит от того, сможет ли общество разорвать «железную хватку» чиновного аппарата и вернуть себе свободу социального саморазвития. 3. В свете перечисленных перспектив социокультурного развития человечества гуманитарная общественность ЮНЕСКО и других организаций планирует свой комплекс ответных шагов, способных, если не предотвратить, то, по крайней мере, существенно смягчить воздействие наступающего экологического, экономического и культурного кризиса. Эти контрмеры заключаются в массированном развитии и популяризации наук об обществе и его культуре, способных раскрыть базовые закономерности социокультурного развития общества и разработать на основе этого знания технологии проектирования, планирования и управления подобным развитием. Однако наука в этом процессе явится лишь теоретическим основанием; полем «генерального сражения», безусловно, станет сфера образования, где и развернутся главные «битвы» между культурой и социальной деградацией. В числе наиболее актуальных вопросов, подлежащих безотлагательному исследованию культурологической наукой, можно назвать: а) изучение процессов и технологий накопления специфического для разных обществ и эпох (цивилизаций и наций) набора принципов социальной консолидации людей,аккумулирующих исторически обретенный социальный опыт их коллективного существования, выражающийся в формах социокультурной организации, регуляции и самоидентификации, принятых в данном обществе; б) исследование и систематизация основных приемов манифестации такой солидарности и идентичности в разнообразных «культурных текстах» и иных продуктах социальной деятельности, формах и результатах поведения людей, что, как правило, обретает некоторую наблюдаемую внутреннюю системность и семантическую однородность, называемой «культурной самобытностью»; в) особый упор на изучение работы механизмов трансляции исторического типа солидарности и идентичности следующим поколениям средствами социализации и инкультурации личности методами традиций, обычаев, нравов, образцов и т.п., а также воспитания, образования, искусства, религии, идеологии, политики и пр., обеспечивающих социальное воспроизводство данного общества как устойчивой культурной целостности. Что касается содержания программ культурного развития индивида в обществе методами воспитания, образования и просвещения, средств массовой информации и т.п., то думается, что в современных условиях приоритетное внимание следует уделить изучению и пропаганде таких социокультурных тенденций, как: - выработка принципов и норм социальной солидарности и культурной идентичности неконфронтационного типа, разработка самой теории и структуры такого типа солидарности и идентичности; - разработка технологий мягких социальных взаимодействий и пропаганда их в качестве преобладающих форм социальных отношений на современном историческом этапе развития общества; - аккумуляция и систематизация социокультурного опыта человечества в целом, формирование общепланетарного культурно-информационного поля и развитие способов его национального и транснационального опосредствования, развитие мультикультуральности и выявление ее пределов в области культурной толерантности и синкретичности, разработка более или менее универсальных критериев социальной приемлемости разнообразных культурных проявлений; - выработка представлений о культуре как об особом типе социальной эрудированности и адекватности личности, владения ею языками, кодами и каналами современной социальной коммуникации, ее уровне социальных притязаний и специфике оценочных критериев, в которых достигается компромисс между общепринятыми нормами (конвенциональным и институционализированным социальным опытом данного сообщества) и их индивидуальной интерпретацией личностью; пропаганда посредством каналов социализации и инкультурации (воспитания, образования, системы учебников и иной литературы, работы культурно-просвещенческих институтов, государственной культурной политики и т.п.) характеристик актуальной культурной компетентности личности, основанной на этих принципах; - ведение пропагандистско-воспитательной и образовательной работы, направленной на формирование нового типа социальной идентичности личности, в рамках которой традиционные идентифицирующие признаки (сословно-классовые, расовые, этнические, конфессиональные, обрядово-этнографические, политико-идеологические, цивилизационные, семейные, гендерные и т.п.) постепенно вытеснялись бы в область приватной (домашней) жизни индивида, и уравновешивались (взаимокомпенсировались) своей множественностью (идея В.