Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы




  Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

Названия темы Кол-во часов
 Введение. Становление и развитие реализма в русской литературе  XIX века  1
 Становление реализма как направления в  европейской литературе XIX века  2
И. С. Тургенев
Н. Г. Чернышевский  2
И. А. Гончаров
А. Н. Островский
Ф. И. Тютчев    2
Русская поэзия во второй половине XIX века (обзор)  1
Н. А. Некрасов
А. А. Фет  2
А. К. Толстой  3
 12  М. Е. Салтыков-Щедрин  4
Ф. М. Достоевский  8
Русская литературная критика второй половины XIX века (обзор)  2
Л. Н. Толстой
Н. С. Лесков  3
Зарубежная проза и драматургия конца XIX- начала XX века (обзор)  2
А. П. Чехов  8
Мировое значение русской литературы XIX века  1
20   Итоговый контроль  1
  Итого:

11 класс

 

2. Содержание учебного предмета (102 часа)

 

Названия темы Основное содержание
 Изучение языка художественной литературы     Язык художественной литературы. Анализ  художественного текста. Понятие поэтического языка. Дифференциация лингвистического и стилистического анализов художественного произведения. Филологический анализ художественного произведения. Теория литературы:   Литература как искусство слова (углубление представлений).
 Мировая литература  рубежа  XIX—XX веков        Содержание понятия «мировая литература». Характерные черты мировой литературы рубежа XIX—XX веков. Т. -С. Элиот. Жизнь и творчество. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Идейная сущность и основной конфликт произведения. Э. -М. Ремарк. Судьба и творчество. Роман «На Западном фронте без перемен». Образная система произведения. Сюжет и композиция. Человек и война в романе. Теория литературы: историко-литературный процесс    
 Русская литература начала XX  века  Литературные искания и направление философской мысли начала XX века. Золотой и Серебряный век русской литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.   Теория литературы: историко-литературный процесс, литературные направления и течения   
Иван Александрович Бунин       Мотивы и образы бунинской лирики. Традиции русской классики в творчестве Бунина. Лирическая проза писателя. Повесть «Деревня». Изображение России в повести. Тема русской деревни. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Образ греха в рассказе. Философия жизни и смерти, вечное и «вещное» в произведении. Роль эпизодических персонажей. Кризис цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Проблема бездуховности буржуазного общества. Смысл финала произведения. Идейно-художественное своеобразие рассказа. Образы-символы. Приём контраста. Антропоцентризм литературы XIX века. Рассказы «Солнечный удар», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник». Тема любви в произведениях Бунина. Средства создания художествен- ного образа. Поэтичность женских образов. Психологизм бунинской прозы и особенности внешней изобразительности. Роль предыстории в художественном произведении. Художественная деталь. Роман «Жизнь Арсеньева». Автобиографическая основа романа. Вечные темы в романе. Художественное время и пространство в произведении. Бунинская концепция жизни и смерти. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры Бунина. Новаторство романа Бунина. Теория литературы:  лирическая проза   
5.  Александр Иванович Куприн              А. И. Куприн: жизнь, творчество, личность писателя. Повесть «Олеся». Противопоставление мира природы и цивилизации в повести. Поэтизация природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и её обитателей. Конфликт в произведении. Художественные особенности повести «Олеся». Композиция повести. Антитеза как приём композиции. Черты романтизма в произведении. Повесть «Поединок»: автобиографический и гуманистический характер произведения. Проблематика и антивоенный пафос повести. Основные сюжетные линии произведения. Смысл названия повести.  Рассказ «Гранатовый браслет». Проблематика произведения. Любовь как талант и тема социального неравенства в произведении. Смысл названия аза. Образы главных героев. Роль второстепенных персонажей. Символизм детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве Куприна. Теория литературы: очерковая проза, символическая деталь. Контроль: контрольное сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна. .  
 Леонид Николаевич Андреев  Жизнь и судьба Л. Н. Андреева. Реализм, модернизм, экспрессионизм в творчестве писателя. Особенности художественного восприятия мира. Рассказ «Большой шлем». Сюжет и композиция произведения. Концепция обезличенного человека. Трагический смысл финала рассказа.
