Определение эффективности использования трудовых и производственных ресурсов в системах массового обслуживания
Рассмотрим задачу с использованием СМО с отказами. Пример 31. В ОТК цеха работают три контролера. Если деталь поступает в ОТК, когда все контролеры заняты обслуживанием ранее поступивших деталей, то она проходит непроверенной. Среднее число деталей, поступающих в ОТК в течение часа, равно 24, среднее время, которое затрачивает один контролер на обслуживание одной детали, равно 5 мин. Определить вероятность того, что деталь пройдет ОТК необслуженной, насколько загружены контролеры и сколько их необходимо поставить, чтобы Р*обс > 0,95 (* — заданное значение Робс). Решение. По условию задачи λ=24дет./ч=0,4дет./мин, обс =5 мин, тогда μ=0,2, ρ=λ/μ=2. 1. Вероятность простоя каналов обслуживания: 2. Вероятность отказа в обслуживании: Р отк = 23 • 0,1587/3! = 0,21. 3. Вероятность обслуживания: Р обс = 1 - 0,21 = 0,79. 4. Среднее число занятых обслуживанием каналов: п 3 = 2 • 0,79 = 1,58. 5. Доля каналов, занятых обслуживанием: к3 = 1,58/3 = 0,526. 6. Абсолютная пропускная способность: А = 0,4 · 0,79 = 0,316. При п = 3 Робс = 0,79 ≤ Р*обс = 0,95. Произведя аналогичные расчеты для п = 4, получим Р 0 = 0,14, Ротк = 0,093, Робс = 0,907. Так как Р о бс = 0,907 ≤ Р* обс = 0,95, то, произведя расчеты для п = 5, получим Р0 = 0,137, Ротк = 0,035, Робс = 0,965 ≥ Р*обс = 0,95. Ответ. Вероятность того, что при п = 3 деталь пройдет ОТК необслуженной, составляет 21%, и контролеры будут заняты обслуживанием на 53%. Чтобы обеспечить вероятность обслуживания более 95%, необходимо не менее пяти контролеров. Рассмотрим задачу с использованием СМО с неограниченным ожиданием. Пример 32. Сберкасса имеет трех контролеров-кассиров (п =3) для обслуживания вкладчиков. Поток вкладчиков поступает в сберкассу с интенсивностью λ= 30 чел./ч. Средняя продолжительность обслуживания контролером-кассиром одного вкладчика обс = 3 мин.
Определить характеристики сберкассы как объекта СМО. Решение. Интенсивность потока обслуживания μ=1/ обс=1/3= 0,333, интенсивность нагрузки р = 1,5. 1. Вероятность простоя контролеров-кассиров в течение рабочего дня: 2. Вероятность застать всех контролеров-кассиров занятыми: Рn = = 0,118. 3. Вероятность очереди: Роч = = 0,118. 4. Среднее число заявок в очереди: =0,236. 5. Среднее время ожидания заявки в очереди: = 0,472 мин. 6. Среднее время пребывания заявки в СМО: смо=0,472+3=3,472 мин. 7. Среднее число свободных каналов: = 3 - 1,5 = 1,5. 8. Коэффициент занятости каналов обслуживания: 9. Среднее число посетителей в сберкассе: = 0,236+1,5=1,736 чел. Ответ. Вероятность простоя контролеров-кассиров равна 21% рабочего времени, вероятность посетителю оказаться в очереди составляет 11,8%, среднее число посетителей в очереди 0,236 чел., среднее время ожидания посетителями обслуживания 0,472 мин. Рассмотрим задачу с применением СМО с ожиданием и с ограниченной длиной очереди. Пример 33. Магазин получает ранние овощи из пригородных теплиц. Автомобили с грузом прибывают в разное время с интенсивностью λ=6 машин в день. Подсобные помещения и оборудование для подготовки овощей к продаже позволяют обрабатывать и хранить товар, привезенный двумя автомашинами (т = 2). В магазине работают три фасовщика (п = 3), каждый из которых в среднем может обрабатывать товар с одной машины в течение обс=4ч. Продолжительность рабочего дня при сменной работе составляет 12 ч. Определить, какова должна быть емкость подсобных помещений, чтобы вероятность полной обработки товаров была Р*обс ≥0.97. Решение. Определим интенсивность загрузки фасовщиков: ρ=λ/μ = 6/3=2, μ = l/ обс=(1/4)•12=3 авт./дн. 1. Найдем вероятность простоя фасовщиков при отсутствии машин (заявок): 2. Вероятность отказа в обслуживании:
Р отк = Рп+т = 0,128· = 0,075. 3. Вероятность обслуживания: Робс = 1 - 0,075 = 0,925. Так как Робс =0,925< Р*обс =0,97, произведем аналогичные вычисления для т =3, получим Ро = 0,122, Р отк= 0,048, Робс = 0,952. Так как Робс = 0,952 < Р*обс = 0,97, примем m = 4. Для этого случая Р0 =0,12, Ротк =0,028, Робс =0,972, 0,972>0,97, емкость подсобных помещений необходимо увеличить до m= 4. Для достижения заданной вероятности обслуживания можно увеличивать число фасовщиков, проводя последовательно вычисления СМО для п = 4, 5 и т.д. Задачу можно решить, увеличивая емкость подсобных помещений, число фасовщиков, уменьшая время обработки товаров. Найдем остальные параметры СМО для рассчитанного случая при Р0 = 0,12, Ротк = 0,028, Робс = 0,972. 4. Абсолютная пропускная способность: А =0,972·6=5,832 авт./дн. 5. Среднее число занятых обслуживанием каналов (фасовщиков): зан = 5,832/3 = 1,944. 6. Среднее число заявок в очереди: 7. Среднее время ожидания обслуживания: оч = = 0,09 дн. 8. Среднее число машин в магазине: = 0,548 + 1,944 = 2,492 авт. 9. Среднее время пребывания машины в магазине: смо= дн. Ответ. Емкость подсобных помещений магазина должна вмещать товар, привезенный 4 автомашинами (т = 4), при этом вероятность полной обработки товара будет Робс = 0,972. Задачи для самостоятельного решения Решить задачи 1-19 в предположении, что поток поступающих заявок является простейшим, и длительность обслуживания одной заявки распределена по показательному закону. 1. Дежурный по администрации города имеет пять телефонов. Телефонные звонки поступают с интенсивностью 90 заявок в час, средняя продолжительность разговора составляет 2 мин. Определить показатели дежурного администратора как объекта СМО. 2. На стоянке автомобилей возле магазина имеются 3 места, каждое из которых отводится под один автомобиль. Автомобили прибывают на стоянку с интенсивностью 20 автомобилей в час. Продолжительность пребывания автомобилей на стоянке составляет в среднем 15 мин. Стоянка на проезжей части не разрешается. 3. Определить среднее количество мест, не занятых автомобилями, и вероятность того, что прибывший автомобиль не найдет на стоянке свободного места. 4. АТС предприятия обеспечивает не более 5 переговоров одновременно. Средняя продолжительность разговоров составляет 1 мин. На станцию поступает в среднем 10 вызовов в с.
5. Определить характеристики АТС как объекта СМО. 6. В грузовой речной порт поступает в среднем 6 сухогрузов в сутки. В порту имеются 3 крана, каждый из которых обслуживает 1 сухогруз в среднем за 8 ч. Краны работают круглосуточно. 7. Определить характеристики работы порта как объекта СМО и в случае необходимости дать рекомендации по улучшению его работы. 8. В службе "Скорой помощи" поселка круглосуточно дежурят 3 диспетчера, обслуживающие 3 телефонных аппарата. Если заявка на вызов врача к больному поступает, когда диспетчеры заняты, то абонент получает отказ. Поток заявок составляет 4 вызова в минуту. Оформление заявки длится в среднем 1,5 мин. 9. Определить основные показатели работы службы "Скорой помощи" как объекта СМО и рассчитать, сколько потребуется телефонных аппаратов, чтобы удовлетворить не менее 90% поступающих вызовов врачей. 10. Салон-парикмахерская имеет 4 мастера. Входящий поток посетителей имеет интенсивность 5 человек в час. Среднее время обслуживания одного клиента составляет 40 мин. Определить среднюю длину очереди на обслуживание, считая ее неограниченной. 11. На автозаправочной станции установлены 2 колонки для выдачи бензина. Около станции находится площадка на 2 автомашины для ожидания заправки. На станцию прибывает в среднем одна машина в 3 мин. Среднее время обслуживания одной машины составляет 2 мин. 12. Определить характеристики работы автозаправочной станции как объекта СМО.
1) не поступит ни одного звонка;
2) поступит четыре звонка; 3) поступят, по крайней мере, три звонка. 17. Постройте размеченный граф состояний:
18. Составьте уравнение Колмогорова и найдите финальные вероятности, учитывая то, что они постоянны. 19. Построить размеченный граф состояний для станка, который находится в рабочем состоянии, если исправны 3 его узла, каждый их которых в случайный момент времени может выйти из строя, после чего мгновенно начинается ремонт его узла. Найти интенсивности потоков событий, если среднее время безотказной работы узлов t1=2 ч, t2=3 ч, t3=4 ч, а среднее время ремонта узлов Т1=1/2 часа, Т2=1/3 часа, Т3=4 часа. Составить уравнения Колмогорова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|