Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

¾ отчет временного управляющего о проведении процедуры наблюдения.




Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Обоснованием наличия (отсутствия) неправомерных действий в отношении организации-должника и его кредиторов является заключение проведенной экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Источниками информации для проведения экспертизы и подготовки заключения могут являться:

¾ перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 мес., предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

¾ список дебиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1% от величины дебиторской задолженности) с указанием величины дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 мес., предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

¾ документы, подтверждающие осуществление мер по истребованию дебиторской задолженности;

¾ справка о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами с раздельным указанием сумм основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 мес., предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

¾ перечень кредиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1% от величины кредиторской задолженности) должника с указанием основной суммы задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и сроков наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 мес., предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

¾ отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, соответствующие требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135 - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

¾ отчет временного управляющего о проведении процедуры наблюдения.

Выводы экспертизы основываются на документах, являющихся оригиналами или копиями, заверенными в установленном порядке, и официально представленными до 2004 г. в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориальные органы. В настоящее время, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», вышеназванный орган исполнительной власти был упразднен, и функции ФСФО были переданы трем другим органам исполнительной власти: 1) Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, 2) Министерству экономического развития и торговли, 3) Федеральной налоговой службе[77].

Умышленное банкротство проявляется в том, что руководитель или собственник в чьих-либо личных интересах преднамеренно делает предприятие неплатежеспособным.

Фиктивное банкротство — это заведомо ложное объявление о несостоятельности предприятия с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов.

    Согласно ст. 65 Гражданского кодекса РФ, несостоятельность (банкротство) юридического лица, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по решению суда. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Большинство российских предприятий, исходя из этих требований, могут быть объявлены банкротами. В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия способно стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все ее участники, то их большинство. Процедуры банкротства позволят привлечь необходимые для развития производства инвестиции, сменить руководство, проводить здоровую маркетинговую, техническую и кадровую политику. Кредиторы получат возможность вернуть свои деньги, общество получит структуру экономики, приспособленную к рынку, потребители — нужные товары и услуги.

Антикризисное управление имеет своей целью устранение возможности банкротства предприятия: т. е. в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей[78].

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 000 руб. и указанные требования не погашены в течение 3 мес.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей обладают должник, кредиторы, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы. Понятно, что кредиторы и налоговые органы обращаются в арбитражный суд, когда перед ними не исполнены обязательства по оплате задолженности. Руководитель же должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами (это как раз тот случай, когда собственный капитал должника истрачен, и стоимость обязательств превышает обоснованную рыночную стоимость активов).

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

¾ наблюдение;

¾ финансовое оздоровление;

¾ внешнее управление;

¾ конкурсное производство;

¾ мировое соглашение.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. Фактически это вспомогательная процедура, введенная для того, чтобы сохранить имущество должника от растаскивания и подготовки информационной базы для решения собрания кредиторов о возможности восстановления платежеспособности предприятия. Максимальный срок наблюдения, установленный в законе, составляет семь месяцев.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, решение о введении которой может быть принято первым собранием кредиторов на основании ходатайства собственников предприятия-должника или третьих лиц. В этом случае утверждается график погашения задолженности, а роль арбитражного управляющего сводится к контролю соблюдения должником этого графика. Максимальный срок финансового оздоровления — два года.

Внешнее управление — процедура банкротства, вводимая с целью восстановления платежеспособности должника. При этом арбитражный управляющий принимает на себя руководство должником. Эта процедура как нельзя больше соответствует духу антикризисного управления. В результате внешнего управления должно произойти удовлетворение всех обязательств должника, возникших на момент введения внешнего управления, а предприятие — вернуться в разряд нормально функционирующих.

Хотя закон о банкротстве и направлен в первую очередь на удовлетворение интересов кредиторов, а не собственников предприятия, успех внешнего управления должен определяться не только и не столько удовлетворением требований кредиторов, сколько восстановлением производства. Таким образом, действия внешнего управляющего в рамках процедуры внешнего управления можно смело назвать антикризисным управлением. Вводится внешнее управление на срок в 18 мес. и может быть продлено еще на 6 мес.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Понятно, что на этой стадии речь уже не может идти о восстановлении финансово-хозяйственных параметров предприятия на докризисном уровне; вследствие этой процедуры предприятие, как правило, ликвидируется. Однако Закон о банкротстве допускает возможность проведения так называемой досудебной санации.

По своему смыслу и методам данная процедура (досудебная санация) совпадает с так называемой судебной санацией. Различие состоит лишь в том, что досудебную санацию инициируют собственники предприятия, которые своей целью ставят собственно избежание процедур банкротства, т. к. в этом случае они зачастую теряют контроль за деятельностью предприятия, а процедуру внешнего управления — кредиторы, которые своей основной целью считают возврат долгов.

И, наконец, мировое соглашение — это договоренность о прекращении дела о банкротстве между кредиторами и должником. Оно должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса о банкротстве и фактически является результатом реструктуризации долгов предприятия.

В общем случае мировое соглашение содержит следующие условия:

— об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;

¾ об уступке прав требования должника;

¾ об исполнении обязательств должника третьими лицами;

¾ о скидке с долга;

¾ об обмене требований на акции;

¾ об удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации.

Статистика арбитражных дел о банкротстве говорит, что только около 3, 2% предприятий после процедуры наблюдения признаются способными восстановить свою платежеспособность в рамках процедуры внешнего управления[79].

Последствия введения процедуры внешнего управления[80]:

¾ руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

¾ полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия прекращаются, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему — за исключением полномочий, переходящих, в соответствии с Законом о банкротстве, к другим лицам (органам). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

¾ ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов снимаются;

¾ аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

¾ вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника — за исключением случаев, предусмотренных законом о банкротстве.

По окончании процедуры внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.

Во-первых, после введения внешнего управления старое руководство предприятия отстраняется, а все полномочия по управлению предприятием переходят к внешнему управляющему. Это разумная мера, потому что, несмотря на то, что существует множество причин, приводящих компанию к финансовым трудностям, банкротства многих фирм происходят, прямо или косвенно, по вине их руководства.

Во-вторых, снимаются аресты, наложенные на имущество предприятия кредиторами в целях удовлетворения своих требований. Это также необходимо, т. к. зачастую именно эти аресты и усугубляют положение предприятия. Так, стоит только предприятию просрочить свои платежи, как тут же кредиторы начинают арестовывать счета и имущество предприятия, чтобы хоть как-то вернуть свои деньги. При этом вся работа на предприятии может быть парализована, а пени и штрафы за просроченные обязательства начисляются и ситуация становится безвыходной.

В-третьих, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, где ст. 70 Закона о банкротстве раскрывает условия моратория:

1) мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и на обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления;

2) в течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам:

¾ не допускается взыскание по исполнительным и по иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (без акцептном) порядке;

¾ приостанавливается исполнение документов по имущественным взысканиям — за исключением исполнительных документов, выданных на основании решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;

¾ не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты;

¾ на сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены ст. 395 Гражданского кодекса РФ;

3)  мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

В мировой практике существуют несколько концепций моратория:

¾ к концу срока внешнего управления штрафы, пени и иные санкции предъявляются в полном объеме;

¾ выплата долгов приостанавливается; они фиксируются на момент введения внешнего управления, и с этого момента никакие штрафные санкции и проценты не начисляются, что наносит довольно сильный удар по интересам кредиторов, особенно в условиях высокой инфляции.

Российский Закон о банкротстве занимает промежуточную позицию: согласно ему, финансовые санкции не применяются, однако по окончании внешнего управления кредиторы могут требовать выплаты процентов по ставкам рефинансирования Центрального банка.

        

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...