Научные основания законодательства о культуре
В период, когда создавался ныне действующий Закон о культуре (1992 г.) были еще не ясны стратегические направления культурного развития нашего общества, приоритеты культурной политики имели самый общий характер и были связаны в основном с обеспечением демократических свобод; более того, еще не было ясно то, что страна вступает в полосу затяжных социокультурных реформ и сопутствующего им кризиса, что отразится на разных группах населения совершенно по-разному (а в ряде случаев просто катастрофически). Конечно, нельзя отрицать, что Закон содержит много разумных и необходимых статей, но в основном он посвящен принципам свободы творчества, вхождению культуры в рыночную экономику и организационно-управленческим проблемам Министерства культуры и подведомственных ему структур. Т.е. тем вопросам, которые были наиболее актуальны в начале 1990-х гг. и во многом утратили свою актуальность ныне. Короче, закон уже не соответствует реальным потребностям российского общества в наши дни и нуждается в концептуальном обновлении (или новой редакции). Характерно, что в законе даже нет четкого определения базового понятия «культура», еще не сложившегося к этому времени в нашей науке. Культура была неудачно заменена чисто реестровым перечислением «культурных ценностей» (полисемантичность которых еще большая, чем у собственно культуры) и различных видов «культурной деятельности» (набор которых тоже достаточно спорен). Вот с этого мы и начнем. Так, что же такое «культура», без четкого определения которой немыслимо никакое законодательство в этой области, как и государственная культурная политика? Все многообразие точек зрения на этот счет можно свести к двум основным: научной и управленческой.
В современной науке существуют несколько сотен определений культуры, но при разной акцентировке практически все они сводятся к суждению о том, что культура есть сугубо человеческая деятельность (материальная и идеациональная), объединяющая: - все эмпирические, интеллектуальные и образные представления о мире (совокупность знаний и суждений, идей и проектов), - все сугубо человеческие формы поведения (совокупность социально приемлемых взаимоотношений между людьми во всех областях их социальной практики), - все формы социальной коммуникации (системы языков, символов и условных обозначений, образов, средств передачи информации – устных, печатных, аудио-визуальных, электронных), - все созданные человеком продукты: материальные (вещи и обустроенные территории), научные (отображения наблюдаемого мира, претендующие на объективность и доказательность), образные (отображения представляемого мира и творческие фантазии). Т.е. культура – это искусственный мир человеческого бытия (весь, включая явления, которые хочется назвать антикультурными), созданный, придуманный людьми и насыщенный социально и культурно значимой символикой в дополнение к природе. Луна – это явление природы; а вот советский луноход и следы Нила Армстронга на ее поверхности – это уже артефакты культуры. И попытки свести культуру преимущественно к искусству уже давно не соответствуют современному философскому и научному представлению о мире. При этом культура не передается из поколения в поколение генетически (в отличие от природных родовых черт человека), а усваивается только методом обучения и подражания. Культура не приходит сама, ей нужно учить. Это определение можно считать академическим. В оппозиции к этой точке зрения существует и отраслевое определение культуры (принятое только в России), относящее к культуре лишь те сферы жизни общества, которые административно подчинены Министерству культуры, а именно: актуальное искусство и художественное образование, охрана культурного наследия (включая музейное, архивное и библиотечное дело), организованный досуг и при последней реорганизации – книгоиздание и СМИ.
