Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II полугодие. Итоговый контроль. Темы итогового сочинения в 10 классе. Приложение 3. Календарно-тематическое планирование курса «Литература» 11 класса




 Приложение 4

 Контрольная работа по литературе в 11 классе

Первое полугодие

1 вариант I

 

1. Определите литературное направление по указанным ниже характерным для него особенностям.

 

1) Принцип жизненной правды

2) Социальный анализ, историзм мышления

3) Критическое изображение жизни

4) Типические характеры в типических обстоятельствах

5) Ведущая проблема – взаимоотношения личности и общества

6) Многогранность характеров

7) Выразительность, яркость, точность литературного языка

8) Разнообразие жанров

 

2. Укажите термин на основе определения.

 

_____________________ – общее название направлений искусства и литературы конца XIX – начала XX века, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма.

 

3. Установите соответствие между поэтом и его принадлежностью к определённому течению в литературе.

А. А. Блок Акмеизм
Н. С. Гумилёв Футуризм
В. В. Маяковский Символизм

 

4. Укажите, из каких произведений И. Бунина взяты предложенные ниже фрагменты. Назовите произведение и его жанр.

Фрагмент произведения Название произведения Жанр
«Все линяет, – думал он, – вот как скотина после долгой и трудной зимы... » И, простившись с почтарем, долго стоял на шоссе, недовольно поглядывая кругом. Опять накрапывал дождь, дул неприятный мокрый ветер. Над волнистыми полями – озимями, пашнями, жнивьями и коричневыми перелесками — темнело. Сумрачное небо все ниже спускалось к земле. Оловом поблескивали залитые дождем дороги. На станции ждали почтового поезда в Москву, оттуда пахло самоваром, и это будило тоскливое желание уюта, теплой чистой комнаты, семьи...    
Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся дрожащей рябью вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг. Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.    
А не то вижу я себя в доме и опять в летний вечер и опять в одиночестве. Солнце скрылось за притихший сад, покинуло пустой зал, пустую гостиную, где оно радостно блистало весь день: теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на паркете, меж высоких ножек какого-то старинного столика, – и, Боже, как мучительна его безмолвная и печальная прелесть!    
А на рассвете, когда побелело за окном сорок третьего номера и влажный ветер зашуршал рваной листвой банана, когда поднялось и раскинулось над островом Капри голубое утреннее небо и озолотилась против солнца, восходящего за далекими синими горами Италии, чистая и четкая вершина Монте-Соляро, когда пошли на работу каменщики, поправлявшие на острове тропинки для туристов, — принесли к сорок третьему номеру длинный ящик из-под содовой воды.    

 

 

5. Верно ли утверждение, что в рассказе «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунин анализирует темы жизни и смерти, бездуховности буржуазного общества, любви, кризиса цивилизации.

 

6. Прочитайте фрагмент текста повести А. И. Куприна «Олеся». «Все черты бабы-яги, как ее изображает народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что-то; выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы». Как в литературоведении называют фрагменты текста, в котором описывается внешний вид человека. Определите отмеченное изобразительно-выразительное средство в этом фрагменте.

 

7. Для раскрытия идеи произведения или создания художественного образа писатели используют художественную деталь. По предложенным цитатам из произведений И. А. Куприна определите, с каким образом связана художественная деталь, и напишите название этого произведения, подчеркните в цитате деталь.

Цитата Произведение Герой
«… как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов»…»    
«Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил ее. »    
«Со смелостью, которой он сам от себя не ожидал, … проскользнул в скрипучую калитку, подошел к стене и бросил цветы в окно. На другой день он получил … короткую сердитую записку: «Не смейте никогда больше этого делать. Нежности во вкусе Ромео и Джульетты смешны, особенно если они происходят в пехотном армейском полку». »    

 

8. Напишите название произведения А. И. Куприна в соответствии с темой, проблемой или пафосом произведения.

_______________________ – тема социального неравенства и любви как таланта в произведении.

_______________________ – антивоенный пафос, тема армии в произведении.

9. Верно ли утверждение, что в рассказе «Большой шлем» Л. Андреев поднимает вопросы безразличного отношения людей друг к другу в современном обществе, потребительского отношения к жизни, обесценивание понятия дружбы и обезличивание человека в современном мире.

