I. Организационный момент.
1. Подготовка дежурными рабочих мест. 2. Подготовка учащихся к занятию. 3. Получение сведений об отсутствующих. 4. Решение задач-разминок для развития творческого воображения. 5. Сообщение темы, цели и задач урока. II. Актуализация знаний. 1. Допустим, домашнее задание вы не выучили. При ответе на уроке помогут ли вам опорные вопросы, наводящие на размышление? 2. В каком случае легче изучить объект, или в каком случае он будет изучен более целенаправленно, системно, и возможно, будут предложены методы его совершенствования, – если предложены опорные вопросы для анализа объекта или без них? 3. Как понимать утверждение, что искусно заданный вопрос помогает придти к истине? III. Объяснение нового материала. 1. Разъяснить: ü суть метода контрольных вопросов. Использовать ЦОР 11-112 "Портрет Сократа". ü назначение и основа эффективности контрольных вопросов; ü как и с какой целью можно сочетать этот метод с методом МА. 2. Рассмотреть: ü список контрольных вопросов А. Осборна; ü список контрольных вопросов Т. Эйлоарта. IV. Практическая работа. 1. Изучение двух списков контрольных вопросов - А. Осборна и Т. Эйлоарта. 2. Поставить перед учащимися проблему (творческую задачу), организовать процесс её решения методом контрольных вопросов. V. Домашнее задание. 1. Изучить ЦОРы: ЦОР 11-111 "Основы метода контрольных вопросов". ЦОР 11-114 "Древнейший метод решения творческих задач - метод проб и ошибок". ЦОР 11-115 Формулировка задач (постановка проблем), требующих творческого решения. 2. С помощью поисковых служб сети Интернет найти информацию по пройденной теме урока для формирования реферата или сообщения (сообщение готовится к следующему уроку, на 5 минут; рефераты могут выкладываться на сервер компьютерной сети школы для всеобщего доступа, для формирования учебно-методической базы по предмету).
Урок 4.
Цель: сформировать необходимые знания и умения решать творческие задачи методом обратной мозговой атаки. Задачи обучения: Ø Рассмотреть теоретический материал о методе обратной мозговой атаки. Ø Научить использовать при решении творческих задач метод обратной мозговой атаки. Ø Развивать творческие способности учащихся. Цифровые образовательные ресурсы: ЦОР 11-116 "Поиск недостатков – ключ к совершенству". ЦОР 11-117 "Как при решении задач действует инерция мышления". ЦОР 11-118 Постановка проблемных заданий, требующих творческих проектных разработок. ЦОР 11-119 Тест. 11-120 "Инерция мышления при решении творческих задач". Ход урока I. Организационный момент. 1. Подготовка дежурными рабочих мест 2. Подготовка учащихся к занятию. 3. Получение сведений об отсутствующих. 4. Решение задач-разминок для развития творческого воображения. 5. Сообщение темы, цели и задач урока. II. Актуализация знаний. 1. Как объяснить утверждение: "Поиск недостатков – ключ к совершенству"? 2. Почему в обществе, в СМИ приветствуется такое направление как критика (конструктивная)? 3. Способствует ли процессам развития такое явление как привыкание к недостаткам? 4. Можно ли критику считать одним из движущих элементов прогресса? III. Объяснение нового материала. 1. Разъяснить: ü суть метода обратной мозговой атаки. При решении каких задач может использоваться метод обратной МА; примеры. Использовать ЦОР 11-116 "Поиск недостатков – ключ к совершенству";
ü психологическая инерция мышления как основная помеха при решении изобретательских задач по поиску недостатков у объекта и их устранению. Использовать ЦОР 11-117 - презентацию, вскрывающую, как при решении задач действует инерция мышления (на слайдах - "показательные" задачи и появляющиеся отсрочено во времени их решения); ü "диверсионный" метод как разновидность метода обратной МА, цели его использования; ü недостатки метода обратной МА. IV. Практическая работа. 1. Изучение презентации с задачами и их решениями, вскрывающими действие инерции мышления. Использовать ЦОР 11-118 - постановка на слайдах презентации проблемных заданий, требующих творческих проектных разработок. 2. Поставить перед учащимися следующую проблему: "В учебных мастерских школы ребята изготавливают различные изделия. Выберите какие-то конкретные изделия (лучше, если они изготавливаются для реализации) и с помощью метода обратной МА исследуйте их с целью совершенствования, улучшения эксплуатационных качеств, дизайнерской проработки и т.д.". Организовать процесс решения проблемы в форме деловой игры с использованием метода обратной МА. 3. Тестирование учащихся. Использовать ЦОР 11-119 - тест на контроль усвоения знаний по пройденным темам № 1-4. V. Домашнее задание. 1) Изучить ЦОРы: 11-116 "Поиск недостатков – ключ к совершенству". 11-117 "Как при решении задач действует инерция мышления". 11-120 "Инерция мышления при решении творческих задач". 2) Составить кроссворд или ребусы по материалу изученной темы. 3) Самотестирование в компьютерном классе (самоконтроль). Использовать ЦОР 11-119 "Тест на контроль усвоения знаний по пройденным темам".
Урок 5. Синектика
Цель: сформировать необходимые знания и умения решать творческие задачи методом синектики. Задачи обучения: Ø Рассмотреть теоретический материал о методе синектики. Ø Научить использовать при решении творческих задач метод синектики. Ø Развивать творческие способности учащихся. Цифровые образовательные ресурсы: 11-121 "Основы метода синектики" (или "Типы аналогий, используемые синектиками"). 11-122 "Центральный термин метода синектики – аналогия".
11-123 "Ход решения синектической задачи". 11-126 Тест. 11-127 "Изобретения природы и их использование человеком". Ход урока I. Организационный момент. 1. Подготовка дежурными рабочих мест 2. Подготовка учащихся к занятию. 3. Получение сведений об отсутствующих. 4. Решение задач-разминок для развития творческого воображения. 5. Сообщение темы, цели и задач урока. II. Актуализация знаний. Иногда люди в общении (а не только на уроках) объясняют другу другу что-то новое. При этом часто, чтобы собеседник быстрее и лучше понял, используют приём аналогии. То есть для объяснения приводят аналогичные примеры, ранее уже известные собеседнику из жизни. Чем помогает при освоении нового этот приём перенесения признаков, свойств чего-то ранее известного в новое, познаваемое?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|