Понятно, что в рамках академического определения культура уже не может являться оперативным объектом государственного управления (нельзя силами одного министерства управлять жизнью всего общества), но и отраслевой набор сфер общественной практики, включенных в понятие «культура», откровенно основан на удобстве технологий управления, политических задачах государственного контроля за идеологией населения и подвержен критике со всех сторон (скажем, образование и религия – это не культура? Тогда почему они не подчинены Министерству культуры?). Вопрос в том, как найти компромисс между обеими позициями. Представляется, что решение данного противоречия уже давно предложено мировой этнологией, определяющей культуру как социальный опыт совместного проживания, упорядочивания мира и представлений о нем, накапливаемый каждым народом за века его существования. Эта позиция никак не противоречит академическому подходу, поскольку объединяет в себе именно опыт коллективной жизни людей и его продукты, и, одновременно, дает возможность выделить те сегменты, которые подлежат ответственности разных органов управления. Понятно, что при таком определении число структур, отвечающих за проблемы культуры, неизбежно увеличивается. Помимо Министерства культуры сюда попадают Министерство образования (которое должно отвечать за формирование культуры подрастающего поколения), Министерство внутренних дел (потому что порядок – это основа любой культуры), Министерство здравоохранения и социального обеспечения (потому что культура «третьего возраста» и людей с различными ограничениями – это одна из важнейших проблем, которой комплексно еще не занимались), все действующие в стране религиозные конфессии и деноминации, а так же вся отечественная философия (потому что мировоззрение – это неотъемлемая часть культуры), все гуманитарные науки (история, филология, искусствознание, педагогика и др.), общественные науки (этнография, социология, политология, правоведение, экономика), собственно искусство, и множество иных организаций, областей деятельности и исторически унаследованных черт.
Вопрос в том, что в рамках каждой профессии или специальности существует своя профессиональная культура, определяющая допустимые и недопустимые способы осуществления этой деятельности. Возросшие ЧП при космических запусках – признак понижения профессиональной культуры работников отрасли. Рост числа ЧП в армии – явное свидетельство падения профессиональной культуры армейского офицерства, которое обязано их предотвращать. Рост преступности в стране и особенно числа нераскрытых преступлений есть прямое следствие деградации профессиональной культуры работников МВД и Прокуратуры и т.п. Поэтому задачей № 1 представляется введение в каждом отраслевом министерстве службы, ответственной за поддержание уровня профессиональной культуры. Отделы внутренних служебных расследований в МВД и в контрразведке могут стать прообразом такой службы, только объем казусов нарушения профессиональной культуры, конечно же, гораздо шире, чем просто недобросовестное исполнение служебных обязанностей. Здесь очень важна и этическая составляющая проблемы. А для этого в рамках каждой специальности должен быть создан кодекс профессиональной культуры, который должен приниматься работником, как «клятва Гиппократа» медиками. Культурная работа в стране начинается с этого. Задачей № 2 является трансляция существующей культуры и культурного наследия страны подрастающим поколениям. Теоретически это задача средних школ. Но, как показывает практика приемных экзаменов на культурологические специальности, у 99% абитуриентов знания по истории родной культуры (я уже не говорю о мировой) очень далеки даже от оценки «удовлетворительно». Они просто нулевые, поскольку в школе им даже не потрудились сообщить о том, что такое культура и какие артефакты можно описывать, рассказывая о культуре того или и иного периода. Ясно, что по дисциплине «история» школьники изучают в основном военно-политическую историю и социальные движения, что тоже важно, но вовсе не отменяет историю мировоззрения, науки, искусства, бытовых нравов и обычаев. Что такое этнология и что она изучает, абитуриенты в массе своей тоже не знают. А как без этих знаний мы собираемся проводить национальную политику в нашей очень непростой ситуации?
Ясно, что после полутора десятилетий экспериментов стране пора понять, что среднее образование – это и есть процесс освоения культуры (между прочим, таблица умножения, как и таблица Менделеева – это тоже факты общенаучной культуры современного человека). Среднее образование – это процесс инкультурации школьника, освоения им как исторической, так и современной культуры, и на фоне этой задачи остальные неизбежно отступают на второй план. Мы не знаем, в каком масштабе и с каким эффектом происходят процессы социализации и инкультурации детей. В программы выпускных экзаменов школ крайне необходимо ввести тесты (или иные форы поверки) уровней социализации (т.е. готовности выпускника к плаванию в безбрежном океане социальных отношений, противоречий, конкуренции и т.п.) и инкультурации (уровня его знаний системы базовых ценностей, на которых стоит наше общество, строятся взаимоотношения между людьми – служебные, семейные, дружеские и т.д., т.е., «что такое хорошо и что такое плохо», что допустимо общественными нравами, а что недопустимо и пр.). Нерешенный вопрос видится в том, к какой отрасли должны относиться общеобразовательные школы, и все ли они должны быть однотипными. Одно из решений уже имело место в нашей истории: разделение среднего образования на классические гимназии (готовившие носителей гуманитарной культуры) и коммерческие училища (готовившие технократов). Можно пойти и по этому пути, можно и по иному. В стране сейчас действуют более сотни элитарных школ-лицеев, целенаправленно направленных на повышенное внимание к изучению отдельных областей знания. К сожалению, лицеев гуманитарного профиля среди них меньшинство. Но дело даже не в этом, а в том, что таких учебных заведений требуются сотни в Москве и Санкт-Петербурге, по нескольку десятков в каждом областном центре и т.п. Только тогда мы получим право потребовать от Министерства образования исполнения своих функций в деле повышения культуры населения в стране в полном объеме.
