Вопросы для самопроверки. Список литературы. Глава 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в зарубежных странах
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. С какого периода в российское право был включен институт несостоятельности? 2. В чем состоят отличия понятий «должник», «несостоятельный должник» и «банкрот»? 3. В чем заключаются отличия понятия «банкротство» с юридической, финансовой и экономической точек зрения? 4. Какие виды банкротства Вы знаете и в чем состоят их отличия? 5. Российское законодательство о несостоятельности: историческое развитие и современное состояние. 6. Охарактеризуйте банкротство с юридической точки зрения. 7. Изложите финансовую точку зрения на процедуру банкротства. 8. Охарактеризуйте банкротство с экономической точки зрения. 9. Какие существуют подходы к определению несостоятельности должника? 10. Дайте краткую характеристику Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». 11. Перечислите субъекты, к которым нормы о банкротстве применяются на общих основаниях. 12. Назовите субъекты, к которым применяются особые правила банкротства. 13. Укажите субъекты, изъятые из-под действия законодательства о банкротстве; целесообразность изменения их количества. 14. Назовите признаки несостоятельности (банкротства) как приемы выражения в тексте правового акта критериев несостоятельности. 15. Какой нормативный акт регулирует правоотношения в области несостоятельности предприятий в России в настоящее время? 16. Что включается, а что не включается в понятие «денежное обязательство» при определении признаков банкротства? 17. Какие признаки несостоятельности определены законом для юридических лиц? 18. С чего начинается судебная процедура о банкротстве предприятия? 19. Какие группы мер, принимаемые к предприятиям-банкротам (согласно действующему законодательству), Вы знаете?
Список литературы Нормативные правовые акты и нормативные документы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993) // Российская газета. 21. 01. 2009. № 7. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11. 1994 № 51-ФЗ. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26. 01. 1996 № 14-ФЗ. 4. . Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24. 07. 2002 № 95-ФЗ. 5. Федеральный закон от 26. 10. 2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 6. Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. В. В. Залесского. М. : Юринформцентр, 2009. С. 147.
Основная литература: 1. Балдин К. В., Быстров О. Ф., Рукосуев А. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: учебное пособие. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и K », 2010. 2. Буга А. В. Куприн А. А. Финансовый менеджмент на предприятие в состояние банкротства: учеб. пособие. СПб. : СЗАГС (филиал г. Сосновый Бор): Астерион, 2010. 3. Зуб А. Т., Панина Е. М. Антикризисное управление организацией: учеб. пособие. М. : ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2007. 4. Куприн А. А., Буга А. В., Самодуров А. А. Управление экономической безопасностью организации: монография. СПб. : Речь, 2010. 5. Коротков Э. М. Антикризисное управление: учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / под ред. Э. М. Короткова. М. : ИНФРА-М, 2009.
Дополнительная литература: 1. Бобылёва А. З. Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика: учеб. пособие. М. : Дело, 2006. 2. Белых В. С., Дубинчин А. А., Скуратовский М. Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М. : Норма, 2008. 3. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб. -практ. пособие. М. : Волтерс Клувер, 2011. 4. Кован С. Е. Предупреждение банкротства организаций: монография / С. Е. Кован. М. : из-во ИНФРА-М, 2011.
5. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., доп. и перераб. Минск: ООО «Новое знание», 2009. 688 с. 6. Юн Г. Б. Методология антикризисного управления: учебн. -практ. Пособие / Г. Б. Юн. М. : Дело, 2004. Глава 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в зарубежных странах 5. 1. Зарубежный опыт функций правительственных учреждений с обязанностями контроля по вопросам банкротства в странах с развитой рыночной экономикой
Как показывает практика большинства зарубежных стран (США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др. )[90], одним из ключевых, элементов современной системы несостоятельности является наличие специального правительственного учреждения с конкретными обязанностями по вопросам банкротства, способного контролировать действия законодательства и представлять соответствующие рекомендации относительно действий правительства в данной области (другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт специалистов, судебная система и понимание необходимости банкротства в обществе). Можно выделить несколько часто встречающихся функций и полномочий государственных органов по банкротству зарубежных стран (рис. 15). Как правило, компетенция и функции государственных органов по банкротству установлены законом. Вместе с тем, государственные органы по банкротству многих стран имеют свои специфические особенности. Так, государственные органы по банкротству стран Европейского союза обладают полномочиями подавать в Суд Европейского союза запросы относительно постановлений этого суда о толковании положений Европейской конвенции по банкротству. В Австралии государственным органом по банкротству является государственная комиссия по корпоративным делам, которая имеет полномочия: ¾ анализировать финансовое состояние предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности; ¾ обеспечивать адекватность информации о должнике; ¾ делать заключения о мере ответственности директората за доведение предприятия до банкротства; ¾ дисквалифицировать виновных директоров самостоятельно либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суд.
