Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Контрольная работа по литературе




2 вариант  

 

1. Определите литературное направление по указанным ниже характерным для него особенностям.

 

1) Пристальное внимание к внутреннему миру личности

2) Превосходство творческого прозрения над рациональным знанием

3) Новые средства в искусстве (например, применение символов или эпатажный язык)

4) Стремление положить творчество в основу мироустройства, чтобы преобразовать мир по законам красоты

5) Видение литературы как высшего знания

6) Провозглашение искусства, не требующего подтверждения «полезностью»

 

 

2. Укажите термин на основе определения.

 

______________________ – художественный метод, согласно которому задача литературы и искусства состоит в изображении жизни как она есть в образах, соответствующих явлениям самой жизни, создаваемых посредством приемов типизации фактов действительности.

 

3. Установите соответствие между поэтом и его принадлежностью к определённому течению в литературе.

В. Ф. Ходасевич Акмеизм
В. Я. Брюсов Футуризм
О. Э. Мандельштам Символизм

 

4. Укажите, из каких произведений И. Бунина взяты предложенные ниже фрагменты. Назовите произведение и его жанр.

Фрагмент произведения Название произведения Жанр
Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна! » Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни? »    
Но все же из поколения в поколение наказывали мои предки друг другу помнить и блюсти свою кровь: будь достоин во всем своего благородства. И как передать те чувства, с которыми я смотрю порой на наш родовой герб? Рыцарские доспехи, латы и шлем с страусовыми перьями. Под ними щит. И на лазурном поле его, в середине – перстень, эмблема верности и вечности, к которому сходятся сверху и снизу своими остриями три рапиры с крестами-рукоятками.    
Мыс и Дурновка, как это всегда бывает со смежными деревнями, жили в постоянной вражде и взаимном презрении. Мысовые считали разбойниками и побирушками дурновцев, дурновцы – мысовых. Дурновка была «барская», а на Мысу обитали «галманы», однодворцы. Вне вражды, вне распрей находилась только Однодворка.    
Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем.    

 

5. Верно ли утверждение, что в рассказе «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунин обращается к таким философским категориям, как жизнь, смерть, грех, вечное и «вещное».

 

6. Прочитайте фрагмент текста повести А. И. Куприна «Олеся». «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась еще сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой... ». Как в литературоведении называют фрагменты текста, в котором описывается природа. Определите отмеченное изобразительно-выразительное средство в этом фрагменте.

 

7. Для раскрытия идеи произведения или создания художественного образа писатели используют художественную деталь. По предложенным цитатам из произведений И. А. Куприна определите, с каким образом связана художественная деталь, и напишите название этого произведения, подчеркните в цитате деталь.

Цитата Произведение Герой
«Наши глаза встретились, и я увидел, как в углах губ урядника дрогнула легкая, но многозначительная улыбка. Я поднялся с места, снял со стены ружье и подошел с ним к Евпсихию Африкановичу. »    
«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. »    
«[Он]… любил ходить на вокзал по вечерам, к курьерскому поезду, который останавливался здесь в последний раз перед прусской границей. Со странным очарованием, взволнованно следил он, как к станции, стремительно выскочив из-за поворота, подлетал на всех парах этот поезд, состоявший всего из пяти новеньких, блестящих вагонов, как быстро росли и разгорались его огненные глаза, бросавшие вперед себя на рельсы светлые пятна, и как он, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался…»    

 

8. Напишите название произведения А. И. Куприна в соответствии с темой, проблемой или пафосом произведения.

_______________________ – тема армии, автобиографический и гуманистический характер произведения.

_______________________ – тема любви, противопоставление мира природы и цивилизации в произведении.

 

9. Верно ли утверждение, что в рассказе Л. Андреева «Большой шлем» раскрывается тема абсурдности бытия и страха рока, нависающего над судьбой каждого человека, что сближает произведение Андреева с рассказом И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

 

10. На основе определения укажите соответствующий ему термин.