Это вызывает закономерный вопрос: а где взять достаточное преподавательское обеспечение такого числа лицеев повышенного уровня? А это уже вопрос денег. Нет сомнений, что многие вузовские преподаватели с удовольствием пошли бы на почасовую подработку в лицеях. Вот и решение. В связи со спорностью вопроса, в чьей ответственности лежит решение этих проблем при понимании того, что среднее образование обязано формировать именно культуру молодежи, а не набор стандартизированных знаний «понемногу обо всем», в ряде стран Министерства культуры и образования объединены в единый комплекс. В конечном счете, решение этого вопроса зависит от того, какая задача ставится перед образованием: подготовка высококвалифицировнных технократов или поддержание культурного уровня населения. У нас реализуется первая задача (ради чего и произошло объединение Министерства образования и Госкомитета по делам высшей школы, а теперь еще и с наукой). Т.е. задачи инкультурации молодежи (как школьников, так и студенчества) оказались подмятыми задачами ее профессионализации (в технологическом смысле). В результате, мы имеем то, что каждый день видим в новостях по телевизору. Старший офицер убивает задержанную чеченку просто из ненависти к инородцам (факт, доказанный судом). И много ли таких офицеров в наших Вооруженных силах? Это кто-нибудь проверял? Проводилось ли какое-либо исследование национальных настроений в среде офицеров армии, милиции? А ведь такой мониторинг, – это первое, что должен был потребовать Президент, как Верховный главнокомандующий. Это и будет одна из акций, выявляющих подлинное состояние культуры в нашем обществе. В некоторых странах сфера общего и гуманитарного образования отнесена преимущественно к культуре, а сферы естественно-научного и технического образования разнесены по соответствующим отраслям. В нашей стране существенная часть вузов уже являются отраслевыми (военными, медицинскими и др.). Проблема профессионализации решается у нас на вполне достойном уровне. А вот в каком отраслевом вузе (кроме медицинских) учат еще и профессиональной культуре? Социально допустимым и недопустимым методам профессиональных действий, необходимости просчитывать социальные последствия своих решений и нести за них ответственность, этике взаимоотношений в коллективе и т.п. Проблему составляет и самоопределение вузов культуры. Уже само название «университет (или академия) культуры и искусства» – типичный атавизм идеологии сталинских времен, когда искусство должно было выполнять идеологические задачи партии, под общим надзором Наркомата культуры и системы творческих союзов. На самом деле нет никакой «культуры и искусства». Это управленческая и идеологическая мифологема. Культура решет свои задачи, искусство – свои. Хотя в некоторых вопросах они и пересекаются, но это скорее исключение в рамках общей тенденции. Задача № 3 – обеспечение сохранения, функционирования и развития той художественной культуры, которая имеется в нашем распоряжении сейчас. Фактически здесь выделяются 3 вполне самостоятельных вопроса: а) охрана культурного наследия (в его материальной, текстовой и художественной формах); б) поддержка функционирования художественной культуры в ее современном состоянии; в) подготовка кадров и проведение творческих конкурсов, обеспечивающих перспективное развитие искусства. При всей сложности ситуации с наследием и отбором его объектов, она является наиболее простой; принципы отбора наследия уже установлены, проблемой остается лишь вопрос о том, должно ли все финансировать государство? Все ли раритеты подлежат музеефикации, допустима ли раздача памятников в частные руки (их исторических владельцев, как это широко распространено на Западе)? Как относиться к частным коллекциям художественных раритетов и стоит ли брать их под государственную охрану? Другой вопрос: относить ли реликтовые этнографические комплексы к объектам наследия или нет. Наука однозначно выступает за это. Проблема: в каких формах все это сохранять? Есть ли нужда в организации этнографических резерваций, которые (на западом же примере) зарекомендовали себя наиболее эффективными? Вопрос о текущем функционировании художественной культуры