 

10. На основе определения укажите соответствующий ему термин.

_______________________ – художественное направление в европейской и русской литературе (последняя треть XIX – начало XX века), сосредоточенное в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей.

_______________________ – течение в русской поэзии 10–20-х гг. XX века, противопоставившее мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества», декларировавшее конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возвратившее слову его изначальный смысл.

 

11. Укажите неверное суждение среди перечисленных.

1) стремление создать «искусство будущего»

2) отрицание традиционной культуру (особенно её нравственные и художественные ценности) культивирование урбанизма (эстетику машинной индустрии и большого города)

3) близость к народной поэтике, музыкальность

4) переплетение документального материала и фантастики

5) в поэзии «слова на свободе», «заумь»

 

12. Соотнесите поэта и его произведение.

Поэт Произведение
В. Я. Брюсов «Шестое чувство»
И. Ф. Анненский «Юному поэту»
Н. Гумилёв «Смычок и струны»
И. Северянин «Ананасы в шампанском!.. »

 

13. Определите стихотворный размер. Укажите автора и название произведения.

Вы все, паладины Зеленого Храма,

Над пасмурным морем следившие румб,

Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама,

Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!

 

14. Установите соответствие между персонажами пьесы М. Горького «На дне» и их репликами, важными для понимания проблематики произведения.

Персонажи Обстоятельства
А) Сатин Б) Актёр В) Бубнов 1) «Во что веришь – то и есть» 2) «Без имени нет человека» 3) «А ниточки то гнилые» 4) «Человек – это звучит гордо! »

 

А) Б) В)
     

 

15. Установите соответствие между персонажами пьесы М. Горького «На дне» и обстоятельствами их дальнейшей судьбы

Персонажи Обстоятельства
А) Пепел Б) Актёр В) Клещ 1) хотел жить честным трудом, но смерть жены разрушила эти планы 2) узнает о существовании лечебниц для алкоголиков и попадает в такую больницу 3) обвиняется в убийстве мужа Василисы, ему грозит тюрьма 4) кончает жизнь самоубийством (повесился)

 

А) Б) В)
     

 

 

16. Определите по фрагменту текста, чей это портрет. Укажите героя и название произведения.

Фрагмент текста Персонаж Произведение
«О ней, этой …, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает. »    
«… один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. »    
«Он, сурово и строго качая головой, что-то шептал про себя; седые усы шевелились, и ветер трепал ему волосы на голове. Он был похож на старый дуб, обожженный молнией, но все еще мощный, крепкий и гордый своей силой. »    
«Был он такой высокий, гибкий, черноусый, веселый. < …> Я посмотрела в окно сквозь ветви ясеней и вижу: река вся голубая от луны, а он, в белой рубахе и в широком кушаке с распущенными на боку концами, стоит одной ногой в лодке, а другой на берегу. »    

 

17. В пьесе М. Горького «На дне» герои высказывают свои взгляды на жизнь и отстаивают свою позицию, свою правду о жизни и человеке. На основе предложенных цитат напишите, какую правду отстаивает персонаж.

  «Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь…»
  «Всё – в человеке, всё для человека!.. Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! …Это звучит…гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
  «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…»

 

18. М. Горький был знаком со многими известными деятелями искусства и культуры, политиками и меценатами. Впечатления и воспоминания о многих из них писатель запечатлел в небольших зарисовках: «А. П. Чехов», «Лев Толстой», «А. А. Блок», «Савва Морозов», «В. И. Ленин» и др. Как называется такой жанр?

 

19. Соотнесите название стихотворения А. Блока и темы этих стихотворений.

«Предчувствую Тебя…» Тема Родины, её исторического пути
«Незнакомка» Тема возвышенной, неземной любви
«Россия» Тема «страшного мира»

 

20. Выберите верные суждения о поэме А. Блока «Двенадцать»

1) Действие в поэме происходит в революционном Петрограде зимой 1917 – 9181 г. г.

2) Конфликт поэмы – столкновение добра и зла, света и тьмы, хаоса и гармонии, будущего и прошлого

3) Центральная тема поэмы – судьба России

4) Финал поэмы и появление в нём образа Христа нельзя трактовать однозначно

5) Композиция поэмы рамочная

6) В поэме изображен разгул стихий – народной, природной, космической

7) Весь путь героев блоковской поэмы – это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии.