7. Иван Сергеевич Шмелев   Творчество И. С. Шмелёва. Этапы жизни и творчества писателя. Национально-историческая проблематика произведений. Тема России в творчестве И. С. Шмелёва. Повесть «Солнце мёртвых». Специфика жанра и композиции произведения. Автобиографические черты в образе рассказчика. Конфликт и идейно-художественное своеобразие произведения.
Борис Константинович Зайцев     Жизнь и творчество Б. К. Зайцева. Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский», «Путешествие Глеба», «Уроки Зайцева». Беллетризованные биографии в творчестве Зайцева. Теория литературы: эмигрантская литература.    
Аркадий Тимофееевич Аверченко,   ТЭФФИ (Надежда Александровна Лохвицкая)   Жизнь и творчество А. Т. Аверченко. Аверченко и «Сатирикон». Сборник «Дюжина ножей в спину революции». Рассказы «Короли у себя дома», «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина», «Трава, примятая сапогом», «Роковой выигрыш». Темы и образы сатирической новеллистики Аверченко. Понятие «карнавальный смех». Развитие представлений об иронии и пародии.  Жизнь, творчество, судьба писательницы. Тэффи и «Сатирикон». Рассказы «Неживой зверь», «Даровой конь». Предмет сатиры и проблематика произведений. Различие юмора и сатиры А. Т. Аверченко и Тэффи. Теория литературы: сарказм, ирония, политическая сатира.
Владимир Владимирович Набоков   Основные этапы жизни и творчества В. В. Набокова. Англоязычное творчество, лирика Набокова. Литературное наследие. Роман «Машенька». Два параллельных временных пространства в повествовании: прошлое и настоящее. Тема «эмигрантского небытия» в романе. Образная система романа. Россия глазами писателя-эмигранта. Феномен языка Набокова. Теория литературы: эмигрантская литература
 Особенности поэзии начала XX века. Серебряный век как литературно-эстетическая категория     Серебряный век как историко-литературное и эстетическое явление. Модернизм в поэзии Серебряного века. Феномен Серебряного века. Литературное течение и литературное направление. Дифференциация понятий «Серебряный век», «декаданс», «модернизм». Модернизм как литературное направление и его основные течения. Литературный авангард.  Теория литературы: символизм, акмеизм, футуризм, двоемирие, мистическое содержание, символ.  
 12        Символизм как литературное течение. В. Я. Брюсов Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предсимволизм. В. Я. Брюсов — идеолог русского символизма. Символизм как миропонимание. Литературные манифесты символистов. Символизм и русские поэты-символисты. «Старшие символисты»: Н. М. Минский, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. А. Блок, Вяч. И. Иванов. Влияние символизма на последующее развитие русской литературы XX века. В. Я. Брюсов. Основные этапы творческого пути и особенности поэтики В. Я. Брюсова. Стихотворения «Юному поэту», «Антоний»,  Сумерки», «Я». Основные мотивы лирики Брюсова. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт    Основные этапы творческого пути и особенности поэтики К. Д. Бальмонта. Своеобразие художественного творчества Бальмонта. Бальмонт как представитель «старшего символизма». Стихотворения «Сонеты солнца», «Придорожные травы», «Я не знаю мудрости», «Я мечтою ловил уходящие тени... », «Лунный луч», «Фантазия». Лирический герой и основные черты символической поэзии Бальмонта. Образно-стилевое богатство лирики Бальмонта. Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Понятия эвфония, аллитерация, ассонанс.
Иннокентий Федорович Анненский, Федор Сологуб, Андрей Белый   Основные этапы жизни и творчества И. Ф. Анненского, Ф. Сологуба, А. Белого. Стихотворения А. Белого «На горах», «Отчаянье», И. Ф. Анненского  Мучительный сонет», «Смычок и струны», Ф. Сологуба «В тихий вечер на распутьи двух дорог…», «Не трогай в темноте…».  Основные темы и мотивы лирики поэтов.
Русский акмеизм и его истоки         Русский акмеизм и его истоки. Литературные манифесты акмеистов. Н. С. Гумилёв и А. А. Блок о поэтическом искусстве. Статья Н. С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм»как декларация акмеизма. Эстетика акмеизма, основные принципы, отличительные черты. Западноевропейские и  отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. С. Гумилёва, С. М. Городецкого, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. А. Кузмина и др. Кризис акмеизма. Влияние акмеизма на последующее развитие русской литературы XX века.
