Контрольная работа по литературе
2 вариант
1. Определите литературное направление по указанным ниже характерным для него особенностям.
1) Пристальное внимание к внутреннему миру личности 2) Превосходство творческого прозрения над рациональным знанием 3) Новые средства в искусстве (например, применение символов или эпатажный язык) 4) Стремление положить творчество в основу мироустройства, чтобы преобразовать мир по законам красоты 5) Видение литературы как высшего знания 6) Провозглашение искусства, не требующего подтверждения «полезностью»
2. Укажите термин на основе определения.
______________________ – художественный метод, согласно которому задача литературы и искусства состоит в изображении жизни как она есть в образах, соответствующих явлениям самой жизни, создаваемых посредством приемов типизации фактов действительности.
3. Установите соответствие между поэтом и его принадлежностью к определённому течению в литературе.
4. Укажите, из каких произведений И. Бунина взяты предложенные ниже фрагменты. Назовите произведение и его жанр.
5. Верно ли утверждение, что в рассказе «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунин обращается к таким философским категориям, как жизнь, смерть, грех, вечное и «вещное».
6. Прочитайте фрагмент текста повести А. И. Куприна «Олеся». «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась еще сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой... ». Как в литературоведении называют фрагменты текста, в котором описывается природа. Определите отмеченное изобразительно-выразительное средство в этом фрагменте.
7. Для раскрытия идеи произведения или создания художественного образа писатели используют художественную деталь. По предложенным цитатам из произведений И. А. Куприна определите, с каким образом связана художественная деталь, и напишите название этого произведения, подчеркните в цитате деталь.
8. Напишите название произведения А. И. Куприна в соответствии с темой, проблемой или пафосом произведения. _______________________ – тема армии, автобиографический и гуманистический характер произведения. _______________________ – тема любви, противопоставление мира природы и цивилизации в произведении.
9. Верно ли утверждение, что в рассказе Л. Андреева «Большой шлем» раскрывается тема абсурдности бытия и страха рока, нависающего над судьбой каждого человека, что сближает произведение Андреева с рассказом И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
10. На основе определения укажите соответствующий ему термин. __________________ – авангардистское направление в европейском искусстве 10–20-х гг. XX в., стремящееся создать «искусство будущего», отрицающее традиционную культуру, культивирующее урбанизм, переплетающее документального материала и фантастики. ___________________ – литературное направление внутри художественной системы романтизма; для него характерно утверждение индивидуальности восприятия мира каждым отдельным человеком и установка на вызывание при помощи символики определенной эмоциональной реакции читателя.
11. Укажите неверное суждение среди перечисленных. 1) преемственная связь с романтизмом 2) опора на философские учения А. Шопенгауэра и Э. Гартмана 3) устремление к художественному восприятию «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий 4) стремление к упрощению языка, приближение его к простонародному 5) музыкальность 6) обращение к древнему и средневековому искусству
12. Соотнесите поэта и его произведение.
13. Определите стихотворный размер. Укажите автора и название произведения На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей.
14. Установите соответствие между персонажами пьесы М. Горького «На дне» и обстоятельствами, которые привели их в ночлежку.
15. Установите соответствие между персонажами пьесы М. Горького «На дне» и их репликами, важными для понимания их взглядов на жизнь и на человека.
16. Определите по фрагменту текста, чей это портрет. Укажите героя и название произведения.
17. В пьесе М. Горького «На дне» герои высказывают свои взгляды на жизнь и отстаивают свою позицию, свою правду о жизни и человеке. Таких персонажей три. Укажите, кому из идеологов ночлежки принадлежат эти высказывания.
18. Сегодня известен цикл публицистических статей М. Горького, написанных в первые месяцы после октябрьской революции 1917 г. и опубликованных в газете «Новая жизнь» (декабрь, 1917 – июль, 1918). Летом 1918 г. новыми властями газета была закрыта. Цикл статей Горького вышел в 1919 г. отдельным изданием и уже более в СССР не переиздавались, вплоть до 1990 г. Как назывался этот цикл. Укажите верное название. 1) «Несовременные мысли» 2) «Несвоевременные масли» 3) «Несерьёзные мысли» 4) «Невысказанные мысли»
19. Соотнесите название стихотворения А. Блока и темы этих стихотворений.
20. Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении одинаковых или однотипных гласных звуков в стихотворении А. Блока («Дыш а д у х а ми и т у м а н а ми// Он а с а дится у окн а »).
21. Выберите верные суждения о поэме А. Блока «Двенадцать». 1) Композиция поэмы кольцевая
2) Действие в поэме происходит в революционном Петрограде зимой 1917 – 9181 г. г. 3) В поэме изображен разгул стихий – народной, природной, космической 4) Конфликт поэмы – столкновение добра и зла, света и тьмы, хаоса и гармонии, будущего и прошлого 5) Центральная тема поэмы – судьба Ваньки и Катьки, их погубленная любовь 6) Весь путь героев блоковской поэмы – это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. 7) Финал поэмы и появление в нём образа Христа нельзя трактовать однозначно
22. Одна из основных тем лирики С. Есенина – любовная тема. Из предложенных ниже стихотворений выберите то, в котором звучит эта тема. 1) «Собаке Качалова» 2) «Спит ковыль…» 3) «Не жалею, не зову, не плачу…» 4) «Низкий дом с голубыми ставнями…»
23. Определите стихотворный размер и рифмовку стихотворения С. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
24. В какой поэме С. Есенина звучат тема империалистической войны и братоубийственной Гражданской войны, тема любви и революции. Напишите название поэмы. 25. Определите по предложенным в таблице фрагментам произведений В. В. Маяковского название произведения, жанр и тему.
26. Установите соответствие между персонажами романа А. А. Фадеева «Разгром» и событиями в их судьбе.
27. Прочитайте фрагмент произведения. Укажите автора, название и жанр произведения. Как называется выделенное изобразительно-выразительное средство, помогающее понять взгляды главного героя произведения? «Но зато небо! Синее, не испорченное ни единым облаком – (до чего были дики вкусы у древних, если их поэтов могли вдохновлять эти нелепые, безалаберные, глупо-толкущиеся кучи пара). Я люблю – уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим – только такое вот, стерильное, безукоризненное небо! В такие дни – весь мир отлит из того же самого незыблемого, вечного стекла, как и Зеленая Стена, как и все наши постройки. В такие дни видишь самую синюю глубь вещей, какие-то неведомые дотоле, изумительные их уравнения – видишь в чем-нибудь таком самом привычном, ежедневном. Ну, вот хоть бы это. Нынче утром был я на эллинге, где строится ИНТЕГРАЛ, – и вдруг увидел станки: с закрытыми глазами, самозабвенно, кружились шары регуляторов; мотыли, сверкая, сгибались вправо и влево; гордо покачивал плечами балансир; в такт неслышной музыке приседало долото долбежного станка. Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем. »
28. Назовите литературоведческий термин на основе его определения. _________________ – особый вид комического, изображение героев в смешном виде. Для него характерен смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
29. Соотнесите автора и его произведение. Что объединяет этих писателей?
30. Верно ли утверждение, что произведение Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» – беллетризованная биография.
Контрольная работа по литературе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|