Раздел I. «Технология решения творческих задач»
Пояснительная записка. Раздел «Технология решения творческих задач» изучается в 1 четверти, в течение 16 уроков (16 часов). Структура урока и его содержание – это творчество учителя. В своих поурочных разработках мы только предлагаем возможный план его проведения и использование ЦОРов. Каждый учитель вправе решать, какой именно материал наиболее логично вписывается в структуру им разработанного урока. В наших методических разработках по структуре большинство уроков комбинированные. Назначение ЦОРов разнообразно. Для каждого урока разработано 5 ЦОР. Как правило, из них первый и второй ЦОР - демонстрационный материал (презентация в формате), третий ЦОР чаще по объёму небольшой, но тоже может либо демонстрироваться на общем экране, либо использоваться для изучения индивидуально каждым учеником на совеем ПК. Четвёртый ЦОР – это чаще материал, который учителю рекомендуется распечатать и использовать как дидактический раздаточный. Пятый ЦОР – либо материал для самостоятельного внеурочного изучения, либо тест для контроля усвоения знаний и умений (их можно использовать либо на данном уроке, либо на следующем). Поскольку школы по-разному оснащены компьютерной техникой, то мы один урок рассматриваем в трёх вариантах: - вариант 1: в классе один компьютер, оснащённый мультимедийным комплексом; - вариант 2: урок проводится в компьютерном классе (за одним ПК - двое учащихся, учитель в роли организатора, консультанта и контролера); - вариант 3: традиционный урок, в классе не компьютеров. ЦОР изучаются во внеурочное время. Остальные уроки приводятся по первому варианту (в классе один компьютер, оснащённый мультимедийным комплексом).
Урок 2. Метод мозговой атаки (МА)
Цель: сформировать необходимые знания и умения решать творческие задачи метод МА. Задачи обучения: Ø Рассмотреть теоретический материал о методе МА. Ø Научить использовать при решении творческих задач метод МА. Ø Развивать творческие способности учащихся. Цифровые образовательные ресурсы: ЦОР 11-106 "Основы метода мозговой атаки" ЦОР 11-107 "Приёмы, способствующие генерации идей". ЦОР 11-108 "Вопросы для построения формулировки задачи". ЦОР 11-109 "Алекс Осборн ". ЦОР 11-110 "История появления метода мозгового штурма. Пример мозгового штурма". Вариант I: в классе стоит 1 компьютер, оснащенный мультимедийным комплексом.
Ход урока I. Организационный момент. 1. Подготовка дежурными рабочих мест 2. Подготовка учащихся к занятию. 3. Получение сведений об отсутствующих. 4. Решение задач-разминок для развития творческого воображения. 5. Сообщение темы, цели и задач урока. II. Актуализация знаний. Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала в ходе беседы обсудим следующие вопросы: 1. В каком случае будут предложено больше различных идей, методов разрешения проблемы – при её коллективном решении или при решении в одиночку? 2. Вы смотрели передачу "Что? Где? Когда?"? 3. Помогает ли участникам цепная реакция идей, возникающая при коллективном обсуждении проблемы? III. Объяснение нового материала. 1. Разъяснить: ü суть метода МА; ü психологический эффект, положенный в основу метода МА; ü цель метода МА; ü метод А.Осборна "прямой мозговой штурм" с разделением во времени процессов генерирования идей и их критической оценки. При объяснении выше перечисленных вопросов рекомендуем демонстрировать на большом экране слайды презентации ЦОР 11-106 "Основы метода мозговой атаки", ЦОР 11-109 "Алекс Осборн ";
ü план действий по методу МА (рассмотреть с учащимися блок-схему "План действий по методу МА" в учебнике); ü правила мозгового штурма. IV. Практическая работа. 1. На основе тестов выделить группу учеников-генераторов идей и группу учеников-аналитиков. 2. Организовать мозговой штурм. Поставить перед учащимися проблему (творческую задачу), которую они должны решить методом МА. При организации мозгового штурма рекомендуем использовать ЦОР 11-107 "Приёмы, способствующие генерации идей". При непосредственном проведении мозговой атаки, перед этапом генерации идей учащимися спроецировать на экран ЦОР 11-108 "Вопросы для построения формулировки задачи" и оставить слайд на экране, пока не завершится этот этап штурма. V. Домашнее задание. 1. Изучить ЦОРы: ЦОР 11-106 "Основы метода мозговой атаки" ЦОР 11-107 "Приёмы, способствующие генерации идей". ЦОР 11-110 "История появления метода мозгового штурма. Пример мозгового штурма". Примечание: ЦОРы 11-106, 11-107 рекомендуется просмотреть учащимся повторно (на уроке они уже изучали новую тему с их использованием). Во внеурочное время они имеют возможность просмотреть эти ЦОРы презентационного характера в своём темпе, по желаемой траектории изучения, просмотреть все ссылки (т.е. представляется возможность гибко задействовать в учебных целях технологию гипертекста). ЦОР 11-110 "История появления метода мозгового штурма. Пример мозгового штурма" – это дополнительный учебно-познавательный материал для самостоятельного внеурочного изучения. При этом при оглашении домашнего задания учитель должен объяснить, где хранится файл с этим ЦОР и рекомендовать учащимся его либо скопировать для изучения на домашнем ПК, либо изучить в школьном компьютерном классе. 2 (дополнительное задание, по желанию). Составить кроссворд или ребусы по материалу изученной темы.
Вариант II: урок проводится в компьютерном классе (за одним ПК – двое учащихся, учитель в роли организатора, консультанта и контролера).
Ход урока и стратегия объяснения новой темы могут совпадать с вариантом II, но ЦОРы демонстрационного характера учащиеся рассматривают не на центральном экране, а на мониторах компьютеров, за которыми они сидят.
При этом учитель может организовать работу с ЦОР по 3-м вариантам: 1) демонстрировать слайды одновременно на всех ПК по ходу объяснения учителя. Организуется, например, на основе программы MS Net Meeting. При этом учитель на главной машине в нужном темпе сменяет слайды, активизирует нужные ссылки и пр. Все это параллельно демонстрируется на экранах учеников; 2) если ученики заняли все ПК, отсутствует главный ПК учителя. Тогда учитель может предложить ученикам в нужный момент урока запустить на своих ПК презентации и управлять ими самостоятельно. При этом по ходу объяснения учитель командует, когда ученикам следует открыть каждый следующий слайд, на что обратить внимание на экране в данный момент и т.п.; 3) можно организовать самостоятельную работу в классе, даже при изучении нового материала. План урока при этом меняется. На доске для каждого этапа работы можно начертить таблицы, но лучше подготовить дидактические карточки с заданиями для каждого ЦОРа и вопросы, по которым будет проводиться беседа. Перед началом работы следует проинструктировать учащихся по содержанию карточек и характеру отчета по ним. Ход урока
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|