 Николай Степанович Гумилёв   Судьба и творчество Н. С. Гумилёва. Ранняя и зрелая лирика. Поэтические открытия сборника «Огненный столп». Стихотворения Гумилёва «Капитаны», «Канцона вторая», «Дон Жуан», «Мои читатели», «Шестое чувство», «Жираф», «Заблудившийся трамвай». Проблематика и поэтика лирики Гумилёва. Романтический герой лирики Гумилёва. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию XX века. Понятия «лирический герой — маска», «неоромантизм».
 Футуризм как литературное течение модернизма. Лирика И. Северянина, В. Ф. Ходасевича   Футуризм как литературное течение модернизма. «Манифест о футуризме» Ф. Т. Маринетти. Характерные черты эстетики футуристов. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин и др. ), кубофутуристы (В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. В. Каменский), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев и др. ). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями. Лирика И. Северянина, В. Ф. Ходасевича (И. Северянин «Я, гений Игорь Северянин…», «Ананасы в  шампанском!.. », В. Ф. Ходасевич «Акробат», «Воспоминанье»). Основные темы и мотивы лирики поэтов. Влияние футуризма на последующее развитие русской литературы XX века.
Контрольное сочинение   Контрольное сочинение по произведениям авторов Серебряного века (анализ лирического произведения).
М. Горький     М. Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы М. Горького. «Макар Чудра». Романтический пафос и реализм рассказа Горького. Новый романтический герой. Романтический пейзаж. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Рассказ «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции произведения. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Тема ответственности за свой жизненный выбор. Идея произведения. Героический пафос. Пьеса М. Горького «На дне»как социально-философская драма. Система образов произведения. Композиция и конфликт пьесы. Спор о назначении человека в пьесе. Три правды в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Смысл названия драмы. Авторская позиция в произведении. Интерпретация драмы в критике. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков Горького. Литературные портреты. Пафос «Несвоевременных мыслей»Горького. Контроль: контрольное сочинение по творчеству М. Горького. Теория литературы: романтическая проза, принцип полилога и полифонии в драме, социально-философская драма, легендарно-романтический герой.
Александр Александрович Блок   Жизнь, творчество, личность А. А. Блока. Романтический мир раннего Блока. Поэт и символизм. Основные темы лирики. Поэт и революция. Последние годы жизни поэта. Сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Стихотворения «Предчувствую Тебя…», «Ты горишь над высокой горою…», «Вхожу я в тёмные храмы…». Эволюция образа Прекрасной Дамы. Стихотворения «Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Лирический герой стихотворений. Деталь в лирическом произведении. Цикл стихотворений Блока «На поле Куликовом». Тема Родины и исторического пути России. Стихотворения «На железной дороге», «Россия», «Русь». Эволюция темы Родины в творчестве Блока. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и её восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Жанр, стиль, сюжет, композиция и проблематика произведения. Символика произведения. Рефрен. Авторская позиция и способы её выражения в поэме. Образ Христа в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние творчества Блока на русскую поэзию XX века. Статья А. А. Блока «Интеллигенция и революция». Теория литературы: лирический цикл, реминисценция. Контроль: контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока.
Новокрестьянская поэзия. Николай Алексеевич Клюев      Жизнь и творчество Н. А. Клюева. Истоки новокрестьянской поэзии. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Н. А. Клюев и А. А. Блок. Н. А. Клюев и С. А. Есенин. Стихотворения «Изба — святилище земли», «Голос народа», «Рождество избы». Основная тематика и проблематика лирических произведений. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художе-ственные и идейно-нравственные аспекты этой полемики. Теория литературы: нововокрестьянская поэзия.