решается сам, в стихийном порядке происходит адаптация искусства к рыночной системе отношений (впрочем, даже при Советской власти искусство – единственное, что жило в условиях рыночной конкуренции), а рост числа театров, художественных галерей и других объектов свидетельствует о том, что процесс адаптации уже прошел критическую фазу. Свобода творчества гарантирована по закону. Проблема видится в том, что в условиях тотального засилья массовой культуры (о причинах ниже), пропаганда классического искусства должна быть обеспечена в законодательном порядке. Разумеется, в связи с социальным расслоением населения процент людей, интересующихся классическим искусством, заметно упал, но это общемировая тенденция и решение этого вопроса лежит уже в плоскости воспитания социально-бытовой культуры населения, о чем речь пойдет специально. Что касается художественного образования и проведения конкурсов, то Россия (СССР) в этом отношении всегда была на высоте, и вопрос только в сохранении уже имеющегося уровня, числа художественных учебных заведений, частоты проведения творческих конкурсов. Правда, есть сложность с оттоком высококачественных кадров за границу, но, судя по всему, пик этого процесса уже миновал; к тому же это общемировая тенденция. Гастролировать никому не запрещено, а проблему высококачественных преподавателей художественных вузов можно решить лишь за счет радикального повышения их окладов. Задача № 4 – самая болезненная – состояние социально-бытовой культуры населения. Можно справедливо гордиться Эрмитажем, Большим театром и Российской государственной библиотекой, но любому понятно, что все это лишь «потемкинские деревни» в стране с загаженными подъездами, группами пьяных в общественных местах, полуграмотными школьниками, повсеместной нецензурной бранью на улицах, инвалидами, которым не уступают место в транспорте, и прочими характерными проявлениями нашей сегодняшней социально-бытовой культуры. А ведь это именно факты культуры, сколько бы соответствующее министерство от них не открещивалось. Когда-то Бисмарк сказал, что в Германии невозможна революция, поскольку в толпе, бегущей от пушек, никто не наступит на газон. Вот это и есть высокая социально-бытовая культура. Другое дело: относится ли решение этих проблем к компетенции Министерства культуры? Думаю, что здесь требуется межотраслевая целевая программа, отвечать за которую должны многие министерства и ведомства. Доля интеллигенции среди населения страны неумолимо сокращается, как и ее влияние на общекультурный уровень граждан. Конечно, и здесь причины экономические. Оплата работников умственного труда упала до неприличного уровня и только в последние годы появилась тенденция к ее росту. В результате – массовая эмиграция прежде всего интеллигенции старшего поколения. Плюс к этому развитие политического режима в стране ориентировано на создание «властной вертикали» (т.е. формирование диктатуры исполнительной власти), что менее всего соответствует интересам интеллигенции. Мы опять превращаемся в «попутчиков» всевластной касты чиновников. И если борьба с некультурными проявлениями социальных «низов» и мигрантов – это уже задача милиции (что, кстати, заслуживает создания специальной службы, поскольку культура поведения в общественных местах – это и есть высшая форма общественного порядка), то без разработки целевой государственной программы восстановления прежней доли и роли интеллигенции в стране, степени ее авторитета и влияния, мы так и останемся страной «третьего мира», несмотря на Большой театр, Российскую государственную библиотеку и Эрмитаж. Это задача не только системы высшего образования и создания рабочих мест для специалистов умственного труда. Статус гуманитарно эрудированной личности должен стать нормой для любого образованного человека, должен быть поднят и поддержан на уровне Президента и Правительства. Разумеется, это не изменит состояния бытовой культуры населения в один день. Но за десятилетие это радикально поднимет престижность и выгодность качественного образования и высокой культуры, стимулирует рост потока людей, стремящихся к этому. Это вопрос в большой мере политический, поскольку ни социальное, ни