Гавела); в то же время основными критериями социальной оценки и идентификации личности постепенно становились бы: глубина ее специализации в общественном разделении социальных функций, уровень врожденных интеллектуальных и художественных способностей, а также степень их развитости (характер и уровень образования), объективно оцениваемый уровень работоспособности (психоэнергетики), инициативности, обучаемости данной личности, степень дефицитности специалистов такого направления и класса в общечеловеческом масштабе, динамика повышения профессиональной квалификации и должностного роста, склонность к социальной мобильности и другие характеристики, свидетельствующие о степени общечеловеческого спроса на данного специалиста и личность и т.п.; - разработка определенных высоко пластичных критериев социального рейтинга современной «высоко специализированной личности», которые в идеале и должны становиться основой его социально-личностной самоидентификации в современных условиях (разумеется, при этом не должны обходиться вниманием врожденные и приобретенные ограничения на развитие этих характеристик и адаптивные меры, связанные с этим фактором); - развитие технологий социокультурной прогностики как на потребностном, так и интеллектуально-чувственном уровнях; - развитие процессов управляемой локализации исторических традиций (этнических, конфессиональных, микросоциальных) в нишах их «приватного» функционирования и их толерантного сопряжения с модернизационными тенденциями общества; развитие процессов освоения культурного наследия как фундамента культурной компетентности личности; - кристаллизация основных параметров психосоциальной адекватности и социально-функциональной конкурентоспособности индивида в новых условиях полиэтничных мегаполисов, с их системами образов социальной престижности и норм культурной компетентности в постиндустриальной социокультурной и информационной реальности; - плюрализация процессов порождения культурных инноваций, расширение рамок и критериев социальной приемлемости индивидуальной интерпретации культурных образцов, совершенствование механизмов социального воспроизводства общества и личности. XXI век не обещает нам легкой жизни[311]. И, хотя многие из прозвучавших в этом тексте прогнозов, действительно относятся к пессимистическому сценарию (процессы социальной и экономической глобализации ведь могут пойти и по другому пути), и можно ожидать, что некоторые из предсказываемых сложностей «утрясутся» и сбалансируются в силу естественной исторической инерции (лично я, как историк, фанатично верю в действие исторической инерции и стремление людей к экономии личных энергозатрат, т.е. в неистребимую ленность рода человеческого), но наука не имеет права надеяться на лучшее в процессе стихийного саморазвития событий. Как и высшие военные руководители государства, которые по определению не имеют права быть оптимистами и обязаны предвидеть худший из возможных сценариев развития событий, ученые поставлены примерно в такие же долговые условия перед человечеством. Мы обязаны обрисовать основные черты возможного Апокалипсиса (повторяю, что под ним я имею в виду не переход на новый режим существования, к которому так или иначе придется приспосабливаться, а именно непопадание в когорту избранных, что стимулирует неизбежную социальную деградацию российского общества и его распад) и дать рекомендации по возможным способам его предотвращения или смягчения. А случится он или нет, зависит от такого неисчислимого сочетания различных обстоятельств, подсчитать которые не в состоянии никакая наука. Иначе она бы уже давно научилась предсказывать будущее, лишив тем самым человека свободы воли, а саму себя – интеллектуальной свободы, права на гипотезу и описание мира в вероятностных категориях, что сегодня, может быть, и является единственно интересным, что осталось науке…
ПРИЛОЖЕНИЕ НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ НЕПРАВДУ По традиции последнего десятилетия принято уже безоговорочно относить культурологию к гуманитарным наукам. А между тем здесь не все так просто. Во всяком случае, с этим согласны далеко не все. Многие специалисты склонны квалифицировать культурологию как науку социальную, апеллируя к тому, что она отпочковалась от этнологии – безусловно, социальной науки[312]. При попытке выделить основные признаки гуманитарного знания и его отличий от естественнонаучного, социальнонаучного и пр., совершенно очевидны отличия и качественные, и количественные. Например, гуманитарное знание почти не связано с измерением и подсчетом. В естественных и социальных науках аргументация