Сергей Александрович Есенин   Жизнь и творческая биография поэта. С. А. Есенин как национальный русский поэт. Стихотворения «Гой, ты, Русь, моя родная…», «Письмо матери», «Мой край задумчивый и нежный…»,  «Край любимый, сердцу снятся…», «Русь», «Запели тёсаные дроги…», «Учусь постигнуть в каждом миге…», «О Русь, взмахни крылами…», «Ветры, ветры, о снежные ветры…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Несказанное, синее, нежное…», «Русь Советская», «Русь уходящая», «Спит ковыль…», «Сорокоуст», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Мотивы ранней лирики. Тема Родины и природы в поэзии. Идеальное и реальное в изображении деревни. Есенин и имажинизм. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Образ голубой Руси. Библейские образы. Мотив странничества. Мифологическая и фольклорная основа поэзии. Стихотворения «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…», «Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Вечер чёрные брови насопил…». Любовная тема в лирике Есенина. Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…». Тема быстротечности человеческого бытия. Монолог лирического героя. Противоречивость лирического героя. Автобиографизм лирики. Образ-иероглиф. Психологический параллелизм. Полифония лирики. Авторские средства языковой выразительности. Поэтика цикла «Персидские мотивы». Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме. Образы лирических героев. Тема империалистической войны и братоубийственной Гражданской войны. Тема любви и революции в поэме. Язык произведения. Смысл финала поэмы Теория литературы: имажинизм как поэтическое течение, лиро-эпическая поэма
Владимир Владимирович Маяковский           Жизнь и творчество Маяковского. Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Стихотворения Маяковского «А вы могли бы? », «Послушайте! », «Нате! ». Темы ранней лирики. Антибуржуазный бунт. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Рифма составная (калам- бурная), рифма ассонансная. «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка! », «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Флейта-позвоночник». Тема любви в поэзии Маяковского. Трагедия лирического героя. Метафоричность лирики. Стихотворение-исповедь. Поэма Маяковского «Облако в штанах». Композиция и идея поэмы. «Четыре крика» в поэме. Смысл названия и смысл финала. Евангельские и богоборческие мотивы. Тема любви. Автобиографичность лирического героя. Трагическое содержание произведения. Стихотворения Маяковского «Ода революции», «Левый марш». Поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо! ». Пафос революционного переустройства мира. Образ революции и образ нового человека. Агитационная поэзия. Образ вождя революции. Эволюция революционной темы. Пьесы «Клоп», «Баня». Предмет сатиры в пьесах Маяковского. Комический эффект и приёмы сатирического изображения. Прием социальной типизации. Фантастика и гротеск, гиперболизация. Основной конфликт пьес. Феерическая комедия. Тема грядущего. Современность сатиры Маяковского. Теория литературы: образная гиперболизация, декламационный стих, поэтические неологизмы. Контроль: контрольное сочинение по творчеству С. А. Есенина, В. В. Маяковского.
Литературный процесс 1920-х годов     Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др. ). Идейно-эстетические расхождения литературных объединений. «Пролетарская» литература. Теория «социального заказа». Производственная тематика поэзии. «Литература факта», очерк и репортаж в литературе 1920-х годов. Обзор творчества А. М. Ремизова, Д. А. Фурманова, А. С. Серафимовича.  Теория литературы эмигрантская литература, антиутопия, орнаментальная проза, сказ,  конструктивизм, ОБЭРИУ.
Александр Александрович Фадеев       Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман «Разгром». Проблематика и идейно-художественное своеобразие романа. Особенности жанра и композиции. Проблемы гуманизма и нрав- ственного выбора в произведении. Народ и интеллигенция. Образы Морозки, Мечика, Левинсона. Путь становления героев. Толстовская традиция в создании сложного психологического образа персонажей. Смысл названия произведения.
Исаак Эммануилович Бабель   Жизнь и творчество писателя (обзор). Сборник рассказов «Конармия». Тема революции и Гражданской войны. Особенности композиции цикла рассказов. Драматизм авторского восприятия действительности. Реалистическое изображение человека в потоке революционных событий. Сказовая форма и психологизм повествования.
Евгений Иванович Замятин   Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман «Мы». Специфика жанра и композиции романа-антиутопии. Смысл названия произведения. Образ автора. Образ Д-503. Женские образы в романе. Христианская символика и символика чисел. Роль художественной детали. Различные интерпретации произведения. Актуальность романа Замятина. «Мы» в ряду антиутопий ХХ века.