гуманитарное знание еще не нашло своей ниши в отечественной рыночной системе. Огрубляя, можно сказать, что наша страна еще не доросла до уровня постиндустриального развития, где всякое знание (а в образовании прежде всего социальное и гуманитарное) – самое востребованное и экономически выгодное. Ну, не доросли, значит, не доросли; по крайней мере, есть еще какая-то надежда на рост в будущем. А вот то, что наши органы политического управления обходятся без экспертных советов социологов, этнологов и культурологов, свидетельствует об уровне управленческой культуры в стране, соответствующему еще периоду до эпохи Просвещения. Уже Екатерина II понимала, что культура управления – это прежде всего социально-гуманитарная проблема. Современные чиновники, не понимающие этого и считающие, что для решения проблем достаточно знания технологий в рассматриваемой сфере, явно относятся к поколению дьяков еще допетровской эпохи, когда все вопросы решались кнутом и плахой (сейчас и этим ничего не добьешься, так что на смену им пришли тугие кошельки, которые действуют и как пряник, и как топор). Тем не менее, вопрос об участии Министерства культуры в повышении социально-бытовой культуры населения не снимается. И здесь нужна комплексная программа организации досуга, клубной работы и т.п., построенная на принципиально иных началах и стимулах, нежели это имело место в прошлом, имеющая главной задачей общекультурное развитие людей, а не приобщение их к господствующей идеологии. Может быть, имеет смысл организационно разделиться; выделить Министерство по делам искусств и охране культурного наследия в самостоятельную структуру, а Министерству культуры и массовой информации (совместно с Министерством образования и науки) заняться именно проблемами социальной культуры населения и наращивания массива интеллигенции? Слишком уж не сходятся задачи у двух «крыльев» Министерства культуры. Развитие искусств и социально-бытовая культура населения – это вообще несопоставимые задачи, и не может быть специалистов, равно компетентных в обеих областях. Задача № 5 – роль средств массовой информации и массовой культуры в повышении социально-бытовой культуры населения. Очень хорошо, что был создан телеканал «Культура» – отдушина для сохранившейся части интеллигенции. Но нельзя и все прочие каналы телевидения и радио отдавать на откуп рыночной стихии. Ведь их смотрит и слушает вся страна. Представляется, что в сегодняшних условиях, при очень низкой эффективности других каналов, именно на СМИ должны быть возложены генеральные обязанности по повышению социально-бытовой культуры основной массы населения (с прямой уголовной ответственностью за ее понижение). Опять-таки для этого следует разработать комплексную программу роли СМИ в поднятии культуры масс и найти тот предмет интереса, ради которого СМИ начнут работать на эту программу (помимо уголовной ответственности; все-таки охота пуще неволи). Врачи ведь лечат людей не только потому, что несут за это ответственность. Они еще и соревнуются в демонстрации своего профессионального класса. Почему же журналисты у нас соревнуются только в масштабе пошлости? Понятно, что и это вопрос экономический. СМИ живут преимущественно за счет рекламы и поэтому заинтересованы в трансляции лишь того, что пользуется наибольшим спросом. Значит, нужны жесткие законодательные меры, на основании которых ведется отбор журналистов, соответствующих культурным нормам, регламентация их эфирного слэнга, ограничения допустимых объемов рекламы и пр. И нужна умная программа деятельности, где даже на базе форм массовой культуры, во-первых, шел бы очень жесткий отбор нравственно достойных произведений, а, во-вторых, среди самих авторов и исполнителей массовой художественной продукции нужно инициировать соревнование по созданию произведений, поднимающих культурный уровень населения. Ведь они все прекрасно понимают сами, и среди них немало достаточно грамотных людей, только продавшихся за большие деньги. Вопрос лишь в прянике, который им предложить. Перед СМИ должна быть поставлена задача – стать учителем хороших манер. И это, несомненно, подействует, принимая в расчет степень влияния СМИ на массу. А