__________________ – авангардистское направление в европейском искусстве 10–20-х гг. XX в., стремящееся создать «искусство будущего», отрицающее традиционную культуру, культивирующее урбанизм, переплетающее документального материала и фантастики.

___________________ – литературное направление внутри художественной системы романтизма; для него характерно утверждение индивидуальности восприятия мира каждым отдельным человеком и установка на вызывание при помощи символики определенной эмоциональной реакции читателя.

 

 

11. Укажите неверное суждение среди перечисленных.

1) преемственная связь с романтизмом

2) опора на философские учения А. Шопенгауэра и Э. Гартмана

3) устремление к художественному восприятию «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий

4) стремление к упрощению языка, приближение его к простонародному

5) музыкальность

6) обращение к древнему и средневековому искусству

 

12. Соотнесите поэта и его произведение.

Поэт Произведение
В. Я. Брюсов «Отчаянье»
А. Белый «Жираф»
Н. Гумилёв «Сумерки»
В. Ф. Ходасевич «Акробат»

 

13. Определите стихотворный размер. Укажите автора и название произведения

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

 

14. Установите соответствие между персонажами пьесы М. Горького «На дне» и обстоятельствами, которые привели их в ночлежку.

Персонажи Обстоятельства
А) Сатин Б) Барон В) Бубнов 1) служил в Казённой палате, за растрату денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке 2) был скорняком, владельцем мастерской; уйдя от жены, лишился «своего заведения» и оказался в ночлежке 3) был сторожем на даче в Сибири; ночлежка – один из пунктов его странствий 4) из-за сестры «убил подлеца в запальчивости и раздражении», попал в тюрьму, после тюрьмы оказался в ночлежке

 

А) Б) В)
     

 

15. Установите соответствие между персонажами пьесы М. Горького «На дне» и их репликами, важными для понимания их взглядов на жизнь и на человека.

Персонажи Обстоятельства
А) Актёр Б) Пепел В) Барон 1) «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне уважать» 2) «Я – стыд имею перед людьми…» 3) «… без имени – нет человека» 4) «У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…»

 

А) Б) В)
     

 

16. Определите по фрагменту текста, чей это портрет. Укажите героя и название произведения.

Фрагмент текста Персонаж Произведение
«Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь! »    
«… он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. »    
«Сидит на коне и смотрит, дрожа, как в огневице. Красив он был, как черт в праздник, жупан шит золотом, на боку сабля, как молния сверкает, чуть конь ногой топнет, вся эта сабля в камнях драгоценных, и голубой бархат на шапке, точно неба кусок, – важный был господарь старый! »    
«Я посмотрел ей в лицо. Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. »    

 

17. В пьесе М. Горького «На дне» герои высказывают свои взгляды на жизнь и отстаивают свою позицию, свою правду о жизни и человеке. Таких персонажей три. Укажите, кому из идеологов ночлежки принадлежат эти высказывания.

  «Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь…»
  «Всё – в человеке, всё для человека!.. Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! …Это звучит…гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
  «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…»

 

18. Сегодня известен цикл публицистических статей М. Горького, написанных в первые месяцы после октябрьской революции 1917 г. и опубликованных в газете «Новая жизнь» (декабрь, 1917 – июль, 1918). Летом 1918 г. новыми властями газета была закрыта. Цикл статей Горького вышел в 1919 г. отдельным изданием и уже более в СССР не переиздавались, вплоть до 1990 г. Как назывался этот цикл. Укажите верное название.

1) «Несовременные мысли»

2) «Несвоевременные масли»

3) «Несерьёзные мысли»

4) «Невысказанные мысли»

 

19. Соотнесите название стихотворения А. Блока и темы этих стихотворений.

«В ресторане» Тема Родины, её исторического пути
«На железной дороге» Тема возвышенной, неземной любви
«Вхожу я в тёмные храмы…» Тема «страшного мира»

 

20. Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении одинаковых или однотипных гласных звуков в стихотворении А. Блока («Дыш а д у х а ми и т у м а н а ми// Он а с а дится у окн а »).

