Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы представленных ЦОР и их характеристики




Содержание

I. Общие методические рекомендации по использованию ЦОР. 3

1.1. Типы представленных ЦОР и их характеристики. 3

1.2. Методические и дидактические аспекты ЦОР презентационного характера 4

1.3. Методические рекомендации по подготовке и применению на уроке ЦОР презентационного характера. 6

1.4. Методические рекомендации по возможным способам использования ЦОР презентационного характера. 8

Инструкция по установке. 9

Инструкция по эксплуатации. 9

Примерный поурочно-тематический план. 10

Методические рекомендации по вариативному использованию ЦОР. 21

Раздел I. Технология решения творческих задач. 21

Раздел II. Экологические проблемы. Природоохранные технологии. 52


I. Общие методические рекомендации
по использованию ЦОР

Типы представленных ЦОР и их характеристики

В поддержку изучения предмета "Технология" для 11 класса созданы цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) разного типа и формата. Перечислим их и кратко охарактеризуем:

а) мультимедийные презентации, формат pps, реализованы средствами программы MS Power Point. По своей структуре и методике работы отчасти напоминают традиционные диафильмы и слайдфильмы. Но содержание слайдов презентации демонстрируется с анимационными эффектами, включает элементы мультимедиа (сочетание текста, статичной и анимационной графики, звука, видео). Также принципиальное отличие и достоинство компьютерной презентации в том, что работа со слайдами включает элементы интерактивности на основе работы с гиперссылками. Так, на каждом слайде презентации в нижнем углу, как правило, есть кнопка возврата к предыдущему слайду или перехода на следующий слайд, или возврат в интерактивное содержание презентации. В тексте могут быть выделения отдельных слов другим цветом и/или подчеркиванием, что означает базовый термин или гиперссылку. Если при наведении курсора на этот термин он меняет вид со стрелки на указательный палец, то это гиперссылка. Щелчок мышкой по этому элементу позволяет перейти на слайд с интересующей информацией или вызвать справку. На последнем слайде (в отличие от диафильмов) нет вопросов для закрепления; их надо предложить учащимся перед просмотром, зачитав или написав на доске;

б) графические анимационные интерактивные документы в формате flash. Например, анимированные схемы, изображения. Содержимое файла подвижно и напоминает мультипликацию или фильм. Некоторые Flash обладают интерактивными компонентами: позволяют двигать некоторые элементы, расставляя их по соответствующим местам, увеличивать на основе эффекта лупы и др. В больших по объему Flash внизу кадра есть кнопка «далее», позволяющая после просмотра и работы с ним перейти к следующему блоку информации. На последней странице появляется кнопка «повтор», что позволяет второй раз просмотреть информацию;

в) графические изображения (форматы jpg, gif) – отдельные фото и сканированные снимки, коллажи, фотоколлекции. Представляют собой простые иллюстрации, снабженные небольшими пояснениями. На уроке могут заменять плакаты, таблицы, слайды;

г) гипертекстовые документы для чтения с экрана компьютера (форматы pdf, html, doc), а также для формирования электронной учебно-методической базы по технологии.

Некоторые документы в формате doc предназначены для распечатки с целью формирования раздаточных учебных материалов для урока, а также для формирования методической базы школьного кабинета по технологии.

Документы в формате html – текстовые, иллюстрированы фотографиями или рисунками, предназначены прежде всего для чтения с экрана, т.к. реализованы по технологии гипертекста. Т.е. насыщены интерактивными гиперссылками, позволяющими нарушать линейный просмотр документа (щелчком по ссылке «перескакивать» в желаемое место документа, выбирать необходимую степень подробности изучения). ЦОР в данном формате часто заменяет справочник или дидактическую информационную карточку, что и определяет особенности работы с ними (фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа).

д) трехмерные модели Dcr – компьютерные изображения, позволяющие увидеть динамику процесса или строение объекта, а также интерактивно просмотреть объект со всех сторон. Как правило, эти ЦОР интерактивны. Например, учащиеся или учитель может мышкой менять положение объекта в пространстве, поворачивать и рассматривать его со всех сторон (достигается максимальная степень наглядного представления изучаемого).

Перечисленные ЦОР разработаны для использования в различные моменты урока, для поддержки аудиторного обучения и самостоятельной работы учащихся, для поддержки работы учителя и учеников.

 

1.2. Методические и дидактические аспекты ЦОР
презентационного характера

Среди разработанных ЦОР преобладают учебные продукты презентационного (демонстрационного) характера, построенные на основетехнологии мультимедиа, компьютерной графики. Поэтому более подробно рассмотрим методические аспекты их использования.

Сначала поясним основные термины, которые будут далее использоваться.

Термин "мультимедийный" означает комплексное представление информации, сочетание в одном компьютерном продукте информации разных типов – графики, анимации, звука, видео, текста. Например, как в ЦОР типа "мультимедиа-презентация".