Михаил Михайлович Зощенко   Жизнь и творчество писателя (обзор). Рассказы «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Монтёр», «Баня», «Беспокойный старичок», «Нервные люди», «Жертва революции». Автор и рассказчик в произведениях. Комический сказ. Зощенков- ский типаж. Индивидуальный стиль писателя. Юмор и сатира.
Зачетная работа Зачетная работа за 1-е полугодие.
Общая характеристика литературы 1930-х годов     Общая характеристика литературы 1930-х годов Исторические предпосылки возникновения литературы 1930-х годов. Жизнь и творчество Н. А. Островского (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 1930-е годы.  Теория литературы: песенно-лирическая ситуация, «парижская нота» русской поэзии, историко-биографическое повествование
Андрей Платонович Платонов      Жизнь, творчество, личность писателя (обзор). Повесть «Сокровенный человек». Конфликт произведения. Образ Пухова. Поэтика Платонова. Смысл финала и названия произведения. Повесть «Котлован». Жанр и композиция произведения. Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован». Характеристика образа Вощёва и его места в сюжете и проблематике повести. Философские итоги повести «Котлован». Хронология повествования. Гротеск, комическое и трагическое. Символика произведения. Смысл названия и финала произведения.  Теория литературы: литературная антиутопия, «ключевая» лексика.
Михаил Афанасьевич Булгаков    Жизнь, творчество, личность писателя. Роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных»(обзор). Жанр и композиция произведений. Герои и действующие лица произведений. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Библейские мотивы. Автобиографичность произведе- ний. Художественная деталь. Реминисценции. Смысл названия и финала произведений. Повести «Роковые яйца», «Собачье сердце»(обзор). Жанр и композиция произведений. Политическая позиция автора. Образы героев. Реальное и фантастическое, комическое и трагическое. Сатира, юмор, сарказм, гиперболизм, гротескность, контраст. Смысл названия и финала произведений. Роман «Мастер и Маргарита». История создания, проблематика, жанр и композиция. Быт и нравы Москвы 1930-х годов в романе. «Ершалаимские» и «московские» главы романа. Три мира в романе. Многожанровость и многоплановость романа. Изображение добра и зла. Система образов романа. Сюжетные линии произведения. Темы любви, творчества и вечности в романе. Тема ответственности в романе. Сочетание фантастики с философско- библейскими мотивами. Традиции европейской и отечественной литературы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» (И. -В. Гёте, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь). Философский смысл романа. Контроль: контрольное сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Теория литературы: сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск.
Марина Ивановна Цветаева   Жизнь и творчество поэтессы. Стихотворения «Идёшь, на меня похожий…», «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Пушкину», «Тоска по родине! Давно…», «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Стихи о Мо- скве». Мотивы детства, дома, бессонности души, Москвы, любви, судьбы, поэта и поэзии, творчества, природы, Родины в лирике Цветаевой. Лирическая героиня Цветаевой. Психологизм поэзии. Образ Поэта. Пророческое начало в лирике. Индивидуальный стиль поэтессы. Афористичность поэтической речи. Поэмы «Царь-девица», «Поэма Горы», «Поэма Конца»(обзор). Автобиографичность поэм. Мифологические, античные, фольклорные мотивы. Тема поиска абсолюта в любви. Тема жизни и смерти. Цветаевский стих. Полифонизм. Сквозные образы. Новаторство поэм. Теория литературы: лирический пафос, кольцевой повтор, рефрен, дискретность (прерывистость) стиха.
Осип Эмильевич Мандельштам    Жизнь, творчество, судьба поэта (обзор). Стихотворения «Notre-Dame», «Умывался ночью на дворе…», «Куда как страшно нам с тобой…», «Как светотени мученик Рембрандт…», «Айя-София», «Мы живём, под собою не чуя страны... », «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…». Основные темы и мотивы лирики. Гражданская лирика. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музы- кальная природа эстетического переживания в стихотворениях. Описательно-живописная манера и философичность поэзии. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI век Теория литературы: историческая тема в лирике
Алексей Николаевич Толстой      Жизнь и художественное наследие писателя (обзор). Повесть «Детство Никиты», роман «Хождение по мукам»(обзор). Автобиографическая повесть. Традиции и новаторство в литературе. Роман-эпопея. Семейно-бытовая хроника. Тема трагедии русской интеллигенции и народа в годы Гражданской войны и революции. Роман «Пётр I»(обзор). Тема русской истории. Реальные и вымышленные герои. Сюжетная основа и композиция произведения. Образ Петра I. Образ народа. Реальное и художественное время и пространство в произведении- Теория литературы: историко-биографическое повествование.
