Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольная работа по литературе 10 класс




Контрольная работа по литературе 10 класс

I полугодие

Вариант 2

 

 

1. Отметьте основные требования, характерные для реализма.

1) соблюдение строгих норм и правил

2) соблюдение принципов народности

3) соблюдение принципов историзма

4) двоемирие

5) соблюдение принципов психологизма

6) изображение жизни в её развитии

7) деление на высокие и низкие жанры

 

2. Укажите произведения, которые можно отнести к реализму.

1) «Обломов»

2) «Бедная Лиза»

3) «Мцыри»

4) «Ионыч»

5) «Гроза»

 

3. Соотнесите поэта, его музу и посвященное ей стихотворение.

 

Н. А. Некрасов Е. А. Денисьева «Мы с тобой бестолковые люди…»
А. А. Фет А. Я. Панаева «Я тебе ничего не скажу…»
Ф. И. Тютчев Мария Лазич «Я очи знал, – о, эти очи!.. »

 

4. Кому был посвящён роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

1) Н. А. Некрасову

2) В. Г. Белинскому

3) Н. А. Добролюбову

4) Н. Г. Чернышевскому

 

5. Какая из перечисленных ниже проблем является ведущей в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

1) Проблема отношений двух влюбленных;

2) Проблема взаимоотношений людей из разных социальных классов;

3) Проблема взаимоотношения двух поколений;

4) Проблема выбора человеком между долгом и личными интересами.

 

6. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.

 

Герой романа Предметно-бытовая деталь
А) Ситников Б) Павел Петрович Кирсанов В) Николай Петрович Кирсанов Г) Евдоксия Кукшина 1) славянофильская венгерка и чересчур элегантные перчатки 2) виолончель 3) трость с набалдашником из слоновой кости 4) крупные браслеты и бархатная шуба на пожелтелом горностаевом меху 5) черное платье и лёгкие ветки фуксий в волосах  

 

А) Б) В) Г)
       

 

7. Установите соответствие между персонажами романа И. С. Тургенева и их характеристиками.

 

Персонаж Характеристика персонажа
А) Евгений Базаров Б) Аркадий Кирсанов В) Павел Петрович 1) «мякенький, либеральный барич» 2) «самоломаный» 3) «добрый малый, но …человек отставной» 4) «самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен»

 

А) Б) В)
     

 

 

8. Укажите лишнее в формулировке жанра романа Н. Г. Чернышевского «Что делать? »

1) философский

2) публицистический

3) психологический

4) социальный

 

9. В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать? » есть такие слова: «Нет, < …> эта теория холодна, но учит человека добывать тепло. Спичка холодна, стена коробочки, о которую трется она, – холодна, дрова – холодны, но от них огонь, который готовит теплую пищу человеку и греет его самого». О какой теории идёт речь?

 

10. Дайте комментарий предложенным ниже именам и понятиям, связанным жизнью и творчеством И. А. Гончарова.

Симбирск   
«Лунные ночи»  
Фрегат «Паллада»  
«Горе от ума»    

 

11. Чей это портрет (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)?

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. »  
«Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него. Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестью лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков. Он вынул тончайший батистовый платок, вдохнул ароматы Востока, потом небрежно провел им по лицу, по глянцевитой шляпе и обмакнул лакированные сапоги. »  
[Она] «…в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. »  

 

12. Укажите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном произведении, и их судьбой в финале.

 

Персонажи Дальнейшая судьба
Штольц Захар Обломов цинично присвоит чужое имущество тихо уйдёт из жизни окажется на паперти женится на Ольге Ильинской

 

А) Б) В)
     

 

 

13. Укажите литературоведческий термин на основе его определения.

____________________ – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими.

 

14. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» многие герои говорят о грехе. Определите, кому принадлежат слова, указанные ниже.

«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. < …> Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить! »  
«Нельзя, матушка, без греха: в миру живем. »  
«Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься»  
«И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. »  

 

15. Каково авторское определение жанра «Грозы»?

16. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» есть персонажи, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к развитию конфликта не имеют, (например, Кулигин, Феклуша, Кудряш и т. п. ) Как называются такие герои?

 

17. Как называется стилистическая фигура, использованная Ф. И. Тютчевым в стихотворении «О, как убийственно мы любим…» в предпоследней строфе?

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

18. Определите размер, которым написано стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Ф. И. Тютчева.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

 

19. В стихотворении Ф. И. Тютчева «Silentium! » читаем: «Мысль изреченная есть ложь». Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме.

 

20. Укажите термин, которым обозначается созвучие концов стихотворных строк, являющееся важным средством организации стиха (стихотворение А. А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую... »)

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов…

21. Установите соответствие между героями произведения и цитатами из текста, к ним относящимся. Укажите автора, жанр и название произведения.

 

Персонажи Цитаты
А) Матрёна Тимофеевна. Б) Гриша Добросклонов. В) Савелий, богатырь святорусский. 1) С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой… 2) «…Ни в ком противоречия,   Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню. Закон – мое желание! Кулак – моя полиция!.. » 3) «…Теперь одно богачество: Три озера наплакано Горючих слез…» 4) «Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь».

 

А) Б) В)
     

 

22. Укажите из приведённого списка стихотворений Н. А. Некрасова только те, в которых звучит тема поэта и поэзии. Какое стихотворение стало программным в этой теме? Назовите его.

1) «Тройка»

2) «Вчерашний день часу в шестом... »

3) «Размышления у парадного подъезда»

4) «Элегия»

5) «Блажен незлобивый поэт... »

 

23. Прочитайте фрагмент стихотворения Н. А. Некрасова. Укажите название стихотворения, его тематику.

Украшают тебя добродетели,

До которых другим далеко,

И – беру небеса во свидетели –

Уважаю тебя глубоко...

 

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены

У сирот беззащитных и вдов.

 

24. Выполните задание на выбор. (Объем работы 10 – 12 предложений. )

c) Объясните, о какой особенности двух поэм идёт речь: «Через четверть века после «Мёртвых душ» так же, как они, была недосказана смертью другая русская поэма – некрасовское «Кому на Руси жить хорошо» … Далеко разошлись и по замыслу, и по силе, и по темпераменту, и даже по пламенной стихии художников обе поэмы. Но есть в них обеих, кроме даже близкой загадки, что-то общее, что-то никому, кроме нас, непонятное, что-то безмерное, что-то безоглядно наше…» (И. Ф. Анненский)

 

d) Литературовед А. И. Журавлёва назвала «Грозу» «не трагедией любви, а трагедией совести». Почему?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...