ЦОР " обучающая мультимедиа-презентация " (ОМП) означает представление учебной информации посредством компьютера, состоящее в смене слайдов на экране, которые передают учебный материал в интерактивной мультимедиа-форме, объединены определенной темой и единым дизайном. Другими словами, это опосредованная экраном демонстрация учебной информации, когда её содержание передаётся преиму­щественно иллюстративно в сочетании с лаконичным гипертекстом, возможно, интерактивно. Такое изобразительное мультимедиа-истолко­вание учебного материала производится посредством компьютерных технологий с целью её более эффективного представления, нежели традиционными способами. Синоним ОМП - " слайд-шоу "(от англ. show - зрелище) подчеркивает, что материал излагается в форме зрелищного мультимедиа-представления, рассчитанного не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие.

Ходом представления ОМП на уроке гибко руководит педагог, сопровождая своими комментариями, пояснениями.

Мультимедиа-презентациязнаний - это не только технологически новый способ формирования визуальной информации, но и новая форма наглядного представления знаний с позиций дидактики, соответственно, принцип наглядности обретает новые качества. ОМП обладает рядом новых специфических возможностей, свойств, вытекающих из специфики компьютерных технологий (синтез разных типов информации в одном продукте, интерактивность, нелинейное постро­ение на основе гиперссылок, разделенность передачи материала во времени, необычайная выразительность графики и пр.). Перечислим специфические черты такой мультимедиа-наглядности:

· гибкость, адаптивность к поль­зователю (индивидуализация обучения),

· демократичность (свобода построения сво­ей траектории познания);

· интерактивность (возможность "раздвигать" экран в интересуемом направлении, "общаться" с наглядной формой);

· интеллектуальность (запрограммированная логика обучения);

· когнитивность (наталкивает на формулировку гипотез о механизмах, скрытых за динамикой наблюдаемых картин);

· ведущая роль в передаче учебного содержания;

· инсценированное событийное представление материала; динамизм;

· изначальная художественность;

· синтезированная природа (синтез разных типов информации; пространства и времени; понятийного и образного; науки и визуальных искусств; информативности, эмоциональности и эстетики);

· "правополушарность" (активизация интуитивно-образных механизмов постижения истины).

Перечисленные черты характерны новой экранной культуре наглядного представления знаний в образовании.

 

Итак, современный учитель технологии в плане использования новых наглядных презентационных средств обучения должен понимать, в частности, суть их эффективного учебного воздействия:

1) оригинально, увлекательно поданный материал запоминается непроизвольно, надолго, иногда на всю жизнь; а такое представление вовлекает пользователя, он забывает, что учится;

2) наша память ассоциативна – лучше запоминается и понимается материал, который запечатлелся в воображении в виде ярких, знакомых образов;

3) образы учебной темы легко и естественно воспринимаются, усваиваются, если увязаны между собой во взаимосвязанную систему, инсценированную в цельную сюжет-композицию.

1.3. Методические рекомендации по подготовке и
применению на уроке ЦОР
презентационного характера

Общие методические рекомендации:

· при подготовке к уроку для адаптации под целевую аудиторию (их подготовленность, профессиональную направленность), под форму использования ЦОР и пр. частные условия при необходимости ЦОР можно оперативно отредактировать (ЦОР "открыты" для редактирования);

· следует согласовать планируемые действия с заложенной в ОМП программой управления познавательной деятельностью обучаемых;

· согласно выбранной логике объяснения темы урока заранее запланировать основной вариант навигации по ОМП и разобрать случаи гибкого изменения навигации в зависимости от возможной реакции аудитории, её вопросов, возвращения к важным моментам и т.п.;

· продумать сопутствующие демонстрации пояснения, вопросы;

· продумать такую стратегию демонстрации ЦОР, чтобы максимально использовать свойство интерактивности программы для стимулирования познавательного интереса;

· мультимедиа-презентацию ЦОР производить в соответствующий момент занятия и в течении запланированного отрезка времени;

· темп и содержание демонстрации не должны приводить к перегрузке обучаемых информацией (иначе она не будет усвоена); следует ориентироваться на объём внимания, "пропускную" способность человека к восприятию информации;

· исключить превращение мультимедиа-демонстрации в киноурок - в длительное пассивное наблюдение аудиторией потока вещаемой информации. Учитель должен гибко интерактивно руководить демонстрацией, взаимодействовать с аудиторией, дискутировать;

· заранее продумать речевые сообщения учителя, чтобы оптимально сочетать устную и визуальную составляющие в процессе обучения.

Т.к. слово учителя - необходимое условие и средство повышения эффективности любых аудиовизуальных средств, осознанности восприятия и усвоения их содержания, управления познавательной деятельностью, то учитель с помощью слова может:

а) или руководить наблюдением учащихся(а знания об объекте они получают в процессе самого наблюдения),

б) или сообщать сведения о наблюдаемом, т.к. они непосредственно не воспринимаются.

При подготовке к уроку следует проанализировать наглядный мультимедиа-материал и там, где он неочевиден, не передаёт непосредственно сути, взаимосвязей в изучаемом, продумать пояснения, запланировать их. Они должны либо вести обучаемых к осмысливанию взаимосвязей, которые не могут быть получены непосредственно при просмотре; либо полностью сообщать сведения о связях между явлениями и делать соответствующие выводы - это зависит от подготовки учащихся, дидактической задачи, ситуации. Но если 1-й случай возможен, ему надо отдавать предпочтение.