что делать с засильем массовой культуры? К сожалению, ничего. Ее размах эквивалентен социальному и культурному расслоению в стране, и пока мы будем бедным и малокультурным обществом, массовая культура будет абсолютно доминировать (да и в будущем, когда мы, дай Бог, станем высококультурной страной, ниша для массовой культуры сохранится). Ее ограничение возможно только по мере роста качества жизни, социально-бытовой культуры населения, с ростом числа и влияния интеллигенции и пр., о чем шла речь выше. Впрочем… Вспомним, как британская королева возвела участников группы «Биттлз» в дворянское достоинство и наградила их орденами именно потому, что на фоне других они были самыми социально приличными, а в их творчестве присутствовала определенная музыкальная культура. Может быть, попробовать и у нас? Та реформа состояния культуры (и в первую очередь массовой социально-бытовой культуры), перед которой стоит наша страна, небеспрецедентна. Вспомним кампанию по всеобучу 1920-х гг. Она же сработала. Но для этого потребовалось мобилизовать усилия всего государства, всех ведомств различного уровня. Нужно, чтобы высшие органы власти поняли, что без этого никакого общественного восстановления не произойдет. Нужно, чтобы глава государства постоянно держал эту проблему на контроле. Нужно, чтобы власть, наконец, трезво поняла, что в условиях перехода от командно-административной системы к режиму демократии требуется не только экономическая, но и такая же всеобъемлющая культурная революция, столь же масштабная, как и всеобуч, а, может быть, и больше. И нацелена она должна быть тоже на малообразованные слои населения, для которых ныне культурная адекватность общественным нормам перестала быть условием выживания. Но подобная адекватность должна стать обязательным условием выживания, иначе никаких перспектив у всех наших усилий по реформированию страны нет и не будет. Мир переходит на постиндустриальную стадию развития. При всех экономических сложностях у России есть потенциал войти в число активных участников этого процесса. Для этого требуется создание общенациональной индустрии знания, радикальный рост наукоемких отраслей материального и интеллектуального производства. А значит и соответствующая культурная атмосфера, радикальный рост научной, технической, образовательной и художественной интеллигенции в стране. Хорошо образованных людей слишком много не бывает; слава Богу, мы живем не в джунглях Амазонки. Но работа высоко образованного слоя интеллигенции должна стать наиболее востребованной. И это может быть достигнуто законодательными мерами путем пересмотра тарифной сетки и иных действий, резко повышающих статус и доходы высоко образованных людей. На первый взгляд, это только усилит социальное расслоение общества на интеллектуалов и прочих. Чтобы избежать этого, должна быть предусмотрена и ниша востребованности для людей с качественным средним образованием и достойным уровнем социальной культуры. И чем шире она будет, тем быстрее мы станем высококультурным обществом. Но это задача, скорее социальная, чем культурная, и в нашу компетенцию не входит. Уже давно миновали те времена, когда экономика считалась базовым элементом общества, а культура – надстроечной верхушкой. Наука ХХ века показала, что базовое основание состоит из трех равнозначных сегментов: социальных отношений, культуры и экономики, которые функционируют за счет того, что глубоко проросли друг в друга и питают друг друга своей продукцией – социальным взаимодействием, культурным нормированием и экономическими благами. И если культура финансируется по остаточному принципу, то значит, по остаточному принципу финансируется вся жизнь в стране. Потому что мифологема «культура и искусство» уже уходит в прошлое. Культура – это не искусство, которое тысячи лет существовало и дальше проживет без соответствующего министерства. Культура – это принцип упорядочивания мира, нормирования человеческих отношений, систематизации знаний и представлений о бытии. А это накапливается по ходу истории. И этому нужно учить. Здесь все зависит только от нас самих и от того, каким обществом мы желаем стать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|