III. Объяснение нового материала.
1. Разъяснить: ü понятие "алгоритм"; ü АРИЗ – определение метода, его автор; на что ориентирует этот метод при решении технических задач. Использовать ЦОР 11-157 - портрет писателя-фантаста Г.С. Альтшуллера, разработавшего метод АРИЗ; ü понятие "техническое противоречие (ТП)"; решение задачи как поиск, уточнение и устранение ТП; связь ТП и процесса решения задачи методом АРИЗ; понятие технической системы; что происходит в ней при попытке улучшить одну её часть; ü физическое противоречие как причина ТП; ü ориентировка на идеальный конечный результат как отличие действий человека по АРИЗ; ü суть метода АРИЗ; ü процедуры АРИЗ; Использовать ЦОР 11-156 "Процедуры АРИЗ" – презентация с интерактивной (разворачивающейся) блок-схемой; ü приёмы моделирования ситуаций (операторы РВС; метода ММЧ; вепольный анализ); ü принцип действия оператора РВС; Использовать ЦОР 11-158 "Операторы РВС" – презентация (или буклет). ü характеристика изменения представления о технической системе при помощи метода ММЧ; ü составляющие веполя. Роль поля и второго вещества по отношению к первому веществу. Использовать ЦОР 11-159 "Вепольный анализ". ü правила АРИЗ; ü сравнительная характеристика не- и алгоритмических методов решения творческих задач. IV. Практическая работа. 1. Изучение процедур АРИЗ. 2. Решение поставленных учителем задач с привлечением процедур АРИЗ, приёмов моделирования ситуаций (методов "операторы РВС", "ММЧ", "вепольный анализ"). Рекомендуем предложить учащимся решить следующие задачи: 2.1. Ловля рыбы в местах ее большого скопления – истинное удовольствие. Одним из таких мест являются лагуны, выходящие к морю, где есть прекрасные условия для разведения рыбы. Но подрастая, рыба уходит из лагуны в море. С незапамятных времен рыбаки используют разные способы, чтобы удержать рыбу: ставят сети, используют приманки, засаживают выход живым растительным забором. Хорошо, если лагуна узким проходом выходит к морю, а если выход составляет десятки километров, сети уже не поставишь, да и поставив, только затруднишь судоходство. Как быть?
2.2. Гирлянды высоковольтных изоляторов на воздушных линиях передач надо периодически очищать от загрязнения, т.к. возможен пробой. Как это можно делать? V. Домашнее задание. 1. Изучить ЦОРы: ЦОР 11-156 "Процедуры АРИЗ". ЦОР 11-158 "Операторы РВС". ЦОР 11-159 "Вепольный анализ". ЦОР 11-160 "Преодоление технических противоречий как движущая сила развития техники и изобретательства".
2. Решить следующие задачи с привлечением процедур АРИЗ, приёмов моделирования ситуаций (методов "операторы РВС", "ММЧ", "вепольный анализ"). 2.1. В интереснейшей книге «Злой дух Ямбуя» автор, Г.Федосеев, описывает старого охотника, с которым случилась беда – он оглох. В тайге – это верная смерть. Чтобы собака обнаружила зверя, ее надо отпустить, но ее лай он не услышит. Значит, ее надо видеть, а для этого держать при себе. Противоречие! Карарбах (так звали охотника) голодал, думал и, наконец, решил его. Как?
Урок 13. Изобретения.