Речь учителя нужна в случаях, когда надо:

- подчеркнуть существенные места изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;

- связать иллюстрации с содержанием заня­тия; углубить содержание кадра;

- обратить внимание на главные моменты, которые нужно тве­рдо запомнить;

- пояснить непонятные места. Перед и по ходу демонстрации целесообразно задавать вопросы, активизирующие восприятие, мыслительную деятельность обучаемых, привлекать их к нахождению необходимой информации в демонстрируемом материале.

Следует учесть: комментирование голосом анимации и видео увеличивает восприятие информации, а текстом - уменьшает. При этом описательная фун­кция слова, которая без наглядности имеет первостепенное значение, в видео-показе с места события может равняться нулю. Советы по его комментированию отчасти заимствуем из ТВ-журналистики: "Лицо космонавта с орбиты превос­ходит все, что можно в этот момент сказать. Хорошо, если в такие минуты репортер не пытается дублировать его. После - да. Но это будет уже попытка развить впечатление, осмыслить его... Стремления словами описать происходящее на экране, обрушивая на зрителя поток слов, может мешать ему смотреть". Поэтому когда в силу физической достоверности изображение даёт представление о явлении главным образом благодаря показу, в это время словесные пояснения не нужны, изображение говорит само за себя.

Показу мультимедиа-презентации, настроенной на автопоказ (или показу видео-ролика), должно предшествовать краткое вступительное слово с целью пробудить интерес, сделать установку на активное восприятие: восстановить в памяти известные сведения, на которые следует опереться; поставить конкретные задачи для просмотра или поставить проблему; предложить сформулировать определенные положения, определения.

Рекомендации по стадиям работы с мультимедиа-слайдом ОМП:

- стадия 1-я: целостный охват всего слайда (пояснить название слайда; выдержав паузу, подождать завершения развития его динамической композиции, т.е. дать его для первичного целостного восприятия);

- стадия 2-я: рассматривание (объ­яснение слайда, при необходимости - активизация гиперссылок);

- стадия 3-я: синтез деталей (после анализа - возвращение к целостному восприятию слайда в его исходном виде).

 


1.4. Методические рекомендации
по возможным способам использования
ЦОР презентационного характера

 

Выделяют средства обучения для учителя (для более эффективной реализации целей образования) и для обучаемого (индивидуальные средства обучающихся). ОМП - это компьютерная программа, которую может использовать учитель для поддержки своего объяснения материала на занятии.

Но компьютерные технологии придают этим средствам универсальность. ОМП могут использовать и учащиеся для самостоятельного изучения нового материала, для повторения. Ведь им присуща функция "электронного учителя", лектора, интерактивность, интеллектуальность (определенная интерактивная гибкая организация обучения, запрограммированная в ОМП разработчиком) и пр.

ОМП можно эффективно применять не только для сообщения, объяснения нового материала, но и:

1) для наглядного моделирования проблемных ситуаций и путей их разрешения. Уровень реализации дидактического требования проблемности с помощью компьютерных технологий значительно выше, чем при использовании традиционных методов. Ведь возможна яркая наглядная постановка учебной проблемы и не менее яркое представление путей ее решения

При подготовке объяснения с целью повышения активности обучаемых следует заранее продумывать и периодически создавать, распределяя по учебному материалу проблемные ситуации, в которых ответы на поставленные логикой изучения материала вопросы учащиеся должны дать как бы самостоятельно. А при информационной насыщенности мультимедиа периодические вопросы поддерживают концентрацию внимания учащихся, спо­собствуют активному обдумыванию, препятствуя пассивному восприятию.

2) для закрепления, усвоения пройденного. Так, при закреплении материала можно организовать разнообразные и продуктивные формы, включающие:

а) репродуктивный уровень усвоения. При первичном закреплении можно использовать ту же ОМП, что и для объяснения. Но приемы работы с ней меняются, происходит перераспределение ролей. Обучаемый комментирует изображение, припоминая содержание и логику развертывания учебного материала, использует экранное средство как визуальную опору для построения ответа в репродуктивном плане;

б) творческий уровень усвоения. Предложить обучаемым ряд визуальных ситуаций, включающих уже знакомые эмоционально-окрашенные образы пройденного материала в новые отношения, содержащих дополнительную информацию, расширяющих изученный материал, помогающим обучаемым получить более полную картину, преодолеть фрагментарность, рассмотреть структурные связи понятий под непривычным углом зрения.

3) для обучения и поддержки творческих форм деятельности обучаемых. Например, презентация разных заданий для проектных разработок или демонстрация проектирования каких-либо изделий.


Инструкция по установке

Комплект ЦОР совместим с аппаратным и программным обеспечением, поставленным Министерством образования РФ в школы Российской Федерации в 2001-2004 гг., с характеристиками: процессор Intel Celeron 700 MHz; оперативная память 128 Mb; объем жесткого диска 20 Gb; устройство для чтения CD-ROM; видеоадаптер SVGA; манипулятор «мышь»; операционная система Windows 2000; XP; Alt Linux.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...