Рис. 15. Функции органов по банкротству в зарубежных странах
В Великобритании роль государственного органа по банкротству выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности. Эта служба насчитывает 1 800 постоянных сотрудников[91], а ее функции таковы: ¾ лицензирование специалистов по банкротству, контроль за процессом выдачи лицензий специалистам по банкротству и за соответствием деятельности арбитражных и конкурсных управляющих профессионально-этическому кодексу и законодательству о банкротстве; ¾ получение статистических данных от судов и от назначенных арбитражных и конкурсных управляющих для составления базы данных не только по количеству и отраслевой принадлежности банкротств, но также по результатам решения дел о банкротстве — с тем, чтобы решения, которые будут приниматься в будущем, были лучше обоснованы и подкреплены соответствующей информацией; ¾ осуществление функций конкурсного управляющего в случае нехватки активов подвергаемого процедуре банкротства предприятия для оплаты конкурсного управляющего из числа независимых профессионалов; ¾ выявление вероятных причин банкротства должника и понесения им убытков; ¾ выявление причин незаявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно; ¾ проверка документации любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности; ¾ предписание неблагополучным компаниям пройти аудиторскую проверку и назначение определенных аудиторов за счет компании; ¾ добиваться ликвидации любой компании в случае, если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам общества; на такие случаи приходится примерно 1% всех банкротств в Великобритании (несколько сотен в год); ¾ после каждого случая банкротства затребовать и получать от конкурсного управляющего отчет о деятельности прежних руководителей предприятия-должника; в случае выявления злоупотреблений и злостной некомпетентности обращаться в суд о дисквалификации такого директора на срок до 15 лет; ¾ возбуждать в судах дела о судебном преследовании должников.
В Канаде существует специализированный государственный орган по делам о банкротстве — Институт суперинтендантов по несостоятельности. Он подчинен правительству страны. В компетенцию этого органа входят: ¾ законодательная инициатива по вопросам несостоятельности; ¾ обобщение опыта и практики банкротств в стране; ¾ разработка и контроль соблюдения единого профессионального стандарта арбитражных и конкурсных управляющих; ¾ лицензирование, контроль деятельности и отзыв лицензий у специалистов по банкротству; ¾ возбуждение дел о банкротстве в судах. Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки, где с 1934 г. роль государственного органа по банкротству стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. С 1938 г. ее функции, зафиксированные в Законе о банкротстве: ¾ выступать в качестве эксперта-консультанта судов по банкротству; ¾ быть стороной в судопроизводстве по делам о банкротстве с правом давать обязательные заключения по планам реорганизации несостоятельных предприятий; ¾ рекомендовать судам по банкротству кандидатуры независимых внешних управляющих. Спустя 40 лет, в 1978 г., уже в местном реформированном Законе о банкротстве у КБЦБ появилось дополнительно три функции: 1) выступать в суде и быть заслушанной по любому вопросу дела о банкротстве: в частности, по поводу назначения конкурсного управляющего, назначения комиссий кредиторов и акционеров, уровня оплаты конкурсных управляющих, использования, продажи и аренды собственности; 2) контролировать и обеспечивать адекватность, заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии и наличии активов; 3) возражать против утверждения судом плана реорганизации по мотивам злоупотреблений со стороны должника. В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи. В 1983 г., в дополнение к КБЦБ как к Государственному органу по банкротству, в США появились Государственные федеральные конкурсные управляющие, задачи которых, среди прочего, состоят в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства[92]. Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и с органами судебного исполнения, который состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности и банкротства субъектов хозяйствования и полномочия его таковы[93]: ¾ выработка и контроль осуществления государственной политики в области банкротств; ¾ консультирование судов, занимающихся процедурами несостоятельности; ¾ подготовка, лицензирование, консультирование конкурсных управляющих; ¾ осуществление функций конкурсных управляющих в случае банкротства предприятия с малыми активами; ¾ консультирование кредиторов при осуществлении процедур банкротства; ¾ контроль уровня оплаты конкурсных управляющих; доплата за услуги этих специалистов — в случае недостатков ресурсов у предприятия-должника; ¾ контроль соблюдения интересов обеспеченных кредиторов; ¾ осуществление публикаций о признании предприятий банкротами. Сравнительный анализ функций и полномочий Государственных органов по банкротству некоторых стран приведен в табл. 8.
Таблица 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|