строится на статистических данных, в гуманитарных – на вероятностных предположениях. Это качественное отличие. Вместе с тем, ряд параметров, традиционно относящихся к гуманитаристике (скажем, оценочный подход или генетический метод), нередко встречаются и в естественных и социальных науках, но в гуманитарном знании, разумеется, много чаще. Это уже количественное отличие. Но, пожалуй, главное отличие в том, что естественные и социальные науки имеют дело с эмпирической реальностью, а гуманитарные – только с ее описанием или изображением. Иначе говоря – с текстом, повествующем об этой реальности… или не о ней. Тем не менее, предмет культурологии в своем определении достаточно спорен. Несомненно то, что это культура. Но можно понимать под культурой как паттерны поведения (т.е. предмет социальный), так и взгляды людей, их оценки, суждения (т.е. предмет гуманитарный). Но если даже и поведение считать результатом имеющихся взглядов, т.е. косвенным продуктом гуманитарных текстов (традиций, нравов, обычаев), то и здесь получается противоречивый симбиоз гуманитарного предмета – культуры (если согласиться с гуманитарностью ее истоков, хотя далеко не всегда практических форм), и социально-научных методов его исследования, перешедших преимущественно из антропологии. Упрощая, можно сказать, что по предмету культурология фактически совпадает с историей, а по методологии – с антропологией. Да и в самой культурологии в последние годы наметилось определенное размежевание на гуманитарное направление, тяготеющее к семиотике, восприятию культуры как текста и, соответственно, исследованию символической наполненности культурных артефактов, и социальное – делающее акцент на социально-регулятивных функциях культуры, т.е. на роли культуры в подержании общественного порядка. В самом прямом смысле. Потому что культура – это порядок в мозгах и в социальном поведении людей. Только достигается он не насильственными мерами, а с помощью традиций, обычаев, нравов. А вот кто возьмется четко и недвусмысленно определить, что такое гуманитарное знание, в контексте которого рассматривается культурология? В чем его основные признаки? В том, что оно обращено к проблеме человека и его деятельности? Но основные науки о человеке – биология, медицина и психология – не относятся к гуманитарному ряду. А технические науки изучают человеческую деятельность в гораздо большем объеме. В том, что гуманитаристика работает с уникальными объектами? Но и астрономия может похвастаться тем же. Тем, что гуманитарное знание не может обходиться без оценки изучаемого предмета? Но и аксиологический подход не является обязательным для гуманитарных наук. Скажем, какая аксиология допустима в истории или лингвистике? Остается один признак – язык. Гумантаристика имеет дело преимущественно с текстами – как правило, вербальными, а порой и семиотикой поведения, семантикой вещей и с текстами образно-художественными. Возьмем, к примеру, историческую науку. Здесь ученые имеют дело с документами, правдивость которых часто доказать почти невозможно так же, как и их подлинность. Еще труднее установить степень субъективности и ангажированности автора, описывающего какие-либо события, являлся ли он непосредственным свидетелем того, что описывает, либо пишет с чьих-то слов, а то и по чьему-то приказу. А еще требуется установить, в чьих интересах создавался данный документ и к каким последствиям он привел (т.е. кому эта интерпретация оказалась выгодной). И, наконец, насколько ангажирован современный историк, который пишет работу на основании данных источников? Существует теория нарратива, согласно которой, вся история – это не более чем многократный, часто тысячекратный пересказ, с каждым разом все больше и больше удаляющийся от исходной правды. Впрочем, а была ли она – правда – уже в первом варианте рассказа? Как утверждает Жак Ле Гофф, любой исторический документ в обязательном порядке идеологически ангажирован и содержит в себе немалую долю элементов, навеянных воображением автора[313]. Как мы видим, доля правды при совокупности таких обстоятельств уменьшается до чисто символических масштабов. Вся история есть ложь, написанная в чьих-то интересах. Это стало понятным уже давно, еще в эпоху Возрождения. Приведу классический пример: при всех подробностях описания сражения на поле Куликовом археологами не было найдено ни одной кости, ни одного остатка оружия или доспеха[314]. Никто не сомневается в историчности Куликовской битвы, но явно по каким-то соображениям точные координаты этого события были искажены летописцами. Здесь ангажированность летописного