Михаил Михайлович Пришвин    Жизнь, творчество, личность писателя (обзор). Повесть «Жень-шень». Дневниковая проза. Гармония человека и природы. Автобиографичность прозы. Смысл названия произведения. Своеобразие жанра произведения: повесть, поэма, философская сказка. Оригинальность образа пришвинского героя-рассказчика. Теория литературы: герой-рассказчик.
Борис Леонидович Пастернак      Жизнь и творчество писателя (обзор). Стихотворения «На ранних поездах», «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво». Основные темы и мотивы лирики. Тема творчества, значимости художника. Своеобразие творческого метода. Философичность лирики. Лирический герой. Образы попутчиков. «Боготворение» простых людей. Лирический пейзаж. Роман «Доктор Живаго»(обзор). Сюжет и композиция романа. Человек, история и природа в произведении. Автобиографичность образа главного героя. Христианские мотивы. Пейзаж. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Смысл названия романа. Теория литературы: метафорический ряд, лирико-религиозная проза.
Анна Андреевна Ахматова      Биография, основные вехи жизненного и творческого пути поэтессы (обзор). Стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи». Основные темы лирики. Ранняя лирика Ахматовой. Женская поэзия. Доверительность, камерность, интимность поэзии. Ли- рическая героиня Ахматовой. Психологизм лирики. Вещи и лица в поэзии Ахматовой. Стихотворения «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…», «Ты письмо моё, милый, не комкай…», «Сколько просьб у любимой всегда…», «Есть в близости людей заветная черта…», «Я научилась просто, мудро жить…». Тема любви в лирике Ахматовой. Автобиографичность лирики. Эволюция любовной темы. «Романность» в поэзии Ахматовой. Сюжетный принцип стиха. Афористичность поэзии. Стихотворения «Молитва», «Мне голос был…», «Мужество», «Родная земля». Тема Родины в лирике. Гражданская и патриотическая поэзия. Тема революционной России. Мотив осиротевшей матери. Поэтический манифест русской интеллигенции. Тема бренности и вечности, жизни и смерти. Поэмы «Реквием», «Поэма без героя»(обзор). Автобиографическая основа поэм. Сюжет и композиция. Смысл эпиграфов и предисловий. Ос- новные темы и мотивы. Смысл названия поэм. Конфликт в произведениях. Символические образы. Принцип параллелизма. Библейский масштаб горя. Антигерой. Оптимизм финала «Поэмы без героя». Теория литературы: лирическая исповедальность, микроцикл.
Николай Алексеевич Заболоцкий   Жизнь, творчество, личность поэта (обзор). Стихотворения «Завещание», «Я не ищу гармонии в природе…», «Гроза идёт». Основная тематика лирических произведений. Философская лирика. Человек и природа в лирике Заболоцкого. Нравственно-эстетическая проблематика лирики. Социально-гуманистические мотивы. Традиции и новаторство. Эволюция поэтического стиля художника. Теория литературы
Михаил Александрович Шолохов   Жизнь и творчество писателя (обзор). «Донские рассказы»и «Лазоревая степь»как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон». Рассказы «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя». Правда Гражданской войны. Психологизм рассказов. Два уровня сознания героев. Народная стихия языка. «Тихий Дон»как роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания произведения, специфика жанра. Хронологические рамки романа. Вопрос об авторстве романа. Композиция произведения. Роль эпиграфов. Смысл названия романа. Система образов в произведении. Предыстория героев. Первая мировая война в изображении Шолохова. Антитеза, приём контраста в романе. Портретная характеристика героев. Понятие «антигерой». Авторские отступления в романе. Изображение Гражданской войны. Картины природы в романе. Женские судьбы в романе (образы Аксиньи, Натальи, Ильиничны). Идея дома и святости домашнего очага. Трагедия Григория Мелехова. Портретная характеристика, речевая характеристика, самохарактеристика героя. Смысл финала романа. Контроль: контрольное сочинение по роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон». Теория литературы: хронотоп романа-эпопеи, гуманистическая концепция истории в литературе.