 

21. Выберите верные суждения о поэме А. Блока «Двенадцать».

1) Композиция поэмы кольцевая

2) Действие в поэме происходит в революционном Петрограде зимой 1917 – 9181 г. г.

3) В поэме изображен разгул стихий – народной, природной, космической

4) Конфликт поэмы – столкновение добра и зла, света и тьмы, хаоса и гармонии, будущего и прошлого

5) Центральная тема поэмы – судьба Ваньки и Катьки, их погубленная любовь

6) Весь путь героев блоковской поэмы – это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии.

7) Финал поэмы и появление в нём образа Христа нельзя трактовать однозначно

 

22. Одна из основных тем лирики С. Есенина – любовная тема. Из предложенных ниже стихотворений выберите то, в котором звучит эта тема.

1) «Собаке Качалова»

2) «Спит ковыль…»

3) «Не жалею, не зову, не плачу…»

4) «Низкий дом с голубыми ставнями…»

 

23. Определите стихотворный размер и рифмовку стихотворения С. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

 

24. В какой поэме С. Есенина звучат тема империалистической войны и братоубийственной Гражданской войны, тема любви и революции. Напишите название поэмы.

25. Определите по предложенным в таблице фрагментам произведений В. В. Маяковского название произведения, жанр и тему.

 

Фрагмент произведения Название произведения Жанр Тема
Allo! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца. Скажите сестрам, Люде и Оле, — ему уже некуда деться.      
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – кто-то называет эти плево́ чки жемчужиной?      
Пока у вас нет профсоюзного билета, не раздражайте его, Розалия Павловна. Он – победивший класс, и он сметает всё на своем пути, как лава, и брюки у товарища Скрипкина должны быть полной чашей.      
Это время гудит телеграфной струной, это сердце с правдой вдвоем. Это было с бойцами, или страной, или в сердце было в моем.      
Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды.      

 

26. Установите соответствие между персонажами романа А. А. Фадеева «Разгром» и событиями в их судьбе.

Персонажи События в судьбе персонажа
А) Бакланов Б) Левинсон В) Морозка был помощником командира отряда, погиб во время прорыва отряда рискуя жизнью, спас Мечика струсили сбежал из отряда, оказался «пустоцветом» принял решение убить раненого бойца ради спасения всего отряда

 

А) Б) В)
     

 

27. Прочитайте фрагмент произведения. Укажите автора, название и жанр произведения. Как называется выделенное изобразительно-выразительное средство, помогающее понять взгляды главного героя произведения?

«Но зато небо! Синее, не испорченное ни единым облаком – (до чего были дики вкусы у древних, если их поэтов могли вдохновлять эти нелепые, безалаберные, глупо-толкущиеся кучи пара). Я люблю – уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим – только такое вот, стерильное, безукоризненное небо! В такие дни – весь мир отлит из того же самого незыблемого, вечного стекла, как и Зеленая Стена, как и все наши постройки. В такие дни видишь самую синюю глубь вещей, какие-то неведомые дотоле, изумительные их уравнения – видишь в чем-нибудь таком самом привычном, ежедневном.

Ну, вот хоть бы это. Нынче утром был я на эллинге, где строится ИНТЕГРАЛ, – и вдруг увидел станки: с закрытыми глазами, самозабвенно, кружились шары регуляторов; мотыли, сверкая, сгибались вправо и влево; гордо покачивал плечами балансир; в такт неслышной музыке приседало долото долбежного станка. Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем. »

 

28. Назовите литературоведческий термин на основе его определения.

_________________ – особый вид комического, изображение героев в смешном виде. Для него характерен смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.

 

29. Соотнесите автора и его произведение. Что объединяет этих писателей?

 

М. М. Зощенко «Трава, примятая сапогом»
А. Т. Аверченко «Даровой конь»
Тэффи «Аристократка»

 

30. Верно ли утверждение, что произведение Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» – беллетризованная биография.

 

 Контрольная работа по литературе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...