 

21. Одна из основных тем лирики С. Есенина – тема быстротечности человеческого бытия. Из предложенных ниже стихотворений выберите то, в котором звучит эта тема.

1) «Отговорила роща золотая…»

2) «Заметался пожар голубой…»

3) «Гой, ты, Русь, моя родная…»

4) «Письмо матери»

 

22. Определите стихотворный размер и рифмовку стихотворения С. Есенина «Запели тёсаные дроги…»

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

23. В какой поэме С. Есенина звучат тема империалистической войны и братоубийственной Гражданской войны, тема любви и революции. Напишите название поэмы.

 

24. Определите по предложенным в таблице фрагментам произведений В. В. Маяковского название произведения, жанр и тему.

 

Фрагмент произведения Название произведения Жанр Тема
«Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. »      
«Глаза наслезнённые бочками выкачу. Дайте о ребра опереться. Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! Рухнули. Не выскочишь из сердца! »      
«Ну, ладно, ладно, не горячись. А если я у тебя даже какое перо и выщипал, ты извини, я тебе его обратно вставлю. Летай, пари, фантазируй, мы твоему энтузиазму помощники, а не помеха. Ну, не злись, парнишка, запускай, закручивай свою машину. Чего помочь-то? »      
«Улица, будто рана сквозная – так болит и стонет так. Здесь каждый камень Ленина знает по топоту первых октябрьских атак. Здесь всё, что каждое знамя вышило, задумано им и велено им. Здесь каждая башня Ленина слышала…»      
«Исколесишь сто лестниц. Свет не мил. Опять: «Через час велели придти вам. Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом». »      

 

25. Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков, использованный В. В. Маяковским в стихотворении «Нате! »: « Ч ерез ч ас о т сюда в ч ис т ый переулок/ вы т е ч е т по ч еловеку…»?

 

 

26. Установите соответствие между персонажами романа А. А. Фадеева «Разгром» и событиями в их судьбе.

Персонажи События в судьбе персонажа
А) Мечик Б) Метелица В) Морозка 1) был отправлен в разведку, попал в плен 2) пожертвовал собой, спасая отряд 3) струсили сбежал из отряда, оказался «пустоцветом» 4) был помощником командира отряда, погиб во время прорыва отряда

 

А) Б) В)
     

 

27. Прочитайте фрагмент произведения. Укажите автора, название и жанр произведения. Как называется выделенное изобразительно-выразительное средство, помогающее понять взгляды главного героя произведения?

«Но зато небо! Синее, не испорченное ни единым облаком – (до чего были дики вкусы у древних, если их поэтов могли вдохновлять эти нелепые, безалаберные, глупо-толкущиеся кучи пара). Я люблю – уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим – только такое вот, стерильное, безукоризненное небо! В такие дни – весь мир отлит из того же самого незыблемого, вечного стекла, как и Зеленая Стена, как и все наши постройки. В такие дни видишь самую синюю глубь вещей, какие-то неведомые дотоле, изумительные их уравнения – видишь в чем-нибудь таком самом привычном, ежедневном.

Ну, вот хоть бы это. Нынче утром был я на эллинге, где строится ИНТЕГРАЛ, – и вдруг увидел станки: с закрытыми глазами, самозабвенно, кружились шары регуляторов; мотыли, сверкая, сгибались вправо и влево; гордо покачивал плечами балансир; в такт неслышной музыке приседало долото долбежного станка. Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем. »

 

28. Назовите литературоведческий термин на основе его определения.

_________________ – один из видов комического; изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния, высмеивание несовершенства общества или отрицательных качеств отдельного человека

 

29. Соотнесите автора и его произведение. Что объединяет этих писателей?

 

М. М. Зощенко «Роковой выигрыш»
Тэффи «Жертва революции»
А. Т. Аверченко «Неживой зверь»

 

30. Верно ли утверждение, что в романе «Машенька» В. В. Набокова изображены два параллельных временных пространства: прошлое и настоящее, основная тема – тема «эмигрантского небытия», а Россия показана глазами писателя-эмигранта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...