повествования совершенно очевидна, поскольку из других документов ясно, что это не было исторической битвой между русскими и татарами, а лишь серьезным конфликтом в междинастийной борьбе в Золотой Орде, не имевшее никакого отношения к освобождению Руси от ордынской неволи. (Кстати, всех историков удивлял тот факт, что полный разгром татар на Куликовом поле ни на грамм не ослабил татарского сюзернитета на Русью). Просто дело в том, что на Куликовом поле были разгромлены не татары, а интернациональный сброд, нанятый Мамаем в Крыму и на Северном Кавказе[315]. А описания в учебниках – это все позднейшие легенды во славу Дмитрия Донского и Серафима Саровского (здесь у Церкви были и свои интересы). А суть событий была такова. Военачальник Мамай попытался свергнуть правящий в Золотой Орде дом Джучидов и стать новым ханом. Русские вассалы (в частности Москва) выступили на стороне законных суверенов (кстати, не все), разные литовские князья тоже выступили на стороне разных сил[316]. В результате в Куликовской битве сошлись русские и литовцы, с московской стороны, а с татарской стороны кавказцы, ногайцы и генуэзские наемники из Крыма. В результате дело было решено литовцами (фактически – воинами из Белоруссии и Украины, в то время входившими в состав Великого княжества Литовского). Засадный полк составляли в основном отряды воеводы Боброка Волынца и литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, фланговый удар которых и решил исход сражения. И когда через 20 лет эти люди погибли в сражении с ордынцами на р.Ворскле (1399), откровенно спровоцированном Москвой, новый московский князь Василий I навряд ли даже вспомнил имена сподвижников своего отца. Вот вам откровенный пример политической ангажированности летописей. Москве и русской Церкви нужно было раздуть это сражение до эпохального мифа. А герои нужны только в отведенное для них время. А потом их можно и уничтожить самым предательским образом. История с ликвидацией прославленных героев Куликовской битвы – самый наглядный пример тому. И для прикрытия этого предательства потребовалось скрыть и сами географические координаты битвы, и факт решающего в ней участия воинов Великого княжества Литовского[317]. Прошу прощения за столь объемный пример, но он хорошо показывает, чего стоят исторические свидетельства и как они искажаются по желанию власти. А в каком положении находятся филология и искусствознание, когда известно, что всякий художественный текст, живописное или скульптурное изображение отображают не столько наблюдаемую реальность, сколько ее художественный образ, преломленный в творческом сознании автора? При этом будем учитывать, что огромный процент произведений вообще не отображает никакой реальности, а является чистой авторской фантазией? Скажем, какую наблюдаемую реальность отображает музыка? Предположим, ученый-литературовед изучает «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. Он исследует стилистику, эстетику, особенности поэтического языка, возможные прообразы главных героев и т.п. но при этом он даже не задумывается над тем, что события, легшие в основу этого поэтического романа, на самом деле не имели места; это все плод фантазии гениального поэта. «Еще один источник – анализ текстов, продуцируемых политическим сообществом. Это могут быть официальные публикации (программы, уставы и другие документы), но в них мало о “позиции деятеля”. Последняя иногда находит свое выражение в статьях, выступлениях, а еще в большей степени – в мемуарах, однако очевидно, что эта группа текстов должна анализироваться скорее с точки зрения конструирования имиджа политика, легитимации им своих действий, символической самоидентификации с целевой группой, максимизации поддержки, чем в качестве источника фактологически верной информации о реальных событиях и отношениях»[318]. С позволения читателей, я не буду затрагивать проблемы религиоведения, хотя многое описанное в Священных книгах в археологии XX века получило подтверждение. Но… далеко не все. Таким образом, единственным и несомненным признаком гуманитарного знания и культурологии, как его части, является то, что источником знания здесь, как правило, является текст – писаный или устный, – повествование кого-либо о чем-либо. Но, поднимая вопрос о тексте, следует помнить, что им можно излагать как правду, так и неправду, фантазировать, мечтать и т.п. Вот здесь и кроется главная тайна гуманитаристики: это единственная область знания, которая изучает преимущественно неправду – мифы, легенды, сказки, автор
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|