Из мировой литературы 1930-х годов          Олдос Хаксли. Жизнь и творческий путь писателя (обзор). Роман-антиутопия «О дивный новый мир».  Специфика жанра и композиции произведения. Смысл эпиграфа и названия романа. Социально-философские воззрения О. Хаксли. Проблема дегуманизации общества в ходе технического прогресса. Модель будущего в произведении. Роман-предупреждение. Идейное сходство и различие романа О. Хаксли «О дивный новый мир» и романа Е. И. Замятина «Мы».
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)    Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, Н. С. Тихонова, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, А. А. Прокофьева, К. М. Симонова, О. Ф. Берггольц и др.; песни А. И. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. И. Алигер, «Февральский дневник» О. Ф. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. М. Инбер, «Сын» П. Г. Антокольского. Органическое сочетание патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщённо-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нём. Жестокая реальность и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, А. П. Платонова, В. С. Гроссманаи др. Драматургия К. М. Симонова, Л. М. Леонова. Пьеса-сказкаЕ. Л. Шварца «Дракон». Теория литературы: «сквозные» темы прозы и поэзии военных лет.
Александр Трифонович Твардовский   Жизнь и творческий путь поэта (обзор). Поэма «Страна Муравия». Тема коллективизации и судьбы русского крестьянства. Смысл заглавия поэмы. Собирательный образ русского крестьянина. Иносказательный смысл поэмы. Фольклорная основа произведения. Смысл финала произведения. Поэма «Василий Тёркин». Жанр, сюжет, композиция произведения. Смысл названия и подзаголовка поэмы. Собирательный образ русского солдата. Символика имени главного героя. Фольклорные черты в образе Тёр кина. Автор и герой в поэме. Ритм, рифма, язык и стиль поэмы. Народный характер произведения. Стихотворения «Под вражьим тяжким колесом», «Две строчки», «Земляку», «Я убит подо Ржевом». Основные темы и мотивы ранней и поздней лирики. Проблематика, идейная сущность стихотворений. Образы и герои лирических произведений. Трагизм лирического героя. Смысл названия стихотворений. Рифма, рифмовка, язык лирических произведений Теория литературы: лирико-патриотический пафос, лирический эпос.
Александр Исаевич Солженицын      Жизнь и судьба писателя (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Сюжет и композиция, жанровая специфика произведения. Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Смысл названия произведения. Рассказ «Матрёнин двор». Сюжет, композиция, пролог. Нравственная проблематика произведения. Тема праведничества в рассказе. Образ Матрёны. Образы-символы в произведении. Смысл названия рассказа. «Архипелаг ГУЛАГ»(обзор). Специфика жанра и композиции произведения. Подзаголовок, посвящение. Тема трагической судьбы личности в тоталитарном государстве. Проблема исторической памяти. Сюжетные линии, временные планы в романе. Образ автора-повествователя. Идейно-художественное своеобразие романа. Автобиографизм творчества А. И. Солженицына. Теория литературы: двуединство героя и автора, тип героя- праведника.
Из мировой литературы. Эрнест Хемингуэй     Эрнест Хемингуей. Жизнь и творчество писателя (обзор). Повесть «Старик и море». Тема трагедии человеческого существования. Человек и природа, смертное и вечное, безобразное и прекрасное в повести. Мораль философской повести-притчи. Аллегорический характер произведения. «Старик и море» как художественное завещание писателя.
Полвека русской поэзии       «Поэтическая весна». Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны. Поэзия Л. Н. Мартынова, С. П. Гудзенко, А. П. Межирова, Ю. В. Друниной, Е. М. Винокурова (обзор). Стихотворения «Моё поколение» С. П. Гудзенко, «Ты вернёшься» Ю. В. Друниной, «Москвичи» Е. М. Винокурова. Сюжет и композиция лирических произведений. Темы, образы, мотивы стихотворений. Русская советская поэзия 1960—1970-х годов: время «поэтического бума»
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...