Цель: сформировать необходимые знания и умения в области правовых основ изобретательства. Задачи обучения:
Ø Рассмотреть теоретический материал из области правовых основ изобретательства. Ø Научить описывать изобретения в установленной законодательством форме и правилам с целью регистрации изобретений. Ø Развивать правовую и технологическую культуру учащихся. Цифровые образовательные ресурсы: ЦОР 11-161 "Из истории изобретений" (примеры известных изобретений с описаниями) или "Из истории патентного права"; ЦОР 11-162 "Патентное право". ЦОР 11-163 "Мир технических решений: что считается изобретением?". ЦОР 11-164 - электронная форма с защищёнными полями, содержащая бланк с планом описания изобретения. ЦОР 11-165 "Патенты. Сроки действия патентов" с фото авторского свидетельства. Ход урока I. Организационный момент. 1. Подготовка дежурными рабочих мест 2. Подготовка учащихся к занятию. 3. Получение сведений об отсутствующих. 4. Проверка домашнего задания. 5. Решение задач-разминок для развития творческого воображения. 6. Сообщение темы, цели и задач урока. II. Актуализация знаний. 1. Что бы было, если бы новые изобретения нигде не регистрировались? 2. Как вы поступите, если ваша творческая деятельность приведёт к созданию объективно или субъективно нового? III. Объяснение нового материала. 1. Разъяснить: ü какое новшество может быть признано изобретением; Использовать ЦОР 11-163 "Мир технических решений: что считается изобретением?" – презентация (или буклет). ü понятие "патент"; цель выдачи (и получения) патента; ü критерии патентоспособности (новизна, промышленная применимость, неочевидность); Использовать ЦОР 11-162 "Патентное право" – презентация (или буклет для последующей распечатки). ü понятие "формула изобретения"; ü изобретения-аналоги, аналоги-прототипы; ü патентный поиск, на какие вопросы он помогает ответить изобретателю; ü МПК, состав кода изобретения в МПК; ü заявка на изобретение, составляющий её набор документов; ü план описания изобретения; Использовать ЦОР 11-164 - электронная форма с защищёнными полями (формат *.dot), содержащая бланк с планом описания изобретения (ученик в роли изобретателя может для описания изобретения вводить данные только в спец. отведённые поля, остальные поля недоступны для редактирования).
ü понятие "рационализаторское предложение", его признаки, форма подачи, регистрация, основание для оплаты; ü предложения, не признающиеся рационализаторскими. IV. Практическая работа. 1. Рассмотрение организации сборников, описывающих изобретения. 2. Моделирование ситуации: вы изобрели объект (объект подбирает сам ученик по желанию), и вам следует описать изобретение по установленному плану (бланку). Использовать ЦОР 11-164 - электронная форма с защищёнными полями (формат *.dot), содержащая бланк с планом описания изобретения (ученик в роли изобретателя может для описания изобретения вводить данные только в спец. отведённые поля, остальные поля недоступны для редактирования). V. Домашнее задание. 1. Изучить ЦОРы: ЦОР 11-161 "Из истории изобретений" (примеры известных изобретений с описаниями) или "Из истории патентного права"; ЦОР 11-162 "Патентное право". ЦОР 11-163 "Мир технических решений: что считается изобретением?". ЦОР 11-164 - электронная форма с защищёнными полями, содержащая бланк с планом описания изобретения. ЦОР 11-165 "Патенты. Сроки действия патентов" с фотографией авторского свидетельства.
2. Описать пример рационализаторского предложения (любого). В описании указать цель усовершенствования, описание технического решения и сведения об экономическом и др. положительном эффекте. 3. Составить кроссворд или ребусы по материалу изученной темы.
Урок 14. Создание творческого проекта Цель: сформировать необходимые знания и умения разрабатывать проекты из области технология решения творческих задач и изобретательства. Задачи обучения: Ø Рассмотреть теоретический материал о проектировании как о предпринимательской деятельности в современных условиях. Ø Научить излагать, обосновывать выбранный для разработки проект (из области изобретательства, технология решения творческих задач). Ø Развивать способности самостоятельно анализировать тематики проектов, выбирать посильный и интересный проект, применять для поиска решения творческой изобретательской задачи (проекта) изученные методы ТРИЗ. Развивать аналитическое мышление и творческие способности учащихся.
Цифровые образовательные ресурсы: ЦОР 11-166 "Что такое проект, проектирование?". ЦОР 11-167 "Этапы проекта". ЦОР 11-168 "Проектирование как акт предпринимательства". ЦОР 11-169 "Что такое "человеческий фактор"?" ЦОР 11-170 "Учет человеческого фактора при проектировании". ЦОР 11-171 "Требования научного подхода к проектированию". ЦОР 11-172 "Антиподы проектирования". ЦОР 11-173 Банк идей творческих проектов по теме "Технология решения творческих задач и изобретательства.
Ход урока I. Организационный момент. 1. Подготовка дежурными рабочих мест 2. Подготовка учащихся к занятию. 3. Получение сведений об отсутствующих. 5. Решение задач-разминок для развития творческого воображения. 6. Сообщение темы, цели и задач урока. II. Актуализация знаний. 1. Зачем люди занимаются проектированием? Когда возникает необходимость проектирования объектов? 2. Правильно ли утверждение, что вся жизнь человека – это череда проектов?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|