II полугодие. Итоговый контроль. Темы итогового сочинения в 10 классе. Приложение 3. Календарно-тематическое планирование курса «Литература» 11 класса
Приложение 4 Контрольная работа по литературе в 11 классе Первое полугодие 1 вариант I
1. Определите литературное направление по указанным ниже характерным для него особенностям.
1) Принцип жизненной правды 2) Социальный анализ, историзм мышления 3) Критическое изображение жизни 4) Типические характеры в типических обстоятельствах 5) Ведущая проблема – взаимоотношения личности и общества 6) Многогранность характеров 7) Выразительность, яркость, точность литературного языка 8) Разнообразие жанров
2. Укажите термин на основе определения.
_____________________ – общее название направлений искусства и литературы конца XIX – начала XX века, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма.
3. Установите соответствие между поэтом и его принадлежностью к определённому течению в литературе.
4. Укажите, из каких произведений И. Бунина взяты предложенные ниже фрагменты. Назовите произведение и его жанр.
5. Верно ли утверждение, что в рассказе «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунин анализирует темы жизни и смерти, бездуховности буржуазного общества, любви, кризиса цивилизации.
6. Прочитайте фрагмент текста повести А. И. Куприна «Олеся». «Все черты бабы-яги, как ее изображает народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что-то; выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы». Как в литературоведении называют фрагменты текста, в котором описывается внешний вид человека. Определите отмеченное изобразительно-выразительное средство в этом фрагменте.
7. Для раскрытия идеи произведения или создания художественного образа писатели используют художественную деталь. По предложенным цитатам из произведений И. А. Куприна определите, с каким образом связана художественная деталь, и напишите название этого произведения, подчеркните в цитате деталь.
8. Напишите название произведения А. И. Куприна в соответствии с темой, проблемой или пафосом произведения. _______________________ – тема социального неравенства и любви как таланта в произведении. _______________________ – антивоенный пафос, тема армии в произведении. 9. Верно ли утверждение, что в рассказе «Большой шлем» Л. Андреев поднимает вопросы безразличного отношения людей друг к другу в современном обществе, потребительского отношения к жизни, обесценивание понятия дружбы и обезличивание человека в современном мире.
10. На основе определения укажите соответствующий ему термин. _______________________ – художественное направление в европейской и русской литературе (последняя треть XIX – начало XX века), сосредоточенное в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. _______________________ – течение в русской поэзии 10–20-х гг. XX века, противопоставившее мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества», декларировавшее конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возвратившее слову его изначальный смысл.
11. Укажите неверное суждение среди перечисленных. 1) стремление создать «искусство будущего» 2) отрицание традиционной культуру (особенно её нравственные и художественные ценности) культивирование урбанизма (эстетику машинной индустрии и большого города) 3) близость к народной поэтике, музыкальность 4) переплетение документального материала и фантастики 5) в поэзии «слова на свободе», «заумь»
12. Соотнесите поэта и его произведение.
13. Определите стихотворный размер. Укажите автора и название произведения. Вы все, паладины Зеленого Храма, Над пасмурным морем следившие румб, Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама, Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!
14. Установите соответствие между персонажами пьесы М. Горького «На дне» и их репликами, важными для понимания проблематики произведения.
15. Установите соответствие между персонажами пьесы М. Горького «На дне» и обстоятельствами их дальнейшей судьбы
16. Определите по фрагменту текста, чей это портрет. Укажите героя и название произведения.
17. В пьесе М. Горького «На дне» герои высказывают свои взгляды на жизнь и отстаивают свою позицию, свою правду о жизни и человеке. На основе предложенных цитат напишите, какую правду отстаивает персонаж.
18. М. Горький был знаком со многими известными деятелями искусства и культуры, политиками и меценатами. Впечатления и воспоминания о многих из них писатель запечатлел в небольших зарисовках: «А. П. Чехов», «Лев Толстой», «А. А. Блок», «Савва Морозов», «В. И. Ленин» и др. Как называется такой жанр?
19. Соотнесите название стихотворения А. Блока и темы этих стихотворений.
20. Выберите верные суждения о поэме А. Блока «Двенадцать» 1) Действие в поэме происходит в революционном Петрограде зимой 1917 – 9181 г. г. 2) Конфликт поэмы – столкновение добра и зла, света и тьмы, хаоса и гармонии, будущего и прошлого 3) Центральная тема поэмы – судьба России 4) Финал поэмы и появление в нём образа Христа нельзя трактовать однозначно 5) Композиция поэмы рамочная 6) В поэме изображен разгул стихий – народной, природной, космической 7) Весь путь героев блоковской поэмы – это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии.
21. Одна из основных тем лирики С. Есенина – тема быстротечности человеческого бытия. Из предложенных ниже стихотворений выберите то, в котором звучит эта тема.
1) «Отговорила роща золотая…» 2) «Заметался пожар голубой…» 3) «Гой, ты, Русь, моя родная…» 4) «Письмо матери»
22. Определите стихотворный размер и рифмовку стихотворения С. Есенина «Запели тёсаные дроги…» Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты. 23. В какой поэме С. Есенина звучат тема империалистической войны и братоубийственной Гражданской войны, тема любви и революции. Напишите название поэмы.
24. Определите по предложенным в таблице фрагментам произведений В. В. Маяковского название произведения, жанр и тему.
25. Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков, использованный В. В. Маяковским в стихотворении «Нате! »: « Ч ерез ч ас о т сюда в ч ис т ый переулок/ вы т е ч е т по ч еловеку…»?
26. Установите соответствие между персонажами романа А. А. Фадеева «Разгром» и событиями в их судьбе.
27. Прочитайте фрагмент произведения. Укажите автора, название и жанр произведения. Как называется выделенное изобразительно-выразительное средство, помогающее понять взгляды главного героя произведения? «Но зато небо! Синее, не испорченное ни единым облаком – (до чего были дики вкусы у древних, если их поэтов могли вдохновлять эти нелепые, безалаберные, глупо-толкущиеся кучи пара). Я люблю – уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим – только такое вот, стерильное, безукоризненное небо! В такие дни – весь мир отлит из того же самого незыблемого, вечного стекла, как и Зеленая Стена, как и все наши постройки. В такие дни видишь самую синюю глубь вещей, какие-то неведомые дотоле, изумительные их уравнения – видишь в чем-нибудь таком самом привычном, ежедневном. Ну, вот хоть бы это. Нынче утром был я на эллинге, где строится ИНТЕГРАЛ, – и вдруг увидел станки: с закрытыми глазами, самозабвенно, кружились шары регуляторов; мотыли, сверкая, сгибались вправо и влево; гордо покачивал плечами балансир; в такт неслышной музыке приседало долото долбежного станка. Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем. »
28. Назовите литературоведческий термин на основе его определения. _________________ – один из видов комического; изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния, высмеивание несовершенства общества или отрицательных качеств отдельного человека
29. Соотнесите автора и его произведение. Что объединяет этих писателей?
30. Верно ли утверждение, что в романе «Машенька» В. В. Набокова изображены два параллельных временных пространства: прошлое и настоящее, основная тема – тема «эмигрантского небытия», а Россия показана глазами писателя-эмигранта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|