5.3. Соотношение процедур и норм, защищающих должника и кредитора, в зарубежном законодательстве
За последние годы отношение законодателей, практиков по банкротству и общественного мнения большинства зарубежных стран к проблеме выбора между реорганизационными и ликвидационными процедурами несостоятельных предприятий претерпело значительные изменения. Наиболее типичным примером законодательства о банкротстве, отдающего предпочтение реорганизации несостоятельного предприятия перед его ликвидацией и продажей новому собственнику, был Закон о банкротстве США, а именно: гл. 11. Под влиянием этого закона после Второй мировой войны Аналогичные положения были введены в законодательства некоторых других стран: в частности, Германии и Франции. Однако формы реорганизации несостоятельных предприятий в этих странах оказались на практике не столь успешны, как первоначально предполагалось: частично — из-за негативного воздействия на бизнес обнародования информации о финансовых трудностях предприятия-должника, частично — из-за отсутствия дальнейшего финансирования. По этой причине в большинстве западных стран законодательное закрепление приоритета реорганизационных процедур над ликвидационными было отменено (даже в США наиболее известная ст. 11 Закона о банкротстве в 1994 г. была радикально пересмотрена). В настоящее время единственной страной, в которой принцип сохранения предприятий и рабочих мест приоритетен по сравнению с принципом банкротства, является Франция, где соблюдение этого принципа привело к негативным последствиям в виде потери конкурентоспособности на мировых рынках многих французских предприятий и даже отраслей. Некоторые западные юристы считают, что этот принцип настолько далек от идеи банкротства, что другие страны не должны признавать французское законодательство о банкротстве правомерным.
Согласно общепринятому сейчас на Западе мнению, любое положение в законодательстве, отдающее предпочтение спасению бизнеса по сравнению с обеспечением возмещения кредиторам, может означать, что несостоятельные и нежизнеспособные предприятия будут продолжать свою деятельность в ущерб кредиторам, что приводит к недостаточной поддержке предприятия, испытывающего трудности, со стороны кредиторов, и затрудняет получение новых кредитов. Сохранение рабочих мест как приоритетное направление по сравнению с отдачей долгов осложняет получение кредита предприятиями прежде всего трудоемких отраслей. Проблемы подобного рода возникли во Франции; при этом уровень спасения бизнеса там остался чрезвычайно низким. Требования приоритетного сохранения рабочих мест по сравнению с объявлением предприятия банкротом не только контрпродуктивны, но и не нужны, поскольку в огромном большинстве случаев рабочие места сохраняются не при реорганизации несостоятельных предприятий, а при продаже их действующего бизнеса. К тому же, при этой форме банкротства кредиторы получают наибольшее возмещение[97]. В соответствии со сложившейся на Западе практикой, банкротство — это эффективное средство для перераспределения ресурсов независимо от того, представлены ли эти ресурсы основными фондами или квалифицированной рабочей силой. Никакая экономика не может выиграть от того, что на неработающем предприятии будут заняты квалифицированные кадры, которые могли быть привлечены к работе на предприятии преуспевающем. Общепризнан тот факт, что тот, кто не выдерживает конкуренции, в конце концов, ликвидируется — в противном случае не будет достаточных стимулов для конкуренции. Попытка избежать банкротств любой ценой достойной альтернативой не является.
В последние годы на Западе наблюдается движение к реформе законодательства о несостоятельности, что, в частности, указывает на поиск путей повышения эффективности процедур реорганизации несостоятельных предприятий. Например, законодательством о банкротстве Канады установлено, что закон и процедуры несостоятельности должны пересматриваться каждые три года с целью приведения их в соответствие с меняющимися экономическими реалиями. Особое судопроизводство, направленное на защиту предприятий-должников или на стимулирование мирового соглашения между ними и кредиторами, и проводящееся отдельно от процедур признания предприятия банкротом, было отменено в ряде стран Запада (Франция, США, Германия) в результате реформ законодательства о банкротстве. Такое судопроизводство оказалось неспособным в современных финансовых условиях помочь в спасении терпящих трудности предприятий. В Германии, например, только в 1% случаев такого согласительного судопроизводства было достигнуто соглашение между должником и необеспеченными кредиторами. К тому же, условия подобных соглашений недостаточно учитывают положение обеспеченных кредиторов[98]. По мнению немецких юристов, наиболее практичным и часто используемым способом спасения предприятий-должников является полная продажа активов таких предприятий новому собственнику. В 1989 г. Федеральное министерство юстиции Германии опубликовало реформированный Закон о банкротстве, в котором целью производства по несостоятельности заявлено максимальное увеличение стоимости активов должника и распределение этой стоимости среди различных претендентов на нее в соответствии с относительной очередностью прав финансовых требований. Германский подход состоит в том, что нужно предоставить рыночным силам решать, что лучше подходит для максимального увеличения стоимости активов действующего предприятия: реорганизация должника или продажа его бизнеса и активов после ликвидации. Германское законодательство о банкротстве, исходя из этой цели, не отдает предпочтение продолжению деятельности существующего предприятия-должника по сравнению с продажей предприятия другому субъекту или даже расчленения активов должника с последующим их более эффективным распределением. Иными словами, современная цель процедур несостоятельности в Германии — эффективное использование активов, а не защита попавших в затруднительное положение фирм от действия рыночных сил.
Однако, как полагают ведущие специалисты по вопросам несостоятельности предприятий, если принцип приоритетности сохранения предприятия и рабочих мест будет отсутствовать, а удовлетворения исков кредиторов возобладает, то у инвесторов не будет стимула вкладывать средства в предприятия или предоставлять им кредиты, ибо не будет и гарантии хотя бы частичного возврата вложенных средств в случае их неэффективного использования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|